Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 7. Российская империя в первой половине XIX в. 3 страница




В конце 1817 г. было принято решение распустить союз, чтобы затем создать более дееспособную и многочисленную организацию. В январе 1818 г. возникло новое общество, получившее название «Союз благоденствия». Оно включало уже около 200 человек и имело довольно четкую структуру. Программа и устав общества носили название «Зеленой книги» (по цвету книжного переплета). Этот документ состоял из двух частей – первая была предназначена для всех членов общества и предусматривала легальную деятельность, целью которой было создание благоприятных условий для преобразований в стране. Вторая часть документа была известна лишь немногим посвященным. Она содержала основные политические требования союза – свержение самодержавия, введение конституционного правления, уничтожение крепостничества, провозглашение равенства граждан перед законом. Причем для достижения этих целей в случае необходимости допускались и насильственные методы. Члены общества вели активную пропагандистскую работу, участвуя в деятельности различных просветительских и литературных организаций. Однако к началу 1820-х гг. стало ясно, что сформировать в России передовое общественное мнение не удастся. Кроме того, все явственнее ощущался отказ Александра I от реформ и переход к реакции. Это обострило разногласия между членами общества, привело к усилению его радикальной части, после чего последовал общий кризис организации. В январе 1821 г. лидеры приняли решение о роспуске «Союза благоденствия». Роспуск был формальным, так как возникла необходимость избавиться от ненадежных членов и избежать слежки. Одновременно началась активная подготовка к созданию новых тайных организаций, ставящих своей задачей насильственное свержение власти путем военного переворота.

В марте 1821 г. на Украине было создано Южное общество, главой которого стал П.И. Пестель. В это же время в Петербурге начало складываться Северное общество, полностью оформившееся в 1822 г. Его возглавил Н.М. Муравьев. Осенью 1825 г. в состав Южного общества вошло также Общество соединенных славян – тайная организация, возникшая самостоятельно еще в 1818 г. под руководством братьев А. и П. Борисовых.

Между обществами была установлена тесная связь, разрабатывались планы совместного выступления. Обсуждались и проекты программных документов. В Южном обществе таким документом стала «Русская правда» П.И. Пестеля, в Северном – «Конституция» Н.М. Муравьева. «Русская правда» предусматривала немедленную отмену крепостного права и наделение крестьян землей из общественного фонда, который создавался из бывших крестьянских наделов, казенных и монастырских земель, а также из земель, конфискованных у крупных землевладельцев. Политическое устройство страны по «Русской правде» предполагало уничтожение самодержавия и установление республиканского строя. Сословия упразднялись, и вводилось избирательное право для всех мужчин, достигших двадцатилетнего возраста. Кроме того, провозглашались свобода слова, печати, вероисповедания, равный для всех граждан суд и другие свободы. Пестель не являлся сторонником федерации, опасаясь, что она может породить сепаратизм. Он выступал за создание единого централизованного государства. Для осуществления преобразований, по мнению Пестеля, необходим был переходный период сроком 10 лет. На этот срок в стране вводилась диктатура, и вся власть сосредотачивалась в руках Временного революционного правительства.

«Конституция» Никиты Муравьева была более умеренным документом. Она также провозглашала безоговорочную отмену крепостного права, но крестьян планировалось освобождать фактически без земли – они получали лишь по две десятины пашни на двор. Основными землевладельцами оставались помещики. Самодержавие ликвидировалось, и Россия провозглашалась конституционной монархией с федеративным устройством. Избирательное право предусматривало имущественный ценз и распространялось на мужчин, достигших 21 года, имевших постоянное место жительства. «Конституция» отменяла сословия, провозглашала равенство всех граждан перед законом и другие свободы.

Делая ставку на военный переворот, члены тайных обществ планировали осуществить совместное выступление летом 1826 г., во время общеармейских учений, но обстоятельства неожиданно изменились. 19 ноября (1 декабря) 1825 г. во время поездки в Таганрог внезапно скончался Александр I. Поскольку детей у покойного не было, место на троне должен был занять его брат Константин. Цесаревич Константин еще при жизни брата отказался от престола, и таким образом корона переходила следующему из братьев – Николаю. Однако отречение Константина держалось в строгой тайне, и после смерти Александра I все присягнули Константину. Сложилось своеобразное междуцарствие, чем и решили воспользоваться члены Северного общества. Они назначили выступление на 14(26) декабря 1825 г. – в этот день должна была проводиться «переприсяга» Николаю Павловичу. 13 декабря на квартире у К.Ф. Рылеева было проведено последнее совещание, на котором военным диктатором избрали князя С.П. Трубецкого и утвердили окончательный план восстания. Суть его заключалась в том, чтобы вывести войска на Сенатскую площадь и заставить Сенат вместо присяги Николаю объявить о введении конституционного правления. План действий предусматривал также захват Петропавловской крепости, Зимнего дворца и арест царской семьи.

Утром 14 декабря 1825 г. офицеры – члены тайного общества – начали агитацию в своих частях. С самого начала их план начал срываться – они не смогли привлечь на свою сторону большинство гвардейских полков. На площадь вышли лишь солдаты лейб-гвардии Московского полка, лейб-гвардии Гренадерского полка и матросы Гвардейского экипажа – всего около 3 тыс. человек. Избранный диктатором С.П. Трубецкой проявил нерешительность и на площадь не явился, так что восстание оказалось без руководителя. Участники восстания не сумели воспользоваться временной растерянностью властей и быстро осуществить свой план. Они предпочли ожидание, надеясь на прибытие других частей. Это позволило Николаю I взять ситуацию под свой контроль. На площадь были стянуты верные императору войска. Опасаясь наступления темноты, Николай I приказал применить артиллерию. Несколько залпов картечью рассеяли ряды восставших и обратили их в бегство. К 6 часам вечера восстание было подавлено.

Уже после событий в Петербурге члены Южного общества, возглавляемые С.И. Муравьевым-Апостолом, 29 декабря 1825 г. подняли на восстание солдат Черниговского полка, расквартированного на Украине. Надежды руководителей восстания на присоединение к нему других воинских частей не оправдались. 1(13) января 1826 г. полк был окружен верными Николаю I войсками и расстрелян артиллерией.

После подавления восстания в столице и на юге были проведены аресты, затем начались следствие и суд. Всего было привлечено 579 человек, виновными были признаны 289 человек. Пятерых руководителей – П.И. Пестеля, К.Ф. Рылеева, С.И. Муравьева-Апостола, М.П. Бестужева-Рюмина и П.Г. Каховского приговорили к смертной казни и в июле 1826 г. повесили. Многие декабристы были отправлены на каторгу, сосланы в Сибирь, посажены в крепость, разжалованы в солдаты и направлены на Кавказ.

Разгром восстания декабристов и последовавшие затем репрессии стали тяжелым ударом для общественного движения в России. Однако они же послужили новым толчком к развитию русской мысли. В обстановке ужесточившееся реакции началось интенсивное осмысление положения страны, поиск путей ее дальнейшего развития. Период после восстания декабристов – с конца 20-х по начало 30-х гг. XIX в. – вошел в историю общественного движения России как «кружковой». В это время возникают небольшие кружки, участниками которых в большинстве случаев была студенческая молодежь. Такие организации существовали в ряде городов России, но основным местом их возникновения была Москва. Участники кружков считали себя продолжателями дела декабристов. Кружки, как правило, существовали очень недолго и обычно раскрывались полицией. При этом кружковцев ожидали суровые наказания, явно не соответствовавшие опасности их деятельности для правительства.

Вторая половина 1830-х гг. характеризуется спадом общественного движения в России. У определенной части общества развились пессимистические настроения. Отражением подобных настроений являются знаменитые «философические письма» П.Я. Чаадаева, написанные в 1829–1831 гг. Главной темой писем Чаадаева была судьба России – осмысление ее истории, характеристика ее настоящего, уяснение будущего. Первое письмо, опубликованное в 1836 г., вызвало настоящую сенсацию. Оценки были самыми разными, но никто не остался равнодушным.

На рубеже 30–40-х гг. XIX в. происходит заметная активизация русской идейной жизни. В образованных кругах широкое распространение получают западноевропейские философские учения, прежде всего работы немецких философов Гегеля, Канта, Фейербаха, Фихте, Шеллинга. Сторонники каждого из направлений русской общественной мысли пытались использовать авторитет этих мыслителей для доказательства правоты своих взглядов. В этот период выделяются три основных общественно-политических направления: реакционно-охранительное (консервативное), либерально-оппозиционное и революционно-демократическое (радикальное).

Идейным выражением первого из них стала «теория официальной народности», суть которой выражалась в формуле «самодержавие, православие, народность». Создателем этой теории считается граф С.С. Уваров, сформулировавший ее в 1832 г. Самодержавие представлялось консерваторам стержнем всей жизни русского общества, православие – его духовной опорой. Народность интерпретировалась как единение всего народа вокруг трона. Существующий общественный строй и крепостное право расценивались, как якобы присущие «народному духу».

Либерально-оппозиционное направление русской мысли было представлено славянофилами и западниками. Видными идеологами славянофильства являлись братья И.В. и П.В. Киреевские, А.С. Хомяков, братья И.С. и К.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин, Ф.В. Чижов. Славянофилы считали, что европейский и русский пути развития не совпадают, что Россия может развиваться только самобытно, не подражая Западу. По их мнению, отход от самобытного пути в результате петровских реформ нарушил ту гармонию в обществе, которая существовала на Руси раньше, и которую необходимо восстановить.

К западникам относились П.В. Анненков, В.П. Боткин, К.Д. Кавелин, В.Ф. Корш, известные историки Т.Н. Грановский и С.М. Соловьев. Представители этого течения доказывали, что Россия идет тем же путем, что и Запад, но отстает от передовых стран. Они более решительно, чем славянофилы, выступали с критикой самодержавия и ратовали за буржуазные преобразования в обществе. Как славянофилы, так и западники выступали против революционных потрясений и стремились к плавному реформированию.

В отличие от них, представители третьего, революционно-демократического, направления общественной мысли выступали за радикальное изменение общества. Формирование русской революционно-демократической идеологии протекало достаточно сложно и было связано с деятельностью А.И. Герцена, Н.П. Огарева, В.Г. Белинского, М.В. Буташевича-Петрашевского.

Заметное место в демократическом движении 40-х гг. XIX в. занимала деятельность кружка, основанного в Петербурге в 1844 г. молодым чиновником М.В. Буташевичем-Петрашевским. Состав кружка петрашевцев был довольно пестрым – в него входили чиновники, офицеры, писатели, учителя, студенты. Деятельность кружка носила полулегальный просветительский характер. Какого-либо ярко выраженного единства взглядов у членов организации не было. Объединяли их критика существующих порядков, осуждение крепостного права, поиск путей преобразования русского общества. В апреле 1849 г. все организации петрашевцев были разгромлены. Началось следствие, по которому было привлечено 122 человека. Приговор был суровым: 21 человека, в том числе Петрашевского, приговорили к расстрелу, но в последний момент смертную казнь заменили каторгой.

С конца 1840-х гг. развитие революционно-демократической идеологии в русском общественном движении тесно связано с именем А.И. Герцена. В 1848 г. Герцен эмигрировал из России, что позволило ему открыто высказывать свои взгляды на российскую действительность. В эмиграции А.И. Герцен ближе познакомился с европейскими порядками и вскоре разочаровался в них. Он пришел к выводу, что западноевропейский исторический опыт неприемлем для русского народа, и занялся поиском пути создания чисто российской модели справедливого общества. В 1849–1853 гг. Герцен написал ряд работ, в которых изложил основные идеи теории «русского социализма». Герцен считал, что русский крестьянин – социалист по своей природе, поскольку он не знает частной собственности на землю, привык решать все основные вопросы коллективно, на сходке сельской общины. Через крестьянскую общину, которую Герцен называл «ячейкой социализма», Россия может прийти к социалистическому строю, минуя капитализм. По своей сути теория «общинного социализма» была своеобразным соединением идей западноевропейских социалистов и русских славянофилов.

В 1853 г. А.И. Герцен основал в Лондоне «Вольную русскую типографию». Так возникла бесцензурная русская пресса. Огромную популярность в России получили издания «Вольной русской типографии» – альманах «Полярная звезда», который начал издаваться в 1855 г., и газета «Колокол», впервые вышедшая в 1857 г.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.