Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организаторов торговли 3 страница




--------------------------------

<1> Приказ Минсельхозпрода России N 292, Роскомторга N 95 от 1 декабря 1994 г. "Об утверждении Примерных правил торговли на оптовом продовольственном рынке" // СПС "КонсультантПлюс".

 

По формам участия оптовый продовольственный рынок должен предоставлять возможности ведения оптовых торгов на основе долгосрочной аренды продавцом места в торговом зале, краткосрочной аренды необходимых торговых площадей, разового участия в оптовых торгах с подневной оплатой стоимости торгового места или специальной рыночной пошлины, дифференцированной по видам товара и уплачиваемой с оборота. Арендаторами торговых мест на оптовом рынке не обязательно должны быть владельцы (собственники) товаров. Технология ведения оптовых торгов может предусматривать возможность аренды торговых мест агентами собственников, комиссионерами, другими посредниками. Сделки на оптовом продовольственном рынке не могут совершаться от имени и за счет оптового рынка. На оптовом рынке заключаются сделки только с реальным товаром (сделки купли-продажи).

Особенностью оптовых продовольственных рынков является направленность на упрощение процесса торговли. С этой целью основанием для заключения сделки считается устное согласие сторон, достигнутое в результате проведенных торгов. В целях упрощения оптовых торгов и ускорения оборота путем оперативного обобщения результатов совершаемых сделок и информирования торгового зала о текущем состоянии конъюнктуры рынка и динамике цен на товары на оптовом продовольственном рынке также производится регистрация объемов реализации отдельных товаров. Регистрации подлежат только некоторые условия сделок, которые включают наименование юридического лица, наименование и сорт проданного товара, величину реализованной партии, общую сумму выручки от реализации конкретной партии товара. Для выполнения этой задачи на оптовом продовольственном рынке действует специальная система информационного обслуживания, систематически отслеживающая итоги текущих оптовых торгов и обобщающая их по истечении каждого дня торговли.

Оптовый продовольственный рынок ведет оперативный учет конъюнктуры рынка реализуемых товаров, динамики цен на товары, регистрирует общее состояние спроса реализуемых потребительских товаров. Обобщенная информация о состоянии торговли реализуемыми на оптовом рынке товарами (объемах реализованной продукции и средних ценах на нее, сложившихся в предшествующем периоде) распространяется посредством специальных бюллетеней оптового рынка или выводится на информационное табло.

 

5.2.4. Коммерческие торги

 

В некоторых случаях, установленных законом, договоры о продаже товара могут быть заключены только путем проведения торгов. Организатором торгов также могут являться специализированная организация или иное лицо, которые действуют на основании договора с собственником вещи или обладателем иного имущественного права на нее и выступают от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом (п. 2 ст. 447 ГК РФ). Примером таких торгов могут являться аукционы, с победителями которых заключаются соглашения о разделе продукции <1>. Следует отметить существенную особенность коммерческих торгов, которая состоит в том, что их целью является извлечение прибыли, что принципиально отличает их от иных видов торгов, например направленных на восстановление нарушенного положения кредиторов при реализации заложенного имущества (ст. 350 ГК РФ), и торгов в конкурсном праве (ст. ст. 110, 111, 139 Закона о банкротстве <2>).

--------------------------------

<1> Пункт 1 ст. 6 Федерального закона от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 18.

<2> Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" // СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.

 

Коммерческие торги являются основным способом удовлетворения потребностей государства в товарах. Основным актом, регулировавшим государственные закупки, стал Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" <1>. В соответствии с Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд <2> установлено обязательное проведение государственными заказчиками конкурсов на привлечение специализированных организаций к выполнению части своих функций по закупкам продукции для государственных нужд за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, федеральных внебюджетных фондов и внебюджетных фондов субъектов Российской Федерации.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1994. N 34. Ст. 3540.

<2> Указ Президента РФ от 8 апреля 1997 г. N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" // СЗ РФ. 1997. N 15. Ст. 1756.

 

В настоящее время, согласно Федеральному закону от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" <1>, к организации и проведению коммерческих торгов могут быть привлечены специализированные организации, в качестве которых выступают привлеченные заказчиком или уполномоченным органом на основании договора юридические лица. Они обеспечивают размещение заказа путем проведения торгов в форме конкурса либо аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт. В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона "О размещении заказов" в обязанности специализированной организации входят: 1) разработка конкурсной документации, документации об аукционе; 2) публикация и размещение извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона; 3) рассылка приглашений для участия в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе; 4) исполнение иных, связанных с обеспечением проведения торгов функций.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. I). Ст. 3105.

 

Закон не предъявляет к специализированным организациям требований о лицензировании их деятельности, однако ограничивает ее только возможностями проведения конкурсов и аукционов.

Согласно п. 2 ст. 448 ГК РФ процедура проведения торгов предполагает следующую последовательность: 1) организатор делает извещение о проведении торгов; 2) участники торгов направляют заявки и вносят указанную в извещении сумму задатка; 3) организатор торгов и участник, выигравший торги в день проведения торгов, подписывают протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. В случае если торги проводились на право заключения договора, протокол квалифицируется в качестве предварительного договора. Организатором торгов может выступать собственник товара, обладатель имущественного права, специализированная организация.

ГК РФ прямо устанавливает, что отношения между собственником и организатором торгов имеют в своей основе договор (п. 1 ст. 447 ГК РФ). Если организатор торгов выступает от имени лица, в чьих интересах проводятся торги, его отношения с собственником товара будут строиться на конструкции договора поручения. Если организатор торгов выступает от своего имени, в основу договора с товаровладельцем должна быть положена модель договора комиссии.

Согласно п. 2 ст. 448 ГК РФ существенными условиями проведения торгов являются: 1) время проведения торгов; 2) место их проведения; 3) форма проведения торгов; 4) предмет торгов; 5) порядок их проведения, в том числе порядок оформления участия в торгах; 6) сведения об определении лица, выигравшего торги; сведения о начальной цене; 7) размер, сроки и порядок внесения задатка; 8) в случае проведения торгов на право заключения договора - срок, представляемый для заключения такого договора.

Проведение коммерческих торгов должно отвечать определенным требованиям: 1) товар не должен иметь индивидуально-определенные свойства; 2) качества товара не должны быть связаны с личными качествами сторон торгов и фидуциарным характером их отношений; 3) договор, заключаемый по результатам торгов, должен носить обязательный возмездный характер. Безвозмездные варианты договоров будут противоречить принципу экономической целесообразности и не отвечать сущности и функциям торгов.

Предметами торгов могут быть любые оборотоспособные или ограниченно оборотоспособные объекты гражданских прав, имеющие свойства товара. Особенность коммерческих торгов определяется тем, что ее предметом является товар, а не особые виды объектов прав фондового рынка, конкурсного права или предметов обеспечения исполнения обязательств (залог).

Итогом нормального хода торгов является выявление победителя. Согласно п. 5 ст. 448 ГК РФ протокол о результатах торгов подписывается организатором и лицом, выигравшим торги, в день проведения торгов.

Коммерческие торги как инструмент, в советское время свойственный исключительно публично-правовым институтам (например, исполнительному производству), сегодня представляют собой один из важных механизмов продвижения товаров на торговых рынках и обеспечения прав и интересов как государственных и муниципальных образований, так и различных групп коммерсантов.

 

5.2.5. Торгово-промышленные выставки

 

Торгово-промышленные выставки - это международные или национальные мероприятия, сочетающее выставку достижений с заключением коммерческих сделок по выставленным образцам. На торгово-промышленных выставках проводятся публичные демонстрации промышленных изделий и товаров народного потребления страны или ее регионов. Такие мероприятия стимулируют развитие промышленности, служат целям рекламы, содействуют развитию внутренней и внешней торговли. Некоторые выставки такого типа существуют на постоянной основе (например, Всероссийский выставочный центр в Москве).

Сегодня развитию выставочной деятельности уделяется большое внимание. Решения о совершенствовании выставочной деятельности приняты рядом ведущих министерств, в задачи которых входит насыщение рынков товарами народного потребления. К их числу относятся, например, Положение о комиссии по координации выставочно-ярмарочной деятельности в АПК России <1>, Концепция регулирования выставочной деятельности в области здравоохранения в Российской Федерации и Положение о комитете Министерства здравоохранения Российской Федерации по выставочной деятельности <2>, Порядок организации в Минобрнауки России и находящихся в его ведении федеральных агентствах работ по информационно-выставочной деятельности <3>. С целью обеспечения согласованных действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти при решении вопросов выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации, содействия международному сотрудничеству в этой области и продвижению отечественной продукции на внешний рынок, а также в соответствии с Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 <4> была образована Межведомственная комиссия по вопросам выставочно-ярмарочной деятельности <5>, которая является координационным органом, обеспечивающим согласованные действия заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций при решении вопросов выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации, а также содействия международному сотрудничеству в этой области и продвижению отечественной продукции на внешний рынок.

--------------------------------

<1> Постановление Коллегии Минсельхозпрода России от 22 апреля 1999 г. N 2-2 "О совершенствовании выставочно-ярмарочной деятельности в агропромышленном комплексе России в условиях рыночных отношений" // СПС "КонсультантПлюс".

<2> Приказ Минздрава России от 23 августа 2002 г. N 277 // Здравоохранение. 2002. N 10.

<3> Приказ Минобрнауки России от 12 января 2005 г. N 2 // СПС "КонсультантПлюс".

<4> Указ Президента РФ "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" // СЗ РФ. 2008. N 20. Ст. 2290.

<5> Приказ Минпромторга России N 374, Минобрнауки России N 369 от 2 декабря 2008 г. "О Межведомственной комиссии по вопросам выставочно-ярмарочной деятельности" // СПС "КонсультантПлюс".

 

В целях укрепления международных торговых связей Российской Федерацией было утверждено Соглашение о развитии выставочно-ярмарочной деятельности в Содружестве Независимых Государств, подписанное в г. Минске 26 мая 1995 г. <1>, и образован Межгосударственный совет по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности Содружества Независимых Государств для обеспечения координации работы, взаимодействия и организации разноуровневой поддержки в области выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, осуществляемой в государствах - участниках СНГ (форумы, конференции, круглые столы, семинары, встречи представителей науки, культуры, деловых кругов и т.д.), который призван способствовать развитию международных контактов, обмену передовым опытом и технологиями, созданию благоприятных условий для взаимовыгодных торгово-экономических связей государств - участников СНГ многостороннего и двустороннего характера, пропаганде достижений в промышленности, сельском хозяйстве и других отраслях экономики, в области науки, техники и культуры, гуманитарной сфере <2>.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. N 471 "Об утверждении Соглашения о развитии выставочно-ярмарочной деятельности в Содружестве Независимых Государств" // СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 2000.

<2> Распоряжение Правительства РФ от 22 мая 2008 г. N 737-р "О подписании Протокола о внесении изменений в Соглашение о развитии выставочно-ярмарочной деятельности в Содружестве Независимых Государств от 26 мая 1995 г." // СЗ РФ. 2008. N 22. Ст. 2608.

 

Однако на сегодняшний день отсутствует федеральное законодательство, регламентирующее вопросы правового регулирования выставочной деятельности. Правительством РФ 29 марта 2001 г. была одобрена Концепция выставочно-ярмарочной деятельности в РФ <1>, предусматривающая разработку трех направлений, подлежащих нормативно-правовому регулированию:

--------------------------------

<1> Одобрена на заседании Правительства РФ (Протокол N 12 от 29 марта 2001 г.).

 

1) блок, связанный с государственным регулированием выставочно-ярмарочной деятельности. Он предусматривает определение органа государственного регулирования и его компетенции, порядка предоставления государственной финансовой поддержки выставочно-ярмарочной деятельности, процедуры предоставления финансово-экономической отчетности выставочными операторами и другие вопросы;

2) блок, связанный с порядком организации и функционирования самого выставочно-ярмарочного мероприятия. Он предусматривает, в частности, требования к участникам выставочно-ярмарочных мероприятий, процедуру и критерии их допуска к участию и исключения из числа экспонентов, права и обязанности администраций выставок и ярмарок, процедуры разрешения споров и т.д.;

3) блок, связанный с порядком присвоения выставочно-ярмарочным мероприятиям официального статуса, составлением календаря выставок, имеющих такой статус, и выдачей разрешений на проведение таких выставок <1>.

--------------------------------

<1> См.: Метелева Ю.А. Правовое регулирование выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации // Право и экономика. 2007. N 2. С. 15.

 

Т.Э. Сидорова считает, что основными положениями о выставочно-ярмарочной деятельности было бы целесообразно урегулировать нормы, определяющие основные понятия, относящиеся к торговым ярмаркам, торговым выставкам, участникам ярмарок и выставок и организаторам выставочно-ярмарочной торговли и т.п., а также основу правового положения ярмарок и выставок; состав участников и принципы их взаимодействия; органы, правомочные принимать специальные нормативные акты, регламентирующие отдельные аспекты выставочно-ярмарочной деятельности <1>.

--------------------------------

<1> См.: Сидорова Т.Э. Ярмарки и выставки-продажи как участники торгового оборота // Актуальные проблемы коммерческого права / Под ред. Б.И. Пугинского. М., 2002. С. 166.

 

5.2.6. Торговый центр

 

Торгово-развлекательные и торгово-офисные центры - это крупноформатные многофункциональные комплексы, отличительной особенностью которых является совмещение в одном объекте недвижимости нескольких организаций различной функциональной направленности. Торговые центры могут включать в себя одновременно и отделы по продаже продовольственных товаров, и отделы по продаже промышленных товаров, развлекательные заведения, кинотеатры, деловые центры. Деятельность торгового центра направлена на удовлетворение самых широких интересов покупателей.

 

Вопросы для самоподготовки

 

1. В чем состоит правовое значение биржи в торговом обороте?

2. Каков порядок создания товарных бирж?

3. Кто в соответствии с действующим законодательством не может являться учредителем и членом товарной биржи?

4. Какие виды бирж предусмотрены российским законодательством?

5. В чем состоит отличие биржевого маклера от биржевого товарного брокера?

6. Какие бывают виды биржевой торговли?

7. Каков правовой режим оптовых ярмарок и продовольственных рынков?

8. Как осуществляются коммерческие торги?

 

Рекомендуемая литература

 

Белых В.С., Виниченко С.И. Биржевое право. М., 2001.

Егорова М.А. Комментарий к Федеральному закону Российской Федерации "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (постатейный). М.: Юстицинформ, 2012.

Закупень Т.В. Товарные биржи: Лекция. М.: Изд-во РАГС при Президенте РФ, 2010.

Коммерческое право зарубежных стран: Учебник / Под ред. В.Ф. Попондопуло. СПб.: Питер, 2003.

Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М.: Юрайт, 2010.

 

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник "Российское предпринимательское право" (под ред. И.В. Ершовой, Г.Д. Отнюковой) включен в информационный банк согласно публикации - Проспект, 2011.

 

Российское предпринимательское право / Под ред. И.В. Ершовой, Г.Д. Отнюковой. М.: Проспект, 2010.

Саркисян М.Р. Понятие и формы биржевого посредничества // Журнал российского права. 2002. N 8.

Сидорова Т.Э. Ярмарки и выставки-продажи как участники торгового оборота // Актуальные проблемы коммерческого права / Под ред. Б.И. Пугинского. М., 2002.

 

Глава 6. САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

6.1. Индивидуальное и коллективное саморегулирование

в сфере торговой деятельности

 

Вопрос о добровольном и обязательном саморегулировании в сфере торговой деятельности тесно связан с вопросом о публичности деятельности субъектов товарных рынков. Сами по себе отдельно взятые субъекты торговой деятельности или субъекты, осуществляющие поставки товаров на товарные рынки, представляют собой частных юридических лиц, частных торговцев, субъектов гражданского права. Однако их объединения вполне могут обладать рядом публичных функций, для реализации которых такие объединения должны приобрести предусмотренный законом статус специального "публичного юридического лица" <1>. Примерами таких публичных юридических лиц в сфере торговой деятельности являются торгово-промышленные палаты, саморегулируемые организации, объединения работодателей, которые в силу закона наделяются правами на выполнение отдельных государственных функций.

--------------------------------

<1> См.: Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права. М., 2007; Кутафин О.Е. Субъекты конституционного права Российской Федерации как юридические и приравненные к ним лица. М., 2007; Ястребов О.А. Юридическое лицо публичного права: сравнительно-правовое исследование: Автореф. дис.... д-ра юрид. наук. М., 2010. С. 49 - 50.

 

По существу объединения хозяйствующих субъектов торговой деятельности с учетом специфики субъектного состава их членов представляют собой разновидности объединений предпринимателей, возможность образования которых предусмотрена ст. 121 ГК РФ, которая отграничивает цели деятельности такого объединения от целей торговой деятельности в целом и определяет их направленность на обеспечение трех основных функций: 1) координирующей, целью которой является осуществление организации особой формы управления в сфере торговой деятельности; 2) представительской, обеспечивающей совместные интересы членов объединений предпринимателей в гражданском обороте; 3) охранительной, создающей условия для осуществления защиты общих имущественных интересов хозяйствующих субъектов, входящих в состав объединения предпринимателей. Все функции, предусматриваемые ст. 121 ГК РФ, имеют выраженный частноправовой характер, поэтому весьма трудно согласиться с имеющимся в литературе мнением, что деятельность объединений предпринимателей носит "публичный характер, сближающий объединения коммерческих лиц с носителями публичной власти" <1>. Более того, рассматриваемый вид деятельности даже не имеет черт государственно-частного партнерства, поскольку его целью является удовлетворение частных совместных интересов членов объединения хозяйствующих субъектов торговой деятельности, а не удовлетворение государственного интереса <2>. Ярким примером частноправовой природы некоммерческого объединения предпринимателей на территории Российской Федерации может служить правовое положение торгово-промышленных палат, которые в соответствии с Законом о ТПП <3> признаются негосударственной некоммерческой организацией (ст. 1 Закона о ТПП) и выполняют организационные функции преимущественно непубличного содержания (ст. 3 Закона о ТПП).

--------------------------------

<1> Романовская О.В. Публичная корпорация: понятие, значение, проблемы и перспективы определения правового статуса // Реформы и право. 2011. N 2. С. 9.

<2> О публичном интересе как основополагающем критерии государственно-частного партнерства см.: Skelcher C. Public-private partnerships and hybridity. Oxford, 2005. P. 347; Черниговский М. Партнерство во имя развития // Корпоративный юрист. Приложение. 2008. N 10. С. 3; Сосна С.А. Концессионное соглашение - новый вид договора в российском праве // Журнал российского права. 2003. N 2. С. 14 - 24; Дроздов И. К правовой природе концессионного соглашения // Хозяйство и право. 2006. N 6. С. 55; Белицкая А.В. Правовое регулирование государственно-частного партнерства: Монография. М.: Статут, 2012. С. 46.

<3> Закон РФ от 7 июля 1993 г. N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1309.

 

Важно подчеркнуть, что привлечение некоммерческих объединений хозяйствующих субъектов торговой деятельности может осуществляться органами государственной власти только в добровольном порядке. В отношении деятельности некоммерческих организаций, объединяющих хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и некоммерческих организаций, объединяющих хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, диспозитивный характер привлечения указанных объединений к участию в формировании и реализации государственной политики в области торговой деятельности устанавливается ч. 1 ст. 7 ФЗ о ГРТД <1>. Торгово-промышленная палата, являющаяся негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей российские предприятия и российских предпринимателей <2>, также подпадает под действие данной нормы.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2010. N 1. Ст. 2.

<2> Пункт 1 ст. 1 Закона РФ от 7 июля 1993 г. N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1309.

 

6.1.1. Индивидуальное (договорное) саморегулирование

 

6.1.1.1. Горизонтальное договорное саморегулирование

 

Горизонтальное договорное саморегулирование сводится к формированию нормотворческой базы для объединения интересов субъектов одного уровня рынка, одной ступени канала товарораспределения, а с точки зрения конкурентного права - субъектов-конкурентов. Горизонтальное договорное саморегулирование практически опосредует горизонтальную интеграцию хозяйствующих субъектов торговой деятельности. Это могут быть, например, соглашения о взаимодействии внутри административных территориальных образований (внутригородские, межрайонные, внутри субъектов Федерации, между субъектами Федерации).

В горизонтальном договорном саморегулировании в настоящее время большая роль отводится саморегулированию посредством деятельности некоммерческих корпораций, объединяющих хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и некоммерческих организаций, объединяющих хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, которые принимают участие в формировании и реализации государственной политики и нормативно-правовом регулировании в сфере внутренней торговли, в целях согласования общественно значимых интересов этих хозяйствующих субъектов. В соответствии со ст. 12 ФЗ о ГРТД представление общих интересов субъектов торговой деятельности некоммерческими организациями относится только к организациям, объединяющим субъектов различных уровней каналов товародвижения. Однако в гражданском обороте эти организации выступают как равные субъекты, так как они непосредственно не осуществляют хозяйственную деятельность, а лишь представляют интересы хозяйствующих субъектов.

Целью подобных соглашений является защита интересов учредителей соответствующих некоммерческих организаций. Такая защита направлена не только на обеспечение исполнения заключаемых хозяйствующими субъектами торговой деятельности договоров поставки товаров. Эти соглашения также рассматриваются их сторонами как основа для переговоров по заключению коллективных договоров в организациях для обеспечения соблюдения требований трудового законодательства. Обязательства и гарантии, включенные в эти соглашения, должны быть минимальными и не снижать уровень социальной и экономической защищенности работников коммерческих организаций, являющихся их учредителями <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Отраслевое трехстороннее соглашение на 2005 - 2006 годы между правительством г. Москвы, региональной общественной организацией "Профсоюз работников торговли, общественного питания и потребкооперации города Москвы" и некоммерческим партнерством "Лига предпринимателей торговли" совместно с Советом объединения руководителей-оптовиков // Торговая газета. 2005. 5 марта; Отраслевое соглашение по Российской академии наук на 2003 - 2005 годы // Поиск. 2003. N 41(751); Отраслевое тарифное соглашение по горно-металлургическому комплексу Свердловской области на 2005 - 2006 годы // http://gmpr.ur.ru.

 

Подобные соглашения прежде всего имеют характер горизонтальных соглашений, под которыми в конкурентном законодательстве принято понимать соглашения между конкурентами, работающими на рынке одного и того же товара либо взаимозаменяемых товаров. Сторонами этих соглашений являются не государственные или муниципальные органы, исполняющие функции государственного регулирования в сфере торговли, и не хозяйствующие субъекты торговой деятельности, интересы которых представляют некоммерческие организации. Обеими сторонами таких соглашений являются сами некоммерческие организации, представляющие интересы хозяйствующих субъектов торговли. Целью таких соглашений в соответствии с ч. 1 ст. 12 ФЗ о ГРТД является формирование принципа добросовестности при заключении между ними договоров (поставки) и исполнении ими этих договоров. Такого рода условия могут включаться в текст договоров поставки между конкретными хозяйствующими субъектами. Основной смысл соглашений, заключаемых некоммерческими организациями, заключается в возможности установления равных для всех поставщиков и покупателей товаров условий в пределах всего рынка товаров. Масштаб охвата такого рынка зависит от состава учредителей некоммерческих корпораций, заключающих такие соглашения, поэтому действие этих соглашений может распространяться как на отдельное муниципальное образование, район или территорию субъекта РФ, так и на всю территорию Российской Федерации и даже на межгосударственные отношения (например, между некоммерческими организациями, представляющими интересы хозяйствующих субъектов разных государств СНГ).

Другим вариантом горизонтального индивидуального саморегулирования может являться договор коммерческой концессии, по которому одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау) (п. 1 ст. 1027 ГК РФ). В соответствии с данным определением обе стороны договора являются профессиональными предпринимателями, причем со сходным родом деятельности, иначе пользователю не имело бы смысла выплачивать вознаграждение за передачу комплекса исключительных прав. Комплекс исключительных прав, являющийся предметом договора коммерческой концессии, не носит вещного характера, поэтому к нему не применяются нормы вещного права, которые, как известно, не распространяются на объекты исключительных прав (интеллектуальной собственности). Комплекс исключительных прав, являющийся собственностью правообладателя, передается пользователю в целях расширения рынка сбыта товаров, услуг, работ правообладателя, для привлечения новых потребителей, создания новых торговых сетей и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.