Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Содержательный блок. Теории мотивации поведения




Целевой блок

Теории мотивации поведения

Деятельностный блок

Вопросы и задания

1. Найдите различия между заинтересованным и незаинтересованным человеком.

2. Приведите пример поведения решительного человека.

3. Опишите состояние вдохновения.

4. Какие отрицательные психические состояния часто встречаете в своем окружении.

5. Какие психические состояния могут стать причиной затяжной депрессии.

6. Какие психические состояния могут стать причиной агрессии.

7. Какое состояние человек испытывает при нарушении сна.

8. Какое влияние на человека оказывают положительные эмоции.

9. Какое влияние на человека оказывают отрицательные эмоции.

10. Какие специфические состояния являются переходными в положительные.

11. Какие специфические состояния являются переходными в отрицательные.

 

Цели занятия

1. Определить понятийный словарь по теме.

2. Определить классификацию потребностей.

3. Дать характеристику естественным потребностям.

4. Выявить зависимость мотивации от доминирующей потребности.

5. Выявить на примерах доминирование неосознаваемых мотивов.

1. Иерархия потребностей личности.

2. Теория установки.

1. Иерархия потребностей личности

Потребность – состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.

А. Маслоу (1908-1970) – американский психолог к 50-м годам ХХ века выработал собственную концепцию, отличную от бихевиоризма и психоанализа. Одним из главных недостатков психоанализа он считал не то, что его авторы принижают роль сознания, а то, что психическое развитие считается адаптацией организма к окружающей среде. Его главной мыслью в концепции было суждение о том, что в отличие от животных человек не стремится к равновесию со средой, а, наоборот, «хочет взорвать это равновесие, так как оно является смертью для личности». По его мнению, равновесие, адаптация, укорененность в среде уменьшают или совсем уничтожают стремление к самоактуализации, которая и делает человека личностью.

Критикуя направление бихевиористов, он высказывает позицию, что не вся психическая жизнь сводится к поведению человека, а самым ценным компонентом психики является «самость». Ее стремление к саморазвитию не может быть описано и понято с позиций поведенческой психологии, а должно быть дополнено психологией сознания, которая исследует «Я-концепцию» и «самость» личности. Таким образом, появилось направление гуманистической психологии, где предметом исследования явилась «самоактуализация» как одно из центральных понятий его теоретической концепции. Направление психоанализа, по мнению автора, исследовало, в основном, отклоняющееся поведение личности, а Абрахам Маслоу в своих работах призывал исследовать человеческую природу, «изучая ее лучших представителей», для познания границ человеческих возможностей. Выбранная им группа состояла из 18 одаренных личностей. В ее составе находились известные ученые, политики: А. Линкольн, У. Джемс,

А. Эйнштейн, Б. Спиноза и др. Изучение подобных личностей, их установок, мотиваций, наталкивает А. Маслоу на мысль, что, возможно, существует некая иерархия потребностей личности, которая выглядит следующим образом:

· физиологические потребности – пища, вода, сон и т.д.;

· потребности в безопасности – стабильность, порядок;

· потребность в любви и принадлежности – семья, дружба;

· потребность в уважении – самоуважение, признание;

· потребность в самоактуализации – развитие способностей.

Одно из слабых мест в теории А.Маслоу заключалось в том, что он утверждал, что заданные потребности находятся в жесткой иерархии и самые высокие потребности удовлетворяются только после того, как будут удовлетворены более элементарные. Но в тоже время его последователи и критики доказывали, что очень часто потребность в самоактуализации или потребность в самоуважении являлись доминирующими и определяли поведение человека, несмотря на то, что его физиологические потребности были не удовлетворены. Большинство представителей гуманистической психологии приняли сам термин «самоактуализация». Описывая самоактуализирующую личность, автор говорит о том, что таким людям присуще принятие себя и мира, в том числе и других людей. Отличительными чертами этих людей являются: адекватность, самодостаточность, открытость, контактность, центрирование на задаче, а не на себе. Им свойственно и уединение, и стремление к автономии и независимости от окружающей среды и культуры. В теорию А.Маслоу входят понятия «идентификации» и «отчуждения», механизмы управления которыми так и не были раскрыты полностью.

Общее направление его теории чрезвычайно ценно. Оно дает толкование о связях личности и общества и, в связи с этим процессом, поясняет психическое развитие личности. Каждый человек рождается с набором определенных качеств и должен развить их, несмотря на препятствия и трудности (которое предоставляет общество), опираясь на осознанные стремления и мотивы. Отказ личности от преодоления трудностей останавливает личностный рост и приводит к неврозам. Общество по своей сути не может не препятствовать стремлению человека к самоактуализации, любое общество стремиться сделать человека шаблонным представителем своей среды, отчуждает личность по своей сути от ее индивидуальности, делая ее конформной. В то же время отчуждение сохраняет «самость» в ее индивидуальности и ставит ее в оппозицию к окружающему и тем самым лишает ее возможности в самоактуализации. Поэтому в процессе развития человеку следует сохранять равновесие между двумя механизмами, опасными с двух сторон.

Научное признание получил тезис А.Маслоу: «Цель личностного развития – это стремление к росту и к самоактуализации, в то время как остановка личностного роста – это смерть для человека как личности и его «самости»». Оценивая теорию А.Маслоу, необходимо отметить, что он был одним из первых психологов, обративших внимание на позитивные стоны личностного развития.

2. Теория установки

Установка – готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта, обеспечивающего деятельность. Понятие установки ввели немецкие психологи для обозначения фактора, при котором человек действует тем или другим образом, а также для описания неосознаваемого состояния готовности, обуславливающей направленность психических процессов.

В качестве объяснительного принципа изучения психических явлений установка наиболее глубоко разработана Д.Н. Узнадзе и его школой. В социальной психологии установка используется при изучении отношений личности как члена группы в его согласованности в социальном поведении. Основными функциями установки являются:

  • установка определяет устойчивый характер деятельности;
  • установка освобождает человека от необходимости принимать решение;
  • установка как фактор косности в деятельности.

В зависимости от фактора направленности установки (мотив, цель, условия деятельности), выделяют три иерархические уровни регуляции деятельности. Эти уровни определены как:

  • смысловая установка (влияние личностного смысла);
  • целевая установка (ориентировка личности на цель деятельности);
  • операциональная установка (программа операционных действий определяет

стереотип мышления и конформность).

Чертой характера становится смысловая установка в познавательных функциях.

Трудность целостного восприятия теории Д.Н. Узнадзе (1886-1950) могут облегчить сведения о сложном механизме возникновения установки. Установка возникает при «встрече» двух факторов. Первым их них является потребность личности, вторым является ситуация ее удовлетворения. В том случае, если импульсивное поведение наталкивается на те или иные препятствия начинает, функционировать механизм объективации. Человек начинает относиться к миру как к объекту, не зависящему от него. Установки личности регулируют широкий спектр осознаваемых и неосознаваемых форм психической деятельности человека. На основе «Теории установки» Д.Н. Узнадзе была выведена «Концепция уровней психической активности» Ш.А. Надирашвили, а также она является научной методологией для развития специальных отраслей в психологии (медицинской, возрастной, инженерной, специальной и т.д.).

На основе теории установки впервые стало возможным изучение психологической природы связей, которые существуют между средой, поведением личности и ее сознанием. Эта теория дала возможность изучать проблемы психологической типологии, поскольку оказались в тесной связи с установками человека. В. Норакидзе, в частности установил, что тип темперамента и характера личности основывается на типологии установки. Экспериментально был доказано, что у больных шизофренией, истерией, эпилепсией процесс выработки и затухания установки характеризуется специфическими закономерностями, отличными от здорового человека.

 

Литература по теме

1. Каширский, Д.В. Мотивационно-потребностная сфера подростков с психологическими проблемами / Д.В. Каширский // Вопросы психологии. – 2002. – № 1. – С. 26–38.

2. Психология и этика: опыт построения дискуссии /под ред. Б.С. Братусь – Самара.: БАХРАХ, 1999. – 128с.

3. Славина, Л.С. Трудные дети / Л.С. Славина – М.: Изд-во Ин.та практической психологии, 1998. – 447 с.

4. Узнадзе, Д.Н. Теория установки / Д.Н. Уснадзе. – М.: Изд-во Ин-та практической психологии, 1997. – 448 с.

5. Якобсон, П.М. Психология чувств и мотивации / П.М. Якобсон. – М.: Изд-во Ин-та практической психологии, 1997. – 304 с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.