Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Плутарх о возникновении спартанского общества и государственного строя




Учебная и научная

Источники

1. Аристотель. Афинская полития. М., 1974.

2. Геродот. История. Л., 1935.

3. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М., 1961.

4. Фукидид. История. Л., 1981.

5. Хрестоматия по истории Древней Греции. М.: Высш. шк., 1964.

6. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М.: Гардарика, 1996.

 

1. Аннерс Э. История европейского права. М.: Наука, 1994.

2. Бергер А.К. Политическая модель древнегреческой демократии. М., 1966.

3. Грошаков Б.С. История рабовладельческого государства и права (Афины и Рим): Учеб. пособие. М.: ВЮЗИ, 1986.

4. История Древней Греции: Учебник /Под ред. В.И.Кузищина. М.: Высш.шк., 1966.

5. История государства и права зарубежных стран. /Под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. Т. 1. М.: Норма, 1996.

6. Кечекьян С.Ф. Государство и право Древней Греции. М.: Изд-во МГУ, 1963.

7. Колобова К.М. Древняя Спарта (IX-VI в.в. до н.э.). Л.: Изд-во ЛГУ, 1957.

8. Колобова К.М. Возникновение и развитие полисов в Греции. (Греция в VIII-VI вв. до н.э.). Л.: Изд-во ЛГУ, 1956.

9. Кучина В.В. Государство и право древнего мира. Курс лекций. / Волгоград. гос. ун-т. Волгоград: Офсет, 1998.

10. Сергеев В.С. История Древней Греции. М.: Высш. шк., 1963.

 

 

(Плутарх. Сравнительные жизнеописания. т. I, М., 1961, «Ликург»)

О законодателе Ликурге невозможно сообщить ничего строго достоверного... о его законах, и об устройстве, которое он дал государству, существуют самые разноречивые расска­зы...

Из многочисленных нововведений Ликурга первым и са­мым главным был Совет старейшин. В соединении с... цар­ской властью, обладая равным с нею правом голоса при ре­шении важнейших дел, этот Совет стал залогом благополу­чия и благоразумия... Двадцать восемь старейшин теперь по­стоянно поддерживали царей, оказывая сопротивление демо­кратии, но в то же время помогали народу хранить отечество от тирании...

...Ликург поставил двадцать восемь старейшин скорее все­го для того, чтобы вместе с двумя царями их было ровно тридцать.

...Никому из обыкновенных граждан не дозволялось пода­вать свое суждение, и народ, сходясь, лишь утверждал или отклонял то, что предложат старейшины и цари. Но впослед­ствии толпа разного рода изъятиями и прибавлениями стала искажать и уродовать утверждаемые решения, и тогда цари Полидор и Теопомп сделали к ретре такую приписку: «Если народ постановит неверно, старейшинам и царям распус­тить», то есть решение принятым не считать, а уйти и распус­тить народ на том основании, что он извращает и переиначи­вает лучшее и наиболее полезное.

...Первых старейшин Ликург назначил из числа тех, кто принимал участие в его замысле. Затем он постановил вза­мен умерших всякий раз выбирать из граждан, достигших шестидесяти лет, того, кто будет признан самым доблест­ным...

...Народ и в этом случае, как и во всех прочих, решал де­ло криком. Соискателей вводили не всех сразу, а по очереди, в соответствии со жребием, и они молча проходили через соб­рание. Избранным объявлялся тот, кому кричали больше и громче других...

...Ликург придал государственному управлению смешан­ный характер, но преемники его, видя, что олигархия все еще чересчур сильна... набрасывают на нее, словно узду, власть эфоров-блюстителей...

Создание должности эфоров послужило не ослаблению, но упрочению государства: оно лишь на первый взгляд было уступкой народу, на самом же деле — усилило аристократию.

...Отказавшись от чрезмерной власти, спартанские цари вместе с тем избавились и от ненависти, и от зависти; им не пришлось испытать того, что мессенцы и аргивяне учинили со своими правителями, не пожелавшими поступиться ничем в пользу народа...

Второе и самое смелое из преобразований Ликурга — пе­редел земли.

...Ликург... уговорил спартанцев объединить все земли, а затем поделить их заново и впредь хранить имущественное равенство... Он разделил Лаконию между периэками, или, иначе говоря, жителями окрестных мест, на тридцать тысяч участков, а земли, относящиеся к самому городу Спарте, — на девять тысяч, по числу семей спартиатов... Каждый надел был такой величины, чтобы приносить по семидесяти медимнов ячменя на одного мужчину и по двенадцати на женщи­ну и соразмерное количество жидких продуктов...

...Затем Ликург изгнал из Спарты бесполезные и лишние ремесла... Ремесленники, вынужденные отказаться от произ­водства бесполезных предметов, стали вкладывать свое мас­терство в предметы первой необходимости.

Чтобы нанести роскоши и страсти к богатству еще более решительный удар, Ликург провел третье и самое прекрасное преобразование — учредил общие трапезы: граждане собира­лись вместе и все ели одни и те же кушанья...

На трапезы собиралось человек по пятнадцати, иной раз немногим менее или более. Каждый сотрапезник приносил ежемесячно медимн ячменной муки, восемь хоев вина, пять мин сыра, две с половиной мины смокв и, наконец, совсем незначительную сумму денег для покупки мяса и рыбы...

...Одним из благ и преимуществ, которые доставил со­гражданам Ликург, было изобилие досуга. Заниматься ре­меслом им было строго-настрого запрещено...

Землю их возделывали илоты, внося назначенную по­дать...

...Низким и рабским считали они всякий ручной труд, вся­кие заботы, сопряженные с наживой...

 

Аристотель о спартанских учреждениях

(Аристотель. Политика. М., 1911, кн. II)

...Власть эфоров чрезвычайно велика и подобна власти тиранов...

В руках эфоров... находится власть постановлять свои решения по важным судебным процессам; однако эфорами могут оказаться первые попавшиеся; поэтому было бы пра­вильнее, если бы они постановляли свои приговоры не по соб­ственному убеждению, но по букве закона...

Неладно обстоит дело в Лакедемоне и с институтом ге­ронтов...

Лица, исправляющие должность геронтов, бывают и до­ступны подкупу и часто государственные дела приносят в жертву своим личным выгодам. Поэтому лучше было бы, ес­ли бы геронты не были так безответственны, какими они яв­ляются в настоящее время. Правда, на это можно заметить, что все магистратуры подвластны контролю эфоров. Но это-то обстоятельство и дает в руки эфории слишком боль­шое преимущество...

Вместе с царями, (когда они покидали страну), посылали в качестве лиц, их сопровождающих, их личных врагов и считали спасением для государства, когда между царями про­исходили распри.

Не могут считаться правильными и те законоположения, которые были введены при первом установлении сисситий... Средства на устройство их должно давать скорее государство, как это имеет место на Крите. В Лакедемоне же каждый уча­стник сисситий обязан вносить на них свои деньги, несмотря на то, что некоторые по причине крайней бедности не в со­стоянии тратиться на сопряженные с сисситиями издержки... Он желал, чтобы институт сисситий был демократическим; но при тех законоположениях, которые к ним относятся, сис­ситии оказываются институтом менее всего демократическим. Дело в том, что участвовать в сисситиях людям очень бедным нелегко, между тем по традиции участие в них служит показа­телем принадлежности к сословию граждан, так-как тот, кто не в состоянии делать взносов в сисситии, не пользуется правами гражданства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1833; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.