Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственное регулирование транспортной деятельности




В процессе перехода России к рыночным условиям развития существенные изменения претерпели требования, предъявляемые законодательством к транспортным организациям, выступающим в качестве перевозчиков грузов.

В соответствии с Федеральным законом № 128 -ФЗ от 08 авгус­та 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» дея­тельность предприятий транспорта относится к лицензируемым видам. Так, в ст. 17 данного Закона к числу лицензируемых отне­сена деятельность по перевозке грузов автомобильным транспор­том грузоподъемностью свыше 35 кН (3,5 т), за исключением слу­чая, если указанная деятельность осуществляется для обеспече­ния собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Следует отметить, что группа экспертов в своем докладе «Ана­лиз состояния и рекомендации по совершенствованию правовой базы в области грузовых перевозок автомобильным транспортом» обратила внимание на то, что существует прямая связь между тем, как оператор выполняет лицензионные требования, и уров­нем опасности, который создают его транспортные средства. Имеется в виду, что количество механических дефектов, кото­рые могут быть одной из (или единственной) причин аварии,


гораздо выше у транспортных средств, которые эксплуатируются без лицензии. Однако вышеупомянутая норма нового Федераль­ного закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» вывела из-под контроля более 80 % автотранспортных средств, используемых для некоммерческих перевозок*, а отмена лицен­зирования деятельности, связанной с эксплуатацией самой рас­пространенной группы коммерческих транспортных средств — ав­томобилей грузоподъемностью до 35 кН (3,5 т) привела к тому, что Российская транспортная инспекция (РТИ) на сегодняшний день реализует свои полномочия только в отношении 3 % автомо­бильного парка страны**.

В настоящее время при осуществлении предпринимательской деятельности, связанной с перевозкой грузов автомобильным транспортом, индивидуальные предприниматели и юридические лица лицензируются на основании Положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, ут­вержденного Постановлением Правительства РФ от 10 июня 2002 г. (с изм. от 03 октября 2002 г.). Согласно п. 2 данного Положения лицензирование грузов автомобильным транспортом осуществля­ется Министерством транспорта РФ.

Лицензионными требованиями и условиями при осуществле­нии перевозок грузов автомобильным транспортом являются вы­полнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности; соответствие авто­транспортных средств, заявленных для выполнения перевозок, в том числе находящихся в технической эксплуатации на основа­нии договора аренды или на ином законном основании, требова­ниям, установленным для осуществления соответствующих пере­возок автомобильным транспортом и допуска автотранспортных средств к эксплуатации; соответствие индивидуального предпри­нимателя и работников юридического лица квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении соответствую­щих перевозок автомобильным транспортом; наличие в штате юридического лица должностных лиц, ответственных за обеспе­чение безопасности дорожного движения, прошедших в установ­ленном порядке аттестацию на право занятия соответствующей должности.

Согласно п. 4 рассматриваемого Положения, для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий

* Насонов А. Состояние и перспективы развития автотранспорта России в условиях рынка // Автомобильный транспорт. — 2003. — № 1. — С. 13.

** Дмитриев С.Н. Государственная система обеспечения безопасности до­рожного движения — миф или реальность? // Законодательство и экономика. — 2002. - № 10. - С. 70.


орган следующие документы: заявление о предоставлении лицен­зии; копии учредительных документов и документа, подтвержда­ющего факт внесения записи о юридическом лице в Единый го­сударственный реестр юридических лиц; копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве индивидуального предпринимателя; копия свидетельства о поста­новке соискателя лицензии на учет в налоговом органе; копии документов, подтверждающих соответствующую установленным требованиям и условиям квалификацию индивидуального пред­принимателя или работников юридического лица; копии доку­ментов, подтверждающих прохождение соответствующей аттеста­ции должностными лицами юридического лица, ответственными за обеспечение безопасности дорожного движения; сведения о заявленных для выполнения лицензируемого вида деятельности транспортных средствах (перечень указанных сведений утвержда­ется лицензирующим органом); документ, подтверждающий уп­лату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим орга­ном заявления о предоставлении лицензии.

Лицензия на осуществление деятельности по перевозке грузов автомобильным транспортом предоставляется на 5 лет. Одновре­менно с лицензией на каждое автотранспортное средство выдает­ся лицензионная карточка, которая должна находиться на авто­транспортном средстве при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Плановые проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий проводятся лицензирующим органом в от­ношении перевозок грузов — не чаще 1 раза в 2 года. В исключи­тельных случаях возможны внеплановые проверки. Выявленные при проведении проверки нарушения лицензионных требований и условий влекут за собой применение особых последствий (сан­кций): приостановление действия лицензии; ее аннулирование.

Приостановление действия лицензии означает временное пре­кращение применения прав лицензии: выявление лицензирую­щим органом неоднократных нарушений лицензиатом лицензи­онных требований и условий (п. 1 ст. 13); выявление грубого нару­шения (п. 1 ст. 13); обращение лицензирующего органа в суд с заявлением об аннулировании лицензии (п. 4 ст. 13). Приостанов­ление возможно только в течение срока действия лицензии.

Нарушения лицензионных требований и условий должны вы­являться только лицензирующими органами, которые устанавли­вают также срок для их устранения, который не может превышать 6 мес. На основании п. 4 ст. 13 Закона о лицензировании 2001 г. действие лицензии приостанавливается не до устранения нару­шений, а на период до вступления в силу решения суда.

Действие лицензии возобновляется в случае устранения выяв­ленных нарушений лицензионного законодательства. Существен-


но, что лицензирующий орган может возобновить действие соот­ветствующей лицензии лишь по результатам проверки устране­ния нарушений. После возобновления лицензия действует в пол­ном объеме. Возобновление лицензии не оплачивается лицензи­онным сбором. Срок действия лицензии на время приостановле­ния ее действия не продлевается.

Помимо приостановления действия лицензии правонаруше­ние в сфере лицензирования может повлечь аннулирование ра­нее выданной лицензии. Аннулирование лицензии — принуди­тельное прекращение в надлежащем порядке действия лицензии в связи с выявленными нарушениями лицензионного законода­тельства. Лицензия может утратить свою юридическую силу ав­томатически (без специального решения суда или лицензирую­щего органа).

Следует отметить, что наличие лицензии, связанной с осуще­ствлением деятельности по перевозке груза автомобильным транс­портом, не освобождает юридическое лицо или индивидуального предпринимателя от обязанности иметь необходимые свидетель­ства, рабочие дипломы, сертификаты и иные документы, предус­мотренные действующими правилами по эксплуатации транспорт­ных средств, устройств и т. д.

Следует также обратить внимание на то, что согласно ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях осуществле­ние предпринимательской деятельности без лицензии, по про­сроченной лицензии, с нарушением условий, предусмотренных лицензией, является административным правонарушением.

В случае, когда указанное действие причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с из­влечением дохода в крупном размере (сумма дохода превышает 200 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ)), то оно может быть признано незаконным предпринимательством в соответствии со ст. 171 Уголовного кодекса РФ.

Кроме лицензирования, предприятия автомобильного транс­порта регулируются государством в области государственного кон­троля и надзора по обеспечению безопасности дорожного дви­жения.

Согласно ст. 30 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» государствен­ный надзор и контроль осуществляются в целях обеспечения со­блюдения законодательства РФ и законодательства субъектов РФ, правил, стандартов, технических норм и других нормативных до­кументов в части, относящейся к обеспечению безопасности до­рожного движения.

Законом «О безопасности дорожного движения» предусмотре­ны основные требования по обеспечению безопасности дорожно­го движения, предъявляемые к юридическим лицам и индивиду-


альным предпринимателям при осуществлении ими деятельнос­ти, связанной с эксплуатацией транспортных средств.

Согласно п. 4 ст. 18 транспортные средства, прошедшие техни­ческое обслуживание и ремонт, должны отвечать требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транс­портных средств, участвующих в дорожном движении, в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, что подтверждается соответствующим документом, выдаваемым исполнителям названных работ и услуг.

Статья 20 Закона устанавливает, что юридические лица и ин­дивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного дви­жения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транс­порта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; ана­лизировать и устранять причины дорожно-транспортных проис­шествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и про­водить с привлечением работников органов здравоохранения пред-рейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по со­вершенствованию водителями навыков оказания доврачебной ме­дицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных про­исшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного дви­жения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорож­ного движения.

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается в какой бы то ни было форме понуждать или по­ощрять водителей транспортных средств к нарушению ими тре­бований безопасности дорожного движения. Подробнее выше­указанные обязанности рассматриваются в Положении об обес­печении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пас­сажиров и грузов, утв. Приказом Минтранса РФ от 09 марта 1995 г. № 27.

Пункт 2.1 указанного Положения основными задачами орга­низаций и индивидуальных предпринимателей называет обеспе­чение профессиональной надежности водительского состава; обес­печение эксплуатации транспортных средств в технически исправ­ном состоянии; обеспечение безопасных условий перевозок пас­сажиров и грузов.


Согласно п. 4 Положения организации и индивидуальные пред­приниматели обязаны:

1) использовать для перевозки подвижной состав, зарегистри­рованный в органах Государственной автомобильной инспекции, прошедший в установленном порядке государственный техничес­кий осмотр и имеющий лицензионную карточку установленного образца;

2) соблюдать правила технической эксплуатации транспорт­ных средств, инструкции предприятий-изготовителей по эксплу­атации транспортных средств, обеспечить соответствие техничес­кого состояния и оборудования транспортных средств, участвую­щих в дорожном движении, установленным требованиям без­опасности, обеспечить проведение работ по техническому обслу­живанию и ремонту транспортных средств в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами;

3) обеспечить ежедневный контроль технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки. Должностные лица организации, ответственные за техническое состояние транспортных средств, обязаны выпол­нять в путевом листе отметки о технической исправности транс­портных средств;

4) обеспечить учет неисправностей транспортных средств и их устранение;

5) обеспечить использование для перевозки транспортных средств, в том числе специализированных, соответствующих виду перевозки, объемам и характеру перевозимого груза;

6) обеспечить охрану транспортных средств для исключения возможности самовольного их использования водителями орга­низации, а также посторонними лицами или повреждения транс­портных средств.

Согласно ст. 32 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности вла­дельцев транспортных средств» контроль за исполнением владель­цами транспортных средств обязанности по страхованию осуще­ствляется органами ГИБДД МВД России при регистрации, орга­низации государственного технического осмотра транспортных средств и осуществлении иных своих полномочий в области кон­троля за соблюдением правил дорожного движения. Статьей 34 указанного Закона внесены дополнения в п. 9 ст. 10 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции», которые вступили в действие с 1 июля 2003 г.

Организация и регулирование дорожного движения, государ­ственный надзор за дорожным движением, государственная реги­страция транспортных средств, технические осмотры средств до­рожного транспорта, выдача удостоверений водителям автотран­спортных средств, наложение административных взысканий за


нарушение Правил дорожного движения Российской Федерации осуществляются органами и подразделениями ГИБДД МВД Рос­сии в соответствии с федеральными законами «О милиции», «О безопасности дорожного движения», Кодексом РФ об ад­министративных правонарушениях и другими федеральными за­конами, Правилами дорожного движения Российской Федера­ции, Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и должностными инструкциями лиц, обеспечи­вающих безопасность дорожного движения, Правилами сдачи ква­лификационных экзаменов и выдачи водительских удостовере­ний, другими нормативными актами Правительства РФ и МВД России.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1216; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.