Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие самосознания




ДРАКОН КУСАЕТ СВОЙ ХВОСТ

ИГРА С МУРАВЬЕМ

ИГРА С ПЕСКОМ

Цель: снятие напряжения.

Возраст: 5-10 лет.

Форма проведения: групповая.

Ход игры: Сядьте удобно. Обопритесь на спин­ку стула. Закройте глаза. Представьте, что вы на берегу реки. Песок прохладный, сыпучий.

Набрать в руки воображаемый песок. (Вдох). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержать дыхание). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (выдох). Уро­нить обессиленно руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками.

Упражнение повторить 2-3 раза.

Цель: снятие напряжения.

Возраст: 5-10 лет.

Форма проведения: групповая.

Ход игры: Представьте, что вы в лесу. Сидите на пенечке. Под ногами мягкая трава. На паль­цы ног залез муравей и бегает по ним. С силой натянуть носки на себя, ноги напряженные, пря­мые (вдох).

Прислушаться, на каком пальце сидит муравей (задержать дыхание), движением ноги вперед сбро­сить муравья с пальцев ног (выдох). Носки вниз, в стороны, расслабьте ноги. Ноги отдыхают.

Упражнение повторить 2-3 раза.

Цель: снятие напряженности, невротических со­стояний, страхов.

Возраст: 5-10 лет.

Форма проведения: групповая.

Ход игры: Звучит веселая музыка. Дети встают друг за другом и крепко держатся друг за друга (за плечи). Первый ребенок — «голова дракона», последний — «хвост дракона». «Голова дракона» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается от нее.

Замечание: Следите, чтобы дети не отпускали друг друга, а также чтобы роли «головы дракона» и «хвоста» выполнили все желающие.

В старшем дошкольном возрасте начинают, а в младшем школьном продолжают формироваться основы первоначального становления личности, са­мосознания и индивидуальности ребенка.

Родителям, так же как педагогам и психологам, необходимо знать, что готовность ребенка к шко­ле и дальнейшее его обучение в начальных клас­сах зависят не только от овладения определенным набором навыков и знаний, физического состоя­ния, психологической готовности, но и от развития структуры самосознания, которую образуют следу­ющие компоненты53:

• собственное имя;

• самооценка;

• притязание на признание;

• образ себя как представителя определенного пола (половая идентификация);

• представление себя во времени (в прошлом, настоящем, будущем);

• оценка себя в отношении прав и обязанностей.
Важной чертой личности ребенка, которая начи­нает складываться в этом возрасте, является мотив
достижения успеха. Он связан с двумя противопо­ложно направленными тенденциями: достижением успеха и избеганием неудач, которые формируются у дошкольников в игре, а у младших школьников — в учении. На мотивацию достижения успеха боль­шое влияние оказывают самооценка и уровень при­тязаний.

Появление самооценки — не что иное, как рост самостоятельности, переход от системы внешнего управления к самоуправлению.

В дошкольном возрасте внутренняя позиция ре­бенка по отношению к самому себе в основном положительная. Самооценка ребенка непосредствен­но зависит от тех оценок, которые дают ребенку и его успехам значимые для него взрослые. И ес­ли в дошкольном возрасте самооценка еще неус­тойчива и находится в стадии формирования, то у младших школьников уже встречаются самооцен­ки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.

Адекватная самооценка — реальное отношение к собственным способностям и возможностям, внут­ренняя гармония, адекватное отношение к оценке себя другими людьми, умение видеть путь к успеху, а также отождествление себя не только с успехом, т. е. представление ребенка о себе соответствует его поведению и оценке значимых людей. Ребе­нок с адекватной самооценкой осознает, что хорошо думать и говорить о себе является проявлением чувства собственного достоинства, которое помога­ет обрести уверенность в своих силах. Людям с адекватной самооценкой присущи активность, жизнерадостность, общительность, оптимизм.

Ребенок с низкой самооценкой не уверен в сво­их способностях, возможностях. Даже имея пред­ставление о своих положительных качествах, он испытывает постоянный комплекс неполноценнос­ти, который мешает ему. Следовательно, ребенок с заниженной самооценкой обнаруживает общую не­гативную тенденцию в ситуации оценивания себя другими и самим собой. В основе формирования низкой самооценки лежит чувство вины и стыда, т. е. рассогласование того, каков я и мое поведение,

_______________________

53 Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия».

с тем, каким я должен быть в соответствии с ожиданиями значимых для меня людей. Детям с заниженной самооценкой свойственны пассивность, повышенная ранимость, обидчивость. Они часто от­казываются от участия в играх из-за боязни ока­заться хуже других или вступают в игру, но не проявляют инициативу, довольствуясь подчиненны­ми ролями.

Завышенная самооценка проявляется в том, что ребенок преувеличивает свои возможности идосто­инства и обычно не обращает внимания на недо­статки или вообще не признает их существования. В связи с этим возникает рассогласование между представлением ребенка о том, каким он себя видит, иреальным поведением, а также оценкой окружа­ющими его поведения. Это порождает внутренний конфликт, который может вызвать агрессию, ложь и другие негативные проявления у детей.

Для формирования адекватной самооценки не­обходимо научить ребенка анализировать свое со­стояние: какие поступки дают удовлетворение, а какие вызывают неприятные переживания, недо­вольство собой.

Для изменения самооценки требуется работа по самовоспитанию, которую ребенок должен выпол­нить сам, но с помощью взрослого. Невозможно избавиться от чувства неполноценности путем про­стого повышения своих объективных результатов в игре или продуктивной деятельности. Следователь­но, необходимо научить детей концентрировать свое внимание на успехах и достижениях, это поможет выработать привычку к успеху и уверенность в себе. Надо помнить, что фантазии и мечты имеют такое же значение, как и реальные достижения. Предлагаемые психологические упражнения и иг­ры помогут детям:

• понять, что они могут контролировать, а что неподвластно этому контролю;

• научиться определять доступные им конк­ретные цели и активно стремиться к их дости­жению;

• понять, что допустимо проявление любых
чувств, но не любое поведение;

• искренне выражать свои чувства и при этом уважительно относиться к другим (научиться вы­ражать свои чувства без агрессии и насилия);

• понять, что каждый человек является непо­вторимой личностью, имеющей сильные и слабые стороны;

• гордиться своей собственной историей и с надеждой смотреть в будущее;

• жить в мире реальности;

• справляться со своими страхами и стрессами; развить сильные стороны своего характера54.

 

УГАДАЙТЕ, КТО ЭТО55

Цель: оценить психоэмоциональное состояние; прояснить самооценку ребенка; формировать пози­тивное отношение к себе.

Ход игры: Взрослый предлагает детям догадать­ся, о ком он будет говорить. Затем, давая описание внешности каждого ребенка, подчеркивает позитив­ные черты. Например: «У этой девочки светлые волосы, аккуратная прическа, красивые голубые глаза, привлекательная родинка на щеке, милая улыбка» и т. д.

________________________________

54 Лебеденко Е. Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я? Методическое руководство. — М.: Прометей; Книголюб, 2003.

55 Все игры данного раздела проводятся в групповой форме для детей 6-10 лет.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.