Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объект, предмет, цели и задачи истории экономических учений




Актуальность истории экономических учений как научной и академической дисциплины

Периодизация. История экономических учений как история формирования теорий рыночной экономики

Функции и роль курса истории экономических учений

Методология исследования

Объект, предмет, цели и задачи истории экономических учений

Актуальность истории экономических учений как научной и академической дисциплины

Г.А.Бикмашев

Тема 1: ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА КУРСА "История экономических учений".

6.Базовый список литературы для подготовки к семинарским занятиям, зачёту, тестированиям и экзамену.

 

Сегодня вы начинаете изучать дисциплину, которая в значительной степени поможет вам систематизировать уже приобретённые вами знания в курсах экономической теории и экономической истории. Итак, мы приступаем к изучению нового академического курса - ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ(ИЭУ). В системе экономических наук и экономического образования история экономических учений - самостоятельная научная и учебная дисциплина.

Историю экономических учений необходимо знать каждому культурному экономисту, так же как каждый культурный человек должен знать историю своей Родины. Но помимо общей эрудиции в этой области история нужна для правильных действий в современной экономике. Знать прошлое необходимо для того, чтобы лучше понимать настоящее и в определённой степени предвидеть будущее. Дело в том, что история повторяется и, столкнувшись с какой-либо проблемой сегодняшнего дня, можно найти в прошлом похожую ситуацию и выяснить её причины и последствия. Это же относится и к истории экономических учений, ведь повторяются не только экономические ситуации, но и экономические идеи, которые можно использовать сегодня. Кроме того, знакомство с различными теоретическими объяснениями одних и тех же экономических проблем (а ключевых проблем в экономике не так много) ведёт к выработке свободного творческого мышления, не связанного с какой-либо одной теоретической догмой.

Ещё из школьного курса всемирной истории вы знаете, что одни события имели место до нашей эры, а другие - уже во времена нашей эры. Вы не задумывались над тем, как наши древние предки определяли, в какое время они живут?

На самом деле существующую ныне систему летоисчисления(деление времени на периоды: ДО НАШЕЙ ЭРЫ и НАШЕЙ ЭРЫ) ввели в 16 веке Иосиф СКАЛИГЕР (1540-1609) был богословом) и Дионисий ПЕТАВИУС(Петавий) (1583-1652) - иезуит, автор богословских сочинений). Они создали шкалу хронологии от Рождества Христова

Хронология древности в том виде, в каком мы ее имеем сейчас, создана и в значительной мере завершена в фундаментальных трудах XVI-XVII веков. Принятая сегодня версия хронологии древности восходит к трудам Иосифа Скалигера (1540—1609)-«основоположника современной хронологии как науки» и Дионисия Петавиуса(Петавия) (1583-1652). Основными трудами Скалигера считаются следующие: I.Scaliger, «Opus novum de emendatione temporum», -Lutetiae, 1583; и «Thesaurum temporum», 1606. А основной труд Петавиуса это - D. Petavius, «Opus de doctrina temporum divisum in partes duas, etc.», - Lutetiae Parisieram, 1627. Сегодня считается, что основы хронологии были заложены ещё Евсевием Памфилом (IV век н.э.) и бл. Иеронимом (IV век н.э.). Труд Евсевия «История времён от начала мира и до «Никейского собора»(так называемая «Хроника») и труд Иеронима были обнаружены лишь в позднем средневековье.

Ввиду существенной неоднозначности и сомнительности схоластических вычислений, дата «сотворения мира» варьируется в разных документах в значительных пределах. В результате возникали, например, следующие «точки отсчета», от которых развёртывалась вся хронология. Приведем лишь основные примеры (указаны годы до н.э.): 5969 (антиохийская, Феофил; другую версию см. ниже); 5508 (византийская, так называемая константинопольская); 5493 (александрийская, эра Анниана, а также 5472 или 5624); 4004 (Ашер, еврейская: по мнению Дж. Ашера мир был создан утром в воскресенье 23 октября 4004 года до н.э.); 5872 (так называемая датировка 70 толковников или 70 переводчиков Библии); 4700 (самарийская); 3761 (иудейская); 3941 (Иероним); 5500 (Ипполит и Секст Юлий Африканский); 5515 (Феофил; а также 5507); 5199 (Евсевий Кесарийский); 5551 (Августин)

Первые труды по истории экономических учений как самостоятельной науки впервые появились в первой четверти XIX столетия, хотя ещё в «Исследовании о природе и причинах богатства народов» А. Сми­та уделялось значительное внимание анализу экономических воззрений прошлого.

Авторами первых трудов, которые можно было назвать публикациями по истории экономических учений, были Т. Мальтус (Англия), А. Бланки (Франция), М. Балугьянский (Россия) (первый ректор Петербургского университета) и ряд других. Но лишь вторая половина XIX века явилась периодом полнокровного развития данной науки.

В России наибольшей известностью и популярностью пользовались работы таких учёных, как М.И. Туган-Барановский, С.Н. Булгаков, Н.Х. Бунге, А.И. Чупров, И.И. Иванюков и др., в Германии - В. Рошер, во Франции - Ш. Жид и Ш. Рист.

В работах этих экономистов отводилось определённое место для показа предмета, метода и задач истории экономических учений. По их мнению, история экономических учений - это наука, изучающая процесс возникновения и развития экономических воззрений общественных классов и социальных групп в лице их представителей на различных этапах существования человеческого общества.

С середины XX в. наблюдается активный процесс профессионализации историко-экономической науки. Об этом свидетельствует создание таких институтов как национальные и международные профессиональные ассоциации историков экономических учений: в 1950 г. в Японии, в 1974 г. в США, в 1981 г. в Австралии, в середине 1980-х гг. во Франции и Италии; в 1995 году было учреждено Европейское общество истории экономической мысли (ESHET). Кроме этого, существуют также организации, имеющие более узкую направленность, например, общества по изучению наследия Маркса, Маршалла, Вальраса, Шумпетера, Смита, Локка, «Невидимый колледж» исследователей античной и средневековой экономической мысли и др. В начале 1990х гг. более 2000 исследователей были зарегистрированы как члены этих ассоциаций.

Профессионализации истории экономических учений способствует издание специализированных периодических изданий по историко-экономической проблематике. Первый журнал по истории экономических учений - «История политической экономии» - появился весной 1969 г. в США. В настоящее время только на английском языке выпускается шесть подобных изданий.

Другим направлением дальнейшей профессионализации истории экономических учений являются конференции историков-экономистов. В Великобритании, где не существует формально организованной национальной ассоциации историков экономических учений, ежегодные конференции проводятся с 1968 г. С 1995 г. проводятся Европейские конференции по истории экономической науки (ЕСНЕ). С I960 г. международные конференции, посвящённые историко-экономической проблематике, регулярно проводились в странах социалистического содружества. Ежегодные конференции проводятся также профессиональными ассоциациями.

Однако многие зарубежные историки экономических учений признают, что эта область научных исследований пока находится на периферии экономической науки. Это в значительной степени объясняется тем, что во многих странах недооценивается роль историко-экономической подготовки в профессиональном экономическом образовании. Лишь в немногих странах, например, в Японии и Италии, история экономических учений включена в учебные планы высших учебных заведений как обязательная дисциплина, преподавание которой обеспечивают специальные кафедры. В большинстве европейских и американских университетов история экономических учений является дисциплиной по выбору.

Россия выгодно отличается тем, что в соответствии с государственными образовательными стандартами Российской Федерации история экономических учений имеет статус обязательной учебной дисциплины для всех экономических специальностей. Историко-экономические исследования проводятся в ведущих академических институтах и высших учебных заведениях.

В истории отечественной историко-экономической науки попытки создания профессиональной ассоциации предпринимались неоднократно. В частности, в 1902 гг. студенты С.-Петербургского университета, которые слушали специальный курс истории экономических учений известного российского историка-экономиста В.Святловского, объединились в «Кружок политической экономии». Было решено проводить заседания этого кружка по реферативной системе. Осенью 1903 г. Совет С.-Петербургского университета утвердил Устав «Кружка политической экономии», а в 1905 г. лучшие рефераты были опубликованы под редакцией В.Святловского. В состав бюро кружка вошли известные в будущем экономисты С.Солнцев и В.Войтинский. В настоящее время осуществляется деятельность по созданию общества А.Чупрова, а также ассоциации экономистов-историков хозяйства, предпринимательства и экономической мысли.

В России пока не выпускается специализированный журнал, посвящённый историко-экономической тематике. Однако, несмотря на тяжёлые условия, в которых оказалась фундаментальная наука в период реформ, предпринимаются попытки издания ежегодника «Истоки: вопросы истории народного хозяйства и экономической мысли», первый номер которого вышел в 1989 г. под редакцией В.Жамина. Коллективом экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова в 90-ые гг. XX века завершено издание шеститомного труда «Всемирная история экономической мысли» под редакцией В.Черковца, издаются монографии и учебники российских авторов.

Изучение ИЭУ позволяет наглядно увидеть обратное влияние идей на экономическую и всю общественную мысль. То есть, являясь базой для экономических теорий, экономическая жизнь сама активно изменяется под их влиянием. Дж.М.Кейнс писал: "...сила корыстных интересов значительно преувеличивается по сравнению с постепенным усилением влияния идей. Правда, это происходит не сразу... Но рано или поздно именно идеи, а не корыстные интересы становятся опасными и для добра, и для зла". (Дж.М.Кейнс. Общая теория занятости, процента и денег. В книге: Антология экономической классики. В 2-х томах: т. 2, с. 432)

Важно подчеркнуть практическую значимость ИЭУ, которая сталкивает нас с повторяющимися ситуациями, показывает, какие решения принимались, к каким последствиям это привело. Сегодня, не изобретая велосипеда, мы можем использовать наработки прошлого. Человечество научилось справляться с безработицей, инфляцией, другими проблемами. Не использовать знание прошлого, означает обрекать себя на ошибки, на которых уже кто-то набил себе шишки. Знание теорий прошлого позволяет оптимизировать сегодняшнее поведение, выбирая лучшие решения из тех, которые предлагает кладезь человеческих знаний. Выработка принципиально новых решений будет также успешнее, если будет базироваться на прочном знании предшествующих подходов к решению данной проблемы.

История экономических учений сталкивает нас с ситуациями, которые имеют место и сейчас и определяет то, как можно с ними справиться. Полезно знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предсказывать будущее.

 

Объектом истории экономических учений является история теории экономической мысли, а также история экономической политики и идеологии.

Определение предмета истории экономи­ческих учений, на первый взгляд, не составляет особого труда: это хронологическое опи­сание, включающее более или менее пространные комментарии наи­более продуктивных попыток создания все более точных и правиль­ных экономических воззрений, обладающих растущей объясняющей и предсказательной силой.

Однако такое понимание истории экономи­ческих учений требует, по меньшей мере, уточнений. Прежде всего, на протяжении столетий пе­риодически изменялось понятие предмета политической экономии (экономической теории). В XVIII веке и в первой половине XIX века предметом политической экономии было изучение «природы и причин богатства народов» (А. Смит). В последней четверти XIX века политическая экономия стала опреде­ляться как наука о человеческом поведении, преследующем определен­ные конкретные цели (например, получение максимально возможной прибыли) и использующем ограниченные (как правило, альтернативные) ресурсы. В начале XX века западные политэкономы, по предложению А.Маршалла, переименовали свою науку в «экономику». Постепенно сложилось разделение экономической те­ории на микроэкономику, исследующую условия и способы поведения от­дельных экономических субъектов (физических и юридических лиц), и макроэкономику, изучающую экономическое поведение «в целом».

Изменилась и исследовательская парадигма. От физиократов и А. Смита до монетаристов(М. Фридмен) господствовала равновес­ная парадигма «политической экономии/экономической теории», согласно которой равновесие, как бы оно ни определялось, представляет собой основное (типичное) состояние экономики, отклонения от которого случайны и постепен­но исчезают.

Несколько позже возникла и неравновесная парадигма в двух различных формах. В одной из них (мягкая форма) основное значение имеет не равновесие, а приспособление к равновесию (Дж.М.Кейнс). Более жёсткая форма утверждает, что типично не равновесие и даже не при­способление к равновесию, а бесконечная (не имеющая последнего со­стояния) эволюция экономики, в простейшем виде представляющая со­бой переходы от одного равновесия к другому, а в более сложном вариан­те включающая элементы бифуркаций (ветвления) и создания новых, не существовавших ранее возможностей альтернативного поведения. В со­ответствии с этим важнейшим параметром функционирования эконо­мики становится время, линейное в прошлое и ветвящееся в будущее.

Расхождения в предмете исследования и парадигматичес­кой направленности делают очень трудной задачу соотнесения взглядов различных исследователей и установление прогресса в истории экономической мысли. На первый взгляд, прогресс в эко­номической науке очевиден. Более поздние экономические тео­рии используют, как правило, более совершенные статистичес­кие и аналитические методы, их язык более разработан. Они спо­собны решать задачи, недоступные их предшественникам. Однако, если прогресс в экономической науке столь ощутим, то зачем вообще изучать историю экономической науки? Для эконо­мии времени вполне достаточно взять последние, и потому самые правильные (относительно прошлой истории), экономические воззрения. Многие практические исследователи именно так и по­ступают.

Проблема, однако, заключается в том, что прогресс в истории экономической теории — двойственный и неопределённый. Более ранние и более поздние экономические теории часто оказываются несравнимыми, относящимися к различным экономическим систе­мам, к разным «срезам» экономической реальности. Поэтому более поздние экономические теории не столько совершенны по отноше­нию к лучшим из ранних теорий, сколько другим теориям о другом предмете исследования.

Обозначим предмет курса "история экономических учений" в его предварительном варианте - процесс возникновения, развития, борьбы и смены систем экономических взглядов. ИЭУ интересует не сама экономическая жизнь, а её отражение в сознании людей. Образно говоря не экономические законы и закономерности, но познание и постижение их людьми отражаются в данной науке.

Источник экономических взглядов - сама экономическая реальность - наша экономическая жизнь. Система экономических взглядов и есть экономическое учение, появляющееся на определённом этапе развития человечества. Например, физиократы - являются таковыми именно потому, что они олицетворяют первую систему внутренне непротиворечивых для своего времени экономических взглядов. До них экономическая мысль не оформлялась в учение(довольно большая, если не сказать - преобладающая, группа историко-экономистов первой школой политической экономии называют меркантилистов, что на самом деле не так - об этом подробнее мы поговорим в соответствующей теме лекции). На ранних этапах развития человечества экономическое мышление не выделилось как самостоятельная область человеческих знаний, оно было растворено в философских, религиозных, хозяйственных произведениях. Это было связано с недостаточным уровнем развития самой экономической жизни. Усложнение экономической жизни, новый уровень её осмысления привели к появлению самостоятельного экономического знания, экономической науки.

Цель истории экономических учений - показать своеобразие каждой школы, её задачи и результаты, взаимосвязь и преемственность школ экономической науки, влияние на экономическую стратегию и экономическую политику государства. Особенный интерес представляет развитие западной экономической науки, развитие последней теории стимулировалось насущными практическими потребностями.

Цель дисциплины.

Цель учебной дисциплины «История экономических учений» дать студентам, обучающимся в учебном заведении возможность полноценного анализа экономических идей и концепций разной направленности. В рамках дисциплины студенты знакомятся с общетеоретическими положениями, подходами и особенностями различных учёных: экономистов, философов, политиков.

Необходимым становится обучение студентов навыкам работы и поиску необходимой литературы и её осмысления.

Задачи учебного курса "история экономических учений": 1) познание логики развития экономической мысли; 2)формирование экономической культуры студентов (культуры экономического мышления и экономического исследования).

Задачи изучения дисциплины.

Задача изучения дисциплины заключается в предоставлении студентам и закреплении полноценных знаний, способствующих становлению высокопрофессиональной направленности при изучении ряда дисциплин.

В результате изучения дисциплины студент должен:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 2904; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.