Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коммерческой деятельности 1 страница




 

3.1. Система товаров в коммерческом обороте

 

В коммерческом обороте иногда понятие "товар" смешивается с понятием "продукция". Товаром являются вещи, как созданные в процессе производства, так и полученные в результате иных видов деятельности (например, добычи полезных ископаемых и др.). Статья 136 ГК РФ понимает под продукцией овеществленный результат производственной деятельности. Статья 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" <1> определяет продукцию как результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) <2> понимает под продукцией полезное ископаемое, добытое из недр на территории РФ, а также на континентальном шельфе РФ и (или) в пределах исключительной экономической зоны РФ (ст. 346.34).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. I). Ст. 5140.

<2> СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.

 

С гражданско-правовой точки зрения товаром являются объекты гражданских прав, имеющие овеществленную форму. Термин "товар" имеет особую значимость для коммерческого права. Товар является центральным объектом коммерческих отношений. К сожалению, ГК РФ не дает легитимного определения понятия "товар". Оно упоминается лишь косвенно в некоторых статьях части второй ГК РФ, например в п. 1 ст. 454 ГК РФ. Термин "товар" используется в законодательстве в различных понятиях. Например, антимонопольное законодательство определяет товар как объект гражданских прав, предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Категория товара в гражданском праве служит синонимом категории объекта гражданских правоотношений (объекта гражданских прав), если не учитывать в числе последних личные неимущественные блага. Подавляющее большинство объектов гражданских прав выступает в экономической форме товаров и в силу этого входит в понятие гражданского (имущественного) оборота <1>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник "Гражданское право: В 4 т. Общая часть" (том 1) (под ред. Е.А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации - Волтерс Клувер, 2008 (3-е издание, переработанное и дополненное).

 

<1> Гражданское право: В 4 т. / Под ред. Е.А. Суханова. М.: Волтерс Клувер, 2006. Т. 1: Общая часть. С. 396.

 

Классификация товара в торговом обороте имеет важное практическое, экономико-социальное и правовое значение. Государственный стандарт "Торговля. Термины и определения" <1>, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 11 августа 1999 г. N 242-ст <2>, определяет товар как любую вещь, не ограниченную в обороте, свободно отчуждаемую и переходящую от одного лица к другому по договору купли-продажи.

--------------------------------

<1> Торговля. Термины и определения. ГОСТ Р 51303-99. М.: Изд-во стандартов, 1999.

<2> Постановление Госстандарта России от 11 августа 1999 г. N 242-ст "О принятии и введении в действие государственного стандарта".

 

Товары могут классифицироваться по различным признакам.

По цели использования в торговом обороте товары подразделяются на следующие виды: 1) товары потребительского назначения (народного потребления) - используются исключительно физическими лицами для продажи в целях семейного, домашнего и личного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью. Товары потребительского назначения подразделяются на продовольственные и промышленные товары; 2) товары производственного назначения, необходимые в целях использования для продажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для дальнейшего их применения в хозяйственной деятельности.

Товары потребительского назначения также могут классифицироваться по различным критериям <1>: 1) по периоду использования - на товары кратковременного пользования; товары длительного пользования; 2) по способу покупки - на товары первой необходимости; товары повседневного спроса; товары предварительного выбора; товары особого спроса.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Трунина Е.В., Федасова Ю.В. Коммерческое право: Учеб. пособие. М.: Юрист, 2008. С. 61.

 

Согласно Таможенному кодексу РФ <1> и решению Совета глав правительств СНГ от 30 ноября 2000 г. "О правилах определения страны происхождения товаров" <2> товарами, полностью произведенными в данной стране, считаются: 1) полезные ископаемые, добытые из недр данной страны, в ее территориальном море или на его морском дне; 2) продукция растительного происхождения, выращенная или собранная в данной стране; 3) животные, родившиеся и выращенные в данной стране; 4) продукция, полученная в данной стране из выращенных в ней животных; 5) продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в данной стране; 6) продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном данной страны; 7) продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны; 8) продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку этого морского дна или этих морских недр; 9) отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке в данной стране, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье; 10) продукция высоких технологий, полученная на космических объектах, находящихся в космическом пространстве, если данная страна является государством регистрации соответствующего космического объекта; 11) товары, изготовленные в данной стране исключительно из вышеуказанной продукции. Таким образом, продукция представляет собой разновидность товара, полученную в результате целенаправленной производственной деятельности.

--------------------------------

<1> Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 31. Ст. 1224.

<2> Российская газета. 2001. 16 января.

 

Для надлежащего регулирования товаров в торговом обороте и ведения качественной торговой и промышленной деятельности важное значение приобретает введенный Госстандартом России 30 декабря 1993 г. N 301 Общероссийский классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП). ОКП разработан и введен в действие на территории Российской Федерации взамен Общесоюзного классификатора промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Приказом Ростехрегулирования от 22 ноября 2007 г. N 329-ст с 1 января 2008 г. на период до 1 января 2011 г. (Приказом Росстандарта от 30 декабря 2010 г. N 1151-ст срок действия продлен до 1 января 2013 г.) введен в действие Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002) без отмены классификатора ОКП N 301.

ОКП представляет собой систематизированный свод кодов и наименований группировок продукции, построенных по иерархической системе классификации. Классификатор необходим: 1) при решении задач каталогизации продукции, включая разработку каталогов и систематизацию в них продукции по важнейшим технико-экономическим признакам; 2) при сертификации продукции в соответствии с группами однородной продукции, построенными на основе группировок ОКП; 3) для статистического анализа производства, реализации и использования продукции на макроэкономическом, региональном и отраслевом уровнях; 4) для структуризации промышленно-экономической информации по видам выпускаемой предприятиями продукции с целью проведения маркетинговых исследований и осуществления снабженческо-сбытовых операций. Каждая позиция ОКП содержит шестизначный цифровой код, однозначное контрольное число и наименование группировки продукции <1>.

--------------------------------

<1> "Общероссийский классификатор продукции" ОК 005-93 (утв. Постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. N 301) // Национальные стандарты. 2006. N 9.

 

Статистика рыночных услуг формируется из статистической информации об объеме платных услуг, предоставляемых населению индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица.

В 1950 г. в рамках Совета таможенного сотрудничества была разработана Брюссельская товарная номенклатура, а в 1983 г. под эгидой этой же международной организации была завершена работа над Гармонизированной системой описания и кодирования товаров (ГС). Российская Федерация присоединилась к Международной конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров <1> по Постановлению Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. N 372 <2>. Существенное влияние на взаимодействие и сотрудничество Российской Федерации и стран СНГ оказало Соглашение о единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), подписанное в Москве 3 ноября 1995 г. <3>.

--------------------------------

<1> Международная конвенция о гармонизированной системе описания и кодирования товаров. Заключена в Брюсселе 14 июня 1983 г. // Таможенные ведомости. 1996. N 8. С. 73 - 85.

<2> Постановление Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. N 372 "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров" // СЗ РФ. 1996. N 15. Ст. 1619.

<3> Бюллетень международных договоров. 1996. N 3. С 1 января 1997 г. действует второе издание ТН ВЭД СНГ: Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ). 2-е изд. М., 1996.

 

С 1 апреля 2000 г. в Российской Федерации была введена ТН ВЭД России, в соответствии с которой длина кодового обозначения товара составляла 10 цифровых знаков. Десятый знак ТН ВЭД России являлся нововведением Таможенного тарифа Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. N 148. С тех пор позиции, в которых товары фактически определялись не кодами, а текстовым описанием, были переведены в основную структуру и получили самостоятельные 10-значные кодовые обозначения.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 54 <1> утверждена действующая ныне единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) и установлены ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза. Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД ТС осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.

--------------------------------

<1> Официальный сайт Евразийской экономической комиссии: http://www.tsouz.ru/23.07.2012.

 

ТН ВЭД ТС предусматривается классификация товаров в 21 раздел, каждый из которых, в свою очередь, содержит несколько групп товаров (всего 97 групп), в частности:

1) живые животные; продукты животного происхождения;

2) продукты растительного происхождения;

3) жиры и масла животного или растительного происхождения и продукты их расщепления;

4) готовые пищевые продукты; алкогольные и безалкогольные напитки и уксус; табак и его заменители;

5) минеральные продукты;

6) продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности;

7) пластмассы и изделия из них; каучук, резина и изделия из них;

8) необработанные шкуры, выделанная кожа, натуральный мех и изделия из них; шорно-седельные изделия и упряжь; дорожные принадлежности, дамские сумки и аналогичные им товары; изделия из кишок животных (кроме волокна из фиброина шелкопряда);

9) древесина и изделия из нее; древесный уголь; пробка и изделия из нее; изделия из соломы, альфы или из прочих материалов для плетения; корзиночные и другие плетеные изделия;

10) масса из древесины или из других волокнистых целлюлозных материалов; регенерируемые бумага или картон (макулатура и отходы); бумага, картон и изделия из них;

11) текстильные материалы и текстильные изделия;

12) обувь, головные уборы, зонты, солнцезащитные зонты, трости, трости-сиденья, хлысты, кнуты и их части; обработанные перья и изделия из них; искусственные цветы; изделия из человеческого волоса;

13) изделия из камня, гипса, цемента, асбеста, слюды или аналогичных материалов; керамические изделия; стекло и изделия из него;

14) жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них; бижутерия; монеты;

15) недрагоценные металлы и изделия из них;

16) машины, оборудование и механизмы; электротехническое оборудование; их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности;

17) средства наземного транспорта, летательные аппараты, плавучие средства и относящиеся к транспорту устройства и оборудование;

18) инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические; часы всех видов; музыкальные инструменты; их части и принадлежности;

19) оружие и боеприпасы; их части и принадлежности;

20) разные промышленные товары;

21) произведения искусства, предметы коллекционирования и антиквариат.

В соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) Советом евразийской экономической комиссии установлен Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ ТС), который представляет собой свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию Таможенного союза из третьих стран <1>.

--------------------------------

<1> См.: решение Совета евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза" (http://www.tsouz.ru/23.07.2012).

 

3.2. Способы и средства идентификации товаров

 

В торговом обороте в качестве товаров часто выступают вещи с одинаковыми родовыми признаками. "Идентификация" определяется как "отождествление, установление совпадения чего-либо с чем-либо". Идентификация товара необходима для установления принадлежности данного изделия к той или иной однородной товарной группе или определенному перечню на основании характерных индивидуальных признаков, приведенных в нормативно-технической и иной документации.

В целях оптимального продвижения товара на оптовом рынке от изготовителя к потребителю важно точно определить вид, качество и основные потребительские свойства товара, выставляемого на продажу. Эти задачи решаются путем использования разнообразных средств идентификации товаров. В целях идентификации товаров могут быть использованы различные средства: 1) нанесение цифровой, буквенной или иной маркировки; 2) нанесение идентификационных знаков; 3) проставление печатей, штампов; 4) взятие проб товаров; 5) использование образцов товаров; 6) подробное описание товаров; 7) использование чертежей, масштабных изображений, фотографий, видеозаписей, представленных производителем; 8) другие средства, позволяющие идентифицировать товары.

Идентификация товара также может проводиться по совокупности характерных отличительных признаков товара, которые не претерпевают каких-либо изменений в процессе его переработки. Такими признаками могут быть: 1) марка и модель товара; 2) фирма - изготовитель товара, страна его происхождения; 3) комплектность товара; 4) заводская маркировка товара, в том числе его серийный номер, каталожный номер и т.п.

Важную роль в торговом обороте играют способы фактического обособления товаров, позволяющие выделить отдельные единицы (или количества) товаров из большой группы однородных вещей, обладающих идентичными с этими товарами признаками. К таким способам относятся: 1) нанесение специальной маркировки на отдельные единицы товаров; 2) хранение выделенных товаров в отдельном помещении; 3) специальная упаковка выбранных товаров и др. В целях обеспечения сохранности товара и облегчения его идентификации при производстве транспортных услуг применяются пломбировочные устройства грузовых отделений транспортных средств (контейнеров), а также дополнительные средства идентификации к ним.

В современном торговом обороте приобретают особое значение высокотехнологичные средства идентификации товаров, прежде всего направленные на защиту товара от подделки и появления в обороте контрафактной продукции:

1. Голограммы на фольге. В одной голограмме в зависимости от потребностей заказчика могут сочетаться разные степени защиты: 1) собственно оригинальная голограмма с уникальной игрой цветов. Такую голограмму невозможно повторить существующими копировальными аппаратами; 2) микронадписи, не подлежащие оптическому копированию; 3) скрытое изображение, видимое только с помощью специальных приборов скрытого изображения; 4) серийная или индивидуальная нумерация голограмм; 5) разрушаемая голограмма. Такую голограмму можно наклеить только один раз, поскольку она рвется при попытке отклеивания. Восстановить поврежденное изображение невозможно, что и обеспечивает своеобразную защиту.

2. Оригинальная упаковка с индивидуальным дизайном.

3. Наклейка со штрих-кодом, содержащая кодированную информацию о товаре и компании, реализующей товар.

4. Микронаклейки "DataDot", которые содержат видимую надпись марки товара в черно-белом или цветном исполнении, а также микронитку "DataDot" шириной 1,0 или 0,5 мм. Микронитка диаметром 0,5 мм может вмещать надпись в шесть строчек, которая легко считывается при помощи портативного микроскопа или специального прибора. Способы использования технологии "DataDot" различные - нанесение краски, этикетки, наклейки на важные документы.

5. Микроточки "DataDot". Эта маркировка в настоящее время признана оптимальной для защиты автомобильных запасных частей. Микроточка является опознавательным знаком, нанесенным на запасные части или комплектующие, и служит признаком "оригинальности" и гарантии фирмы-продавца на продаваемую запчасть. Микроточки диаметром всего 1 мм, наклеенные на все компоненты автомобиля, содержат полную информацию и о самой машине, и о ее продавце, и о ее владельце.

Идентификационные свойства товара не следует смешивать с идентификационной экспертизой товаров, которая проводится с целью установления принадлежности товара к той или иной однородной товарной группе или определенному перечню <1>.

--------------------------------

<1> Статья 24 Федерального закона от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" // СЗ РФ. 1999. N 30. Ст. 3774; Постановление Правительства РФ от 21 июня 2001 г. N 477 "О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля" // СЗ РФ. 2001. N 26. Ст. 2687.

 

3.3. Товарные знаки как средство идентификации товаров

 

Специальным способом идентификации товара в коммерческом обороте являются товарные знаки и знаки обслуживания.

Товарный знак впервые появился и был легализован еще в царской России Законом от 26 февраля 1896 г. "О товарных знаках (фабричных и торговых марках и клеймах)" <1>. В советский период начала XX в. в связи с переходом к планово-распределительной системе категория "товар" и, соответственно, категория "товарный знак" рассматривались совершенно иначе. В тот период был принят ряд важных законодательных документов, в частности: Постановление ВСНХ от 17 июля 1919 г. "О товарных знаках государственных предприятий" <2>, в котором под товарным знаком понималось не столько средство индивидуализации продукции, сколько способ идентификации предприятия-производителя и ведомства, которому предприятие подчинено; далее было принято Постановление СНК РСФСР от 10 ноября 1922 г. "О товарных знаках" <3>, в котором допускались в качестве обозначений клейма, этикетки, пломбы, ярлыки, метки, виньетки, обложки, оригинальные слова и их сочетания, а также их начертания, рисунки и т.п. Декрет также устанавливал обязанность регистрации товарных знаков, а также запрет на использование чужого знака.

--------------------------------

<1> См.: Розен Я.С. Товарные знаки. СПб., 1913. С. 3.

<2> СУ РСФСР. 1919. N 13. Ст. 332.

<3> СУ РСФСР. 1922. N 79. Ст. 939.

 

"В целях установления единообразного порядка регулирования отношений в сфере правовой охраны товарных знаков в связи с образованием СССР 12 февраля 1926 г. ЦИК СССР издает Постановление "О товарных знаках" <1>, которым развивались и конкретизировались нормы Декрета СНК от 10 ноября 1922 г. Указанным Постановлением, в частности, предусматривалась административная процедура обжалования отказа в регистрации товарного знака путем обращения в Комитет по делам изобретений, устанавливалось правило, в соответствии с которым погашенное свидетельство на право исключительного пользования товарным знаком не могло быть возобновлено на имя другого владельца в течение трех лет со дня публикации сообщения о погашении" <2>. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 марта 1936 г. <3> были введены новые понятия товарного знака: "товарные знаки" и "производственные марки".

--------------------------------

<1> СЗ СССР. 1926. N 10. Ст. 80.

<2> Цит. по: Городов О.А. Право на средства индивидуализации: товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования, коммерческие обозначения. М.: Волтерс Клувер, 2006.

<3> Постановление ЦИК и СНК СССР от 7 марта 1936 г. "О производственных марках и товарных знаках" // СЗ СССР. 1936. N 11. Ст. 93.

 

Совершенно новым этапом развития товарного знака в СССР явилось принятие в середине XX столетия Постановления Совета Министров СССР от 15 мая 1962 г. N 442 "О товарных знаках" <1>, в котором понимание товарного знака стало совершенно иным. Так, например, Постановление обязывало государственные, кооперативные и общественные предприятия и организации помещать на выпускаемых ими изделиях или их упаковке товарные знаки, зарегистрированные в Комитете по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР, а также производить маркировку изделий, предусмотренную стандартами, техническими условиями, договорами и Особыми условиями поставки. В этом же Постановлении ограничивалось право использования в качестве товарного знака или его части определенных обозначений (наименований, рисунков, сокращений и т.д.). Например, запрещалось помещение товарных знаков на изделиях, которые стандартами и техническими условиями освобождены от всех видов маркировки, а также использование в товарных знаках государственных гербов.

--------------------------------

<1> СП СССР. 1962. N 7. Ст. 59.

 

В 60-е годы определение товарного знака становилось ближе к современному его трактованию: так, товарный знак и знак обслуживания определялись как оригинально оформленное художественное изображение (оригинальные названия и слова, отдельные сочетания букв, цифр, виньетки, различные виды упаковок, художественные композиции и рисунки в сочетании с буквами, цифрами, словами или без них и т.п.), служащее для отличия товаров или услуг одного предприятия от однородных товаров или услуг других предприятий и для их рекламы (ст. 1 Положения о товарных знаках, утвержденного Приказом Госкомизобретений СССР от 25 июня 1962 г. N 144а) <1>. Посредством использования средств индивидуализации товара определяется их производитель, а также источник их происхождения. "В условиях свободной экономики результаты творческой деятельности и средства индивидуализации (например, товарные знаки) активно вовлекаются в товарно-денежный оборот, в том числе и в сфере предпринимательской деятельности граждан" <2>.

--------------------------------

<1> Данное Положение действительно и не утратило силу (СП СССР. 1962. N 17. Ст. 59).

<2> Цит. по статье: Яковлев В.Ф. Гражданский кодекс Российской Федерации: развитие общих положений гражданского права // Кодификация российского частного права / Под ред. Д.А. Медведева. М.: Статут, 2008. С. 37.

 

В современной демократической России до 2007 г. правовое регулирование товарных знаков производилось в соответствии с Законом РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" <1>, который ныне утратил силу. В настоящее время использование средств индивидуализации товаров и их правовое регулирование осуществляются в общем порядке на основании норм части четвертой ГК РФ <2>, принятой 24 ноября 2006 г. Государственной Думой ФС РФ.

--------------------------------

<1> Российская газета. 1992. 17 октября.

<2> Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (с 1 января 2008 г.) // СЗ РФ. 2006. N 52 (ч. I). Ст. 5497.

 

В сфере законодательства об интеллектуальной собственности в отношении товарных знаков с принятием части четвертой Гражданского кодекса РФ появился большой блок обязательственно-правовых норм. Параграф 2 гл. 76 ГК РФ целиком посвящен товарным знакам и знакам обслуживания. Кодекс сделал шаг вперед по сравнению с ранее действовавшим законодательством. При подготовке части четвертой ГК РФ использовались все мировые достижения в этой области, в том числе директивы Европейского союза. Принятие четвертой части ГК РФ привело к повышению значимости регулируемых отношений, подняв их до уровня ГК РФ. Были решены играющие большую роль задачи: усиление защиты прав правообладателей, повышение ответственности правонарушителей, приближение регулирования к международным стандартам <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Яковлев В.Ф. Основные новеллы раздела VII "Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации" части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации // Хозяйство и право. 2007. N 9. С. 3 - 12.

 

"Эффективная защита интеллектуальной собственности - это непременное условие и предпосылка перехода нашей страны на инновационный путь развития" <1>. В наши дни товарный знак - это часть фирменного корпоративного стиля, наиболее запоминающаяся, выразительная, визуальная составляющая облика любого предприятия. Отношения, связанные с использованием товарного знака, в Российской Федерации регулируются в первую очередь Конституцией РФ и ГК РФ.

--------------------------------

<1> Из речи президента ТПП РФ Е.М. Примакова на проходившей 13 ноября 2003 г. в г. Москве Международной научно-практической конференции "Контрафактная продукция - проблемы и пути их решения" // http://www.intel-com.ru.

 

Согласно ст. 1477 ГК РФ товарный знак - это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Россия является участницей различных международных соглашений, касающихся правовой охраны товарных знаков, в частности: 1) Соглашения о международной регистрации знаков (заключено в Мадриде 14 апреля 1891 г., в ред. от 2 октября 1979 г.) <1>; 2) Соглашения о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (заключено в Ницце 15 июня 1957 г., в ред. от 28 сентября 1979 г.) <2>; 3) Договора о законах по товарным знакам (подписан в Женеве 27 октября 1994 г.) <3>; 4) Договора о законах по товарным знакам (подписан в Сингапуре 27 марта 2006 г.) <4>.

--------------------------------

<1> Публикация ВОИС. 1992. N 260(R).

<2> Там же. N 292(R).

<3> Публикация ВОИС. 1994. N 225(R).

<4> http://www.fips.ru/

 

В зарубежной законодательной практике также широко распространено и законодательно регламентировано понятие товарного знака. В США действует Закон о товарных знаках 1995 г., в Великобритании - Закон о товарных знаках, принятый в 1994 г., пришедший на смену Закону 1938 г., в Германии - Закон о товарных знаках 1994 г., вступивший в действие с 1 января 1995 г., во Франции - Кодекс интеллектуальной собственности, где товарным знакам и знакам обслуживания посвящен т. VII, а в Швейцарии - Закон о товарных знаках 1993 г. и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.