Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономически эффективные выбор видов транспорта и организация доставки товаров и пассажиров




Конкуренция как основная движущая сила сформированных рыночных отношений в транспортной отрасли проявляется не только в соперничестве производителей услуг одного вида транс­порта, но и в нарастающей конкуренции между видами транс­порта за больший объем рынка, за лучших клиентов (потреби­телей транспортных услуг), за дополнительную прибыль. Раз­витие межвидовой конкуренции, как правило, усиливает пози­ции одних видов транспорта и значительно ослабляет позиции других.

При сильной межвидовой конкуренции клиент свободен вы­бирать наиболее ответственного, надежного и в то же время недо­рогого перевозчика, т. е. выбирать способ доставки грузов или пас­сажиров (ориентируясь на максимальную экономическую эффек­тивность этой доставки для себя (клиента)). При этом немаловаж­ны условия доставки — немедленно или с планируемым сроком, т.е. с доставкой в течение какого-либо периода. В первом случае учитывают особенности настоящего положения транспортной си­стемы: путей и видов транспорта, во втором — возможности и перспективы развития мощностей и технологий доставки. И в том и в другом случае для клиента определяющий фактор — цена транс­портных услуг, которая назначается перевозчиком исходя из двух основных оценок — уровня планируемых затрат на транспортную работу и среднеотраслевого уровня цен на услуги (в том числе услуги-заменители, оказываемые конкурирующими видами транс­порта). Кроме того, потребитель определяет круг важных свойств предлагаемой на рынке транспортной услуги — дальность пере­возки, сроки и скорость доставки, надежность доставки, сохран­ность грузов и безопасность перевозки пассажиров, гарантии пе­ревозчика или экспедитора, комплексность обслуживания и дру­гие свойства, перечень которых зависит от вида груза и его специ­фики.

Региональные транспортные системы в своем составе имеют ограниченные природными возможностями комплексы видов транспорта. Например, завоз грузов в труднодоступные и осваива­емые районы осуществляют в основном «сезонными» видами транс­порта: речным, морским (если это невозможно, то воздушным). Массовые навалочные грузы (уголь, руду) перевозят в основном по железным дорогам и подъездным путям, специально проло­женным получателями и отправителями таких грузов. Во многих районах сохраняется естественно-монопольное сообщение одним видом массового транспорта при ограниченных возможностях выбора других.


Развивающаяся конкуренция существенно влияет и на выбор клиентами вида транспорта при пассажирских перевозках: в даль­нем следовании железнодорожный «перетянул» на себя объемы пассажироперевозок воздушного и внутреннего водного транспор­та; в пригородном и местном сообщении конкуренция ослабляет позиции железнодорожного транспорта в пользу автомобильного. Туристические перевозки и по стране, и за рубежом пассажиры предпочитают сейчас совершать на автобусах — мобильном, гиб­ком, комфортном и недорогом (в сравнении с самолетами) транс­порте.

При выборе вида транспорта для клиента — производителя то­вара главная задача — многофакторный учет всех обстоятельств доставки товара с наименьшими затратами времени, денег и дру­гих видов ресурсов. Следовательно, главный результат — эконо­мическая эффективность доставки (снижение транспортной со­ставляющей (транспортных затрат) в цене товара, готовой про­дукции).

Основные критерии выбора клиентом вида транспорта для пере­возок грузов (товара) следующие.

1. Минимальная цена транспортной услуги или комплексного транспортного обслуживания (транспортных затрат) для клиента. При этом основные требования к перевозке — согласование мар­шрута, количества перевалок, количество участников транспорт­ного обслуживания, риски клиента и условия их предотвраще­ния, гарантии и другие показатели — определяют уровень цены.

2. Условия сохранности груза и надежности доставки. Современ­ные технологии доставки (контейнеризация и пакетирование) позволяют клиенту существенно экономить на таре, упаковке, маркировке и других подобных затратах, обеспечивая высокое качество, сохранность и надежность доставки.

3. Комплексность обслуживания. Заказ доставки у нескольких уча­стников на разных видах транспорта по сложному маршруту обычно для клиента дороже, чем комплексное обслуживание у одного экспедитора, координирующего и сопровождающего всю достав­ку и выполнение операций каждым ее участником. В этом случае эффективного снижения цены (см. критерий 1) транспортной ус­луги (транспортных затрат) достигают за счет согласования дей­ствий участников и экономии на повторяющихся или дублирую­щихся операциях, а также за счет ее более точного планирования.

4. Сопоставимость стоимостных и натуральных показателей для видов транспорта. Как правило, доставку планируют в нескольких возможных вариантах, из которых клиент выбирает наиболее при­емлемый. При этом важно показать клиенту сопоставимость вы­полненных оценок и источники возникновения экономии.

5. Информированность клиента. И на этапе планирования дос­тавки, и на этапе ее реализации клиент должен быть хорошо ин-


формирован. Это позволит ему не только выбрать наиболее опти­мальный и экономичный вариант доставки груза, но и отслежи­вать его реальное перемещение в пути следования. Кроме того, информирование, извещение о различных стадиях доставки по­зволяет клиенту адаптировать свой производственный процесс, его ритм под темпы и объемы транспортной работы.

Можно было бы остановиться и на других критериях, связан­ных со спецификой вида транспорта, самой доставки, предъявля­емого к перемещению груза, но эти факторы учитываются при определении особенностей и существенном влиянии на стоимость или выбор варианта доставки по другим признакам, конкретизи­рующим маршрут, количество перевалок груза, количество участ­ников перевозки и обслуживания и т.д.

Для выбора вида транспорта перевозчики используют методы расчета экономического эффекта варианта перевозок; определе­ния рациональной сферы применения вида транспорта; равновы­годного расстояния использования того или иного вида транс­порта.

В основе всех перечисленных методов лежит определение транс­портных затрат и сравнение их величин, приходящихся на какой-либо другой показатель. В первом случае — на всю доставку с раз­личием по вариантам, во втором — с разложением на доли за­трат, приходящиеся на виды транспорта, участвующие в достав­ке, и в третьем случае — с разложением затрат в сопоставлении с длиной участка маршрута доставки, обслуживаемого одним ви­дом транспорта, и сравнении этого показателя по другим видам транспорта, участвующим в доставке. Каждый из перечисленных методов имеет свой алгоритм расчета. Кроме того, в зависимости от периода или условий расчета (текущих или перспективных) может меняться и содержание элементов затрат сопоставляемых вариантов перевозки.

Выбор варианта перевозок определяется видом транспорта, который выполняет основную по дальности перемещения груза часть транспортной работы. Различают железнодорожный, авто­мобильный, речной (водный), трубопроводный и смешанные ва­рианты перевозок. Наиболее простая схема доставки — автомоби­лями, непосредственно от склада отправителя до склада получа­теля без перегрузки. Наиболее сложны варианты доставки по же­лезнодорожному и смешанным вариантам, включающим в себя перевалку на другие виды транспорта. Во многих случаях связыва­ют в единую схему два (и более) вида транспорта, где для обслу­живания подвоза-вывоза используется автомобильный транспорт.

В отличие от автомобильного транспорта (операции осуществ­ляют у грузовладельцев) железнодорожные станции используют как технологическую базу перевалки грузов: здесь грузопотоки не зарождаются и не погашаются, они проходят через железнодо-


рожные станции, за счет использования мощностей которых ус­коряется доставка.

Обычно оценка равновыгодности варианта доставки различ­ными видами транспорта основана на альтернативе: если пере­возки на расстояние меньше полученной равновыгодной дально­сти, то следует использовать автомобильный транспорт; если боль­ше — железнодорожный, морской, речной и другие виды. Окон­чательное решение базируется на определении технологических свойств рода перевозимого груза и обеспечении его сохранности, схем транспортировки, типа автомобилей и другого подвижного состава, категории дорог и условий перевозки.

В условиях нестабильных цен на рынке транспортных услуг или их роста выбор вида транспорта для доставки осуществляют на основании сравнения более сопоставимых показателей себестои­мости: переменных затрат, зависящих от объемов перевозок или части переменных затрат, при наличии резервов провозных воз­можностей. Дополнительные расходы на доставку, различные по­тери и ущербы увеличивают себестоимость доставки и, следова­тельно, снижают экономическую эффективность использования вида транспорта, что также учитывается при окончательном ре­шении по выбору вида доставки.

Перспективные расчеты по выбору вида транспорта проводят сопоставляя варианты приведенных капитальных вложений, вво­димых в эксплуатацию к определенному времени. Выгодным, эко­номически эффективным признают вариант с наименьшими приве­денными затратами, обеспечивающий равные с другими варианта­ми прочие условия доставки. При этом один из важных факторов — учет экологического ущерба, который закладывается в цену транс­портной услуги как один из видов налогов и косвенно в виде части затрат (например, на более технологичное, качественное и, следовательно, дорогое топливо).

Расчеты по определению рациональных сфер применения ви­дов транспорта важны для современных логистических предприя­тий, которые выявляют возможные резервы экономии за счет тех­нологических инноваций, связывающих процесс производства и обращения. Предпочтение здесь обычно отдают наиболее гибким вариантам доставки, имеющим наименьший комплексный риск повреждения или утраты груза и более дешевым, надежным по другим свойствам доставки.

Выбор вида транспорта для пассажирских перевозок связан с другими определяющими факторами. Клиенты пассажирского транспорта — в основном индивидуальные пользователи, требо­вания которых существенно различаются в зависимости от плате­жеспособности, психотипа, жизненных приоритетов и связаны с целью поездки, ее продолжительностью, стоимостью проезда, удобством расписания движения транспорта, качеством обслужи-


вания до, во время и после поездки, доступности вида транспор­та, развитости транспортной сети и другими факторами.

Основные критерии выбора вида транспорта для перевозок пас­сажиров таковы: экономия средств клиентов, скорость и комфорт­ность перемещения, экономия времени, рациональное использо­вание свободного времени населения, что определяет значение пассажирских перевозок как социально-значимых для государства и его экономики.

При выборе способа доставки в настоящем пассажир руковод­ствуется собственной оценкой качества транспортных услуг, со­поставляя для разных видов транспорта удобство расписания и время следования, стоимость, комфортность и прочие факторы — льготы, скидки, рекламу, комплекс услуг.

При решении перспективных задач выбора вида транспортно­го обслуживания населения главные факторы определяет государ­ство. К ним относят развитие городов, межрегиональных и меж­дународных транспортно-экономических связей, строительство новых промышленных объектов, зон отдыха и спорта и т.д. Выпол­няют такие оценки обычно по результатам сравнения проектов развития транспортной сети и системы, отдельных видов транс­порта, сравнения их технико-экономических обоснований, где воз­можные социальные эффекты сопоставляются с экономическими и эффекты, получаемые отдельными организациями, — с эффек­тами, получаемыми обществом в целом. Сопоставление проводят на основе полного учета капитальных вложений и предстоящих текущих затрат, с возможной экономией времени и затрат при новом варианте транспортного обслуживания пассажиров. Из не­скольких сравниваемых вариантов наиболее эффективен тот, ко­торый показывает минимальное значение приведенных затрат.

При планировании и организации перевозок часто приходится делать выбор между конкурирующими вариантами доставки гру­зов и перемещения пассажиров. Поскольку не всегда есть возмож­ность делать подробные сравнительные расчеты, для грузовых пе­ревозок применяют заранее обоснованные и проверенные типо­вые схемы эффективного использования видов транспорта. Они различаются по видам грузов, возможным схемам транспортиров­ки, видам сообщений и условиям перевозок.

Контрольные вопросы

1. Докажите, что транспорт России имеет важное значение для миро­вой транспортной системы, поддержания ее целостности и эффектив­ности.

2. Оцените состояние транспорта России в настоящее время и опре­делите наиболее перспективные направления его развития.

3. Перечислите процессы, связанные с развитием транспортно-эко­номических связей России и зарубежья.


4. Определите основные направления развития транспортно-эконо-мических связей России.

5. Назовите несколько основных факторов, определяющих место и роль транспорта по отношению к другим отраслям.

6. Приведите примеры ситуаций, когда транспортная отрасль, опре­деляет установление и изменение характера социально-экономических взаимосвязей разных отраслей.

7. Какой экономический критерий является определяющим при тер­риториальном размещении предприятий транспорта?

8. Для чего и как в экономике транспорта определяют показатели транс­портной доступности и транспортной обеспеченности территории для населения и предприятий разных отраслей?

9. Каким образом транспорт влияет на кооперацию, концентрацию и специализацию производства в других отраслях? Существуют ли при этом какие-либо ограничения? Приведите примеры.

 

10. На основе каких критериев выбирают вид транспорта для органи­зации доставки товаров?

11. На основе каких критериев выбирают вид транспорта для органи­зации доставки пассажиров?


ГЛАВА 13




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 3050; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.