Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Содержательный блок. Структура образовательной системы




Целевой блок

Структура образовательной системы

Деятельностный блок

Вопросы и задания

1. Раскройте положительные и отрицательные стороны программированного обучения.

2. Выявите разницу между компьютерным и компьютеризованным обучением.

3. Какие требования предъявляются к постановке учебных вопросов как средству косвенного управления коммуникациями?

4. Назовите педагогические средства для снятия психологических барьеров в общении.

Цели занятия

1. Раскрыть структурные звенья педагогической системы.

2. Выявить особенности процессов децентрализации, гуманизации, демократизации, гуманитаризации.

1. Место российского образования в мировом образовательном пространстве.

2. Система российского образования как развивающаяся система.

 

1.Место российского образования в мировом образовательном пространстве.

Современные поиски изменения парадигмы в системе образования начались еще в 80-е годы ХХ в., когда было заявлено о перестройке советской школы и системы в целом. Меры, намечавшиеся по обеим реформам, не дали ожидаемого результата, а с изменением политической ситуации в стране и переходом к рыночным отношениям, вообще утратили какое-либо значение. Под давлением обстоятельств и потребностей школа в значительной степени стала развиваться и перестраиваться стихийно. Изменения в системе образования происходят на наших глазах и при нашем участии.

В 1985 г. увидел свет первый образовательный документ «Концепция образования». Закон об образовании в СССР был опубликован в 1986 г. В 1992 г. вышла в свет первая редакция Закона об образовании в РФ, вторая редакция датирована 1996 г. В статье 43 Конституции РФ (1993 г.) декларируется право на образование:

· гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального;

· обязательность основного общего образования;

· установление государственных образовательных стандартов и поддержка различных форм образования и самообразования.

Необходимо отметить, что первоначально не было гарантий общедоступности и бесплатности полного среднего образования, понадобился протест общественности и Министерства образования РФ, чтобы были восстановлены прежние права граждан.

За последние двадцать лет в системе образования РФ прослеживаются постоянные тенденции снижения уровня грамотности, воспитанности выпускников государственных образовательных учреждений. Процессы примитивизации сознания граждан России и общее снижение интеллектуального потенциала отмечаются многими специалистами в области педагогики, психологии, социологии:

· 1979 г. – уровень обученности 20%;

· 1998 г. – уровень языковой компетенции выпускников школ 18–25%;

· 1991 г. – 3-е место по уровню образования среди 20 европейских стран;

· 1996 г. – 10-е место по уровню образования среди 20 европейских стран;

· 2003 г. – 17-е место по уровню образования среди 20 европейских стран.

По данным статистики 2005 г., в рейтинге мировых образовательных систем Российская Федерация занимает 67-е, по уровню жизни – 110-е.

Рейтинг университетов в 2006 г.: первые три места принадлежат Гардварскому, Кембриджскому, Оксфордскому университетам, Московский государственный университет занимает 112-е место, Санкт–Петербургский государственный университет – 334-е.

2.Система российского образования как развивающаяся система.

Российская система государственного образования насчитывает более 1000 лет. С появлением письменности и принятием христианства была организована и образовательная система. Первый теоретик педагогики Я.А.Коменский обосновал классно-урочную систему обучения как единственно-востребованную для массовой школы на основе анализа работы церковно-приходских сельских школ Украины, Белоруссии и других славянских народов. Система в России зародилась раньше, чем наука о воспитании, а слово «образование» понималось как педагогическая цель – «образ божий дай ребенку».

Самые великие достижения в области образования относят к концу ХIХ – началу ХХвв. В этот исторический период Россия занимала ведущие места. На третьем месте СССР оказался в 60-е годы ХХ в.: научно-техническая деятельность страны этому доказательство. В 1970–1980-е годы Россия стала терять педагогический идеал, приоритетность во многих достижениях, в том числе и в образовании. Правление М.Горбачева и Б.Ельцина еще больше усилило тенденции децентрализации российской школы, и все остальные процессы (гуманизации, демократизации, гуманитаризации) остались сегодня полностью не реализованными.

Подлинная демократия возможна в обществе, где права человека не только провозглашаются, но и гарантируются. Выбор программ, методик, технологий, средств, методов и приемов сегодня становится возможным, но при отсутствии финансирования образовательной системы остается схоластикой.

Все вышеупомянутые процессы заявляли возможность не только смены образовательной парадигмы (с авторитарной на гуманистическую), но и внедрения в образовательный процесс инновационных технологий, что, в свою очередь, являлось гарантией подъема в сфере образования.

Понятие педагогической технологии в литературе и практике работы школ часто применяется как синоним понятия педагогической системы. Понятие «система» шире, чем «технология», и включает и самих субъектов и объектов деятельности.

Педагогические технологии часто перекрываются понятиями методик обучения. В технологиях более представлены процессуальные, количественные и расчетные компоненты, в методиках – целевая, содержательная, качественная и вариативно-ориентировочная сторона.

Технология отличается от методики воспроизводимостью и устойчивостью результатов. Иногда методики входят в состав технологий. Педагогическая технология может функционировать в качестве:

· науки, исследующей более рациональные пути обучения;

· системы способов, принципов и регуляторов, применяемых в обучении;

· реального процесса обучения.

 

Литература по теме

1. Алферов, Ю.С. Мониторинг развития образования в мире / Ю.С.Алферов // Педагогика. – 2002. – № 7. – С. 88–96.

2. Амиров, А.Ф. Теория и практика государственного общественного управления образованием / А.Ф.Амиров // Педагогика. – 2002. – № 3. – С. 55–70.

3. Андреев, А.Л. Общество и образование: социокультурный профиль России / А.Л.Андреев // Педагогика. – 2002. – № 6. – С. 20–29.

4. Багаутдинова, Е.В.Взаимодействие общественных и образовательных учреждений в системе патриотического воспитания / Е.В.Багаутдинова // IX Региональная научная конференция: тезисы докл.: часть 2. – Апатиты: Изд. КФ ПетрГУ, 2006. – С. 84.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.