Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Употребление субстантивированных прилагательных




Употребление краткой формы прилагательных

Употребление степеней сравнения

1. Простая форма сравнительной степени (длиннее, выше) употребляется во всех стилях, сложная (более длинный, более высокий) – в научном и официально-деловом стилях. Сравнительная степень на - ей (длинней, скорей, смелей) употребляется в разговорном стиле и в стихотворной речи, с приставкой по - (получше, повыше) – в разговорном стиле.

2. Простая форма превосходной степени (длиннейший, высочайший) имеет книжный оттенок, а сложная (самый длинный, самый высокий) употребляется во всех стилях речи.

 

 

1. Краткую форму могут иметь только качественные прилагательные, при этом некоторые полные и краткие формы имеют значительные смысловые различия: плохой человек – пациент плох (в тяжелом состоянии), глухой от рождения – глух к просьбам и под. Некоторые прилагательные употребляются только в краткой форме: должен, намерен, обязан, рад, готов (на что-то), способен (к чему-то и на что-то), склонен (к чему-то).

2. При вежливом обращении на Вы возможна или краткая форма (Вы добры, Вы умны), или полная, согласованная в роде с реальным полом лица (Вы добрая, Вы такой умный). Обращение к одному лицу Вы добрые является просторечным.

3. Нельзя употреблять полную и краткую формы в качестве однородных членов. Ошибка: Комната уютна и просторная. Правильно: Комната уютная и просторная. Комната уютна и просторна.


 

Субстантивированные прилагательные и причастия (перешедшие в разряд существительных), обозначающие лиц по профессии, должности,

званию в официально-деловом и научном стилях употребляются в форме мужского рода даже по отношению к лицам женского пола, например: Вагоновожатый Л.А. Леонтьева. Выдающийся ученый Софья Ковалевская. Заведующий детским садом Е.Н. Чернова. Председательствующим на собрании избрана О.В. Петрова. В разговорном стиле возможны формы женского рода: заведующая детским садом...

 

УПРАЖНЕНИЕ 20. Исправьте ошибки (устно).

1. Разработка нефтяных месторождений становится более интенсивнее. 2. Его поступок имел самые тяжелейшие последствия. 3. Указанный признак проявляет себя здесь более сильнее. 4. Показатели у первой бригады более выше, чем у второй. 5. Саша бойчее Толи. 6. Он был самый честнейший из нас. 7. Девушка была высокая, красива и весела. 8. Учитель был добр, но и требовательный ко всем ученикам. 9. Один брат шумный, другой – тих. 10. Главная бухгалтер начислила премию. 11. Самый крупнейший город в мире – Мехико. 12. Применение этой санкции будет способствовать более скорейшему разрешению конфликта. 13. Всё это требует от участников совещания наиболее серьёзного подхода к делу.

3.4.3. Нормы местоимений

1. Необходимо запомнить формы притяжательных местоимений, относящихся к 3-му лицу: книги его, книги её, книги их.

Неправильно: ихние, евонные, егонные, ейные и под.

2. Местоимения СЕБЯ и СВОЙ в русском языке могут относиться к любому лицу, ср.: я беру свою книгу, ты берешь свою книгу, он берет свою книгу и т. д.; я вижу себя, ты видишь себя, он видит себя и т. д. Чтобы исключить двузначность высказывания с местоимениями СЕБЯ и СВОЙ, нужно правильно построить предложение. Ошибка: Больной попросил сестру налить себе чаю. Правильно: Больной попросил сестру налить ему чаю. Больной попросил сестру, чтобы она налила себе чаю. Ошибка: Профессор попросил ассистента прочитать свой доклад. Правильно: Профессор попросил, чтобы ассистент прочитал свой доклад. Профессор попросил, чтобы ассистент прочитал его доклад.

3. Формы личных местоимений 3-го лица (он, она, оно, они) употребляются с н в следующих случаях:

- с простыми предлогами (за, из, к, на, у, над, о, по, с, при, перед, между и др.): у него, у неё, у них; за ним, за ней, за ними; с ним, с ней, с ними и т. д.

- с предлогами, требующими род. падежа (вокруг, впереди, напротив, после, посреди, сзади): возле него, возле неё, возле них; мимо него, мимо неё, мимо них.

В остальных случаях личные местоимения 3-го лица употребляются без н: наперекор ему, красивее её, хуже его. Формы личного местоимения 3 лица так же, как и формы местоимений свой, себя, должны употребляться, исключая двусмысленность понимания.

 

УПРАЖНЕНИЕ 21. Исправьте ошибки (при двузначности высказывания укажите два варианта).

1. Благодаря ней мы прослушали интересную лекцию. 2. Все ихние конспекты лежали на столе. 3. Мне очень нравится своя подруга. 4. Лицо у ней круглое. 5. Вокруг их было всегда много народу. 6. Мать попросила сына налить себе чаю. 7. Мать Оли, когда она заболела, стала очень нервной. 8. Он был ниже неё. 9. Одноклассник пригласил нас к нему в гости. 10. Обнаружив задымление, Сергей Павлович побежал звонить соседям, которые его не заметили. 11. Ребёнок старше 7 лет должен занимать отдельное место в целях его безопасности. 12. Самое ценное в корнях – кора, поэтому при резке и рубке подстилают мешковину, чтобы её не терять. 13. Автор заставляет думать о последствиях своих поступков. 14. Лучше, чем меня, ты не найдёшь. 15. Для детей беженцев привезли тысячу плюшевых мишек, но пока им нечего есть.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1811; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.