Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Внимание. 8 страница




Не каждое, раздражение вызывает соответствующее ощущение; для того, чтобы получилось ощущение, раздражение должно быть известной силы; пока сила раздражения не достигла определенной степени развития, ощущения не возникает, наименьшая сила раздражения, вызывающая минимальное ощу­щение, носит название минимального или низшего порога раз­дражения. С усилением раздражения усиливаются и ощущения, при чем отношение между силой ощущений и раздражений подчиняется определенному закону, который будет разобран ниже. Однако, нервно-психическая органи­зация такова, что усиление раздражения может восприниматься и развиваться в психический процесс ощущения только до известных пределов 112-113); есть степень или сила раздражения, повышение которой не влечет за собой повы­шения силы ощущения; такое предельное раздражение называется макси­мальным, высшим порогом или пределом раздражения.

Из сказанного ясно, что ощущения могут различаться между собою в ко­личественном отношении; они могут быть едва заметными, слабыми, средними, сильными, весьма сильными и т. д. Напр., различаются оттенки одного и того же цвета; сила звуков музыкального инструмента выражается тер­минами pianissimo, piano, piano forte, forte, fortissimo; болевые ощущения бывают легкими, сильными, нестерпимыми и т. под. Вместе с тем сила ощуще­ний дальше известного наибольшего предела становится несравнимой: нельзя, напр., различить усиление силы света вольтовой дуги выше известных преде­лов, нельзя представить яркость света сильнее солнечного освещения в ясный день, равно как и колебания яркости солнца незаметны, несмотря на проис­ходящие на солнце возмущения; то же самое относится и к звуковым и другим ощущениям; этим, напр., об'ясняется, почему увеличение численного состава хора или оркестра выгодно лишь до известного предела, почему неразличимы известные предельные степени вкуса (сладкого, соленого, горького) и запаха и т. под. Все приведенные примеры относятся к силе или интенсив­ности ощущений. Другое количественное свойство ощущений есть их про­должительность; протекая во времени, ощущения могут быть более или менее длительными.

Ощущения различаются также в качественном 114-115) отношении; качественная разница прежде всего обусловливается происхождением ощуще­ния из раздражения различных органов чувств; отсюда проистекают зритель­ные, слуховые, обонятельные, вкусовые и осязательные ощущения: относи­тельно последних нельзя не согласиться с Ziehen'ом*), что их необходимо расчленить детальнее, так как кожа представляется органом нескольких чувств, правильно было бы говорить о кожно-мышечных ощущениях, как осязательном, болевом, температурном, волосковом и др. Ощущения, обязанные своим происхождением одному и тому же органу чувств, также могут отличаться качественно, напр., ощущения цветов — красного, зеленого, си­него, ощущения вкуса - горького, кислого, сладкого, соленого и т. д.

Возникновение ощущений обычно сопровождается особой психической реакцией, чувственным тоном, определяющим отношение человека, испытывающего ощущение, к этому последнему; отсюда различаются приятные и неприятные ощущения; первые сопровождаются чувством удовольствия, вторые — неудовольствия; могут быть ощущения безраз­личные; обычно они настолько слабы, что не сопровождаются ясно выра­женным чувственным тоном. Ощущения еще могут различаться по своей ло­кализации в пространстве.

Кроме перечисленных источников ощущений, человек получает ряд ощу­щений со стороны внутренних органов; эти ощущения обусловливаются такими раздражениями, как движение внутренних органов, биологические процессы, в них происходящие; при обычных условиях, вернее при хорошем здоровье, эти ощущения мало заметны; человек так привыкает к ним, так сживается с ними, что они ускользают от его внимания; зато при патологических усло­виях, о которых речь будет впоследствии, они имеют большое значение; никто, напр., не чувствует своего кишечника и не думает о нем, пока нарушение его функций не приведет к развитию болей или урчания; никто не ощущает своих суставов, пока они не начнут хрустеть при движениях.

Ziehen**) под названием общих ощущений выделяет ощущение равновесия, ощущение жажды, голода, насыщения, обусловленных раздраже­нием внутренней поверхности пищевода, желудка и отчасти стенок брюшной полости (насыщение), и ощущение утомления.

Раз возникшие ощущения не исчезают бесследно — они запомина­ются; выше было уже указано, что в связи с нервным возбуждением, вызван­ным тем или иным раздражением периферического нервного аппарата, полу­чается в нервных элементах коры головного мозга известное впечатление или отпечаток в виде следа бывшего раздражения; этот след является непосред­ственным субстратом ощущения; вместе с тем в очевидной связи с этим сле­дом находится одно из двух основных свойств способности памяти, известное под названием запоминания. Другое существенное свойство памяти заключается в возможности воспоминания или воспроизведения пережитых ранее ощущений, обусловленной оживлением соответ­ствующих этим ощущениям следов.

Благодаря особому психическому процессу, о котором будет сказано ниже и который протекает, подчиняясь особым определенным законам, ощу­щения соединяются и связываются в группы; предметы внешнего мира оказы­вают влияние на органы чувств различными присущими им качествами; качеств этих бывает обыкновенно несколько, и вызывают они различные ощущения, действуя нередко на различные органы чувств; ощущения, возникающие от од­ного предмета, связываются в один комплекс, являющийся умственным обра­зом, символом предмета или представлением. Конечно, простейшим представлением является представление простого раздражения или связанного с ним ощущения.

Подобно ощущениям, представления запоминаются и вспоминаются; эти свойства присущи психическим процессам вообще. Развиваясь из ощущений, представления повторяют свойства последних: они бывают различной интенсивности или силы, различной яркости, они сопровождаются различным чув­ственным тоном; они отличаются своим содержанием. У одних людей легче развиваются и воспроизводятся преимущественно одни представления, у дру­гих — другие, напр., зрительные или слуховые. Точно также и яркость пред­ставлений у различных людей различна, в зависимости от их индивидуальных свойств; яркость или отчетливость представлений подвергается значительным колебаниям и у одного и того же лица, что зависит, главнейшим образом, от силы ощущений, входящих в состав представления. При условиях патологи­ческих яркость представлений может достигать чрезвычайной силы, но и у здо­ровых людей представления могут быть очень яркими, вообще же представле­ния при обычных условиях не отличаются значительной яркостью, у многих они даже не представляются окрашенными, напоминая серые фотографические диапозитивы.

Особое место среди представлений занимают представления времени и пространства; оба эти представления возникают, конечно, также благодаря деятельности органов чувств, способности к передвижению самого человека и передвижению окружающих его предметов по отношению к нему; также благодаря тому, что каждый данный момент переживается не сам по себе, не в отдельности, а присоединяется к прошлому. Время и пространство являются формами, в которых мыслятся и располагаются все предметы; эти представления присоединяются к другим представлениям *).

Если от нескольких однородных представлений отделить ряд характери­зующих их существенных признаков, руководствуясь соображениями значения и целесообразности предметов, соответствующих данным представлениям, то получится общее представление или понятие; каждое отдельное предста­вление, покрываемое понятием, относится к нему, как частное к общему, т. е., содержит все существенные признаки последнего и, кроме того, признаки, ха­рактеризующие частное и дающие ему право на относительную самостоя­тельность.

Стул, диван, кушетка, кресло, все это предметы, назначение которых удовлетво­рять потребностям удобства, отдыха, комфорта; все они имеют общие признаки, ножки для опоры, сиденья, спинки, все указанные признаки соответствуют общему понятию мебели, разновидностей которой с характерными деталями неопределенно много. Понятию оружия соответствуют предметы, существующие для целей нападения и защиты от врага; ничего общего нет по внешнему виду, напр., между кинжалом, луком и пушкой, однако, по своему содержанию и назначению все эти предметы по­служили для выработки общего представления или понятия об оружии. Дуб, ландыш, кактус, камыш — предметы, имеющие на первый взгляд мало общего между собою; однако, все эти предметы покрываются общим понятием растения, так как им всем присущи признаки, обосновывающие это понятие, как признак роста, отно­шения к свету, воздуху, временам года, способ размножения и др., а также ряд отрицательных признаков, отличающих все эти предметы от животных.

Человек испытывает ряд ощущений, проистекающих из его внутренних органов; эти ощущения лежат в основе развития сложного комплекса, кото­рый определяется термином Я.

Итак, из процессов, составляющих содержание душевной деятельности, здесь рассмотрены ощущение, представление, понятие; по мере жизненного опыта, индивидуум получает громадное количество этих основных элементов психической деятельности; благодаря уже упомянутым выше свойствам памяти, дающим человеку возможность запоминать и воспроизводить, из громадного количества ощущений и представлений возникает богатейший психический за­пас; однако, наличности одного этого запаса далеко недостаточно для психи­ческих операций; если бы душевная деятельность ограничивалась только рас­смотренными здесь психическими процессами, то мышление не оказалось бы возможным; в этом случае человек обладал бы лишь громадным запасом для мышления, из которого не возникло бы ни одной связной мысли; этот пси­хический материал можно было бы сравнить с лавкой старьевщика, в которой предметы, приобретенные в различное время, стоят без всякой разумной группировки, в случайном сочетании, лежат кучами — рядом с саксонской вазой лежит музыкальный инструмент, бисерный кисет и черешневая трубка; его можно сравнить также с обширной библиотекой, не имеющей каталога, книги которой тесно стоят на полках, будучи, однако, расположены без всякой руко­водящей системы; ясно, что продуктивно работать в такой библиотеке и поль­зоваться ею невозможно, для этого ее необходимо привести в порядок, при­вести ее в определенную систему, основанную на известном принципе; так и в душевной деятельности: ощущения, представления, понятия, идеи, удерживае­мые памятью, не воспроизводятся изолированно, в одиночку, а в различных со­четаниях; эти психические элементы соединяются между собою, сочетаются, ассоциируются, что обозначается в психологии общим названием сочета­ния или ассоциации идей.

Способность ассоциации присуща, как самым простым, так и самым слож­ным психическим элементам: ощущение, элементарное, простейшее предста­вление в сочетании с таким же простейшим или более сложным представлением дает более или менее сложный комплекс; сложные представления, сочетаясь между собою, усложняются еще более; ассоциируются не только отдельные представления, но и группы представлений.

Благодаря ассоциации идей, приводится в движение тот запас психиче­ского материала, о котором была речь выше, и развивается мышление. Про­цесс мышления, заключающийся в сочетании между собою отдельных предста­влений и суждений, в выводах или умозаключениях, является весьма сложным и стройным процессом, характеризующимся известной закономерностью; этот сложный психический процесс показывает с очевидностью, что ассоциация идей происходит не беспорядочно и случайно, а в относительном подчинении некоторым правилам и законам.

Если в сознании человека, — воспользуемся этим термином не об'ясняя его пока, — возникает некоторое представление а, находящееся в некотором отношении к представлению б, тоже возникающему при этом в сознании, то каждый раз, когда впоследствии будет воспроизводиться представление а, одно­временно с ним или вслед за ним будет возникать связанное с ним представле­ние б; это будет повторяться до тех пор, пока след одного из этих представле­ний или обоих не изгладится давностью, отсутствием повторения или вытес­нением другими впечатлениями, иначе говоря, пока оно не забудется.

Отношения между представлениями, устанавливающие и обусловливающие их ассоциативную связь, могут быть различными; лучше всего выяснить их на примерах.

Врач, приглашенный к больному, исследуя его кожную чувствительность, колет его булавкой; встретив впоследствии врача, больной вспоминает о бу­лавке; при этом сам он, анализируя свои психические процессы, может долго не догадываться, почему встреча с врачей вызвала в его психике представление булавки; между тем, это воспроизведение представления булавки в связи с встречей или в другом случае даже просто при упоминании имени этого врача об'ясняется тем, что больной получил впечатление от булавки, бывшей при ис­следовании в руках врача, т. е., впечатление смежное по времени и по пространству с впечатлением от личности врача. Таким образом у больного установилась ассоциативная связь между представлением о враче и булавке, приводящая к тому, что появление одного из этих представлений влечет за собой воспоминание о другом или, вернее, воспроизведение другого; эта уста­новившаяся связь представлений основывается на законе смежности. Встреча во время прогулки со скачущим верхом кавалеристом вызвала у гуляв­шего мысль о брате; брат его тоже служит в кавалерии, и сходство поло­жений скакавшего офицера и брата вызвало воспоминание о последнем; воз­никла ассоциация по сходству.

Ассоциативные воспроизведения далеко не всегда так просты; чаще при­ходится иметь дело с длинной цепью ассоциаций; при этом иногда бывает очень трудно установить ассоциативную связь между элементами психической дея­тельности; напр. встреча в городе с товарищем вызывает представление о дач­ном местечке, в котором встретивший провел лето; товарищ не жил в той местности, даже не бывал там, и о минувшем лете с ним не было разговора; от­куда же такая ассоциация? Почему она возникла? В данной местности жил господин с черными закрученными кверху усами, точь в точь, как у товарища; при виде его усов не один раз вспоминался товарищ; а теперь вид товарища, или точнее, его усов, вызвал по сходству товарища с дачником воспоминание о дачной местности; получилась сложная ассоциативная цепь, установившаяся по законам сходства и смежности.

Представление черного вызывает представление белого; вид медленно тя­нущегося обоза или длинного товарного поезда нередко связывается с предста­влением о быстром движении; при виде очень высокого человека возникает мысль о карлике; плохо написанная картина заставляет думать о произведе­ниях великих художников, особенно заставляют думать о них посещения вы­ставок современных «кубистов», «футуристов» и т. под.

Во всех приведенных случаях ассоциация основывается на про­тивоположности свойств возникающих представлений или на кон­трасте, являющемся лишь частным случаем сходства. Законы смежности, сходства и контраста были установлены еще Аристотелем; он же выдви­гал параллельно законы тождества, одновременности и последовательности, которые покрываются смежностью и сходством.

Для об'яснения связного мышления нет надобности в установлении актив­ного верховного начала, понимаемого некоторыми психологами под названием апперцепции, обусловливающего выбор того или иного представления и определяющего направление мышления; против такого понимания апперцеп­ции справедливо возражают Ziehen, Münsterberg 117) и др., а из вышеизложенного видно, что направление мышления дается, а не ак­тивно избирается.

Простейшим выражением связного мышления, законы которого рассма­триваются логикой, является суждение; ряд суждений, об'единенных целесообразным направлением, влечет за собой суждение, представляющее вывод или умозаключение. Старый, распространенный пример суждений и умозаключения: Кай человек, — все люди смертны, — Кай смертен; можно было бы привести еще много аналогичных умозаключений, напр., окунь рыба, — все рыбы живут в воде, — окунь живет в воде, но для пояснения сказанного достаточно приведенных. Отдельные элементы связного мышления называются также мыслями или идеями; так, напр., все только-что приведенные суждения могут быть названы мыслями.

Несколько особое место среди процессов умственной деятельности зани­мают способности, известные под названием воображения и фан­тазии.

Выше было сказано, что материалом для душевной деятельности служат возникающие ощущения и представления: сюда относятся не только ощущения и представления, возникающие вследствие раздражения органов чувств в дан­ный момент, но и воспроизведения, основанные на опыте прошлого; человек может оперировать с более или менее сложными воспроизведениями, их ком­плексами, при чем в его сознании могут выплывать воспроизведения целых мыслительных процессов. Такая более или менее живая психическая деятель­ность, основанная на воспроизведениях, называется воображением. На основании сведений, почерпнутых из различных источников, в сознании могут воспроизводиться такие представления в их различных сочетаниях, свидете­лем которых данный человек никогда не был и даже не мог быть, а предста­вления о которых у него возникли, напр., из книг или рассказов; он может представить и себя в известном отношении к таким воспроизведениям, неза­висимо от времени и пространства событий, послуживших источником воспро­изведенных представлений. Такое мышление носит название фантазиро­вания, результат фантазирования — фантазия. Воображение и фан­тазия могут быть чрезвычайно яркими и отчетливыми, в зависимости от жи­вости ассоциативных процессов и отчетливости представлений, являющихся материалом для ассоциирования; легкость течения ассоциаций, обилие и яр­кость образов обусловливают пределы фантазии, которые могут быть очень обширными. Живость воображения и фантазии определяются, конечно, инди­видуальными свойствами данного лица.

В сознании человека под влиянием некоторых условий воспроизводятся события детского периода его жизни, они встают перед ним, он принимает в них участие, даже снова как бы переживает их, радуется прежними радостя­ми и печалится давними горестями, — пример воображения. Под влиянием романа Толстого «Война и Мир» разыгрывается воображение: человек начи­нает представлять себе соответствующие события, сам принимает в них уча­стие, даже сражается с врагами 100 л. т. наз.; детские игры нередко сопро­вождаются живейшими процессами воображения и фантазии; если человек легко может при помощи фантазии воевать с давно несуществующим врагом или даже, присутствовать при сотворении мира, он не менее легко может явиться свидетелем и участником событий предполагаемой гибели земли в ледниковом периоде, — все зависит от развития его фантазии.

У выдающихся писателей и художников способности воображения и фан­тазии достигают крайних степеней развития, являясь одним из существенней­ших факторов их творческой деятельности.

Нервная клетка, учение о невронах, его возникновение и развитие. Строение тела неврона, его дендритов и аксона. Теория динамической поляризации. Амебоизм невронов. Строение ядра и ядрышка. Различие невронов. Слои клеток в сером веществе мозговой коры. Различие функции невронов. Неврология и ее значение. Сосуды вещества головного мозга. Черепно-мозговая жидкость, ее распределение и значение. Проекционные и ассоциационные или сочетательные системы головного мозга. Короткие, длинные и спаечные сочетательные системы.

Приступающие к изучению душевных болезней уже знакомы с анатомией и физиологией нервной системы, проходимой в курсах анатомии, гистологии, физиологии и в курсах невропатологии; это значительно облегчает задачу преподавателя психиатрии, давая ему право изложить современное положение учения о строении и функциях нервной системы, в частности головного мозга, в самых кратких чертах, схематически, лишь с целью освежить соответствую­щие представления учащихся, дать им возможность более полного и цельного впечатления от курса и более легкого понимания и усвоения психобиологи­ческих и психопатологических процессов. Право на краткость и схематич­ность изложения данных анатомии и физиологии оправдывается особенно еще тем обстоятельством, что в настоящее время вниманию учащихся может быть рекомендован ряд сочинений на русском и иностранных языках, посвя­щенных более или менее подробному изложению и рассмотрению вопросов анатомии и физиологии нервной системы (Edinger 118), Бехтерев 117), Блуменау 119)), равно как и в некоторых руководствах по нервным бо­лезням анатомо-физиологическое введение представлено достаточно подробно (Oppenheim 120), Даркшевич 121)).

Основными элементами центральной нервной системы, в частности голов­ного мозга, являются нервные клетки с их отростками протоплазматическими и осевоцилиндрическими. До 1891 г. господствовало воззрение, что нервная система состоит из нервных клеток и нервных волокон, не составляющих в своем сочетании одного органического целого; появившаяся в 1891 г. работа Wа1dеуеr'а 122) послужила основанием нового учения «о невронах», вы­лившегося скоро в стройную теорию невронов. Существо теории не­вронов заключается в установлении положения, что основными элементами нервной системы являются не отдельные клетки и отдельные нервные волокна, а «невроны», единицы, состоящие из клетки с нервными волокнами, пред­ставляющими разветвления, продолжения этой клетки, составляющими с нею одно целое. То, что называлось нервной клеткой, соответствует телу неврона, отростки же этого тела с их разветвлениями получили название дендритов (протоплазматические отростки) и нервного отростка — неврита или аксона (осевоцилиндрический отросток).

Громадное значение в развитии учения о невронах имел метод серебре­ния Gо1gi, видоизмененный и впоследствии усовершенствованный Ramony Cajal’ем 123) и им же широко применявшийся. Исследования привели Ramony Cajal’я 124) к выводу, что невроны представляют собой отдельные самостоятельные организмы, не связанные между собою органи­чески посредством анастомозов, взаимодействие же их устанавливается путем соприкосновения или контакта. Таким образом возникла теория, под­твержденная и развитая другими авторами, пользовавшимися различными ме­тодами исследования.

Большое значение при изучении строения центральной части неврона, тела его или по старой, но удержавшейся и до сих пор терминологии, нервной клетки, принадлежит Nissl’ю 125) с его методом окраски метиленовой синь­кой126), много раз видоизменявшемуся и упрощавшемуся различными исследо­вателями127). Выяснилось, что нервная клетка, состоящая из протоплазмы, ядра и ядрышка, имеет весьма сложное строение; ее протоплазма состоит из комочков хроматофильного вещества, отделяемых друг от друга неокра­шивающимся по сп. Nissl’я или ахроматофильным веществом; на окрашен­ных по Nissl’ю срезах мозга присутствие в протоплазме нервных клеток комочков хроматофильного вещества, или Nissl’евских телец, придает клеткам вид особой исчерченности, которую Lenhossek 128) называет тигроидом; эти тигроидные элементы, или Nissl’евские тельца, пред­ставляются в свою очередь скоплениями мельчайших зерен, вкрапленных в ахроматофильное вещество.

Дальнейшие исследования показали, что ахроматофильное вещество имеет сложное волоконцевое или фибриллярное строение, для обнару­жения которого требуется иная методика окраски (Bielschowsky 129), Ramony Сaja1 и др.); эти волоконца проходят в неокрашиваемых по Nissl’ю промежутках между Nissl’евскими тельцами, не составляя, однако, всей массы ахроматофильного вещества, часть которого представляется аморф­ной, бесструктурной; однако, в этой аморфной массе различаются еще мелкие зернистые образования, т. наз. хондриозомы, значение которых для жизни клетки еще не выяснено, но далеко не может считаться безразлич­ным 128а/153а). Клетки отличаются между собою количеством и расположением хроматофильного вещества в протоплазме, формой и величиной Nissl’ев­ских телец и отношением ядра к краске. Значительная часть волоконец пере­ходит в осевой цилиндр, также имеющий фибриллярное строение; протоплаз­матические отростки или дендриты также, поводимому, находятся в связи между собою посредством фибрилл, переходящих из одного отростка в другой.

Дендриты и осевоцилиндрические отростки невронов несут физиологи­чески различные функции: по первым нервное возбуждение идет в центростре­мительном или целлюлепетальном направлении, а по вторым — в центробежном или целлюлефугальном. Таким образом, дендриты не­врона являются воспринимающим и проводящим возбуждение аппаратом; воз­буждение передается этому аппарату с концевых разветвлений подходящего к нему осевоцилиндрического отростка неврона другого порядка; восприняв­ший возбуждение неврон передает его при посредстве разветвлений своего аксона и его ветвей (коллатералей) соприкасающимся с ним дендритам (контакт) следующего неврона и т. д.; в этом заключается теория динами­ческой поляризации нервных элементов, выдвинутая V. Gehuсhtеn'ом 130-134) и поддержанная Ramonу Саjа1'ем 135).

По исследованиям Apathy у беспозвоночных неврофибриллы всту­пают между собою в соединение в иннервируемых органах, в ганглиозных клет­ках и в Neuropil, тончайшей сети, образующейся в нервных узлах; здесь же фибриллы образуют своими разветвлениями сеть или корзину; в ганглиозных клетках такие корзинчатые образования возникают из разветвлений фибрилл, вступающих в тело клетки из ее отростков (элементарная сеть); аналогично образуется и Neuropil, только в состав ее входит гораздо больше фибрилл, чем в элементарную сеть.

Есть основание предполагать, что невроны не представляют собою строго неподвижных образований, а будучи живой тканью, они обладают известной степенью сократительности и как бы амебоидной подвижности; это спра­ведливо по крайней мере по отношению к дендритам, на что указывалось с про­ведением соответствующих гистологических доказательств Duval’ем136), Demoor 137-138), Stefanowska 139), Querton140), Сухано­вым 141) и др. По этим авторам, дендриты при известных условиях выпу­скают по своему протяжению шиловидные, нитевидные и грушевидные от­ростки, и сами, сокращаясь, могут образовывать ряд утолщений монетовидного или т. наз. монилиформного характера. Значение амебоизма невронов оспаривается, оно далеко еще не выяснено, оспаривается и самый амебоизм; весьма возможно, что он имеет значение при передаче возбуждения с одного неврона на другой посредством контакта.

Теория невронов есть одно из крупнейших завоеваний гистологии нервной системы за последнее время; эта теория наилучшим образом об'ясняет физио­логические и психологические процессы, происходящие в нервной системе, и потому она стойко держится, несмотря на многочисленные попытки целого ряда весьма солидных исследователей ее опровергнуть. Среди противников теории невронов наиболее видное место занимают Apathy 142-143), Веthе 144), Niss1 125), А. Догель 145-146). Возражения противников сводятся, главнейшим образом, к установлению между невронами наличности анастомозов и к признанию фибрилл не органическими составными частями отдельных невронов, а элементами, лишь проходящими сквозь нервные клетки; последнее далеко еще не представляется доказанным, относительно же ана­стомозов можно лишь примкнуть к взгляду, высказываемому Verworn'ом147), что невроны взрослых животных во многих случаях связаны между собою теснейшим образом посредством анастомозов, но все-таки они остаются невронами, так как наличность анастомозов не опровергает учения о невронах.

Хроматофильное вещество, повидимому, не имеет для неврона значения органической важности, судя по тому, что есть клетки, протоплазма которых почти его не содержит; видимо, значение его питательное.

Строение ядра нервной клетки гораздо проще: оно отграничивается от окружающей его протоплазмы отчетливо видимой перепонкой; в центре его помещается ядрышко, энергично впитывающее анилиновые краски; как пра­вило, ядрышко одно, но изредка в ядре бывает два ядрышка и еще реже боль­шее число; в окружности ядрышка видны неправильно расположенные перекладинки, анастомозирующие между собою.

Центральные части невронов или нервные клетки различаются не только количеством и расположением хроматофильного вещества, отношением ядра к краскам и количеством протоплазмы, они различаются еще величиною, формою и очертаниями. Эти различия лучше всего выступают при изучении клеточного строения коры головного мозга; различные клетки располагаются в ней слоями, которых большинство исследователей выделяет шесть: поверх­ностный слой — молекулярный или мелкозернистый, слой малых пирамидных клеток, слой средних и больших пирамидных клеток, зернистый слой, состоящий из мелких клеток, слой глубоких, круп­ных пирамидных клеток и полиморфный слой, состоящий, как показы­вает самое название, из разнообразных треугольных и веретенообразных клеток. Отдельные авторы, как, напр., Ramonу Cajal 148), выделяют большее число слоев, различая средние и большие пирамидные клетки, как отдельные слои, различая промежуточные слои, как самостоятельные, но это не имеет существенного значения.

Таков общий план расположения клеток в мозговой коре, но располо­жение слоев и клеток в различных отделах мозговой коры не только не совпа­дает вполне, но нередко обнаруживает характерные особенности. Так, напр., характерную черту передней центральной извилины составляют гигантские клетки Betz'a и Мержеевского, область cunei характеризуется раз­делением слоя зерен полоской Vicq d'Azyr'a gyrus cinguli — присутствием в слое глубоких больших пирамид крупных веретенообразных клеток, обоня­тельная область — значительной толщиной молекулярного слоя и отсутствием малых пирамид и т. д. Brodmann, уделивший много внимания изучению строения мозговой коры, насчитывает до 47 участков ее, имеющих различное строение*) 148-152).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.