Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическая эффективность олигополии




Роль неценовой конкуренции.

 

В долгосрочном периоде равновесие на олигополистическом рынке достигается путем установления тайного сговора, или в результате использования олигополистическими фирмами методов неценовой конкуренции.

Опасность возникновения ценовой войны объясняет невосприимчивость олигополистических фирм к ценовой конкуренции. Типичной для олигополии становится неценовая конкуренция, посредством которой и определяется рыночная доля каждой фирмы.

Преимущественное использование методов неценовой конкуренции объясняется следующими причинами.

1. Олигополии располагают значительными финансовыми ресурсами, которые могут быть использованы для усовершенствования продукта, развития эффективных технологий, реализации рекламных проектов.

2. Благодаря неценовой конкуренции могут быть получены долгосрочные преимущества перед конкурентами, так как ее приемы и методы не могут быть воспроизведены так же быстро, как снижение цен.

Проблема экономической эффективности олигополии сводится к вопросу её динамической эффективности, т.е. восприимчивости олигополии к научно-техническому прогрессу.

Традиционная точка зрения полагает, что поскольку олигополия близка по своей структуре к чистой монополии, то она проводит аналогичную политику в области цен, объемов производства и научно-технического прогресса.

Сторонники этого подхода считают, что олигополистические фирмы имеют мощные стимулы для сдерживания НТП, так как инновации ведут к моральному износу оборудования и затрудняют прибыльное использование всего вложенного капитала.

Они утверждают, что олигополия даже менее желательна, чем чистая монополия, поскольку последняя подвержена государственному регулированию, способному нивелировать издержки монопольной власти (сторонники альтернативного подхода И. Шумпетер и Д. Гэлбрейт считают, что олигополии способны обеспечить быстрые темпы реализации достижений НТП).

Наличие высоких барьеров для вступления в отрасль позволяет олигополистическим фирмам длительное время получать экономическую прибыль. Поэтому именно они способны финансировать дорогостоящие исследования по разработке новых продуктов и технологий.

Экономическая статистика не дает однозначного ответа на вопрос о динамической эффективности олигополий. В отдельных капиталоемких отраслях, таких, например, как сталелитейная и алюминиевая, заметна тенденция к торможению технического прогресса. В большинстве других отраслей, формирующих экономическую структуру современного постиндустриального общества, проявляется тенденция к развитию НТП.

ВЫВОДЫ

1. Олигополия, как тип рыночной структуры, имеет следующие черты: а) несколько крупных фирм производят основную массу продукции в отрасли; в) контроль над ценами ограничен всеобщей взаимозависимостью; с) существование высоких барьеров для вступления в отрасль; d) преимущественное использование методов неценовой конкуренции.

2. Наличие всеобщей взаимозависимости не позволяет построить стандартную модель олигополии, характеризующую поведение олигополистических фирм в отношении цен и объемов выпуска продукции. Процесс принятия решений на олигополистическом рынке анализируется с помощью частных моделей, каждая из которых описывает конкретный случай олигополистической взаимосвязи между фирмами.

3. В модели лидерства по объему продаж (модель Штекельберга) одна из фирм (лидер) устанавливает объем производства, а другая фирма (ведомый) реагирует на действия лидера, который, в сою очередь, должен учитывать предполагаемую реакцию ведомого.

4. В модели лидерства в ценообразовании фирма-лидер устанавливает цену, а ведомый – выбирает объем продаж, выгодный при данной цене.

5. В модели одновременного принятия решений об объемах продаж (модель Курно) каждая из фирм выбирает такой объем производства, чтобы максимизировать свою прибыль при заданных ожиданиях в отношении выбора других фирм.

6. В модели одновременного установления цен (модель Бертрана) каждая из фирм выбирает цену на свой товар при заданных ожиданиях в отношении цены, которую выберет другая фирма. Равновесной ценой будет цена, близкая к конкурентной.

7. Картель состоит из нескольких фирм, вступивших в сговор с целью ограничения продаж и максимизации прибыли отрасли в целом.

8. Ценообразование по принципу «издержки плюс» – к средним общим издержкам, рассчитанным исходя из типичной загрузки производственных мощностей, добавляется определенная накидка, которая обеспечивает получение заданной прибыли, обычно в размере средней нормы прибыли, сложившейся в отрасли за длительный период времени.

9. Модель ломаной кривой спроса исходит из предположения, что конкуренты поддержат любое снижение цены одной из фирм, но будут игнорировать ее повышение. Тем самым график спроса олигополиста получает ломаный вид, неэластичный в сторону снижения цены и эластичный в сторону повышения цены.

10. Важным видом конкуренции, во многом определяющим рыночную долю каждой олигополистической фирмы, является неценовая конкуренция.

11. Большинство олигополистических отраслей обеспечивает быстрое внедрение достижений научно-технического прогресса в производство. В ряде капиталоемких отраслей наблюдается тенденция к торможению НТП.

12. Равновесие при доминирующих стратегиях наблюдается, когда выбор каждой фирмы является оптимальным независимо от того, какой выбор делает другая фирма.

13. Равновесие по Нэшу наблюдается, когда выбор фирмы является оптимальным при оптимальном выборе других фирм.Равновесие по Нэшу при смешанных стратегиях – каждая фирма выбирает оптимальную частоту разыгрывания своих стратегий при заданной частоте разыгрывания стратегий другой фирмой.

 

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

Барьеры, ограничения на вхождение в отрасль (barriers to entry, entry restriction) – затруднения, встающие перед фирмами при попытке организации производства и сбыта в определенной отрасли. Могут быть связаны с государственными действиями (патенты, лицензии).

Ведомый (driven player) – игрок (фирма), отвечающий на предшествующий ход лидера.

Дилемма заключенного (prisoner’s dilemma) – игра, в которой неэффективный исход стратегически доминирует над Парето-эффективным исходом. Существует возможность Парето-эффективного исхода, если игра повторяется неограниченное число раз.

Дифференцированные товары (differentiated goods) – продукты и услуги, имеющие специфические качества.

Дуополия (дуопсония) – частный случай олигополии (олигопсонии), когда в отрасли взаимодействуют две фирмы.

Изопрофитная кривая(isoprofit curve) – линия, показывающая все возможные комбинации объемов продаж обеих фирм, обеспечивающих одинаковый уровень прибыли одной из фирм.

Картель (cartel) – письменное соглашение между фирмами о разделе рынка и поддержании согласованной цены на выпускаемую продукцию.

Лидер(leader) – игрок (фирма), делающий первый ход в игре.

Олигополия, олигопсония (oligopoly, oligopsony) – тип рыночной структуры, когда несколько фирм контролируют основной объем реализации (покупки) продукции в отрасли.

Олигополия доминирующей фирмы(dominant-firm oligopoly) – рыночная структура, при которой господствует крупная фирма, цены которой являются ориентирами для прочих продавцов на рынке.

Платежная матрица(payoff matrix) – таблица, в которой отражаются возможные исходы взаимодействия стратегий нескольких игроков.

Равновесие по Нэшу (Nash equilibrium) – такое поведение игроков, когда выбор одной фирмы оптимален для нее при всех оптимальных выборах другой фирмы; это пара таких ожиданий в отношении выбора игроков, что когда выбор каждого становится известным, ни один из игроков не пожелает изменить свое поведение.

Смешанная стратегия (mixed strategy) – линия поведения, когда игроки приписывают каждому возможному выбору противника определенную вероятность, и выбирают свою стратегию в соответствии с вероятным выбором конкурента.

Тайный сговор (secret collusion) – взаимодействие фирм-олигополистов с целью раздела рынка и установления согласованных цен; в большинстве стран преследуется законодательно и потому осуществляется тайно.

Теория игр (game theory) – теория поведения субъектов в условиях, когда решения одного из них влияют на решения всех остальных.

Теория ломаной кривой спроса (kinked demand curve theory) – теория поведения конкурентов-продавцов, каждый из которых сталкивается с наклонной кривой спроса на свой товар и реагирует снижением своей цены на снижение цены конкурентом, тогда как повышение цены одним из продавцов не приводит к повышению цен другими.

Теория олигополии Курно (Cournot theory of oligopoly) – теория рыночного поведения конкурирующих субъектов, когда каждый из них реагирует на фиксированную цену своего конкурента.

Угроза вхождению (threat of entry) – игра, в которой исход определяется временной последовательностью совершения выбора игроками. Некоторым игрокам выгодно найти способ предварительно связать себя обязательствами придерживаться конкретной стратегии игры.

Функция реакции (reaction function) – зависимость поведения (объем продаж) одной фирмы от поведения (объема продаж) другой фирмы. Изображается графически в виде кривой реакции.

Ценовое лидерство (price leadership) – ситуация на рынке, при которой одна фирма выполняет сигнальную роль для других продавцов в формировании цены.

Ценообразование по принципу «издержки плюс надбавки» (markup pricing) – ценообразование, предполагающее покрытие издержек и установление надбавки к ним, которая в данный момент представляется наиболее рациональной.

Чистая стратегия(pure strategy) – линия поведения, когда игрок делает выбор и придерживается данного выбора.

 

 

Глава 11. СПРОС НА ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1148; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.