КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Роль и место сферы услуг в отечественной экономике
Сфера услуг в большей или меньшей степени охватывает все сферы человеческой жизнедеятельности (рис. 1.1). В данной модели: - институциональная сфера включает все институты государственного управления от высших органов власти до местного самоуправления; - производственная сфера включает все формы организации производства материальных благ; - социальная сфера включает все разнообразие способов удовлетворения социальных потребностей людей; - сфера услуг включает все виды производства самых разнообразных услуг.
Рис. 1.1 –Модель основных сфер человеческой жизнедеятельности
Таким образом, сферу услуг можно определить как комплекс предприятий, учреждений, организаций и видов деятельности, занятых производством всего многообразия услуг. В рыночной экономике она включает рыночный и нерыночный сектора, первый из которых образует рынок услуг, а второй - систему государственного и некоммерческого обслуживания населения. Развитие отечественной сферы услуг можно рассмотреть через динамику занятости в данном секторе. А именно, начиная с 1985 года прошлого столетия развитие российской сферы услуг условно можно поделить на три стадии: - первая стадия «деформированного развития» (с 1985 по 1992 годы) приходится на полосу значений занятости в пределах от 44,0% до 45,1% общей занятости. На протяжении этого этапа сфера услуг развивалась, главным образом, в качестве обслуживающей интересы промышленного комплекса и редко играла самостоятельную роль как на внутреннем, так и на экспортном рынках; - вторая стадия «преодоления отставания» (с 1992 по 1998 год) приходится на полосу значений занятости в сервисном секторе от 45,1% до 55,7% общей занятости. Структурный сдвиг экономики России в сторону сектора услуг был наиболее явным. Рост доли третичного сектора (до 48-52% ВВП) был обусловлен сильным спадом в индустриальном и аграрном секторах экономики. В России появились ранее малоизвестные услуги, такие как рекламные, аудиторские, франчайзинговые и прочие. Поставщики юридических, инженерных, консультационных и многих других услуг стали отделяться от промышленных предприятий, многие обслуживающие структурные подразделения последних (ремонтные, торговые, бухгалтерские и пр.) преобразовывались де-юре или де-факто в самостоятельные субъекты зарождающегося рынка, формируя тем самым основу экономики услуг России. Рынок требовал новых обособленных структур, которые профессионально могли удовлетворять бурно растущий спрос промышленности и населения;
- третья стадия «рост» (с 1998 г. по настоящее время) характеризуется стремительным развитием сферы услуг, появлением большого количества организаций. Рост доли третичного сектора в ВВП России составил (51% в 2005 г. и 53,4% в 2010 г.). Динамично развиваются рыночные услуги, а нерыночные растут за счет увеличившихся расходов бюджетов всех уровней. Степень развития отечественной сферы услуг можно оценить по основным показателям услуг населению, динамика которых представлена в табл. 1.5. Таблица 1.5 - Основные показатели услуг населению
Таким образом, современная российская сфера услуг характеризуется следующими тенденциями, которые представлены на рис. 1.2.
Среди положительных следует перечислить: 1) увеличение численности занятых сферы услуг в общей структуре занятых (с 38761 млн. в 2009 г. до 39723 млн. человек в 2010 г.); 2) опережающий темп прироста занятых в сфере услуг как в абсолютном (+221 тысяча человек), так и в относительном выражении по сравнению со средним темпом роста занятости (102,48% в сфере услуг и 101,13% в целом в экономике). Данная тенденция свидетельствует о продолжающемся переливе рабочей силы из аграрного и промышленного секторов в сферу услуг; 3) увеличение удельного веса занятых сферы услуг в общей структуре занятых (с 59,0% в 2009 г. до 59,8% в 2010 г.); 4) увеличение удельного веса расходов на оплату услуг в общей структуре потребительских расходов домохозяйств (с 16,6% в 2009 г. до 17,7% в 20101 г.); 5) сокращение доли импорта услуг в общей структуре импорта (с 26,3% в 2009 г. до 23,7% в 2010 г.). В качестве отрицательных тенденций можно выделить следующие: - рост дефицита баланса услуг (с -10,9 млрд. долл. в 2009 г. до -14,6 млрд. долл. в 2010 г.); - сокращение доли экспорта услуг в общей структуре экспорта (с 10,7% в 2009 г. до 9,0% в 2010 г.); - отстающий темп роста среднемесячной заработной платы в сфере услуг от темпа роста среднероссийского уровня (с 2009 г. по 2010 г. на 119% и 123% соответственно); и - экспансия теневых отношений в сфере услуг как в абсолютном, так и в относительном выражении.
Рис. 1.2 – Тенденции современной российской сферы услуг
Несмотря на вышеперечисленные негативные процессы, государство уделяет существенное внимание развитию сферы услуг. О развитии сектора услуг свидетельствуют следующие данные, представленные в табл. 1.6. Таблица 1.6 – Объем платных услуг населению по видам (млн. руб.)
Последними государственными мерами поддержки и развития проблемных отраслей экономики и сферы услуг, в частности, стала разработка и реализация четырех национальных проектов: «Современное здравоохранение», «Развитие образования», «Доступное и комфортное жилье» и «Развитие сельского хозяйства». Структурные сдвиги экономики наиболее заметны в двух типах субъектов РФ. Во-первых, это федеральные города, в которых концентрации населения, более высокие доходы и более развитый спрос на рыночные услуги способствуют реальной «терциализации». В Москве доля услуг в ВРП достигла в 2009 г. 78% (данные по новому классификатору ОКВЭД), в т.ч. на торговлю, ремонт, гостиницы и рестораны, финансовую деятельность, аренду и операции с недвижимостью суммарно приходится 60%. В С.-Петербурге доля услуг в ВРП немного ниже - 70%, но вторая столица сильно отстает от Москвы по доле вышеперечисленных рыночных услуг (39%), что говорит о менее развитом сервисном секторе. В большинстве регионов с городами-миллионниками доля услуг в ВРП ниже средней по стране, что косвенно показывает недостаточную развитость сервисного сектора (ВРП по городам субъектов РФ не рассчитывается). Во-вторых, сильные структурные сдвиги произошли в наименее развитых и депрессивных регионах с сильным промышленным спадом в 1990-е годы. Сектор услуг в них не вырос, а просто заместил в структуре ВРП утраченные позиции промышленности, в нем преобладают нерыночные услуги государства. И хотя в таких регионах доля услуг также заметно выше средней по регионам (соответственно, 59-69% и 51%), структурный сдвиг носит кризисный характер и не является свидетельством реальной «терциализации», основанной на модернизации экономики. В этой группе несколько слаборазвитых дальневосточных и сибирских регионов с высокой стоимостью бюджетных услуг из-за удорожания жизнеобеспечения (республика Тыва и некоторые автономные округа), а в Европейской России - депрессивная Псковская область и отдельные республики Северного Кавказа. В таких регионах среди услуг преобладают социальные, коммунальные и госуправления, т.е. преимущественно нерыночные, их общая доля достигает 26-44%.
Территориальная аллокация сферы услуг существенно усиливает интерес к региональным аспектам ее развития. Это особенно важно для Российской Федерации, имеющей достаточно ощутимые различия в уровне развития субъектов федерации, т.е. регионов. Комплексная оценка социально-экономического развития регионов России в 2011 г. была предпринята Минэкономики РФ, что позволило установить место Ростовской области по совокупному рейтингу среди 89 субъектов федерации (табл. 1.7). Таблица 1.7 - Оценка социально-экономического развития Ростовской области в 2011 году
По месту в рейтинге Ростовская область относится к группе регионов РФ со средним уровнем развития, что позволяет предположить возможности как активного развития сферы услуг, так и се стагнации. О потенциальной вероятности первого направления говорит уровень потребления населения региона и степень развития транспортной инфраструктуры. Хотя по остальным показателям Ростовская область отстает от общероссийского уровня, но имеются достаточные природно-климатические, социально-политические и производственно-экономические условия для опережающего развития сферы услуг региона. Такие оценки подтверждает общая динамика изменения занятости по отраслям региональной экономики (рис. 1.3). Рис. 1.3 - Удельный вес отраслей народного хозяйства в ВРП
Произошло не только относительное, но и абсолютное увеличение числа работников, занятых в сфере услуг региона. Особенно это заметно в торговле и общественном питании, где абсолютный прирост составил более 100 тыс. человек; в жилищно-коммунальном хозяйстве - около 20 тыс. человек; в здравоохранении и социальном обеспечении - примерно 6 тыс. человек. В результате частично была компенсирована социальная напряженность, вызванная резким сокращением занятости в отраслях материального производства. Правда, несколько настораживает рост численности аппарата управления (в 1,7 раза). При этом изменилась структура экономики: сократилась доля промышленности и сельского хозяйства (22,6% и 11,3%) и увеличилась доля торговли и коммерческой деятельности по реализации товаров и услуг (21,1%), транспорта и связи (11,7%). Ростовская область демонстрирует переход от экономики производства к экономике услуг. Поскольку в российской статистике отсутствуют данные по динамике развития сферы услуг, нами выбрана наиболее близкая к ней категория «платные услуги». Динамика платных услуг населению в РФ и Ростовской области отражена в табл. 1.8. Анализ реальных располагаемых доходов населения Российской Федерации и Ростовской области выявил близость трендов плавного увеличения относительных значений данных показателей в масштабе региона и страны в целом. При этом в посткризисном 2009г. показатель в регионе опустился ниже 100%, в 2010г. вновь отмечена невысокая положительная динамика. В данном случае положительный тренд сохранен, несмотря на некоторое снижение доходов населения в последние годы. Анализ динамики реальных располагаемых доходов населения позволяет говорить о расширении возможностей доступа к более широкому набору услуг. В частности, этот вывод подтверждается данными о развитии рынка розничной торговли и услуг населению, поскольку динамика оборота розничной торговли носит положительный характер (за исключением кризисного периода), увеличившись в денежном выражении на 61,7% с 2006г. Таблица 1.8 - Динамика платных услуг населению в РФ и Ростовской области
Общий оборот розничной торговли за период 2009г. сократился на 5,5% и составил 94,5% к аналогичному периоду 2008г. При этом в 2008г. наблюдалась тенденция к повышению темпов роста объемов розничной торговли (к соответствующему периоду 2007г.): данный показатель вырос за год на 13,5%. Наиболее тяжелым периодом оказался февраль 2009г., когда темп роста составил лишь 89,5% к уровню февраля 2008г. В марте показатель темпов роста оборота розничной торговли увеличился до 98,4% с сохранением дальнейшей положительной динамики (табл. 1.9). Таблица 1.9 - Динамика оборота розничной торговли и общественного питания Ростовской области
Динамика оборота общественного питания также, за исключением кризисного периода, в целом носит позитивный характер.
На основе представленной информации можно сделать вывод об активном развитии сферы услуг в исследуемом регионе, что, несомненно, сказывается и на ее усложнении. Однако рост количественных показателей не означает, что все предоставляемые услуги удовлетворяют требованиям качества. Сложность ситуации на потребительском рынке с качеством услуг обусловлена недобросовестностью продавцов, несовершенством законодательной базы, недостаточно жесткими мерами наказания за совершенные правонарушения, другими причинами. Масштабное изучение отраслей сферы услуг и их развитие способствует стимулированию научно-технического прогресса, снижения издержек производства, повышения качества и диверсификации этих услуг. Исходя из анализа количественных закономерностей развития сферы услуг (возрастание удельного веса сферы услуг в валовом внутреннем продукте, численности занятых, более динамичное развитие по сравнению с материальным производством) сделан вывод – сфера услуг превращается в современных условиях в одну из главных движущих сил устойчивого роста экономики и занятости населения.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 2393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |