Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ситуационный подход к оценке эффективности деятельности автотранспортного предприятия




Эффективность деятельности АТП — весьма широкое поня­тие, и поэтому в научной и методической литературе предлагают, а на практике используют различные подходы к ее оценке. Каж­дый из них позволяет раскрыть в наибольшей степени какую-либо сторону эффективности. Общую эффективность при помощи ка­кого-либо одного конкретного показателя оценить затруднитель­но, так как АТП — сложная система и в каждом из ее элементов (подразделений, отделов, производственных участков и т.д.) фор­мируются собственные результаты, преследуются конкретные, иногда противоречивые цели. Кроме того, некоторые характерис­тики эффективности трудно представить в количественной форме. Это относится, например, к оценке эффективности изменений в режиме труда и отдыха водителей или изменений в организаци­онных структурах предприятия и ко многим другим подобным слу­чаям. Поэтому для оценки эффективности деятельности автотранс­портного предприятия чаще всего прибегают к использованию системы показателей, характерному для ситуационного подхода. Си­туационный подход предполагает применение различных методов оценки эффективности в связи с конкретной ситуацией и целями оценивания.

Есть достаточно четко обозначенная область предпочтительно­го использования определенного метода оценки. Далее рассмотрим наиболее часто применяемые методы и определим, в каких случа­ях они позволяют получить адекватную оценку эффективности де­ятельности АТП.

В зависимости от того, в каком аспекте рассматриваются ре­зультаты деятельности АТП, различают целевой, ресурсный, внут­рисистемный методы оценки, а также метод оценки эффективно­сти деятельности АТП с позиции заинтересованных лиц. Послед­ний метод также иногда называют методом оценки эффективнос­ти деятельности предприятия «с позиций акционеров».

Целевой метод оценки предполагает, что при определении уровня эффективности оценивают, насколько АТП достигло своих главных целей (цели) или приблизилось к их (ее) достижению.


В этом случае в ходе оценки на первый план выходят главные тактические цели АТП. Цель АТП в данный конкретный период времени должна быть совершенно конкретна и может заключать­ся, например, в приросте прибыли или в освоении нового сег­мента рынка транспортных услуг или в обеспечении своевремен­ной доставки грузов или в улучшении качества обслуживания пас­сажиров, или в повышении благосостояния работников предпри­ятия, или в обеспечении финансовой стабильности АТП и т.д. Использование целевого метода предполагает выполнение неко­торых условий.

Во-первых, при оценке степени достижения АТП определен­ной цели, необходимо предельно конкретизировать эту цель. На­пример, при общей целевой установке «обеспечение качества ус­луг общественного пассажирского транспорта» следует определить, что же будет конкретной целью. Это может быть улучшение «жест­ких» параметров качества транспортных услуг, таких как скорость перемещения пассажиров или интервал движения транспортных средств, а может быть улучшение «мягких» параметров качества, таких как комфорт поездки, имидж АТП, безопасность поездки или интеграция маршрутной сети в городскую планировку.

Во-вторых, АТП может на каком-то этапе стремиться к дости­жению одной или нескольких целей. Множественность возможно достаточно актуальных в данный период времени целей предпри­ятия определяет все же необходимость их ранжирования — опре­деления сравнительной значимости каждой из них. Ранжирование обычно выполняют эксперты путем присвоения каждой из целей балла, соответствующего значимости этой цели.

Значимость отдельных целей, безусловно, различна на разных этапах развития АТП, и это следует учитывать при выборе пока­зателей их достижения. Отдельные цели существуют непротиворе­чиво по отношению друг к другу, например обеспечение финан­совой стабильности АТП напрямую связано с ростом его при­быльности. Однако зачастую улучшение результатов деятельности по отношению к одной цели может привести к ухудшению ре­зультатов с позиций достижения другой цели. Так, например, приняв, что главная цель АТП — это освоение им определенного сегмента рынка транспортных услуг, можно добиться этого вре­менным снижением тарифов на транспортные услуги, что приве­дет к уменьшению прибыльности бизнеса, т.е. к временному от­далению от достижения другой цели. Поэтому важна разработка не только стратегии, но и тактики АТП.

По отношению друг к другу выделяются следующие группы целей:

• цели АТП, достижение которых можно назвать взаимообес-печивающим (комплиментарные цели);

• цели АТП, достижение которых является противоречивым (конкурирующие цели);


5*



• цели АТП, достижение которых не является взаимовлияю-
щим (индифферентные цели).

Поэтому при многоцелевой установке следует учитывать и ре­гулировать взаимоотношение целей в зависимости от того, к ка­кой группе они относятся.

Количественно степень достижения отдельных целей можно измерять в стоимостном или натуральном выражении. Это отно­сится к таким целям, как увеличение объема реализации транс­портных услуг, повышение рентабельности капитала, получение экономии автомобильного топлива, общее снижение себестои­мости единицы транспортных услуг и т. п.

По другим целям денежное и натуральное представление уров­ня их достижения затруднено, и приходится прибегать к специ­альным измерениям. В качестве таких целей можно назвать повы­шение имиджа АТП, улучшение условий труда его работников, повышение экологической безопасности перевозок и т. п.

Цели предприятия должны быть связаны, насколько это воз­можно, с индивидуальными целями работников, что достигается соответствующим целеполаганием системы мотивации труда. Ско­рее всего в этом случае следует активно использовать возможнос­ти премирования (см. п. 2.4.2).

Существует подход, в соответствии с которым при использо­вании целевого метода показатели эффективности делят на три группы. Первая группа показателей отражает состояние спроса на транспортные услуги АТП и потенциальный рост этого спроса. Эти показатели используют, когда основные цели предприятия связаны с его рыночном статусом. Вторая группа характеризует динамику экономических показателей деятельности АТП: темпы роста объема транспортных услуг, устойчивость прибыли, рента­бельность капитала и т. п. В этом случае усилия АТП направлены на повышение его экономической устойчивости, и ставятся соот­ветствующие цели. Третья группа определяет успешность дости­жения целей, связанных с интересами отдельных категорий ра­ботников. Это улучшение условий труда, рост средней заработной платы, дивидендов и т.п.

Общая схема оценки эффективности деятельности АТП при ис­пользовании целевого метода показана на рис. 6.1.

Ресурсный метод оценки эффективности деятельности предпри­ятия предполагает, что АТП может быть названо эффективной организацией только при условии успешного решения двух задач: обеспечения ресурсами производства транспортных услуг и рацио­нального использования ресурсов.

В соответствии с этим методом определяют следующее:

• насколько успешно (своевременно, с наименьшими затрата­
ми и т.д.) менеджеры АТП справляются с задачей приобретения
ресурсов (материальных, финансовых, трудовых, информацион-


Рис. 6.1. Общая схема оценки эффективности деятельности автотранс­портного предприятия целевым методом

ных), и в какой мере качество и количество этих ресурсов соот­ветствует потребностям производства транспортных услуг;

• насколько рационально используются ресурсы, приобретен­ные предприятием, ресурсы в процессах перевозок, технического воздействия на подвижной состав, управления производством, и насколько полно учитываются изменения во внешней среде, свя­занные с ресурсным обеспечением производства транспортных услуг.

С основными показателями, которые можно применять для оценки эффективности при использовании ресурсного метода, вы знакомились в тех разделах учебного пособия, где шла речь об


использовании основных и оборотных фондов (подразд. 2.2; 2.3), а также трудовых ресурсов (подразд. 2.4) АТП.

Ресурсный метод оценки эффективности особенно целесооб­разен, когда АТП ищет пути снижения ресурсоемкости транспорт­ных услуг в связи с финансовыми ограничениями или в связи с необходимостью снижения транспортных тарифов.

Внутрисистемный метод оценки предполагает, что эффектив­ность деятельности АТП оценивается с точки зрения степени его внутренней организованности (см. подразд. 4.1) и уровня корпо­ративной культуры (см. подразд. 4.2).

В этом случае оценке подлежат: адекватность организацион­ной структуры управления содержанию производственной дея­тельности; степень согласованности работы экономической служ­бы, службы организации перевозок, маркетинговой службы (см. гл. 3) и т.д.; развитие корпоративной культуры; характер взаи­моотношений работников предприятия; уровень текучести кад­ров; эффективность информационной внутрипроизводственной системы и т.д.

Другими словами, внутрисистемный метод позволяет оценить эффективность деятельности АТП с позиции согласованности элементов, составляющих его внутреннюю организацию, в про­цессе взаимодействия.

При реализации внутрисистемного метода оценки чаще, чем при других подходах, приходится использовать социологические и социально-психологические методы, что требует соответствую­щей профессиональной подготовленности менеджеров.

Метод оценки эффективности деятельности АТП с позиции за­интересованных лиц предполагает, что внимание аналитиков сме­щается на мнение тех, кто имеет право ждать от АТП определен­ных результатов. Это могут быть совершенно различные интере­сы, и поэтому, определяя, хорошо ли работает АТП, следует вы­полнять оценку для каждой из групп заинтересованных лиц.

В качестве заинтересованных лиц выступают:

• владельцы предприятий, для которых наибольшее значение имеют величина и динамика основных финансовых показателей: дохода от перевозок и других видов деятельности АТП, прибыли, рентабельности производства;

• специалисты, руководители, водители, ремонтные рабочие и другие работники АТП, которых прежде всего интересует величи­на средней заработной платы, какие-либо особые виды поощре­ния и нормальные условия труда;

• государственные органы управления, ставящие на первый план показатели соответствия деятельности АТП требованиям законов и установленным нормам. АТП в этом случае рассматривается как налогоплательщик, как объект лицензирования, как возможный источник загрязнения окружающей среды и т.д.;


• кредиторы, для которых главные показатели эффективности — это показатели платежеспособности АТП;

• конкуренты, оценивающие степень добросовестности конку­ренции и корректность поведения АТП на рынке транспортных услуг;

• поставщики материальных ресурсов, считающие деятельность АТП эффективной в тех случаях, когда отсутствуют отказы в сис­теме взаимоотношений с ним, что связано в первую очередь со своевременностью платежей;

• потребители, с которых, наверное, следовало бы начать пе­речисление заинтересованных лиц, обращающие внимание преж­де всего на такие показатели, как транспортный тариф и каче­ство транспортного обслуживания;

• общество, заинтересованное в том, чтобы не выходило за пределы нормативных показатели загрязнение окружающей сре­ды, обеспечивалась экономия общественного времени и др.

При использовании этого метода определения эффективности деятельности АТП учитываются как внутренние, так и внешние интересы, и само понятие эффективности рассматривается в бо­лее широком плане, чем при использовании других методов. Пред­приятие должно активно применять подобный подход в процессе оценки своей деятельности, так как его репутация (имидж) и даль­нейшее развитие бизнеса весьма существенно зависят от того, на­сколько в этом заинтересованы другие стороны и насколько они довольны полученными результатами. Если оценка деятельности предприятия с позиций нескольких заинтересованных групп не­удовлетворительна, то очевидно, что данное предприятие — да­леко не эффективная организация.

На практике АТП чаще всего оценивают эффективность своей деятельности по степени достижения наиболее актуальных стра­тегических или тактических целей (целевым методом). Однако каж­дый из методов имеет специфические преимущества, и только комплексное применение всех описанных выше методов позволяет дать достаточно достоверную оценку эффективности деятельнос­ти АТП.

Некоторые показатели в равной мере используют при разных методах оценки эффективности деятельности АТП. Очевидно, ком­плексную оценку следует начинать именно с этих показателей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 2203; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.