Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Два мира




ДВА В ОДНОМ

Цель: помочь подросткам осознать особенности «мужского» и «женского» культурных миров, оп­ределиться в рамках собственного мира. Подростки интуитивно погружаются в мир ценностей, идеалов и интересов своего пола. В старшем возрасте то, что прошло мимо осознания, с трудом поддается влиянию со стороны самого человека, стереотипизируется и часто мешает строить отношения с пред­ставителями своего и чужого пола.

Материал: для проведения упражнения надо приготовить разнообразные предметы, которые тра­диционно связываются с мужским или женским миром интересов. Для девочек — куклы с гарде­робом и посудой, игрушечные кроватки, космети­ка, украшения, шарфы, сумочки, цветы и т. д. Для мальчиков — игрушечные машинки, мотоциклы, оружие, удочки, пустые банки из-под пива и т. д. Необходимы также бумага, мелки, карандаши, боль­шие куски ткани для изображения тех предметов и сфер жизни, которые не обеспечены реальными предметами.

Ход упражнения: Девочкам предлагается со­здать «женский мир», а мальчикам — «мужской мир». Помещение условно разделяется на две по­ловины, и участники могут наблюдать, как созда­ется другой мир. Мальчики могут пользоваться «женскими» предметами, и наоборот. Это позволя­ет подросткам свободно проявлять свою фантазию в представлении о «мужском» и «женском», без жесткого следования стереотипам. Девочки часто используют такие «мужские» предметы, как банки из-под пива, бутылки, оружие. Бывает, что мальчи­ки наряжаются женщинами — надевают шляпки, украшения, красят губы и щеголяют на своей или чужой половине.

При проведении этого упражнения большое зна­чение имеет уровень сплоченности группы. Зачас­тую подростки строят не один «мужской (женский) мир», а делятся на подгруппы и создают несколь­ко миров.

«Кто как чувствует себя в обустроенном про­странстве? Кто что-нибудь хочет рассказать о своем мире? Как проходит жизнь в вашем мире?»

После рассказов о своих мирах, если что-то по­казалось интересным или необычным, консультант или участники могут что-то уточнить с помощью вопросов. Затем девочки делятся впечатлениями, что они узнали нового о «мужском мире», а маль­чики — о «женском мире». Можно предложить каждой группе лист ватмана и мелки, чтобы они изобразили мир противоположного пола, и снова поделиться впечатлениями.

После этого можно походить друг к другу в гости и, возможно, объединить оба мира и создать новый, если у участников будет такое желание.

Цель: помочь подросткам осознать особенности «мужского» и «женского» культурных миров, оп­ределиться в рамках собственного мира.

Ход упражнения: Группа делится на две части — мужскую и женскую. Подгруппы встают друг на­против друга и по очереди говорят друг другу:

Мне нравится быть женщиной (мужчиной), по­тому что...

Мне хочется быть мужчиной (женщиной), пото­му что...

Мне трудно быть женщиной (мужчиной), пото­му что...

Я горжусь тем, что я мужчина (женщина), по­тому что...

Я завидую мужчинам (женщинам), пото­му что...

Мне не нравится в мужчинах (женщинах)...

Хорошо быть мужчиной (женщиной), пото­му что...

Плохо быть мужчиной (женщиной), пото­му что...

3.6. Профориентационые игры72

Отрочество — это период первичной, амбивален­тной оптации. В этом возрасте закладываются ос­новы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личност­ных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к различным профессиям.

Дифференцированное отношение к разным учеб­ным предметам, занятия в кружках художест­венного и технического творчества формируют у подростков учебно-профессиональные мечты. Эти ориентации способствуют появлению новых профес­сионально ориентированных мотивов учения, ини­циируют саморазвитие качеств, способностей, прису­щих представителям желаемых профессий.

Важнейшая задача ранней юности — выбор про­фессии. Это период реалистической оптации. Для старших подростков и для девушек и юношей акту­альным является учебно-профессиональное самоопре­деление — осознанный выбор путей профессиональ­ного образования и профессиональной подготовки.

В возрасте 16-23 лет подавляющее большин­ство девушек и юношей получают профессиональ­ное образование в учебных заведениях или про­фессиональную подготовку на предприятиях либо в учреждениях.

Общеобразовательная школа с ее романтическими устремлениями и профессионально ориентированны­ми мечтами осталась в прошлом. Желаемое буду­щее стало настоящим. Однако многие переживают неудовлетворенность и разочарование в сделанном выборе учебно-профессионального поля. Предпринимаются попытки внести коррективы в профес­сиональный старт.

У большинства же девушек и юношей в ходе профессионального обучения укрепляется уверен­ность в оправданности сделанного выбора. Идет неосознаваемый процесс кристаллизации профессио­нальной направленности личности. Постепенное ус­воение будущей социально-профессиональной роли способствует конституированию себя как представи­теля определенного профессионального сообщества.

На разных возрастных этапах профессиональное самоопределение выражено в различной степени. В связи с этим в управлении профориентацией школьников опора делается на ведущий вид дея­тельности в соответствии с возрастными особеннос­тями учащихся. Появляется реальная возможность последовательно и целенаправленно регулировать процесс их профессионального самоопределения.

____________________________

72 Пряжников Н. С. Профориентация в школе: игры, упражне­ния, опросники (8—11 классы). — М.: ВАКО, 2005. Форма прове­дения игр данного раздела — групповая.

Основным критерием эффективности работы по профориентации в школьный период является сформированность профессионального плана оптанта. Основная задача профконсультирования клиента в ситуации выбора профессии — помочь человеку от­ветить на 3 главных вопроса: что он хочет, выби­рая профессию, что может и что пользуется спро­сом на рынке труда.

Педагоги и психологи должны понимать, что подростничество — это время экспериментирования, пробы в разнообразных учебно-профессиональных выборах. Ограничивать подростка в таких выбо­рах очень недальновидно. Но хотя и допускается возможность смены профиля, для многих учащихся это сделать крайне сложно. Профконсультант, ис­пользуя специальные методики, должен либо под­твердить выбор, либо посоветовать молодому чело­веку реализовать себя в другой области с учетом его интересов, возможностей и потребностей рын­ка труда.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.