Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинар №22




Тема: Характер

 

Цель: Понимать сущность характера, структуру характера его роль в жизни человека. Знать психологические исследования характера. Уметь провести сравнительный анализ характера и темперамента, знать специфику воспитания характера. Владеть основными понятиями темы: черта характера, тип характера, акцентуация характера. Знать методы изучения характера, уметь дать рекомендации по его развитию.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Специфика теоретических подходов к проблеме характера (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев и др.).

2. Особенности характера как свойства личности.

3. Проблема типологии характера.

4. Акцентуации характера.

5. Возможности воспитания и самовоспитания характера.

Литература:

1..Ананьев Б.Г. Строение характера. Психология индивидуальных различий. Тексты. Ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я., М.,2000.

2. Авдеев В. Индивидуальные свойства поведения. Психотехнологии решения проблемных ситуаций т.2 М.,1997 с. 48.

3. Бодалев А.А. Психология о личности с. 11-24.

4. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи М., 1988.

5. Выготский Л.С. К вопросу о динамике детского характера. Общая психология сб. текстов ред. Петухов В.В. 1998 с. 26.

6. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. Спб., 2000.

7. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. М.,2000.

8. Кречмер Э. Строение тела и характер. Психология индивидуальных различий. Тексты. Ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. М.,2000.

9. Левитов Н.Д. Психология характера М.,1969. С. 42-54, 57, 68, 69-86, 117-127, 377.

10. Леонгард К. Акцентуации личности. Ростов – на –Дону, 2000.

11. Личко Е.А. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М.,1999.

12. Мерлин В.С. Структура личности Характер, способности, самосознание. Пермь. 1990 с. 3-26.

13. Мясищев В.Н. Принципы и методы исследования характера. Психология отношения. М-В 1998 с.220.

14. Норакидзе В.Г. Методы исследования характера. Тбилиси 1989.

15. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М.,1987.

16. Рубинштейн С.Л. Понятие «характера» в психологии и психиатрии. // Вестник МГУ Сер 14 № 2 1979.

17. Рубинштейн С.Л. Темперамент и характер. Психология индивидуальных различий Тексты.Ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. М., 2000 с.367,372

18. Страхов И.В. Характер и его устойчиво выраженные черты М –В., 1999.

 

Содержание самостоятельной работы Формы контроля
1. Обобщить и систематизировать материал по теме. 2. Выполнить анализ литературы, экспериментальных исследований по проблеме. Сформулировать вопрос по теме, либо психологическую задачу. Карта-информатор, термины. Вопросы. Конспекты, выписки выступления.
3. Познакомиться с методами диагностики характера. Опрос на занятии.
4. Подготовить рекомендации по воспитанию детей с различным типом характера (самостоятельный подбор литературы). Консультация на занятии.

 

План работы на занятии:

Занятие проводится по общему плану (пункты 1-9).

Вопросы для самоконтроля:

Каким образом можно использовать знания психологической теории для воспитания и самовоспитания характера.

Какой возраст сензитивен для формирования характера, каковы пути формирования характера. Какие общие идеи объединяют известные типологии характера? В чем специфика типологии характера Личко Е.А.? Укажите примерную последовательность формирования черт характера: волевые черты, трудолюбие, аккуратность, настойчивость, доброта, черствость, отзывчивость, эгоизм, общительность, безразличие. В чем взаимосвязь характера и темперамента? Сравните характер и темперамент, характер и личность? Докажите, что сочетание черт характера не случайно. Определите у героев произведений Толстого Л.Н., Достоевского Ф.М., Горького А.М. и др тип характера, черты характера, акцентуации характера. Каким образом можно понять характер человека? Какой может быть реакция гипертимного подростка на гиперопеку? В чем отличие акцентуаций характера от психопатий.

 

Семинар №23

Тема: Способности.

 

Цель: Знать психологические исследования способностей. Понимать природу способностей, их нейрофизиологические основы. Уметь определять структуру способностей, их качественную и количественную характеристики. Понимать сущность общих и специальных способностей, условия формирования способностей. Знать специфику изучения способностей, уметь дать рекомендации по развитию способностей. Владеть основными понятиями темы: способности, задатки, функциональный орган и др.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Основные теоретические подходы к проблеме способностей (описание особенностей и структуры, психологических механизмов способностей разными авторами.)

2. Способности как функциональный орган, соотношение способностей и деятельности.

3. Специфика изучения и развития способностей.

 

Литература:

1. Голубева Е.А. Комплексное исследование способностей. // Вопросы психологии№5-1996. с.18-30.

2. Дружинин С.Б. Психология способностей. Питер 1999 с.156-322.

3. Крутецкий В.А. Психология математических способностей. М., 1998.

4. Купер К. Структура и измерение способностей. Индивидуальные различия М., 2000.

5. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. М-В., 1998. с.56.

6. Лейтес Н.С. Одаренные дети. Общая психология. Сб. текстов. ред. Петухов В.В. вып. 2, 1998 с. 10.

7. Мясищев В.Н. Проблемы способностей в современной психологии. Психология отношений М-В., 1998.

8. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М.,1998.

9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2-х т. М.,1998.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Питер, 1999.

11. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории. Психология индивидуальных различий. Тексты. ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. М., 2000.

12. Слободчиков В.И. Исаев Е.И. Психология человека. М.,1995 стр.318.

13. Столяренко Л Д Основы психологии. Практикум Ростов – на -Дону, 1999.

14. Теплов Б.М. Способности и одаренность. Психология индивидуальных различий. Тексты. ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. М.,2000.

15. Чудиновский В.Э. Актуальные проблемы психологии способностей. // Вопросы психологии №3-1996. с. 78-89.

16. Шадриков В.Д. Способности человека. М-В., 1997.

* Как творческое задание оценивается изучение не указанной в списке литературы, журнальных статей, студенческих работ и выступление с их обзором.

 

Содержание самостоятельной работы Формы контроля
1. Обобщить и систематизировать материал по теме. Сформулировать вопрос по теме, либо психологическую задачу. Карта-информатор, термины таблица Вопросы задачи.
2. Просмотреть теоретические и экспериментальные исследования по проблеме (журнальные статьи). Просмотреть исследования в сборнике студенческих работ. Конспекты, выписки выступление.
3. Познакомиться с методами диагностики. Выписать автора название источник (№6-9). Выписки названий методик. Опрос на занятии.
4. Подготовить рекомендации по развитию (самостоятельный подбор литературы №7). Консультация на занятии.

План работы на занятии:

Занятие по общему плану пункты 1-9.

Вопросы для самоконтроля:

Каким образом можно использовать теоретические подходы к проблеме способностей для объяснения специфики их развития (Шадрикова В.Д., Ухтомского А.А., С.Л. Рубинштейна о структуре способностей). Докажите что тесты для измерения способностей могут быть не всегда пригодными.

Какие условия необходимы для развития способностей? Приведите примеры одаренности, гениальности, таланта, общих и специальных способностей. Назовите показатели хороших способностей. Может ли человек с худшими способностями выполнять деятельность лучше способного? Опишите особенности музыкальных, литературных, педагогических, психологических способностей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.