Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фондов автотранспортного предприятия




И эффективность использования основных

Особенности формирования

Потребность АТП в основных фондах определяется производ­ственной программой его деятельности, которая, в свою очередь, формируется в соответствии с величиной и структурой спроса на конкретные транспортные услуги. Количество физических единиц по отдельным видам основных фондов в общем виде рассчитыва­ется путем соотнесения объемов работ по отдельным пунктам производственной программы и производительных характеристик единицы каждого из видов основных фондов. В качестве таких ха­рактеристик можно назвать суточную производительность авто­мобиля или пропускную способность диагностического оборудо­вания.

Источники финансирования капитальных вложений в основные фонды таковы:

• федеральный бюджет; бюджеты субъектов Российской Феде­рации; централизованные внебюджетные инвестиционные фон­ды и др.;

• прибыль, направляемая транспортным предприятием на на­копление;

• амортизационные отчисления на восстановление износа ос­новных фондов;

• кредиты коммерческих банков;

• средства частных инвесторов и др.

Однако воспроизводство основных фондов (их обновление пу­тем приобретения новых, реконструкция и капитальный ремонт ранее приобретенных и др.) осуществляется не только за счет капиталовложений, но и за счет безвозмездной передачи основ­ных фондов АТП; вследствие аренды, а также при осуществлении вкладов в уставный капитал предприятия.

Классификация основных фондов. Общая для всех отраслей на­циональной экономики классификация основных фондов приве­дена на рис. 2.1. Специфика транспортного процесса определяет


Рис. 2.1. Общая классификация основных фондов предприятия


своеобразное соотношение элементов основных фондов, исполь­зуемых в АТП. Остановимся на структуре основных средств, исхо­дя из их вещественной формы.

Основные производственные фонды АТП. Преобладающая часть стоимости этих фондов — это стоимость автомобилей, определя­емая обычно как «стоимость транспортных средств». Это активная часть основных производственных фондов, т. е. те основные произ­водственные фонды, эксплуатация которых непосредственно оп­ределяет объем транспортных услуг. В связи с особым вниманием, которое уделяется оптимизации структуры и проблемам исполь­зования активной части основных производственных фондов, выделяют отдельные классы подвижного состава. Так, можно вы­полнить группировку грузовых автомобилей по типу кузова (бор­товые, самосвалы, фургоны, цистерны и т.п.), по грузоподъем­ности, по сроку эксплуатации; группировку автобусов по пасса-жировместимости, по длине оси и др.

Сравнительно невелик удельный вес стоимости пассивной части основных производственных фондов — производственных зданий, вычислительной техники, измерительного оборудования и т.д., т. е. той части основных производственных фондов, эксплуатация которых связана с обеспечением деятельности автотранспортных предприятий.

Невысокий уровень механизации ремонтно-обслуживающих ра­бот в автотранспортных предприятиях определяет относительно небольшой удельный вес стоимости машин и оборудования, ис­пользуемых при техническом обслуживании и ремонте подвижно­го состава, в общей стоимости основных производственных фон­дов. Удельный вес этой составляющей существенно снижается, когда АТП при производстве технических воздействий на автомобили пользуется услугами других предприятий. На крупных АТП удель­ный вес стоимости пассивной части основных фондов в их общей стоимости, как правило, значительно выше, чем в малых предприя­тиях, где могут отсутствовать специальное оборудование, закры­тые стоянки автомобилей, складские помещения и др.

Непроизводственные основные фонды автотранспортного пред­приятия — это здания медицинских пунктов, детских и спортив­ных учреждений, здания пансионатов, предназначенных для от­дыха работников, и т.д. Удельный вес стоимости непроизвод­ственных основных фондов зависит от экономического положе­ния предприятия, от его размера и от социальной политики, осуществляемой его руководителями и/или владельцами. Как правило, на автомобильном транспорте стоимость непроизвод­ственных основных фондов составляет незначительную часть об­щей стоимости основных средств.

С развитием малого и среднего бизнеса в отрасли различие в структуре основных фондов отдельных транспортных предприя-


тий (зависящей не только от величины предприятия, но и от но­менклатуры выполняемых им транспортных услуг) углубляется. Так, при расширении объема услуг по хранению и распределе­нию перемещаемых товаров увеличивается стоимость складских помещений, погрузочно-разгрузочных механизмов и других ос­новных фондов, необходимых для обеспечения производства по­добных услуг. При выполнении пассажирских перевозок появля­ется потребность в таких основных фондах, как пункты остановки подвижного состава на маршруте, кассовые помещения, здания для хранения багажа, здания автовокзалов и т.д.

Сроки службы основных фондов. В силу своей экономической природы основные фонды подвергаются физическому и мораль­ному износу, сопровождающемуся износом экономическим. По­следнее понимается как частичная или полная утрата основными фондами потребительских свойств и стоимости в процессе эксп­луатации, под воздействием сил природы, вследствие техничес­кого процесса и роста производительности общественного труда. В связи с этим различают отдельные виды срока службы основных фондов:

• физический срок службы, определяемый возникновением полного физического износа автомобилей и других видов основ­ных фондов. При этом наступает потеря их работоспособности, которую уже невозможно восстановить путем ремонта;

• экономически целесообразный срок службы, заканчивающий­ся в тот момент, когда затраты на ремонт основных фондов начи­нают превышать затраты на покупку новых аналогичных фондов;

• амортизационный срок службы. Процедура его установления стандартизирована и отражена в законодательных документах по организации бухгалтерского учета, так как возмещение износа основных фондов происходит путем отнесения этого износа в виде амортизационных отчислений на себестоимость транспортных ус­луг, а это связано с определением суммы налогов, выплачивае­мых автотранспортным предприятием.

Накопленные в ходе погашения экономического износа сред­ства служат для предприятия важнейшим источником капитало­вложений.

Амортизационные отчисления на восстановление стоимости ос­новных фондов исчисляют, исходя из их первоначальной стоимос­ти и норм амортизации, установленных для определенной груп­пы фондов.

Для конкретного вида основных фондов величина годовых амор­тизационных отчислений Агод может быть определена так:

где Спер — первоначальная стоимость основных фондов предприя­тия, включающая в себя затраты на приобретение основных фон-


дов, их доставку на предприятие и на монтаж, установку и пр., руб.; На — норма амортизации, устанавливаемая законодательно по группам основных фондов с разным сроком службы, % от первоначальной стоимости.

Отношение среднегодовой величины стоимости основных про­изводственных фондов к годовой величине амортизационных от­числений характеризует продолжительность их оборота Гоб. На ав­тотранспортных предприятиях этот показатель чаще всего рассчи­тывают для подвижного состава и измеряют в годах:

и

2^ пер,

f _ J^l




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 3267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.