Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Содержательный блок. 1. Выявить диалектическую основу процессов развития




Целевой блок

Психика и организм

Деятельностный блок

Вопросы и задания

1. Выявить диалектическую основу процессов развития.

2. Пояснить диалектические принципы.

3. Выявить различия в определениях индивида, индивидуальности и личности.

4. Дать характеристику существующим источникам научных знаний.

5. Выделить различия философских и психических законов.

6. Выявить философскую основу психологических законов.

7. Дать определение всем элементам развития личности человека.

8. Определить структурную связь биогенного, социогенного и психогенного

компонентов развития личности.

9. Поясните появление неравномерности и скачкообразности в процессе развития.

10. Составьте комментарий психологическим мыслям, которые представлены

различными философскими источниками:

– не тот пропал, что в беду попал, а тот пропал, что духом упал (русская пословица);

– активность самого ребенка является условием психиче­ского развития (З.Фрейд);

– с людьми живи в мире, а с пороком сражайся (латинская пословица);

– козла спереди бойся, коня сзади, а злого человека со всех сторон (русская

пословица);

– лень есть дочь богатства и мать бедности (П.Декурсель);

– пьянство есть упражнение в безумстве (Пифагор);

– сомнение есть начало мудрости (Аристотель);

– если хочешь жить для себя, живи для других (Сенека);

– посейте поступок, и вы пожнете привычку, посейте привычку, и вы пожнете

характер, посейте характер, и вы пожнете судьбу (У. Токкерей);

– не количество жизни дорого, а качество (Л.Толстой);

– порицая других, мы чаще всего просто косвенно хвалим себя (Т.Эдвардс);

– что дешево обходится, мало ценится (М. Сервантес).

Цели занятия

1. Определить понятийный словарь по теме.

2. Выявить особенности различных саматотипов.

3. Проанализировать влияние социогенных факторов на смену саматотипа.

4. Дать характеристику процессам маскулизации и феминизации.

5. Выявить функцональные особенности строения мозга.

6. Выявить основные закономерности взаимодействия ЦНС и психических

реакций.

1. Конституциональные типологии человеческой психики.

2. Психика и особенности строения мозга.

1. Конституциональные типологии человеческой психики

Практически любое заболевание приводит к повышенной раздра­жительности, утомляемости, эмоциональной нестабильности, то есть влечет изменения психологического тонуса. В свою очередь, психическая нестабильность моментально приводит к отрицательным последствиям в физиологических процессах человеческого организма. Многим известно изречение: «в здоровом теле – здоровый дух», но часто можно услышать и противоположное мнение: «у здоровой души здоровое тело». На этот вопрос и пытались ответить современные исследователи в области физиологии и психологии. Большое внимание уделяется определению связи между морфологическими особенностями тела индивида и его психикой. Наибольшую известность приобрели конституциональные типо­логии человеческой психики исследователей Э.Кречмера и У.Шелдона.

Эрнст Кречмер (1888-1964) – немецкий психолог и психиатр, основоположник теории, соотносящей психические свойства человека с конституцией его организма. Система Э.Кречмера о трех основных вариантах человеческой анатомии и связи ее с личностными особенностями описана в работе «Строение тела и характер» (1921). Его вывод таков: тип телосложения предопределяет не только формы психических заболеваний, но и основные личностные (характерологические) особенности.

1. Астенический тип объединяет людей по внешним признакам строения физического тела. Это в основном худые люди, с узкими плечами и тонкими руками, с бледной кожей и плоской грудной клеткой. В их характере были выявлены однотипные особенности: застенчивость, нерешительность, ранимость, стеснительность.

2. Атлетический тип характеризуется сильным развитием скелета мускулатуры, упругой кожей, мощной грудной клеткой, широкими плечами уверенной осанкой. В их характере были выявлены однотипные особенности: решительность, настойчивость, уверенность в собственных силах.

3. Пикнический тип отличается развитием внутренних полостей тела (головы, груди, живота) и склонностью торса к ожирению при слабом двигательном аппарате. В их характере были выявлены однотипные особенности: добродушие, мягкость, пластичность, альтруизм.

Исследователь У.Шелдон выявил и описал соматотипы: висцеротоник, саматотоник, церебротоник, – пришел к подобному убеждению и определил типичную реакцию поведения различных типов телосложения на объективные трудности, встречающиеся в социуме.

Большой интерес в мировой психологии вызывает вопрос о влиянии половой дифференциации на психику. Известная миру более ста лет монография «Пол и характер» Отто Вейнингера до сих пор актуальна в определении особенностей половых различий. В этом исследовании автор определил черты характера и выделил различия женского и мужского потенциала. Автор затронул тему бисексуальности и универсальности в процессе индивидуального развития типов характера и дифференцировал положения этики, психологии женщины и мужчины.

И.С. Кон, современный российский исследователь, дал определения маскулизации (увеличение в характере мужских качеств) у современных женщин и феминизации (увеличение в характере женских качеств) у современных мужчин, а также описал протекание этих процессов. В других работах, связанных с половыми особенностями в области психологии, он отмечал, что девочки превосходят мальчиков в вербальных (словесных) способностях, а у мальчиков ярче выражены математические и визуально-пространственные способности. Результатом его научных работ была выведена закономерность, что у женщин мозолистое тело мозга более развито. Этот факт доказывает наличие физиологических предпосылок для более активной формы деятельности полушарий мозга.

 

2.Психика и особенности строения мозга

Мозг человека является таким же телесным устройством, как и другие органы. Но деятельность его имеет качественно особые признаки и законы. И.П. Павлов назвал деятельность мозга высшей нервной деятельностью, или поведением, тем самым направил естественно-научную мысль на новое объяснение как физиологических процессов, так и психических аспектов жизнедеятельности организма в их нераздельности и внутренней связи. Категория поведения, как особая форма общения целостного организма со средой, была плодом русской научной мысли. Такие признаки, как целесообразность, саморегулируемость, саморазвитие этой формы общения, радикально отличали ее от механического, химического, энергетического взаимодействия живого тела с объектами неорганической природы, что неоднократно отмечал в своих работах М.Г.Ярошевский.

Анализируя исторические факты, можно отметить, что Германия дала миру учение о физико-химических основах жизни. Немецкая идея разрабатывала понятия принципов физико-химического хода жизненного цикла, свободного от внеприродных витальных сил. Англия дала миру учение о законах эволюции. Английская мысль утвердила идею адаптации к внешней среде, которую непрерывно решает организм. Франция разработала учение о гомеостазе (homoios (греч.) – подобный). Французская мысль провозгласила идею саморегулирующих процессов организма. Россия дала миру учение о поведении. Исследователи отмечали, что категория поведения сформировалась и была подготовлена прежними свершениями в области научных знаний. Поведение выступало как самобытная категория. Она выводила анализ жизненных процессов за пределы психофизиологических процессов. В традиционной классификации наук для него места не оказалось. Поведение обретало облик особой области знаний, отличной от сознания (предмет психологии) и от телесного устройства (предмет физиологии). Открытие И.П. Павловым законов поведения революционировало исследовательскую работу в области психологии, утвердило объективный метод, придало научный облик.

Мозг – центральный отдел нервной системы человека и животных, главный орган психики. С точки зрения психологии нельзя говорить о «локализации» отдельных психических функций в том или ином участке мозга. Психологические функции представляют собой функциональные системы, реализуемые совместной работой ансамбля мозговых зон. В головном мозге человека выделяют три основных блока: 1) блок тонуса коры, выполняет функцию восприятия информации из внешнего мира и внутренней среды; 2) блок приема, переработки и хранения информации (зрительная, слуховая и тактильная информация); 3) блок программирования, регуляции и контроля деятельности.

Функциональная асимметрия (asymmetria (греч.) – несоразмерность) головного мозга была известна физиологам давно. Она объясняла распределение психических функций между левым и правым полушариями. Левое полушарие оперирует вербально-знаковой информацией, правое ориентирует в пространстве, образах, музыкальных и невербальных звуках. Оба полушария способны воспринимать слова и образы, но процессы протекают по-разному. У каждого из полушарий свой круг обязанностей. Мозг даже для восприятия гласных и согласных ис­пользует разные механизмы. Это обстоятельство дает право исследователю выявить важную закономерность, что разделение звуков не только фонетическая, но и физиологическая классификация. Особую важность в этом направлении имеют исследования доктора Роджера Сперри об особенностях памяти (Нобелевская премия в 1981 г.). Исследованиями было доказано, что индивидуальность личности во многом определяется спецификой вза­имодействия отдельных полушарий мозга.

Впервые эти отношения были экспериментально изучены в шестидесятые годы ХХ века. Операция по расщеплению мозга выявила ряд закономерностей:

· испытания на людях показали, что перерезка мозолистого тела стала причиной

раздвоения личности и ли­шения симптомов эпилепсии;

· при искусственном отключении правого полушария у человека на­блюдается

повышенная словоохотливость, эйфория, пассивный словарь становится активным, человек много шутит, перестает заниматься творчеством;

· отключение левого полушария ведет к полной подавлен­ности в настроении,

творческий процесс остается возможным (в настроении его преобладают: печаль, мрачное видение мира, глубокая депрессия).

 

Литература по теме

1. Вайнингер, О. Пол и характер / О. Вайнингер. – М.: Форум, 1991. – 192 с.

2. Павлов, И.П. Мозг и психика / И.П. Павлов. – М.: Изд-во Ин-та практической психологии, 1996. – 320 с.

3. Половое воспитание подростков: ценностное отношение к здоровью / Г.К.Зайцев и др. // Вопросы психологии. – 2002. – № 3. – С. 33–41.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 246; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.