КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государственное регулирование транспортной деятельности
В процессе перехода России к рыночным условиям развития существенные изменения претерпели требования, предъявляемые законодательством к транспортным организациям, выступающим в качестве перевозчиков грузов. В соответствии с Федеральным законом № 128 -ФЗ от 08 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность предприятий транспорта относится к лицензируемым видам. Так, в ст. 17 данного Закона к числу лицензируемых отнесена деятельность по перевозке грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 35 кН (3,5 т), за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя. Следует отметить, что группа экспертов в своем докладе «Анализ состояния и рекомендации по совершенствованию правовой базы в области грузовых перевозок автомобильным транспортом» обратила внимание на то, что существует прямая связь между тем, как оператор выполняет лицензионные требования, и уровнем опасности, который создают его транспортные средства. Имеется в виду, что количество механических дефектов, которые могут быть одной из (или единственной) причин аварии, гораздо выше у транспортных средств, которые эксплуатируются без лицензии. Однако вышеупомянутая норма нового Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» вывела из-под контроля более 80 % автотранспортных средств, используемых для некоммерческих перевозок*, а отмена лицензирования деятельности, связанной с эксплуатацией самой распространенной группы коммерческих транспортных средств — автомобилей грузоподъемностью до 35 кН (3,5 т) привела к тому, что Российская транспортная инспекция (РТИ) на сегодняшний день реализует свои полномочия только в отношении 3 % автомобильного парка страны**.
В настоящее время при осуществлении предпринимательской деятельности, связанной с перевозкой грузов автомобильным транспортом, индивидуальные предприниматели и юридические лица лицензируются на основании Положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 июня 2002 г. (с изм. от 03 октября 2002 г.). Согласно п. 2 данного Положения лицензирование грузов автомобильным транспортом осуществляется Министерством транспорта РФ. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок грузов автомобильным транспортом являются выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности; соответствие автотранспортных средств, заявленных для выполнения перевозок, в том числе находящихся в технической эксплуатации на основании договора аренды или на ином законном основании, требованиям, установленным для осуществления соответствующих перевозок автомобильным транспортом и допуска автотранспортных средств к эксплуатации; соответствие индивидуального предпринимателя и работников юридического лица квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении соответствующих перевозок автомобильным транспортом; наличие в штате юридического лица должностных лиц, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедших в установленном порядке аттестацию на право занятия соответствующей должности. Согласно п. 4 рассматриваемого Положения, для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий
* Насонов А. Состояние и перспективы развития автотранспорта России в условиях рынка // Автомобильный транспорт. — 2003. — № 1. — С. 13. ** Дмитриев С.Н. Государственная система обеспечения безопасности дорожного движения — миф или реальность? // Законодательство и экономика. — 2002. - № 10. - С. 70. орган следующие документы: заявление о предоставлении лицензии; копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц; копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве индивидуального предпринимателя; копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе; копии документов, подтверждающих соответствующую установленным требованиям и условиям квалификацию индивидуального предпринимателя или работников юридического лица; копии документов, подтверждающих прохождение соответствующей аттестации должностными лицами юридического лица, ответственными за обеспечение безопасности дорожного движения; сведения о заявленных для выполнения лицензируемого вида деятельности транспортных средствах (перечень указанных сведений утверждается лицензирующим органом); документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии. Лицензия на осуществление деятельности по перевозке грузов автомобильным транспортом предоставляется на 5 лет. Одновременно с лицензией на каждое автотранспортное средство выдается лицензионная карточка, которая должна находиться на автотранспортном средстве при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Плановые проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий проводятся лицензирующим органом в отношении перевозок грузов — не чаще 1 раза в 2 года. В исключительных случаях возможны внеплановые проверки. Выявленные при проведении проверки нарушения лицензионных требований и условий влекут за собой применение особых последствий (санкций): приостановление действия лицензии; ее аннулирование. Приостановление действия лицензии означает временное прекращение применения прав лицензии: выявление лицензирующим органом неоднократных нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий (п. 1 ст. 13); выявление грубого нарушения (п. 1 ст. 13); обращение лицензирующего органа в суд с заявлением об аннулировании лицензии (п. 4 ст. 13). Приостановление возможно только в течение срока действия лицензии.
Нарушения лицензионных требований и условий должны выявляться только лицензирующими органами, которые устанавливают также срок для их устранения, который не может превышать 6 мес. На основании п. 4 ст. 13 Закона о лицензировании 2001 г. действие лицензии приостанавливается не до устранения нарушений, а на период до вступления в силу решения суда. Действие лицензии возобновляется в случае устранения выявленных нарушений лицензионного законодательства. Существен- но, что лицензирующий орган может возобновить действие соответствующей лицензии лишь по результатам проверки устранения нарушений. После возобновления лицензия действует в полном объеме. Возобновление лицензии не оплачивается лицензионным сбором. Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается. Помимо приостановления действия лицензии правонарушение в сфере лицензирования может повлечь аннулирование ранее выданной лицензии. Аннулирование лицензии — принудительное прекращение в надлежащем порядке действия лицензии в связи с выявленными нарушениями лицензионного законодательства. Лицензия может утратить свою юридическую силу автоматически (без специального решения суда или лицензирующего органа). Следует отметить, что наличие лицензии, связанной с осуществлением деятельности по перевозке груза автомобильным транспортом, не освобождает юридическое лицо или индивидуального предпринимателя от обязанности иметь необходимые свидетельства, рабочие дипломы, сертификаты и иные документы, предусмотренные действующими правилами по эксплуатации транспортных средств, устройств и т. д.
Следует также обратить внимание на то, что согласно ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, по просроченной лицензии, с нарушением условий, предусмотренных лицензией, является административным правонарушением. В случае, когда указанное действие причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере (сумма дохода превышает 200 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ)), то оно может быть признано незаконным предпринимательством в соответствии со ст. 171 Уголовного кодекса РФ. Кроме лицензирования, предприятия автомобильного транспорта регулируются государством в области государственного контроля и надзора по обеспечению безопасности дорожного движения. Согласно ст. 30 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» государственный надзор и контроль осуществляются в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ и законодательства субъектов РФ, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения. Законом «О безопасности дорожного движения» предусмотрены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые к юридическим лицам и индивиду- альным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств. Согласно п. 4 ст. 18 транспортные средства, прошедшие техническое обслуживание и ремонт, должны отвечать требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, что подтверждается соответствующим документом, выдаваемым исполнителям названных работ и услуг. Статья 20 Закона устанавливает, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения пред-рейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается в какой бы то ни было форме понуждать или поощрять водителей транспортных средств к нарушению ими требований безопасности дорожного движения. Подробнее вышеуказанные обязанности рассматриваются в Положении об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утв. Приказом Минтранса РФ от 09 марта 1995 г. № 27. Пункт 2.1 указанного Положения основными задачами организаций и индивидуальных предпринимателей называет обеспечение профессиональной надежности водительского состава; обеспечение эксплуатации транспортных средств в технически исправном состоянии; обеспечение безопасных условий перевозок пассажиров и грузов. Согласно п. 4 Положения организации и индивидуальные предприниматели обязаны: 1) использовать для перевозки подвижной состав, зарегистрированный в органах Государственной автомобильной инспекции, прошедший в установленном порядке государственный технический осмотр и имеющий лицензионную карточку установленного образца; 2) соблюдать правила технической эксплуатации транспортных средств, инструкции предприятий-изготовителей по эксплуатации транспортных средств, обеспечить соответствие технического состояния и оборудования транспортных средств, участвующих в дорожном движении, установленным требованиям безопасности, обеспечить проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами; 3) обеспечить ежедневный контроль технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки. Должностные лица организации, ответственные за техническое состояние транспортных средств, обязаны выполнять в путевом листе отметки о технической исправности транспортных средств; 4) обеспечить учет неисправностей транспортных средств и их устранение; 5) обеспечить использование для перевозки транспортных средств, в том числе специализированных, соответствующих виду перевозки, объемам и характеру перевозимого груза; 6) обеспечить охрану транспортных средств для исключения возможности самовольного их использования водителями организации, а также посторонними лицами или повреждения транспортных средств. Согласно ст. 32 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» контроль за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию осуществляется органами ГИБДД МВД России при регистрации, организации государственного технического осмотра транспортных средств и осуществлении иных своих полномочий в области контроля за соблюдением правил дорожного движения. Статьей 34 указанного Закона внесены дополнения в п. 9 ст. 10 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции», которые вступили в действие с 1 июля 2003 г. Организация и регулирование дорожного движения, государственный надзор за дорожным движением, государственная регистрация транспортных средств, технические осмотры средств дорожного транспорта, выдача удостоверений водителям автотранспортных средств, наложение административных взысканий за нарушение Правил дорожного движения Российской Федерации осуществляются органами и подразделениями ГИБДД МВД России в соответствии с федеральными законами «О милиции», «О безопасности дорожного движения», Кодексом РФ об административных правонарушениях и другими федеральными законами, Правилами дорожного движения Российской Федерации, Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и должностными инструкциями лиц, обеспечивающих безопасность дорожного движения, Правилами сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, другими нормативными актами Правительства РФ и МВД России.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1216; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |