Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы управления трудовыми ресурсами




ЧАТП


где QTj, L"p, P"p соответственно объем перевозок в тоннах, пробег автомобилей, приведенный по трудоемкости техническо­го обслуживания и ремонта автомобилей, и объем всех видов про­дукции АТП, приведенный по трудоемкости к грузообороту.

Приведение пробега автомобилей по трудоемкости их тех­нического обслуживания и ремонта выполняется следующим образом:

• выбирают модель автомобиля, которая в наибольшей степени Присутствует в парке подвижного состава АТП, и трудоемкость ее технического обслуживания и текущего ремонта принимают как базовую величину, Т6;


• трудоемкость технических воздействии на другие модели ав­
томобилей (Ть Т2,..., Т„) сопоставляют с базовой трудоемкос­
тью, и рассчитывают коэффициенты приведения трудоемкости
технических воздействий для каждой модели автомобилей к базо­
вой трудоемкости:

L- — 1 1г — 2L- — "

*б 1б

• рассчитывают приведенный по трудоемкости технических воз­
действий пробег автомобилей

1"р = 1баз + L% + I?k2 +... + 1Ркт

где L1,..., L" — пробег каждой из моделей автомобилей, км.

Аналогично выполняют приведение объемов всех видов про­дукции к грузообороту. Вместо пробега в этом случае необходимо учитывать объемы разных видов продукции (количество переве­зенных пассажиров, километры платного пробега таксомоторов и т.д.), а коэффициенты приведения рассчитывают как соотно­шение трудоемкости единицы какого-либо вида транспортных услуг и трудоемкости выполнения одного тонна-километра.

Стоимостный метод измерения производительности труда со­здает возможность определять и сравнивать ее не только для пред­приятий однородной, но и разнохарактерной деятельности, а так­же в целом по отрасли и народному хозяйству. Объем транспорт­ных и других услуг в этом случае выражен в рублях дохода, что обеспечивает сопоставимость показателей производительности труда. Однако при использовании этого метода в уровне про­изводительности труда отражается изменение доходов, происхо­дящее не только непосредственно в результате деятельности ра­ботников, но и по независящим от АТП причинам, — это рост или снижение доходов в связи с ростом или снижением транс­портных тарифов. Поэтому при сравнении уровня производитель­ности труда за разные периоды времени целесообразно исполь­зовать единые тарифы.

При расчете производительности труда отдельных категорий работников стоимостным методом следует определять ту часть дохода, которая формируется в связи с трудовой деятельностью конкретной категории работников. Это можно сделать, оценив условно трудовой вклад работников данной категории.

Коэффициент kj трудового вклада конкретной (/-й) категории работников в общий результат деятельности предприятия может быть рассчитан как на основе соотношения общей трудоемкости работ и трудоемкости работ, выполненных отдельными категори­ями работников, так и на основе соотношения общей заработной платы и зарплаты, полученной работниками определенной кате-


гории. Во втором случае расчет зарплаты проводят в рамках та­рифной системы. С учетом трудового вклада каждой из категорий работников производительность труда стоимостным методом за /-й период определяют по формулам


ДА,
ДА
Д/
пт?г
ПТ? =

ПТАТП

ц? ' —' ирр ' —' цатп "

Трудовой метод определения производительности труда, как и стоимостный, универсален. Он оценивается экономистами как наиболее объективный метод, так как основан на измерении фак­тического времени, затраченного на производство какого-либо объема продукции, и на сопоставлении этого времени с норма­тивным. Однако трудовой метод может быть использован только при наличии корректных норм труда и совершенной системы учета фактических затрат труда.

Ниже приведены формулы определения производительности труда водителей и ремонтных рабочих трудовым методом. Произ­водительность труда при таком измерении оценивается в про­центах:


ун I ун

VST^T т" *Т-КМ*Т->
ПТ?
-100;

ПТР-р=-52!---- ^400,

' ТРР '

факт/

факт,-

где Qr.tT, -Рт-юЛ-км — соответственно нормативная трудоемкость перевозок и технических воздействий на подвижной состав; Т£0, TV — соответственно трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта; T|aKI., T|fKT/ — фактическая трудоемкость выполненных работ.

Для водителей нормативная трудоемкость определяется по нор­мам времени на перевозку одной тонны груза (/т) и выполнение одного тонна-километра (/ткм).

Факторы роста производительности труда. Экономическая сущ­ность повышения производительности труда заключается в со­кращении трудовых затрат на единицу транспортных услуг. Это непосредственно влияет на увеличение объемов производства, снижение себестоимости транспортных услуг, рост фондоотда­чи, прибыли и рентабельности производства, а также содействует улучшению других экономических показателей работы АТП. Дру­гими словами, результат деятельности АТП существенно зави­сит от эффективности использования трудовых ресурсов, повы­шение которой относится к генеральным задачам управления предприятием.

Следует, однако, учитывать, что когда принимают организа­ционные и технические решения по повышению фондоотдачи (например, заменить подвижной состав на более производитель­ный) или по снижению материалоемкости (например, использо-



вать более дешевые материалы), можно с высокой точностью про­гнозировать позитивные последствия таких решений. При приня­тии же социально-экономических решений, направленных на рост производительности труда и предполагающих позитивную реак­цию работников, точность прогноза зачастую не может быть вы­сокой. Более того, решение может принести как позитивный ре­зультат, так и негативный. Поэтому руководители должны в этом случае особенно тщательно учитывать социально-психологичес­кие аспекты управления.

В целом на уровень производительности труда влияет большое число факторов, которые могут быть сгруппированы по разным признакам. Ниже приведен пример, в котором принят наиболее часто используемый в экономической практике признак группи­ровки.

1. Технические факторы производительности труда:

• средняя грузоподъемность (пассажировместимость) автомо­билей и степень их специализации;

• уровень изношенности подвижного состава и других основ­ных фондов АТП;

• степень прогрессивности технологий технического обслужи­вания и ремонта автомобилей;

• уровень механизации труда ремонтных рабочих;

• уровень механизации погрузочно-разгрузочных работ;

• состояние автомобильных дорог и др.

2. Организационные факторы:

• величина АТП, его расположение по отношению к грузооб-разующим (пассажирообразующим) пунктам;

• степень специализации АТП;

• формы его интеграции с экономическими партнерами;

• условия хранения подвижного состава на территории АТП;

• характер выполняемых перевозок, вид перевозимых грузов, способ укладки груза и т.п.;

• уровень организации рабочих мест на АТП (планировка, об­служивание и т.д.);

• степень прогрессивности применяемых на АТП методов дис­петчеризации;

• организация материально-технического снабжения на АТП и др.

3. Социально-экономические факторы:

• уровень эффективности принятой в АТП системы оплаты труда водителей и ремонтных рабочих, работников других категорий;

• качество подготовки и повышения квалификации водителей и работников других категорий;

• уровень квалификации управленческих работников;

• условия труда на рабочих местах;

• уровень текучести кадров и организация их внутрипроизвод­ственного движения и др.


4. Демографические и психологические факторы:

• возрастная структура водителей, ремонтных рабочих и работ­ников других категорий;

• уровень социальной напряженности в коллективе предприя­тия;

• уровень развития корпоративной культуры и др.

Социальное значение роста производительности труда заклю­чается в том, что этот рост позволяет обеспечить увеличение сред­ней заработной платы водителей, ремонтных рабочих, специали­стов и руководителей АТП и таким образом повысить качество жизни.

Экономическое значение состоит в конечном счете в создании значимой и необходимой предпосылки повышения конкуренто­способности АТП на рынке транспортных услуг.

Одной из центральных задач управления персоналом предпри­ятия является определение текущей и перспективной потребнос­ти в кадрах.

В число других задач управления можно включить набор и от­бор персонала; разработку структуры заработной платы и созда­ние системы активной мотивации труда; обучение и содействие профессиональной и социальной адаптации нанятых работников; разработку и использование методик оценки трудовой деятельно­сти руководителей, специалистов, водителей, ремонтных рабо­чих; развитие способностей и повышение эффективности труда руководящих кадров и специалистов; проектирование и исполь­зование методов внутрифирменного перемещения работников, а также процедур прекращения договора найма. Решение этих и ряда других задач связано с формированием трудового потенциала АТП и соответственно с достижением определенного уровня произво­дительности труда работников АТП.

Трудовой потенциал предприятия — это совокупность свойств, характеризующих конкретную способность работников решать те­кущие и перспективные задачи производственной и коммерчес­кой деятельности.

Количественно трудовой потенциал оценивается комплексом таких показателей, как средний возраст работников в целом и по отдельным профессиональным группам; удельный вес наиболее производительной возрастной группы в общем числе работников; уровень квалификации работников, их средний стаж работы на данном предприятии; состояние социально-психологического кли­мата в коллективе, уровень социальной напряженности на пред­приятии, профессиональная активность работников и т.д. Общую


совокупность параметров трудового потенциала можно разделить на две группы: социально-демографические и социально-психо­логические параметры.

Трудовой потенциал АТП развивается благодаря повышению квалификации и переподготовки работников, созданию эффек­тивной системы мотивации труда, рациональному разделению труда и т. п.

Использование трудового потенциала рассматривается и кван-тифицируется как с позиций полезности затрат времени работ­ников, так и с позиций соответствия профессионально-квалифи­кационных параметров работников содержанию и степени слож­ности выполняемой ими работы. При этом используют такие по­казатели, как коэффициент использования рабочего времени, ко­эффициент, отражающий уровень профессионально-квалифика­ционного разделения труда, коэффициент занятости работника в течение смены и др.

Как правило, подобные коэффициенты рассчитывают путем соотношения фактического и нормативного значения каждого из показателей.

Методы управления трудовыми ресурсами автотранспортного предприятия — это способы воздействия на коллектив в целом и на отдельных работников с целью обеспечить их эффективную деятельность в процессе производства транспортных услуг.

Чаще всего методы управления объединяют в три группы:

• административные методы, включающие в себя организаци­онные воздействия — нормирование труда работников всех кате­горий АТП; разработку положений об отдельных подразделениях АТП; разработку технологических карт для ремонтных рабочих, штатного расписания для работников управления, путевых лис­тов для водителей; соблюдение процедур найма, увольнения, пе­ревода, командировок работников; установление норм, обеспе­чивающих безопасность труда внутри АТП и безопасность движе­ния автомобилей на линии; определение режимов труда и отдыха; распорядительные воздействия (приказы, распоряжения); конт­роль за выполнением решений, включая контроль за работой во­дителей на линии;

• социально-экономические методы, включающие в себя пла­нирование численности работников АТП; материальное стиму­лирование труда работников, направленное на повышение ка­чества транспортных услуг, полное использование рабочего вре­мени, экономию материальных ресурсов, рациональное исполь­зование подвижного состава и других основных фондов АТП и т.п.; оперативное планирование деятельности водителей и ре­монтных рабочих; подготовку и повышение квалификации ра­ботников; совершенствование разделения и кооперации труда и др.;


• социально-психологические методы, направленные на совер­
шенствование системы взаимоотношений в коллективе, повыше­
ние профессиональной активности работников АТП, формиро­
вание стабильности персонала предприятия. В числе этих методов
можно назвать участие работников в управлении АТП; социаль­
ное планирование на АТП; учет мотивов и реакций работников
при разработке управленческих решений; минимизацию психо­
логических конфликтов; формирование организационной (кор­
поративной) культуры в АТП и др.

Методы управления персоналом могут быть рассмотрены с пози­ций реализации общих функций управления. Например, по функ­ции «анализ» назовем такие методы, как:

• методы анализа использования рабочего времени водителей на линии (фотография рабочего дня, обработка таходисков и т. п.);

• методы анализа эффективности систем премирования води­телей и ремонтных рабочих (определение уровня и динамики про­изводительности труда, оценка шкалы премирования, выявление реакции работников на материальные стимулы и т.п.);

• методы анализа организации труда при проведении ежеднев­ного и других видов обслуживания автомобилей (расчет коэффи­циентов использования времени, оценка используемого оборудо­вания, рассмотрение схемы снабжения рабочих мест и т.п.);

• методы анализа профессионально-квалификационной струк­туры персонала АТП (расчет коэффициентов, оценивающих раз­деление труда, определение величины административной нагруз­ки, аттестация персонала и т.п.).

Могут быть также выделены и представлены в отдельных груп­пах методы, обеспечивающие выполнение определенных задач управ­ления персоналом АТП.

На рис. 2.3 показано, как решение задач управления персона­лом АТП связано с уровнем производительности труда работни­ков. Каждая из задач предполагает использование специфических методов.

Проблемы управления персоналом АТП необходимо рассмат­ривать в каждый конкретный период времени с позиций ситуа­ции, сложившейся на рынке труда. Это касается, во-первых, со­держания функций и организации управления персоналом, так как с развитием экономической системы России социальные ин­ституты в системе регулирования трудовых отношений реоргани­зуются и соотношение регулирующих функций государства и пред­приятия существенно изменяется. Во-вторых, это непосредствен­но связано с формированием политики заработной платы.

Соотношение спроса и предложения рабочей силы на рынке труда во многом определяется универсальностью двух основных профессий работников, занятых в АТП (ремонтных рабочих и во­дителей). Большое число работников этих профессий предлагает


Рис. 2.3. Управление персоналом автотранспортного предприятия

свои услуги на рынке труда, и большое число предприятий (и да­леко не только автотранспортных) предлагает им рабочие места. Таким образом, возникает активная конкуренция предприятий на рынке труда. Это обстоятельство сказывается на величине став­ки заработной платы.

Конкурентоспособное предприятие на рынке труда отличается от аналогичных предприятий наличием привлекательных факто­ров, касающихся потребностей работников. В этом случае возни­кает высокая вероятность того, что именно это предприятие бу­дет выбрано потенциальным работником в качестве места работы. Количественная оценка конкурентоспособности АТП на рынке труда проводится с помощью статистического анализа ряда пока­зателей, характеризующих интенсивность и структуру движения персонала, а также определяющих фактически сложившийся уро­вень трудового потенциала предприятия.

Если судить по доле повторяющихся событий в их общем ко­личестве, а также по степени разнородности информации и по числу принимаемых решений, то задачи по управлению персона­лом выглядят сложнее других производственных задач. Отдельные проблемы при недостаточном информационном обеспечении вы­глядят неструктурированными или слабо структурированными. Приведение подобных проблем к стандартным возможно лишь при


организации соответствующих информационных потоков, преду­сматривающих своевременное и полное информирование работ­ников в области постановки и реализации производственно-ком­мерческих задач АТП. Эффективное управление персоналом воз­можно лишь на основе использования необходимой информации и блокирования излишней. Содержание необходимой информа­ции, способы ее получения и фиксирования, а также область и цель использования зависят от характера и важности конкретных задач управления персоналом предприятия.

Разработка системы вознаграждения работников АТП. Ни одно АТП не может обеспечить достаточно высокий уровень профессио­нальной надежности работников, если оно не выплачивает денеж­ное вознаграждение по конкурентоспособным ставкам и не имеет шкалы оплаты, стимулирующей высокую эффективность труда. Ве­личина и система заработной платы влияют не только на решение людей о поступлении на работу, но и на их отношение к работе и на мнение о том, не стоит ли вообще уйти из предприятия и найти новое место работы.

Для достижения таких целей, как повышение, а также полное и рациональное использование трудового потенциала, важна вер­ная направленность мотивации — процесса побуждения работни­ков к продуктивной деятельности в соответствии с производствен­но-коммерческими задачами автотранспортного предприятия. В ходе мотивации особое внимание уделяется организации заработной платы — денежного вознаграждения, выплачиваемого предприя­тием работнику.

Система вознаграждения отдельного работника в значительной степени влияет на его поведение, поскольку это своего рода ин­дикатор, пользуясь которым, сотрудники решают, следует ли счи­тать цели предприятия своими целями.

Существуют вполне определенные условия, которые необходи­мо учитывать при разработке системы вознаграждения работников.

Первое из этих условий — система вознаграждения работников должна быть согласована с целями предприятия и показателями, характеризующими степень эффективности его деятельности. В иде­але вознаграждение должно связывать работу персонала с много­мерными показателями деятельности предприятия. Однако на прак­тике это оказывается не таким-то простым делом. Чаще всего си­стемы вознаграждения базируются на поощрениях, привязанных к финансовым показателям деятельности предприятия. Вместе с тем, помимо финансового, существует и множество других ас­пектов деятельности предприятия. Поэтому целесообразно исполь­зовать также потребительские, операционные и образовательные показатели.

Потребительские показатели отражают цели предприятия с позиции потребителей транспортных услуг.


Операционные (процессные) показатели характеризуют внут­ренние стороны организации процесса, обеспечивающего пере­возку грузов и пассажиров.

Образовательные показатели отражают цели обучения работ­ников и направление инноваций в кадровой политике предприя­тия.

Конечно, сказать легче, чем сделать, и на практике довольно сложно согласовать многочисленные и разноименные показате­ли, используемые при разработке системы вознаграждения ра­ботников. Вместе с тем отсутствие соответствия между показате­лями деятельности предприятия и вознаграждением за результа­ты труда работников можно сравнить с лечением без определения точного диагноза. Система вознаграждения должна быть реально воздействующей на поведение работников предприятия и обеспе­чивающей их положительную реакцию на решения управленчес­кого персонала.

Второе условие, учитываемое при разработке системы вознаг­раждения работников, — это распространение зоны действия сис­темы вознаграждения за пределы предприятия. Это условие не про­тиворечит первому. Формой реализации второго условия может быть согласование системы вознаграждения с экономическими партнерами или специальная мотивация их деятельности и т. п. Если в границах предприятия система вознаграждения может реа-лизовываться как заработная плата, то по отношению к постав­щикам, клиентам и другим экономическим партнерам приходит­ся действовать по-другому, предоставляя ценовые скидки, вручая награды, приглашая на торжественные мероприятия и т.д. В этом случае смягчаются антагонистические отношения между партне­рами и возникают отношения «разделяемой судьбы». Это особен­но важно при организации логистической цепочки, когда необ­ходимо увязать интересы всех ее участников.

И, наконец, третье условие, выполнение которого позволяет разработать эффективную систему вознаграждения, — участие работников в определении ее сути и их непосредственная заинтере­сованность во внедрении такой системы. В связи с этим следует помнить, что наиболее эффективные системы вознаграждения предлагают не только формальное признание заслуг и соответ­ствующую оплату труда, но и вознаграждение нематериального характера, например предоставление работникам права разраба­тывать и реализовывать собственные идеи или существование по­нятной работникам реальной перспективы повышения уровня профессионализма, карьерных перемещений и т.д.

Таковы общие требования к построению системы вознаграж­дения работников.

Особенности формирования системы вознаграждения работни­ков АТП. Как и в других отраслях экономики, на автотранспорт-


Рис. 2.4. Формы и основные системы заработной платы:

ЗПМ, ЗПП0В — соответственно сдельная и повременная заработная плата; лм — количество единиц продукции (это может быть количество выполненных води­телем ездок или количество отремонтированных ремонтным рабочим узлов авто­мобиля и т.п.); Рм — расценка, определяющая величину выплаты за выполнение работником единицы продукции, руб.; /ед — количество единиц времени (часов, дней и др.), затраченных работником на выполнение производственного зада­ния; Сш — тарифная ставка, определяющая величину выплаты за каждую еди­ницу рабочего времени, затраченного работником, руб.

ных предприятиях используется как сдельная, так и повременная форма оплаты труда. Величина заработной платы при этом соот­ветственно зависит либо от количества единиц продукции, либо от затрат времени на производство продукции.

На рис. 2.4 показано, как формы оплаты труда преобразуются в системы оплаты труда.

Переход от повременной оплаты труда к сдельной и наоборот осуществляется при помощи нормы времени.

На большинстве участков работы в АТП в силу ряда причин, обусловленных спецификой производственного процесса и осо­быми требованиями к безопасности движения автомобилей, це­лесообразно использовать повременную заработную плату с од­новременным установлением нормированного задания и опреде­лением величины премии за его выполнение. Именно такую сис­тему оплаты труда применяют АТП во многих европейских стра­нах.

Заработная плата состоит из элементов (рис. 2.5), каждый из которых имеет специфическое значение для стимулирования эф­фективного труда. Роль каждого из элементов можно обеспечить и Далее повысить, профессионально решая вопросы организации заработной платы.


Рис. 2.5. Оплата труда работников автотранспортного предприятия

При выборе показателей премирования можно и следует учиты­вать преимущества и недостатки форм оплаты труда, усиливая первые и сглаживая вторые. Так, при оплате труда по сдельным расценкам целесообразно стимулировать достижение определен­ного уровня качества транспортных услуг, а при повременной оплате труда премия должна обеспечивать высокие количествен­ные показатели выполнения заданий, вьщаваемых водителям и ремонтным рабочим.

Кроме того, премии должны стимулировать достижение таких результатов труда, которые недостаточно или вообще не стиму­лируются выплатами, предусмотренными тарифной системой, например экономию эксплуатационных и ремонтных материалов, запасных частей, автомобильного топлива; уменьшение износа автомобильных шин и т.д.

Любая система премирования должна быть увязана с характе­ром выполняемых перевозок, с уровнем технической вооружен­ности труда рабочих, занятых техническим обслуживанием и ре­монтом подвижного состава, с особенностями организации про­изводства на рассматриваемом участке и с конкретными задачами предприятия.

Следует отметить, что премия как материальный стимул вхо­дит в компетенцию управления предприятием, причем права пред-


приятия в области премирования довольно широки. Премию можно назвать одним из самых гибких и мощных стимулов к труду, одна­ко применяется этот стимул не всегда эффективно.

Существуют следующие правила разработки и реализации сис­темы премирования.

1. Показатели премирования выбирают из числа показателей, понятных работникам, и подбирают таким образом, чтобы вы­полнение их находилось в прямой зависимости от результатов индивидуальной (коллективной) деятельности работника (пре­мируемой группы работников).

2. Количество показателей премирования не должно быть более трех. В противном случае снижается ответственность работников за выполнение каждого из показателей и уменьшается эффектив­ность системы премирования в целом.

3. Большое значение имеет определение размера премии, точ­нее, определение рационального соотношения тарифной (сдель­ной) и премиальной частей заработной платы. Слишком малень­кая премия не может рассматриваться как значимый стимул эф­фективного труда. В то же время, необоснованное увеличение раз­мера премии не обеспечивает соответствующего улучшения сти­мулируемых показателей, ухудшая одновременно соотношение между ростом производительности труда и ростом заработной платы.

4. Следует правильно установить срок выплаты премии. Чрез­мерное отдаление срока выплаты премий от периода, за который она начислена, сводит к нулю стимулирующее действие премии. Идеальным считается вариант, когда выплата премии следует не­посредственно за возникновением результата, предусмотренного в положении о премировании.

5. Положение по оплате труда должно корректироваться (как в части перечня показателей премирования, так и в части размеров премиальных выплат) при изменении степени актуальности за­дач, стоящих перед предприятием. Корректировка должна произ­водиться не реже одного раза в год.

6. Внедрению системы оплаты труда (и в частности положения о премировании) должен предшествовать расчет экономической эффективности премиальных выплат. Этот расчет позволит вы­брать из нескольких возможных вариантов лучший, обеспечиваю­щий наиболее высокий коэффициент эффективности затрат на премирование.

7. При построении системы и выборе показателей премирова­ния нужно учитывать те особенности премиальных выплат, кото­рые отличают их от других выплат, предусмотренных тарифной системой:

• премии обеспечивают более быструю реакцию на изменение условий и конкретных задач производства;


• премированию подлежит труд не любого, а только особого содержания. Результаты такого труда, как правило, обеспечива­ются особыми усилиями работника;

• премия выплачивается не обязательно всем работникам, и даже не тем, особые результаты труда которых целесообразно стимули­ровать, а только тем из последних, кто достиг этих результатов;

• премия учитывает некоторые результаты трудовой деятельно­сти (например, экономию материальных ресурсов), которые не могут быть заранее количественно определены.

В положении о премировании, кроме показателей (факторов) премирования, должны быть указаны условия премирования, очер­чен круг премируемых работников, определен расчетный период премирования, установлены порядок начисления, сроки выпла­ты, источники премий и описан порядок введения, продления, изменения и отмены премиальной системы.

Определение предпосылок для изменений в системах оплаты труда. Любые управленческие воздействия, направленные на работни­ков, создают определенную психологическую напряженность в производственном коллективе, связаны с преодолением сложив­шегося представления членов данного коллектива о величине и характере заработной платы, вносят коррективы в традиционную систему учета результатов труда, а поэтому должны иметь доста­точно серьезное обоснование.

Сформулируем, какими могут быть основания для изменения существующей в предприятии системы оплаты труда ремонтных рабочих, водителей или других категорий работников.

Пересмотр системы материального стимулирования оправдан и необходим в том случае, когда на предприятии существует:

• недостаточно высокий уровень производительности труда или стойкая тенденция его снижения;

• неудовлетворительное соотношение между ростом произво­дительности труда и ростом средней заработной платы в целом по предприятию или для какой-либо категории работников;

• высокий удельный вес непроизводительных выплат в общей сумме заработной платы;

• стабильно низкие показатели работы предприятия, уровень которых зависит непосредственно от отношения к труду ремонт­ных рабочих, водителей, других категорий работников;

• принципиальные изменения в организации труда (производства);

• устойчивая тенденция роста зарплатоемкости единицы про­дукции;

• высокий уровень неудовлетворенности работников величи­ной или системой оплаты труда, который сопровождается теку­честью кадров.

Перед тем как приступить к изменениям в системе оплаты тру­да, нужно четко представить, какое из перечисленных оснований





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1640; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.517 сек.