Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое регулирование транспортной деятельности




ТРАНСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Между транспортными организациями, клиентурой, органа­ми государственной власти, прочими субъектами, участвующими в процессе организации и выполнения транспортных услуг, воз­никают определенные отношения. Создание правовой основы для регулирования подобных отношений — главная задача транспорт­ного законодательства.

В системе источников правового регулирования транспортной деятельности в качестве основных выделяют следующие [43]:

1) транспортное законодательство федерального уровня;

2) нормативные правовые акты, регулирующие деятельность различных отраслей транспорта (уставы и кодексы);

3) подзаконные нормативные правовые акты;

4) международные соглашения, к которым присоединилась Российская Федерация.

Основу транспортного законодательства составляет Конститу­ция Российской Федерации. Согласно ст. 71 Конституции Россий­ской Федерации федеральный транспорт и пути сообщения нахо­дятся в ведении Российской Федерации.

Следующий по значению нормативный правовой акт — Граж­данский кодекс Российской Федерации. Данный документ опре­деляет лишь наиболее принципиальные правила, касающиеся пе­ревозок груза, пассажира и багажа, иных транспортных обяза­тельств; основные положения, связанные с ответственностью пе­ревозчика, с порядком предъявления исков и т.д. (гл. 40 и 41).

Регулирование основной части транспортных отношений осу­ществляется на основании специальных федеральных законов. Та­кие положения, как общие условия перевозки; методы организа­ции перевозок; взаимоотношения сторон; обязательства перевоз­ки; условия содержания транспортных средств, дорог, путей со­общения определяются на основании транспортных уставов и ко­дексов, иных законов. Поскольку законодательство, регулирую­щее транспортную деятельность, включает в себя как новые нор­мативные правовые акты, так и акты, принятые в СССР, то сис­тема источников правового регулирования включает в себя:


а) новые общие транспортные законы:

Воздушный кодекс Российской Федерации (ВК РФ) от 08 июля 1999 г. № 150-ФЗ;

Устав железнодорожного транспорта Российской Федера­ции (УЖДТ РФ) от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ; Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ РФ) от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 26 мая 2001 г.);

Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Феде­рации (КВВТ РФ) от 07 марта 2001 г. № 24-ФЗ;

б) транспортные уставы и кодексы, принятые в СССР (при­
меняются в части, не противоречащей гл. 40 ГК РФ; будут дей­
ствовать до момента введения в действие новых уставов и кодек­
сов в качестве федеральных законов), в частности Устав автомо­
бильного транспорта РСФСР (УАТ РСФСР), утвержденный 8 ян­
варя 1969 г.

Дополнительно к уставам и кодексам принимаются соответству­ющие правила перевозок, издаваемые Правительством РФ, а также транспортными ведомствами (Минтрансом России, федеральными транспортными службами). В них закреплены не только правовые нормы, но и технические нормативы деятельности транспорта. Например, Общие правила перевозок грузов автомобильным транс­портом (утв. Минавтотрансом РСФСР 25 октября 1974 г. по согла­сованию с Госпланом РСФСР и Госарбитражем РСФСР), Пра­вила перевозок грузов и буксировки плотов и судов речным транс­портом, утвержденные Департаментом речного транспорта Мин­транса России (действуют в части, не противоречащей КВВТ РФ), Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, а также гру­зов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на феде­ральном железнодорожном транспорте (утв. Постановлением Пра­вительства РФ от 11 марта 1999 г. № 277 (с изменениями и допол­нениями от 29 января 2001 г.)).

Кроме того, подзаконными актами — указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, положениями и инструк­циями, издаваемыми министерствами и ведомствами — регули­руются наиболее важные текущие проблемы транспортных обяза­тельств, иные отношения.

Например, Указ Президента РФ от 08 ноября 1997 г. № 1201 «О совершенствовании структуры железнодорожного транспорта Рос­сийской Федерации», Постановление Правительства РФ от 10 июня 2002 г. № 402 «О лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом», Постановление ыПравительства РФ рт 14 октября 1996 г. № 1211 «Об установлении временных ставок платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомо­бильным дорогам и использовании средств, получаемых от взи­мания этой платы».


Большое значение при регулировании транспортной деятель­ности имеют постановления Пленумов Верховного Суда Россий­ской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Фе­дерации, которые содержат акты толкования, обеспечивающие единообразие судебной и арбитражной практики по разрешению споров, связанных с перевозками.

Регулирование отношений, возникающих при выполнении меж­дународных перевозок, осуществляется на основе международных транспортных конвенций и соглашений. К числу наиболее важных относятся Женевская конвенция о договоре международной до­рожной перевозки груза 1956 г., Варшавская конвенция для уни­фикации некоторых правил, касающихся международных воздуш­ных перевозок, 1929 г. (с изменениями и дополнениями), Брюс­сельская конвенция об унификации некоторых правил о коноса­менте 1924 г. (с изменениями и дополнениями), Конвенция ООН о морской перевозке грузов 1978 г. Некоторые положения между­народных соглашений используются при унификации российско­го транспортного права. Так, Российская Федерация не участвует в конвенциях, регулирующих морские перевозки, однако нормы внутреннего законодательства, изложенные в КТМ РФ 1999 г. при­менительно к международным сообщениям, полностью соответ­ствуют положениям Брюссельской конвенции.

11.2. Транспортные обязательства

Под транспортными понимаются обязательства по перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также иные обязательства по ока­занию транспортных услуг, связанных с перевозкой, либо направ­ленные на перемещение груза иным способом [25].

Обязательство по перевозке является основным видом транс­портных обязательств и возникает в результате заключения дого­вора перевозки. В силу его действия перевозчик обязуется доставить груз или пассажира в указанный пункт назначения, а отправитель груза (багажа), пассажир или иное лицо обязуются уплатить воз­награждение за оказанные транспортные услуги (внести провоз­ную плату).

Заключение договора перевозки требует наличия определен­ных организационных предпосылок, которые в соответствии со ст. 791 ГК РФ воплощаются в обязанности перевозчика подать под погрузку исправные транспортные средства, а грузоотправителя — предъявить груз к перевозке.

В прямом смешанном сообщении наряду с договорами для орга­низации перевозок используется система заявок (заказов). В заявке уточняется задание и определяются показатели, обеспечивающие разовую перевозку. Например, на железнодорожном и речном


транспорте грузоотправитель обязан подавать заявки в управле­ние железных дорог места отправления не менее чем за 10 сут до начала перевозок грузов (ст. 11 УЖДТ РФ); при экспортных пере­возках заявки подают за 15 сут.

При систематических перевозках грузов на долгосрочной осно­ве применяется договор об организации перевозок грузов, харак­теризующийся следующими положениями: суть договора заклю­чается в том, что перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в установленном объеме; заключение долгосрочных договоров об организации перевозок не является обязательным для сторон; дол­госрочный договор об организации перевозок грузов заключается в письменной форме; срок действия договора определяется сто­ронами; договор определяет объемы и сроки предоставления транс­портных средств и предъявления грузов к перевозке; порядок рас­четов; ответственность за нарушение предусмотренных обяза­тельств; прочие условия организации перевозок; заключение до­говора об организации перевозок грузов не освобождает грузоот­правителя от необходимости предоставления заявки на перевозку грузов в порядке и сроки, предусмотренные транспортным зако­нодательством.

Заключение договора об организации перевозок грузов пре­дусмотрено уставами и кодексами различных видов транспорта. В обязанностях сторон, возникающих в связи с выполнением дей­ствий, указанных в ст. 791 ГК РФ, можно выделить несколько ключевых положений. Так, перевозчик обязан подать транспорт­ные средства:

1) в исправном состоянии, пригодном для перевозки соответ­ствующего груза;

2) в количестве, согласованном с грузоотправителем. В особых случаях и по согласованию с грузоотправителем допускается по­дача транспортных средств в большем количестве, чем указано в заявке;

3) в обусловленный срок. Сроки подачи транспортных средств определяются по согласованию сторон или в нормативном порядке;

4) в определенное место. Место подачи транспортных средств зависит от технико-технологических особенностей вида транспорта и возможностей грузоотправителя и перевозчика.

Обязанность грузоотправителя состоит в предъявлении груза к перевозке в соответствии:

1) с общими условиями, в состав которых включают:

а) количество, род и наименование груза. Определяются заяв­
кой, договором об организации перевозок или договором пере­
возки. Замена груза допустима при условии согласия перевозчика;

б) определение тары. Грузы, подверженные порче, поврежде­
нию или утрате в процессе транспортировки, должны предъяв-


ляться к перевозке в таре. Тара должна быть исправна, соответ­ствовать стандартам, обеспечивать полную сохранность груза, транспортных средств, обеспечивать безопасность движения (ст. 18 УЖДТ РФ, ст. 139 КТМ РФ, ст. 52 УАТ РСФСР), в противном случае перевозчик вправе отказать в приеме груза;

в) определение веса. Выбор способа определения веса обуслов­
лен характеристикой груза, предъявляемого к перевозке. Вес гру­
за может быть определен взвешиванием; по трафарету на каждом
грузовом месте; по стандарту при перевозке грузов, упакованных
в тару стандартной вместимости; расчетным способом; условно
(например, ст. 26 УЖДТ РФ, п. 31 Общих правил морской пере­
возки грузов, ст. 62 и 63 УАТ РСФСР). Вес груза определяет та
сторона, которая проводит погрузку, если иное не определено
законом или договором;

г) маркировка груза. Нанесение на груз определенных надпи­
сей и условных знаков для определения принадлежности груза,
его особенностей, соблюдения мер предосторожности обеспечи­
вает сохранность груза в процессе транспортировки;

д) объявление ценности груза;

2) со специальными условиями. Применяются при перевозке гру­зов, обладающих определенными свойствами и требующих соблю­дения особых мер и условий транспортировки, например опас­ных, подкарантинных грузов, живых животных и пр.

Указанные действия предваряют заключение договора перевоз­ки, в результате исполнения которого реализуются принятые к исполнению заявки (заказы) на перевозку.

Для заключения договора перевозки применяют систему еди­ного документа, предусмотренную п. 2 ст. 785 ГК РФ. В зависимос­ти от вида документа, служащего оформлению перевозки, выде­ляются:

1) система накладной (применяется на всех видах транспорта);

2) система коносамента (применяется на морском транспорте);

3) система чартера (применяется на морском транспорте).

Договоры грузовой перевозки подразделяют по различным ос­нованиям: по видам транспорта, по территориальному признаку, в зависимости от числа транспортных организаций, участвующих в транспортировке груза и т.д.

В зависимости от того, каким транспортом перевозят грузы, перевозки подразделяют на железнодорожные, морские, речные, воздушные и автомобильные. Такая классификация обусловлена тем, что отношения, связанные с перевозкой грузов, регулиру­ются законодательством, которое применяется к соответствую­щему виду перевозки [25, с. 377].

Различают перевозки, осуществляемые в местном, прямом и прямом смешанном сообщении. Местными называются перевоз­ки, осуществляемые одной транспортной организацией, в преде-


лах территориальных границ ее деятельности (железной дороги, пароходства и т. д.). Прямыми признаются перевозки, в выполне­нии которых по одному документу участвуют несколько предпри­ятий одного вида транспорта. Прямой смешанной перевозкой счи­тается перевозка, при которой на основе одного документа груз перевозится различными предприятиями нескольких видов транс­порта.

Приведенная классификация применима ко всем видам транс­порта. Кроме того, данная классификация может быть дополнена на основании классификаций перевозок, используемых на раз­личных видах транспорта.

На морском транспорте различают перевозки в малом кабота­же, в большом каботаже и в заграничном сообщении. Под малым каботажем понимают перевозку грузов между российскими пор­тами одного и того же моря. К большому каботажу относятся пе­ревозки грузов, осуществляемые между российскими портами разных морей, даже если судно при этом проходит через иност­ранные воды. Перевозка из российских портов в иностранные порты или обратно признается перевозкой в заграничном сообщении.

Воздушный кодекс не подразделяет перевозки на отдельные виды, однако содержит некоторые особые правила для междуна­родных перевозок (гл. XI ВК РФ).

На автомобильном транспорте перевозки подразделяют на го­родские, пригородные, междугородные и международные.

К городским перевозкам относят перевозки в пределах черты города (другого населенного пункта), к пригородным — перевоз­ки за пределы черты города (другого населенного пункта) на рас­стояние до 50 км включительно; к междугородным — перевозки за пределы черты города (другого населенного пункта) на рассто­яние более 50 км и к международным — перевозки за пределы или из-за пределов Российской Федерации, с пересечением госу­дарственной границы.

Таким образом, договор перевозки грузов сконструирован в Гражданском кодексе РФ по модели реального, двустороннего, возмездного договора: перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его грузопо­лучателю, а грузоотправитель обязуется уплатить за эту перевозку установленную плату. Условия такого договора перевозки должны содержаться в соответствующем транспортном документе.

В качестве элементов обязательства грузовой перевозки выде­ляют субъекты обязательства, предмет договора перевозки, срок в обязательстве перевозки, провозную плату.

Субъектами обязательства являются перевозчик и грузоотпра­витель. Перевозчиком может быть коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, наделенные, правом осуще­ствлять грузовые перевозки по закону или на основании лицен-


зии. Отправителями грузов могут выступать любые субъекты граж­данского права.

Предмет договора перевозки — услуги по доставке вверенных перевозчику материальных ценностей (грузов) в пункт назначе­ния. Эти услуги включают не только собственно транспортировку грузов, но и иные действия, в частности, хранение, вьщачу груза получателю, выполнение погрузочно-разгрузочных работ.

Срок в обязательстве перевозки — это промежуток времени, в течение которого груз должен быть доставлен в пункт назначения. В соответствии со ст. 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные транспортным зако­нодательством, а при отсутствии таких сроков — в разумный срок. В ряде случаев в автомобильных и морских перевозках сроки дос­тавки определяются соглашением сторон, а при его отсутствии — обычно принятыми сроками (сроками, которые разумно требовать от заботливого перевозчика с учетом конкретных обязательств — ст. 152 КТМ РФ).

Размер провозной платы устанавливается соглашением сторон, если иное не установлено транспортным законодательством (ст. 790 ГК РФ). Такое исключение сделано для транспорта общего пользо­вания, где провозная плата принимает форму твердого тарифа, утверждаемого в порядке, установленном транспортными устава­ми и кодексами.

Содержание договора перевозки составляют права и обязанно­сти сторон. Так, основные обязанности перевозчика состоят в подаче отправителю исправных транспортных средств в состоя­нии, пригодном для перевозки соответствующего груза (п. 1 ст. 791 ГК РФ) и доставке груза в пункт назначения (ст. 792 ГК РФ), отправителя — в уплате за перевозку груза установленной платы. В соответствии с п. 4 ст. 790 ГК РФ перевозчик вправе удерживать переданные ему для перевозки грузы в обеспечение причитаю­щейся ему провозной платы. Отправитель, в свою очередь, имеет право отказаться от поданных транспортных средств, не пригод­ных для перевозки соответствующего груза (п. 1 ст. 791 ГК РФ).

Следует отметить, что в ходе транспортировки договор пере­возки может подвергнуться изменениям двух видов:

1) допускается изменение грузоотправителем указанного в на­кладной грузополучателя без изменения пункта (станции, порта) назначения;

2) допускается изменение пункта назначения груза, т.е. его переадресовка. Переадресовка разрешается лишь с согласия пере­возчика.

Общее правило об ответственности за нарушение обязательств, вытекающих из договора перевозки, сформулировано в ГК РФ применительно к перевозкам, осуществляемым всеми видами транспорта, и оно состоит в следующем. В случае неисполнения


либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке сто­роны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспорт­ными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Характерной чертой ответственности за нарушение обязательств по перевозке груза является ее ограниченный характер. Действи­тельно, применительно к отдельным нарушениям условий дого­вора перевозки груза ответственность установлена либо в форме возмещения прямого ущерба или его части, например за несо­хранность груза, либо в форме исключительной неустойки, в част­ности, за просрочку его доставки. Таким образом, ограничения распространяются на упущенную выгоду и в некоторых случаях даже на часть реального ущерба.

Основаниями возникновения ответственности за нарушение обязательств по перевозке грузов являются:

1) несовершение действий, связанных с организацией перево­зок: неподача транспортных средств перевозчиком; подача под погрузку неисправных транспортных средств или транспортных средств, непригодных для перевозки конкретных грузов; неисполь­зование отправителем поданных транспортных средств (непредъ­явление груза к перевозке); недогрузка поданных транспортных средств (например, из-за отсутствия груза). Возникающая при этом ответственность носит взаимный характер и вытекает, как прави­ло, из договорного основания (принятая заявка, договор об орга­низации перевозок, чартер). Перечень обстоятельств, при наступ­лении которых перевозчик или отправитель освобождаются от от­ветственности, установлен ГК, транспортными уставами и ко­дексами и включает в себя действие непреодолимой силы, а так­же иных явлений стихийного характера (заносы, наводнения, пожары), а также военные действия; прекращение или ограниче­ние перевозки грузов в определенных направлениях, которые ус­тановлены в порядке, предусмотренном транспортным уставом или кодексом; иные случаи, предусмотренные транспортными уставами или кодексами (прекращение производства на срок ме­нее 3 сут, задержка отправителем судов под разгрузкой и др.);

2) нарушение обязательств по договору перевозки: несохран­ность груза и просрочка в доставке груза.

Несохранность груза проявляется в утрате, т.е. невозможности выдать груз получателю в течение установленных сроков; недоста­че (частичной утрате), т.е. наличии разницы в весе или количе­стве груза, принятого к перевозке и сданного получателю по на­кладной (коносаменту); порче, т.е. несоответствии качества при­бывшего в пункт назначения груза его первоначальному качеству, указанному в транспортных документах.

Ответственность в обязательствах по перевозке грузов имеет ограниченный характер. Ограничение касается как объема ответ­ственности (поскольку во многих случаях ответственность исчер-


пывается уплатой неустойки или штрафа, взыскание убытков про­водится в случаях и пределах, установленных ГК РФ, транспорт­ным законодательством, соглашением сторон), так и оснований ее возникновения; объем и характер ответственности зависят от содержания нарушенной обязанности.

Ответственность за несовершение действий, связанных с орга­низацией перевозок (в частности, за неподачу транспортных средств или за их неиспользование) в соответствии с транспорт­ным законодательством имеет характер исключительной неустой­ки, взыскиваемой либо в твердо установленном размере за учет­ную единицу, либо в процентном отношении к провозной плате (ст. 94 УЖДТ РФ, ст. 180 КВВТ РФ, ст. 127 УАТ РСФСР и др.).

Ответственность перевозчика за несохранность груза ограни­чивается частью реального ущерба, причиненного грузовладель­цу. Размер возмещения ущерба, причиненного при перевозке гру­за, вследствие его утраты или порчи устанавливается равным сто­имости утраченного груза, которая определяется исходя из цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором; при отсутствии этих сведений — исходя из цены, которая при сравни­мых условиях обычно взимается за аналогичные товары.

В случае утраты груза, сданного к перевозке с объявлением его ценности, ущерб возмещается в размере объявленной ценности. Провозная плата, взысканная за перевозку утраченного, недоста­ющего, испорченного или поврежденного груза, возвращается грузоотправителю (грузополучателю) только в том случае, если эта плата не входит в стоимость груза.

Ответственность перевозчика за просрочку в доставке груза носит характер исключительной неустойки и в соответствии с транспортным законодательством исчисляется в процентном от­ношении к провозной плате в зависимости от длительности про­срочки в доставке груза.

Меры имущественной ответственности за нарушение обяза­тельств по перевозке, предусмотренные транспортными уставами и кодексами, следует отличать от заранее установленного распре­деления риска убытков, которые могут возникнуть при транспор­тировке грузов. Примером могут служить известные морскому праву понятия общей и частной аварии.

При общей аварии убытки причиняются намеренно и разумно в интересах всех участников перевозки, например в целях спасе­ния судна, фрахта и перевозимого на судне груза от общей для них опасности. Статья 284 КТМ РФ содержит признаки, при на­личии которых те или иные убытки могут быть признаны общей аварией: намеренность и разумность действий, вызвавших убыт­ки; чрезвычайный характер этих убытков; общая для судна, груза и фрахта опасность, во избежание которой были совершены эти действия. При отсутствии одного из признаков авария признается


частной. Общая и частная аварии различаются также своими пра­вовыми последствиями. Убытки по общей аварии распределяются между всеми участниками перевозочного процесса пропорциональ­но стоимости судна, груза или фрахта. Убытки при частной ава­рии не подлежат распределению, их несет та сторона, которая их потерпела, либо сторона, ответственная за их причинение.

Специфика рассмотрения споров по грузовой перевозке за­ключается в особой досудебной процедуре урегулирования спо­ров до предъявления иска перевозчику (табл. 11.1). Право на предъявление претензии к перевозчику (письменного требования к перевозчику об уплате штрафа или возмещения) распределяет­ся между отправителем и получателем груза в зависимости от сущ­ности нарушенных или ненадлежащим образом исполненных обя­зательств по перевозке.

Транспортные уставы и кодексы предусматривают следующий порядок предъявления претензий. Претензия с приложением не­обходимых документов должна быть заявлена:

• на воздушном транспорте: при внутренних перевозках — в течение 6 мес, при международных перевозках — в течение 18 мес;

• на железнодорожном транспорте: для обычных требований — 6 мес, для претензий в отношении взысканных Штрафов и пеней — 45 дней;

• на морском транспорте — в течение всего срока исковой дав­ности.

В случае отклонения претензии (письменного требования к перевозчику об уплате штрафа или возмещения убытков в связи с ненадлежащим исполнением обязательства по перевозке) пере­возчиком либо при неполучении в течение определенного срока (30 дней; на воздушном транспорте — 45 дней) ответа на нее можно предъявить иск. Срок исковой давности в любых отноше­ниях по перевозке грузов составляет 1 год с момента, определяе­мого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

Таблица 11.1. Распределение прав на предъявление претензии

к перевозчику

 

Вид нарушения обязательства Отправитель Получатель
Невыполнение перевозчиком обязанности подать транспортные средства +
Полная утрата груза — в зависимости от того, кто предъявил документы на груз (грузовую квитанцию, коносамент) + +
Недостача, порча или повреждение груза, а также нарушение срока его доставки; указанного в накладной или коносаменте   +

Договор перевозки завершается доставкой и выдачей груза, поступившего в адрес грузополучателя. Ответственность перевоз­чика простирается до момента выдачи груза, который определя­ется в зависимости от места, где эта операция выполняется, и от того, кем осуществляется выгрузка.

Грузополучатель может отказаться от принятия груза лишь в том случае, если качество груза вследствие порчи или поврежде­ния изменилось настолько, что исключается возможность его пол­ного или частичного использования. Грузополучатель вправе от­казаться от груза, который был утрачен, а затем найден, но мо­жет и потребовать его вьщачи, возвратив полученное за его утрату возмещение (ст. 140 УАТ РСФСР).

Прекращение договора перевозки груза может быть обусловле­но невозможностью его исполнения, т. е. вызвано обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает (п. 1 ст. 416 ГК РФ). Статья 131 УАТ РСФСР относит к таким обстоятельствам явле­ния стихийного характера (заносы, наводнения, пожары и т. д.); военные действия; блокаду; эпидемии или иные обстоятельства, делающие невозможным выполнение обязательств договора пе­ревозки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 12193; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.