Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Согласование сказуемого с подлежащим




Функции порядка слов

Построение простых предложений

 

Порядок слов в предложении может выполнять:

а) логическуюфункцию, т. е. выделять нужное по логике слово. Ср.: Ты пойдеш ь в кино? Ты в кино пойдешь? В кино пойдешь ты?

б) смысловую функцию, т. е. может изменить смысл высказывания и характер членов предложения. Ср.: Больной брат вернулся. – Брат вернулся больной.

Я встретил учителя брата. – Я встретил брата учителя.

в) информационную функцию: в письменной речи сначала должна идти вспомогательная информация, а потом – основная, так как информационная роль текста возрастает к концу предложения, например: По решению арбитражного суда задолженность необходимо погасить до 1 июля 2000 года. (При таком порядке слов главное – срок погашения задолженности). До 1 июля 2000 года необходимо погасить задолженность по решению арбитражного суда. (Теперь главное – указание на судебную инстанцию).

Нарушение порядка слов является синтаксической ошибкой и зачастую создает комический эффект, ср.: Тонкая, сухопарая торговка вяленой воблой торчала среди ящиков (исправьте порядок слов ).

Нельзя начинать простое предложение со слова также.

 

УПРАЖНЕНИЕ 37. Исправьте ошибки (устно).

1. Представители всех стран СНГ съехались на совещание в Москву, а также Эстонии и Латвии. 2. Проработавшие всю жизнь учителя в школе, без сомнения, должны получать льготную пенсию. 3. Общественность широко готовится отметить юбилей известного писателя. 4. Довожу до Вашего сведения, что товарищу Геланенко В.А. выдан невод в количестве 1 шт. для отлова рыбы длиной 88 метров. 5. Клуб избирателей на консервном заводе и не прекращал своей работы. При нем действуют клубы любителей собаководства и женщин. 6. Комиссия ГАИ, будучи в нетрезвом состоянии, лишила водительских прав сроком до 5 лет и оштрафовала шоферов Чулкина В.Е. и Тутыкина С.А. 7. В к. ХIX – н. ХХ веков многие книголюбы создавали библиотеки на собственные средства, которые у отдельных лиц насчитывали несколько томов (найдите 2 ошибки). 8. Они заставляют не оставаться равнодушными нас, живущих сегодня, к вопросам о месте культуры в мировом социально-историческом процессе. 9. Не опасна сама болезнь, а её последствия. 10. Главный герой романа не только убил старуху-процентщицу, но и её сестру.

 

(трудные случаи)

 

1. При подлежащем, выраженном словами большинство, меньшинство, ряд, часть, несколько, сказуемое ставится в единственном числе и согласуется по роду: Большинство было против, меньшинство – за. При этих же словах, атакже числительных (за исключением случаев, указанных ниже) в сочетании с родительным падежом существительного множественного числа (большинство учеников, часть тетрадей и под.) сказуемое обычноставится:

а) во множественном числе присуществительных одушевленных или при подчеркивании активности действия:

Большинство учеников хорошо сдали выпускные экзамены.

Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке.

Десять бойцов бросились в атаку.

б) в единственном числе – при существительных неодушевленных:

Большинство домов стояло в конце деревни.

Несколько книг лежало на полке.

Сто двадцать гектаров засеяно вовремя.

Это общее положение усиливается или ослабляется дополнительными условиями контекста, например: а) согласованное определение при словах большинство, меньшинство и пр. усиливает значение единственного числа: Подавляющее большинство интеллигенции живёт мечтой об ином уровне жизни;

б) причастный оборот или придаточное со словом который при подобном подлежащем усиливает форму множественного числа, если подлежащее расположено перед сказуемым, ср.: Часть работ студентов, выполненных в прошлом году (которые были выполнены в прошлом году), заслуживают высокой оценки;

в) если при подлежащем, выраженном числительными, есть слова все, эти, то сказуемое ставится только во множественном числе, так как нанего влияет форма этих местоимений: Все сто двадцать гектаров засеяны вовремя.

г) если есть слова всего, только, лишь – в единственном числе: Только сто двадцать гектаров засеяно вовремя. Всего десять бойцов бросилось в атаку. Гостей пришло лишь трое.

2. Если сказуемое выражено краткой формой прилагательного или относительным прилагательным, оно ставится во множественном числе: Треть уроков были непродуманны и неинтересны. Большая часть изделий – деревянные;

3. При числительных два, три, четыре сказуемое обычно ставится во множественном числе: Тридцать два человека вошли в класс. Тридцать две книги лежали на столе.

4. При составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое ставится в единственном числе: Школу окончил сорок один ученик. На столе лежала сорок одна книга.

5. При словах тысяча, миллион, миллиард сказуемое обычно ставится в единственном числе и согласуется в роде: Получена тысяча книг для школьной библиотеки. Отпущен миллион рублей на благоустройство поселка.

6. При существительных лет, месяцев, дней, часов и под. сказуемое обычно ставится в единственном числе: Прошло две недели. (Но: Прошли эти две недели.). Пробило десять часов.

7. При словах с первой частью пол - (полдома, полголовы, полжизни и под.) сказуемое ставится в единственном числе: Полдома сгорело. Полжизни прожито. Но если при них есть определение в форме множественного числа, то сказуемое тоже ставится во множественном числе, так как это диктуется условиями контекста: Полгода, проведенные в деревне, восстановили силы больного.

8. При словах много, мало, немного, немало, сколько сказуемое обычно ставится в единственном числе: Мног о птиц, красных, желтых, зеленых, сидело на ветвях.

9. Наличие при подлежащем уточняющих слов, присоединительных конструкций, сравнительных оборотов не влияет на форму сказуемого: Никто, даже лучшие специалисты, не мог поставить правильный диагноз.

10. В конструкциях типа те, кто и все, кто сказуемое ставится в единственном числе в придаточной и во множественном числе – в главной части (по роду подлежащих), ср.: Все, кто ответил правильно, получили хорошие оценки.

11. При названиях литературных произведений, газет, журналов и т. п. рекомендуется употреблять родовое наименование для удобства согласования его со сказуемым: Роман «Война и мир» написан Л.Н. Толстым.

12. При подлежащем типа брат с сестрой сказуемое ставится:

а) во множественном числе, если оба лица являются равноправными производителями действия: Брат с сестрой поехал и в деревню (брат и сестра примерно одного возраста);

б) в единственном числе, если основным производителем действия является первое лицо, а второе ему сопутствует: Брат с сестрой поехал в деревню (брат намного старше). Мать с ребенком пошла в поликлинику;

в) при наличии слов вместе, совместно сказуемое обычно ставится в единственном числе: Брат вместе с сестрой уехал в деревню. Бригадир совместно с членом бригады взялся отремонтировать станок.

13. Если между подлежащими стоят:

а) противительные (а, но, не только, но и и др.) или разделительные (или, либо, не то - не то и др.) союзы, то сказуемое ставится в единственном числе, так как действие совершает кто-то один: Не брат, а сестра поедет в деревню. Брат или сестра поедет в деревню. Не ты, но судьба виновата;

б) соединительные союзы (и, да, да и), то сказуемое ставится во множественном числе, так как действие совершают два лица: Брат и сестра поедут в деревню. Промышленность и сельское хозяйство неуклонно развиваются.

 

УПРАЖНЕНИЕ 38. Исправьте ошибки (устно).

1. За последние годы созданы ряд сортов картофеля специально для дачников. 2. В конгрессе принимали участие тридцать одна страна. 3. Фильм «Гибель эскадры» принесла автору огромный успех. 4. Пьеса «Волки и овцы» поставлены в Малом театре. 5. Нежное дерево акация превратилась в символ моего родного города. 6. Её внешний вид и манера одеваться всегда была безупречной. 7. ЛДПР выступил с очередным заявлением. 8. Море глаз устремились на знаменитого актера. 9. Вся в грязи, «Жигули» остановились по требованию инспектора ГАИ. 10. Дети, в том числе Маша, пришла посмотреть щенка. 11. Бездна звёзд смотрели на меня в ночной тиши. 12. Соседская машина «Москвич» всю ночь не давал нам покоя испорченной сигнализацией.

 

УПРАЖНЕНИЕ 39. Перепишите, вставьте пропущенные буквы, запишите комментарии к своему решению.

1. Большинство студентов института уже сдал… нормы по лыжам. 2. Ряд мер, направленных на поднятие дисциплины среди учащихся, уже принима…тся администрацией. 3. Подавляющее большинство учеников и учениц нашего класса показал… на экзаменах глубокие знания. 4. Сорок два станка неумолчно гудел… и равномерно вздрагивал… 5. Много детей больн… был… гриппом. 6. Эти пол-арбуза был… отложен… для детей. 7. Ты и твои друзья окаже… мне помощь и на этот раз. 8. Мать с детьми уехал… в деревню. 9. Никто, даже самые способные ученики, не мог… решить эту задачу. 10. Тысяча человек отправил…сь в поход. 11. Брат или сестра устро …т меня на работу. 12. Администрация школы, особенно завуч и директор, много сделал… для организации летнего отдыха детей. 13. Печать, в частности стенные газеты, уделя…т много внимания вопросам культуры. 14. Ряд столов стоял… посередине аудитории. 15. Пять учеников подошл… к экзаменационному столу. 16. На совещание прибыл… двадцать один делегат. 17. Тысяча человек отправил…сь в поход. 18. Прошл… сто лет. 19. На экскурсию пошл… всего десять человек. 20. Полчаса, проведенные в обществе такого интересного собеседника, прошл… незаметно. 21. Пятерка истребителей бросил…сь на вражеские бомбардировщики. 22. Много выпускников нашей школы поступил… в институты. 23. Многие выпускники нашей школы поступил… в институты. 24. Группа студентов во главе с комсоргом, профоргом и старостой активно помогал… колхозникам во время уборочной кампании. 25. Несколько пыльных лампочек то гасл…, то тускло рагорал…сь.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 3826; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.