Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль и место сферы услуг в отечественной экономике




Сфера услуг в большей или меньшей степени охва­тывает все сферы человеческой жизнедеятельности (рис. 1.1).

В данной модели:

- институциональная сфера включает все институты госу­дарственного управления от высших органов власти до местного самоуправления;

- производственная сфера включает все формы организации производства материальных благ;

- социальная сфера включает все разнообразие способов удовлетворения социальных потребностей людей;

- сфера услуг включает все виды производства самых раз­нообразных услуг.

 

Рис. 1.1 –Модель основных сфер человеческой жизнедеятельности

 

Таким образом, сферу услуг можно определить как комплекс предприятий, учреждений, организаций и видов деятельности, занятых производством всего многообразия услуг. В рыночной экономике она включает рыночный и нерыночный сектора, первый из которых образует рынок услуг, а второй - систему государ­ственного и некоммерческого обслуживания населения.

Развитие отечественной сферы услуг можно рассмотреть через динамику занятости в данном секторе. А именно, начиная с 1985 года прошлого столетия развитие российской сферы услуг условно можно поделить на три стадии:

- первая стадия «деформированного развития» (с 1985 по 1992 годы) приходится на полосу значений занятости в пределах от 44,0% до 45,1% общей занятости. На протяжении этого этапа сфера услуг развивалась, главным образом, в качестве обслуживающей интересы промышленного комплекса и редко играла самостоятельную роль как на внутреннем, так и на экспортном рынках;

- вторая стадия «преодоления отставания» (с 1992 по 1998 год) приходится на полосу значений занятости в сервисном секторе от 45,1% до 55,7% общей занятости. Структурный сдвиг экономики России в сторону сектора услуг был наиболее явным. Рост доли третичного сектора (до 48-52% ВВП) был обусловлен сильным спадом в индустриальном и аграрном секторах экономики. В России появились ранее малоизвестные услуги, такие как рекламные, аудиторские, франчайзинговые и прочие. Поставщики юридических, инженерных, консультационных и многих других услуг стали отделяться от промышленных предприятий, многие обслуживающие структурные подразделения последних (ремонтные, торговые, бухгалтерские и пр.) преобразовывались де-юре или де-факто в самостоятельные субъекты зарождающегося рынка, формируя тем самым основу экономики услуг России. Рынок требовал новых обособленных структур, которые профессионально могли удовлетворять бурно растущий спрос промышленности и населения;

- третья стадия «рост» (с 1998 г. по настоящее время) характеризуется стремительным развитием сферы услуг, появлением большого количества организаций. Рост доли третичного сектора в ВВП России составил (51% в 2005 г. и 53,4% в 2010 г.). Динамично развиваются рыночные услуги, а нерыночные растут за счет увеличившихся расходов бюджетов всех уровней.

Степень развития отечественной сферы услуг можно оценить по основным показателям услуг населению, динамика которых представлена в табл. 1.5.

Таблица 1.5 - Основные показатели услуг населению

 

Наименование показателя          
Объем платных услуг населению, млн. руб.          
на душу населения, руб.          
Индексы физического объема платных услуг населению (в сопоставимых ценах), в % к предыдущему году:          
по общему объему 104,7 106,3 107,6 107,7 104,4
по среднедушевому объему 105,1 106,8 108,1 107,2 104,6

 

 

Таким образом, современная российская сфера услуг характеризуется следующими тенденциями, которые представлены на рис. 1.2.

Среди положительных следует перечислить:

1) увеличение численности занятых сферы услуг в общей структуре занятых (с 38761 млн. в 2009 г. до 39723 млн. человек в 2010 г.);

2) опережающий темп прироста занятых в сфере услуг как в абсолютном (+221 тысяча человек), так и в относительном выражении по сравнению со средним темпом роста занятости (102,48% в сфере услуг и 101,13% в целом в экономике). Данная тенденция свидетельствует о продолжающемся переливе рабочей силы из аграрного и промышленного секторов в сферу услуг;

3) увеличение удельного веса занятых сферы услуг в общей структуре занятых (с 59,0% в 2009 г. до 59,8% в 2010 г.);

4) увеличение удельного веса расходов на оплату услуг в общей структуре потребительских расходов домохозяйств (с 16,6% в 2009 г. до 17,7% в 20101 г.);

5) сокращение доли импорта услуг в общей структуре импорта (с 26,3% в 2009 г. до 23,7% в 2010 г.).

В качестве отрицательных тенденций можно выделить следующие:

- рост дефицита баланса услуг (с -10,9 млрд. долл. в 2009 г. до -14,6 млрд. долл. в 2010 г.);

- сокращение доли экспорта услуг в общей структуре экспорта (с 10,7% в 2009 г. до 9,0% в 2010 г.);

- отстающий темп роста среднемесячной заработной платы в сфере услуг от темпа роста среднероссийского уровня (с 2009 г. по 2010 г. на 119% и 123% соответственно); и

- экспансия теневых отношений в сфере услуг как в абсолютном, так и в относительном выражении.

 

Рис. 1.2 – Тенденции современной российской сферы услуг

 

Несмотря на вышеперечисленные негативные процессы, государство уделяет существенное внимание развитию сферы услуг. О развитии сектора услуг свидетельствуют следующие данные, представленные в табл. 1.6.


Таблица 1.6 – Объем платных услуг населению по видам (млн. руб.)

 

Наименование показателя          
Все оказанные услуги          
в том числе:          
бытовые          
транспортные          
связи          
жилищные          
коммунальные          
гостиниц и аналогичных средств размещения        
культуры          
туристские          
физической культуры и спорта          
медицинские          
санаторно-оздоровительные          
ветеринарные          
правового характера          
системы образования          
другие услуги          

 

Последними государственными мерами поддержки и развития проблемных отраслей экономики и сферы услуг, в частности, стала разработка и реализация четырех национальных проектов: «Современное здравоохранение», «Развитие образования», «Доступное и комфортное жилье» и «Развитие сельского хозяйства».

Структурные сдвиги экономики наиболее заметны в двух типах субъектов РФ. Во-первых, это федеральные города, в которых концентрации населения, более высокие доходы и более развитый спрос на рыночные услуги способствуют реальной «терциализации». В Москве доля услуг в ВРП достигла в 2009 г. 78% (данные по новому классификатору ОКВЭД), в т.ч. на торговлю, ремонт, гостиницы и рестораны, финансовую деятельность, аренду и операции с недвижимостью суммарно приходится 60%. В С.-Петербурге доля услуг в ВРП немного ниже - 70%, но вторая столица сильно отстает от Москвы по доле вышеперечисленных рыночных услуг (39%), что говорит о менее развитом сервисном секторе. В большинстве регионов с городами-миллионниками доля услуг в ВРП ниже средней по стране, что косвенно показывает недостаточную развитость сервисного сектора (ВРП по городам субъектов РФ не рассчитывается).

Во-вторых, сильные структурные сдвиги произошли в наименее развитых и депрессивных регионах с сильным промышленным спадом в 1990-е годы. Сектор услуг в них не вырос, а просто заместил в структуре ВРП утраченные позиции промышленности, в нем преобладают нерыночные услуги государства. И хотя в таких регионах доля услуг также заметно выше средней по регионам (соответственно, 59-69% и 51%), структурный сдвиг носит кризисный характер и не является свидетельством реальной «терциализации», основанной на модернизации экономики. В этой группе несколько слаборазвитых дальневосточных и сибирских регионов с высокой стоимостью бюджетных услуг из-за удорожания жизнеобеспечения (республика Тыва и некоторые автономные округа), а в Европейской России - депрессивная Псковская область и отдельные республики Северного Кавказа. В таких регионах среди услуг преобладают социальные, коммунальные и госуправления, т.е. преимущественно нерыночные, их общая доля достигает 26-44%.

Территориальная аллокация сферы услуг существенно уси­ливает интерес к региональным аспектам ее развития. Это осо­бенно важно для Российской Федерации, имеющей достаточно ощутимые различия в уровне развития субъектов федерации, т.е. регионов. Комплексная оценка социально-экономического разви­тия регионов России в 2011 г. была предпринята Минэкономики РФ, что позволило установить место Ростовской области по сово­купному рейтингу среди 89 субъектов федерации (табл. 1.7).

Таблица 1.7 - Оценка социально-экономического развития Ростовской области в 2011 году

Показатель Ростовская область Российская Федерация
ВВП, тыс. руб. 108,8 106,8
Объем инвестиций в основной капитал, тыс. руб. 90618,9  
Объем внешнеторгового оборота, тыс. долл. 5536,9  
Уровень безработицы, % к экономическим активному населению 1,7 6,1
Уровень покупательной способности населения, балл 2,1 2,0
Доля населения с доходами ниже прожиточ­ного минимума, % 13,1 16,1

 

 

По месту в рейтинге Ростовская область относится к группе регионов РФ со средним уровнем развития, что позволяет предпо­ложить возможности как активного развития сферы услуг, так и се стагнации. О потенциальной вероятности первого направле­ния говорит уровень потребления населения региона и степень развития транспортной инфраструктуры. Хотя по остальным по­казателям Ростовская область отстает от общероссийского уровня, но имеются достаточные природно-климатические, социально-политические и производственно-экономические условия для опе­режающего развития сферы услуг региона.

Такие оценки подтверждает общая динамика изменения за­нятости по отраслям региональной экономики (рис. 1.3).

Рис. 1.3 - Удельный вес отраслей народного хозяйства в ВРП

 

Произошло не только относительное, но и абсо­лютное увеличение числа работников, занятых в сфере услуг ре­гиона. Особенно это заметно в торговле и общественном питании, где абсолютный прирост составил более 100 тыс. человек; в жи­лищно-коммунальном хозяйстве - около 20 тыс. человек; в здравоохранении и социальном обеспечении - примерно 6 тыс. человек. В результате частично была компенсирована социальная напряженность, вызванная резким сокращением занятости в отраслях материального производства. Правда, несколько настораживает рост численности аппарата управления (в 1,7 раза). При этом изменилась структура экономики: сократилась доля промышленности и сельского хозяйства (22,6% и 11,3%) и увеличилась доля торговли и коммерческой деятельности по реализации товаров и услуг (21,1%), транспорта и связи (11,7%). Ростовская область демонстрирует переход от экономики производства к экономике услуг.

Поскольку в российской статистике отсутствуют данные по динамике развития сферы услуг, нами выбрана наиболее близкая к ней категория «платные услуги». Динамика платных услуг населению в РФ и Ростовской области отражена в табл. 1.8.

Анализ реальных располагаемых доходов населения Российской Федерации и Ростовской области выявил близость трендов плавного увеличения относительных значений данных показателей в масштабе региона и страны в целом. При этом в посткризисном 2009г. показатель в регионе опустился ниже 100%, в 2010г. вновь отмечена невысокая положительная динамика. В данном случае положительный тренд сохранен, несмотря на некоторое снижение доходов населения в последние годы.

Анализ динамики реальных располагаемых доходов населения позволяет говорить о расширении возможностей доступа к более широкому набору услуг. В частности, этот вывод подтверждается данными о развитии рынка розничной торговли и услуг населению, поскольку динамика оборота розничной торговли носит положительный характер (за исключением кризисного периода), увеличившись в денежном выражении на 61,7% с 2006г.

Таблица 1.8 - Динамика платных услуг населению в РФ и Ростовской области

Годы Российская Федерация Ростовская область
Млн. руб. (до 2000г. - млн. руб.) В % к предыдущему году (в сопоставимых ценах) Млн. руб. (до 2000 г. - млн. руб.) В % к предыдущему году (в сопоставимых ценах)
    104,7   103,8
    101,6   102,6
    103,7   106,0
    106,6   105,4
    108,4   111,5
    106,3   101,3
    107,6   111,1
    107,7   105,6
    104,4   104,1
    97,5   98,6
    101,5   102,3

 

Общий оборот розничной торговли за период 2009г. сократился на 5,5% и составил 94,5% к аналогичному периоду 2008г. При этом в 2008г. наблюдалась тенденция к повышению темпов роста объемов розничной торговли (к соответствующему периоду 2007г.): данный показатель вырос за год на 13,5%. Наиболее тяжелым периодом оказался февраль 2009г., когда темп роста составил лишь 89,5% к уровню февраля 2008г. В марте показатель темпов роста оборота розничной торговли увеличился до 98,4% с сохранением дальнейшей положительной динамики (табл. 1.9).

Таблица 1.9 - Динамика оборота розничной торговли и общественного питания Ростовской области

Годы Оборот розничной торговли Оборот общественного питания
Млн. руб. В % к предыдущему году (в сопоставимых ценах) Млн. руб. В % к предыдущему году (в сопоставимых ценах)
  60588,6 116,4 1354,8 111,3
  80619,4 112,3 1956,5 107,5
    110,4 2577,4 103,0
  122568,4 108,5   105,2
    112,7 4773,1 113,6
  195753,5 115,4 6137,9 111,5
  239406,5 112,3 8004,1 114,9
  319500,9 123,0 11463,1 126,4
  423426,2 116,2 16762,7 124,2
  396677,1 84,7 18031,5 95,8
  464115,5 109,6 20561,4 106,4

 

Динамика оборота общественного питания также, за исключением кризисного периода, в целом носит позитивный характер.

 

На основе представленной информации можно сделать вывод об активном развитии сферы услуг в исследуемом регионе, что, несомненно, сказывается и на ее усложнении. Однако рост количественных показателей не означает, что все предоставляемые услуги удовлетворяют требованиям качества. Сложность ситуации на потребительском рынке с качеством услуг обусловлена недобросовестностью продавцов, несовершенством законодательной базы, недостаточно жесткими мерами наказания за совершенные правонарушения, другими причинами.

Масштабное изучение отраслей сферы услуг и их развитие способствует стимулированию научно-технического прогресса, снижения издержек производства, повышения качества и диверсификации этих услуг. Исходя из анализа количественных закономерностей развития сферы услуг (возрастание удельного веса сферы услуг в валовом внутреннем продукте, численности занятых, более динамичное развитие по сравнению с материальным производством) сделан вывод – сфера услуг превращается в современных условиях в одну из главных движущих сил устойчивого роста экономики и занятости населения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 2393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.