Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль инвестиций в развитии автотранспортных предприятий




Под инвестиционной деятельностью АТП понимают его дея­тельность, связанную с капитальными вложениями в земельные участки, производственные здания, подвижной состав и другие виды недвижимости, а также с осуществлением долгосрочных финансовых вложений, выпуском облигаций и иных ценных бу­маг. Чаще всего инвестициями могут быть физические или реаль­ные активы; денежные активы; нематериальные активы.

В соответствии с источниками финансирования выделяют:

• субсидии, гранты, дотации от государства. Это наиболее пред­почтительные с позиций интересов развития АТП инвестиции;

• денежные средства с фиксированной суммой процента, ко­торые состоят из кредитов (банков, государства, предприятий, других коммерческих и некоммерческих структур), облигаций (ак­ционерных обществ и государства) и т.п.;

• привлеченные средства, на которые выплачиваются диви­денды.

При помощи внешних инвестиций АТП как открытая соци­ально-экономическая система даже в кризисной ситуации мо­жет реконструировать себя, избежать ликвидации или расшириться. С этой точки зрения следует отметить особую роль инвестиций в выравнивании жизненного цикла АТП.

Рассматривая АТП как открытую социально-экономическую систему, можно считать инвестиции не только средством внутри­производственного воспроизводства основного и оборотного ка­питала АТП, но и фактором активизации взаимосвязей АТП с его внешней средой. Непосредственно эта взаимосвязь осуществляется в форме инвестиционных потоков, а опосредованно — через появле­ние новых субъектов внешней среды, вовлеченных (на основе


инвестирования) во взаимодействие с АТП в связи с повышени­ем уровня его конкурентоспособности.

Поскольку АТП находится в постоянной и тесной взаимосвязи с факторами внешней среды, то результаты его деятельности оп­ределяют не только достижение определенного благосостояния наемных работников АТП и его акционеров (владельцев), но и степень удовлетворения потребностей общества в перевозках гру­зов и пассажиров, а также полноту возврата кредитов, постоян­ство спроса на продукцию поставщиков и т.д. Следовательно, про­цесс инвестирования затрагивает интересы многих субъектов внут­ренней и внешней среды АТП.

От стратегии развития АТП — к инвестиционному проектирова­нию. Представляется, что в качестве базового обоснования реше­ний по поводу инвестирования может быть названа общая страте­гическая направленность развития АТП в определенном проме­жутке времени. Другими словами, цель развития АТП как соци­ально-экономической системы обеспечивается осуществлением высокоэффективных инвестиционных проектов. С экономической точки зрения осуществление инвестиций обеспечивает предприя­тию формирование чистого денежного потока за счет амортиза­ционных отчислений на восстановление износа его основных фон­дов и в результате поступления внешних инвестиций.

При переходе от стратегии социально-экономического разви­тия АТП к конкретным инвестиционным проектам необходимы разработка и реализация комплекса управленческих решений. Ук-рупненно схема принятия таких решений и методы, обеспечива­ющие их обоснованность, показаны на рис. 8.1.

Немаловажно установление приоритета тактических целей пред­приятия, в соответствии с которыми определяется и приоритет инвестиционных программ. Критерием отбора наиболее приори­тетных проектов может быть принято достижение (в результате реализации этих проектов) определенных конкурентных преиму­ществ.

Конкурентное преимущество в свете проблем инвестирования может быть определено как объективно или субъективно сформи­рованная способность АТП иметь более выгодные условия ресурс­ного обеспечения производства и соответственно предоставлять конкурентоспособные услуги по перевозке грузов и пассажиров.

Очевидно, что АТП, получающее или усиливающее в резуль­тате инвестирования какое-либо конкурентное преимущество, приобретает в свою очередь более высокую инвестиционную при­влекательность, являющуюся предпосылкой дальнейшего усиле­ния его конкурентоспособности. Таким образом, можно говорить не просто о влиянии инвестирования на формирование или уси­ление конкурентных преимуществ АТП, но и о влиянии особого, волнового, характера, возобновляющемся во времени.


Рис. 8.1. Методы принятия управленческих решений по инвестиционно­му проектированию

Управление инвестициями на предприятиях инфраструктуры, к которым по праву относят АТП, требует особого внимания и тщательного подхода при выборе направлений инвестирования.

Хозяйственной деятельности предприятий инфраструктуры присущ ряд особенностей. В частности, как известно, результат их деятельности нельзя резервировать или складировать, ибо он про­является в форме процесса перемещения, хранения, передачи информации и т.д.

Продукция отраслей инфраструктуры не существует самостоя­тельно, вне производственного процесса. С этим связана другая особенность — отсутствие высокой вероятности пространствен­ной взаимозаменяемости элементов инфраструктуры. Действитель­но, поскольку процесс потребления транспортных услуг нераз-


рывно слит с самим процессом их производства, концентрация АТП в каком-либо одном месте не может компенсировать недо­статок их в другом, территориально отдаленном месте. Именно свойство пространственной автономности такого рода услуг оп­ределяет важность рассмотрения и решения проблем инвестиро­вания в развитие АТП в конкретном регионе. Этот тезис прежде всего относится к предприятиям городского пассажирского транс­порта в связи с локальностью рынков транспортных услуг, ока­зываемых населению города.

Инвестиционная привлекательность АТП. Проблема формиро­вания инвестиционной привлекательности непосредственно свя­зана с проблемой выявления и стимулирования мотивации раз­ного вида инвесторов при выборе ими наиболее выгодного объек­та инвестирования или при принятии решения об объеме инвес­тирования.

Факторами, определяющими готовность принять решения о пря­мых инвестициях, можно назвать:

• емкость рынка транспортных услуг и степень существующей на нем конкуренции, что определяет целесообразность принятия инновационного решения, направленного на создание нового или расширение существующего производства транспортных услуг;

• технологические особенности организации конкретного биз­неса, его размещение, источники удовлетворения потребности АТП в материальных ресурсах, квалификация персонала, капита­лоемкость транспортных услуг, экологическая безопасность пере­возок и т.п.;

• затраты на создание инновации. Это размер инвестиций и уровень издержек на производство единицы транспортных услуг, соотношение которых определяет рентабельность создаваемого или расширяемого производства, окупаемость инвестиций и в конеч­ном счете влияние инвестиций на конкурентоспособность АТП;

• финансовые, экономические, производственные и другие риски, сопряженные с реализацией каждого из вариантов инвес­тирования;

• территориальный фактор, определяемый по признаку уда­ленности объекта инвестиций от самого инвестора, а также от источников материальных ресурсов, от развитого рынка рабочей силы и от непосредственных потребителей транспортных услуг.

Для определения реальных возможностей АТП по формиро­ванию собственной инвестиционной привлекательности нужно знать те мотивы инвестирования, которые принимаются в рас­чет инвестором и одновременно находятся в компетенции пред­приятия. Инвестора, как показывает отраслевой опыт, может привлечь:

• общая высокая оценка бизнеса, включающая в себя оценку
нематериальных активов АТП;


высокая квалификация персонала АТП, соответствующая ха­рактеру и сложности выполняемых работ, а также виду выполня­емых предприятием перевозок;

• успешные результаты предшествующих усилий АТП по обес­печению дорожной и экологической безопасности перевозок;

• высокая степень освоения предприятием прогрессивных тех­нологий перевозок и технического воздействия на подвижной состав автомобильного транспорта, а также наличие в АТП усло­вий для опережающего развития инноваций;

• меньший, чем средний по отрасли, уровень расходов на про­изводство единицы транспортных услуг;

• эффективная система страхования финансовых, производ­ственных и других рисков, действующая в АТП;

• наличие стабильных связей с поставщиками материальных ресурсов, отвечающих критерию оптимизации соотношения цены и качества ресурсов.

Исходя из этого можно определить состав конкретных управ­ленческих решений, принимаемых в предприятии с целью фор­мирования факторов, выступающих непротиворечиво по отноше­нию к мотивам инвестора или, иными словами, с целью повы­шения инвестиционной привлекательности АТП.

Инвестиционная привлекательность АТП определяется доста­точно большим числом факторов. Необходим выбор основных фак­торов инвестиционной привлекательности, на которые в первую очередь ориентируется инвестор. Структура и приоритет мотивов потенциальных инвесторов должны учитываться при принятии управленческих решений по организации процесса инвестирова­ния, в частности, при формулировании условий и уточнении пред­почтений в инвестиционных договорах, а также при подготовке презентаций инвестиционных проектов и других рекламных ме­роприятий.

В процессе информирования потенциальных инвесторов АТП должно формировать и активно использовать следующие блоки информации, соответствующей действительности и представлен­ной в положительном плане:

• положение АТП на рынке транспортных услуг (стаж работы на рынке, клиентская база, объем перевозок и т.п.), качество перевозок, основные направления деятельности, потенциал рос­та АТП;

• финансовое состояние АТП за ряд последних лет и прогноз финансового состояния на следующие 2 — 3 года. Потенциальному инвестору при этом могут быть представлены комментарии к ба­лансу, отдельные финансово-экономические показатели деятель­ности АТП и т.д.;

• менеджмент и организационная структура АТП, в частности уровень квалификации руководителей и специалистов;


• история и основные достижения АТП в предыдущие годы, а также стратегия его развития в будущем;

• структура собственности предприятия.

Для обеспечения инвестиционной привлекательности АТП может быть составлен информационный меморандум, обобщающий описанную выше информацию.

Контрольные вопросы

1. В чем может заключаться реструктуризация активов предприятия?

2. Каким образом можно заинтересовать работников АТП в нововве­дениях?

3. По каким показателям кредитор АТП может оценить эффект его реструктуризации?

4. Какие решения в области инвестиционной политики АТП целесо­образно принимать на стадии его роста?

5. Чем определяется инвестиционная привлекательность АТП?

6. Каков критерий отбора наиболее приоритетных инвестиционных проектов?


РАЗДЕЛ II




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 4675; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.