Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ситуационные задачи. Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время




Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время.

Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время (курация, выполнение лабораторной работы и т.д.).

Работа 1. Рассмотреть и зарисовать постоянный препарат: политенные хромосомы (м/б. ув.).

На препарате по длине хромосомы отчетливо видны чередующиеся светлые и темные диски (хромомеры) различной величины и формы, производящие впечатление поперечной исчерченности.

На рисунке необходимо отметить: 1 - гетерохроматиновые (темноокрашенные) и эухроматиновые (светлые) участки хромосомы, отличающиеся степенью спирализации. Кроме того, необходимо указать локализацию пуффов Бальбиани.

Работа 2. Изучить фазы митотического деления на постоянном препарате: митоз в клетках корешка лука (м/б. ув.).

На препарате необходимо найти интерфазную клетку, где ядро круглой или овальной формы с четкими границами. В кариоплазме наблюдается беспорядочно расположенный хроматин в виде нитей и глыбок и 1-2 ядрышка.

В профазе - размеры ядра увеличиваются, ядрышки растворяются, в ядре становятся различимы хромосомы в виде тонких нитевидных структур, образующих рыхлый клубок.

В метафазе - хромосомы укорачиваются за счет спирализации, приобретая вид сильно изогнутых палочковидных структур. В зависимости от ориентации веретена к плоскости среза картина распо­ложения хромосом в метафазе неодинаково. При этом отчетливо видна неодинаковая длина хромосом.

В анафазе - сестринские хромосомы (хроматиды) перемещаются к полюсам, поэтому в клетке видны две звезды. Хромосомы имеют вид шпильки, центромеры направлены к полюсам, а плечи расходятся под углом друг к другу.

В телофазе – у противоположных полюсов клетки видны рыхлые клубки из частично деспирализованных хромосом. В центре клетки начинает формироваться перегородка, делящая материнскую клетку на две дочерние (цитокинез).

На рисунке необходимо отметить: 1 - интерфазу (ядро, цитоплазма, хроматин); 2 - профазу (хромосомы); 3 - метафазу (материнскую звезду или материнскую пластинку); 4 - анафазу (дочерние звезды); 5 - телофазу (ядра дочерних клеток).

Работа 3. Рассмотреть и зарисовать постоянный препарат: амитоз в клетках мочевого пузыря мыши (м/б. ув.). Обратить внимание на деление клетки без образования ахроматинового аппарата.

(тесты, задачи и т.д.).

Схема митотического деления клеток

2п 4С Материнская клетка 2п=10 хромосом,

∕ \ 20 хроматид,

ДНК – 4с

2п2с 2п2с Дочерняя клетка 2п=10 хромосом,

10 хроматид,

ДНК – 2с

Задача 1. В клетке имеются 3 пары гомологичных хромосом: первая пара с генами Аа, вторая - с генами Вв, третья - с генами Сс. Сколько пар гомологичных хромосом получит каждая клетка в результате митоза?

Задача 2. Предмитотическую клетку человека обработали колхицином (вещество, разрушающее веретено деления, но не влияющее на редупликацию хромосом). Сколько хромосом, хроматид и ДНК будут иметь дочерние клетки, образовавшиеся в результате митоза?

Задача 3. В клетках культуры ткани человека по 46 хромосом. При нару­шении митоза 21-я пара акроцентрических хромосом переместилась к одному полюсу клетки. Сколько хромосом окажется в дочерних клетках после митоза?

Задача 4. Во время метафазы митоза в культуре ткани человека произошла элиминация (исчезновение) двух хромосом. Сколько хромосом, хроматид и ДНК будет в каждой образовавшейся клетке?

Задача 5. Исходная материнская клетка имеет 10 хромосом. Сколько хроматид направляется к каждому полюсу клетки во время анафазы митоза.

Задача 6. Общая масса всех молекул ДНК 28 метафазных хромосом одной соматической клетки окуня равна 4х10-12 г (4С). Определить чему будет равна масса ДНК всех хромосом одной дочерней клетки и двух дочерних клеток, образовавшихся после митоза?

Задача 7. Соматические клетки кошки имеют 2n = 38 хромосом. Во время митоза произошло нерасхождение хроматид в трех парах хромосом. Сколько хромосом и хроматид будут иметь клетки, образовавшиеся после митоза?

Задача 8. Сколько хромосом, хроматид и ДНК будут иметь дочерние клетки, образовавшиеся после митоза, если материнская клетка имеет 18 пар хромосом?

Задача 9. Сколько хромосом, хроматид и ДНК будут иметь дочерние клетки, образовавшиеся после митоза, если материнская клетка имеет 19 пар хромосом?

Задача 10. Ha препарате видна митотически делящаяся клетка человека на стадии анафазы. Сколько сестринских или дочерних хромосом входит в состав каждой дочерней звезды?

Задача 11. На препарате видна митотическая делящаяся диплоидная клетки человека на стадии метафазы. Сколько хромосом входит в состав метафазной пластинки?

Задача 12. С помощью манипулятора из клеток удалили центриоль клеточного центра. Как отразится это на дальнейшей жизнедеятельности клетки?

9. Учебно-материальное обеспечение:

9.1 Литература:

а) обязательная:

1. Слюсарев А. А., Жукова С. В. Биология. Киев: «Вища школа», 2012.

2. Ярыгин В. Н. с соавтор. Биология в 2-х томах. М.: Гэотар-медиа, 2011.

3. Чебышев Н. В. Биология. М.: ГОУ ВУНМЦ, 2011.

б) дополнительная

1. Иванов В. П. Биология /Учебно-методическое пособие для мед. вузов. Курск, 2003.

2. Грин Н., Стаут У., Жейлор Д. Биология: в 3 томах. – М.: Мир, 1990.

10. Материальное обеспечение:

а) Таблицы: митотический период жизни клетки, интерфаза, строение ядра, кариотип, идиограммы, строение хромосом.

б) Световые микроскопы.

в) Постоянные микропрепараты (митоз в клетках корешка лука, политенные хромосомы, амитоз).

Оценивание уровня сформированности компетенций обучающихся проводится по балльно – рейтинговой системе.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 2683; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.