Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическое определение




ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕМА

Так и вертится на языке вопрос: «Что же собственно говоря такое — мем?» Ответить на этот вопрос не так-то просто. Биологи бы ответили примерно так, как предложил Докинз:

Биологическое определение мема по Докинзу (Dawkins):

 

Мем есть основная единица культурной трансмиссии (передачи), т.е. имитации.

 

Согласно этой формулировке, все, что мы называем культурой, складывается из мемов, словно материя из атомов. Конкурирующие между собой мемы переходят из одного разума в другой точно так же, как гены передаются через яйцеклетки и сперматозоиды. Это действительно мемы-победители — те, которые проникли в наибольшее количество умов — в ответе за состояние современной культуры.

Биологов больше всего интересуют те мемы, которые касаются поведения. Докинз дал следующие примеры: «Мелодии, идеи, расхожие выражения, фасоны одежды, способы производства посуды или постройки куполов».

Согласно биологическому определению, в одном сезоне женщины носят длинные юбки, а уже в следующем по неизвестным причинам принимают новый мем и носят короткие юбки.

Песни, каждая из которых это мем или целое собрание мемов, соперничают между собой в хит-парадах, потом люди начинают напевать легко запоминающиеся мелодии и распространяют их мемы. Инженеры строят мосты на подпорах, пока кто-нибудь не придумает висячий мост; его мемы быстро распространяются, создавая новый стандарт в постройке мостов.

Биологическая формулировка вполне достаточна, так как позволяет редуцировать всю культуру во фрагменты, с которыми можно как-то справиться: назвать их, наблюдать их воздействие и развитие. К сожалению, она не дает четкого объяснения, почему одни мемы распространяются, а другие — нет. Поэтому оставим на время это определение и рассмотрим другие.

Если спросить у психолога, что такое мем, он наверняка даст немного иной ответ, подчеркивая скорее деятельность ума, чем элементы поведения. Психолог Henry Plotkin так определяет мем:

Психологическая формулировка мема (по Плоткипу)

 

Мем — это аналогичная гену единица культурного наследия, внутреннее представление знаний.

 

В этом определении подчеркивается аналогия с генами, химическими узорами на нитях ДНК. Если гены определяют всякие внешние черты — цвет глаз или волос, группу крови и даже то, будешь ли ты человеком или охотничьей собакой, то мемы, сидящие в голове, определяют поведение, если сравнить разум с компьютером, то мемы будут программным обеспечением (software), а гены — оборудование (hardware).

Согласно этому определению, обиталищем мемов будут не столько внешние атрибуты культуры, сколько сам ум. И действительно, ведь именно в голове каждого из нас идет борьба между мемами. Предположим, что в голове некой женщины оказались мемы: «хорошо быть знатоком моды», «модные женщины имеют успех», а также «хочу иметь успех». Таким образом следование моде и ношение коротких юбок вытекает из взаимодействия всех трех мемов в уме вышеупомянутой женщины. Если таких женщин будет больше, то это приведет к возникновению нового мема: «мини — модно» и к действительному укорочению юбок.

Мемы также причастны к изменениям в области постройки мостов. Конструкторы мостов нового типа наверняка запрограммированы с помощью следующих генов: «постройка подвесных (висячих) мостов говорит о компетентности конструктора», «хороший конструктор добивается признания в глазах своих начальников, а также «важно, чтобы шеф меня оценил». Без какого-либо из этих трех мемов постройка висячего моста данным инженером становится менее правдоподобной. Только их взаимодействие повлечет возникновение чего-то существенного, реального. Естественно, упомянутый конструктор сотрудничает с другими инженерами, рабочими, водителями и другими людьми, каждый из которых действует согласно собственным мемам.

Психологическая формулировка предполагает, что мемы для нашего поведения являются тем, чем гены — для тела, то есть, внутренним проявлением определенной информации, приносящей определенные внешние результаты. Гены — это невидимые внутренние частицы информации, обуславливающие, при участии окружающей среды, развитие зародыша и его превращение в зрелый организм. Мемы же — это скрытые, внутренние частицы знаний, которые обуславливают — также при участии среды — внутреннее поведение и возникновение произведений культуры, таких как юбки или мосты. Если я где-нибудь замечу мини-юбку, то в моем уме может возникнуть мем «мини — модно». Однако следует помнить, что этот мем находится в моем уме, а не в наряде женщины.

Если кому-то не везет в жизни, психолог-меметик мог бы определить, какие из созданных этим человеком мемов приводят к нежелательным результатам. Их обнаружение облегчило бы возможные изменения.

Эта концепция имеет много общего с практикой когнитивной терапии (cognitive therapy), основанной в 50-х годах психологами Альбертом Эллисом и Аароном Веком. Применяющие этот метод терапевты исходят из положения, что нежелательные психические состояния, такие как депрессия, проистекают из неправильного способа мышления («когниции») пациента о жизни и мире. Неадекватная модель действительности — есть источник неудач. Терапевт в ходе беседы тщательно подмечает и «исправляет» нелогичные или несоответствующие убеждения пациента, стараясь создать для него лучшую, более плодотворную модель своей жизни.

Такой подход к мемам хоть и облегчает понимание природы человеческих поступков, но все же не вполне объясняет эволюцию информации. Он концентрируется на уме, а ведь информация хранится далеко не только там. Ведь нам известны и другие ее формы: географическая, связанная с ландшафтом Земли; генетическая, хранящаяся в ДНК организмов; астрономическая, описывающая Вселенную. Каким же образом эти ее формы влияют на наше поведение и культуру?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.