Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Салическая правда




Тесты

Казусы

1. Римские граждане – супруги Антоний и Юлия были захвачены в плен средиземноморскими пиратами и 2 года находились в рабстве у них. В плену у них родился ребенок. А вскоре родственники смогли выкупить их из плена, и они вернулись на родину.

Каковы правовые последствия пленения и освобождения для Антония, Юлии и их ребенка?

2. От связи римского гражданина Мария с рабыней родился ребенок.

Определите правовое положение ребенка. Изменится ли решение, если мать ребенка была свободной женщиной?

3. Желая отблагодарить своего друга Гая за оказанные им услуги, римский гражданин Октавий распорядился передать ему свое поместье, находящееся в провинции. Передача была осуществлена без каких-либо торжественных формальностей.

Будет ли теперь по римскому праву поместье считаться собственностью Гая?

4. Флавий приобрел у Тита Ливия двух быков. Сделка была совершена путем простой передачи, обряда манципации не было. Через три года, попав в затруднительное материальное положение Тит Ливий решил потребовать через суд возврата быков. Он настаивал на том, что по квиритскому праву он является собственником быков, потому что быки не были переданы посредством манципации.

Будет ли судом удовлетворено требование Тита Ливия?

5. Во время охоты Валерий ранил стрелой оленя, однако тот сумел от него скрыться. Истекающего кровью, ослабленного его нашли римляне Модестин и Юний, которые начали спор – кому принадлежит олень. Во время спора появился Тиберий и заявил, что олень принадлежит ему, поскольку это его земля.

Кому должен принадлежать олень?

6. Марцелл построил за городом на земле Демонта дом, в котором прожил два года. За это время Демонт никогда не предъявлял никаких претензий по этому поводу. Однако на третьем году он потребовал освободить дом, так как дом построен без его согласия, на его земле и потому он является его собственником.

Как должен разрешиться данный спор? Будет ли влиять на судебное решение, если Марцелл был добросовестным владельцем?

7. Римский гражданин Флавий был рассержен поведением своего старшего сына и пригрозил лишить того наследства. Поскольку старший сын и дальше продолжал отца позорить, то Флавий объявил: «Сын мой да будет лишен наследства».

Будет ли лишение старшего сына наследства Флавием иметь силу?

8. 12-летняя Аврелия по наследству от ее дедушки получила участок земли с плодовыми деревьями. Через три года по совету своего брата она составила завещание, в котором объявляла о переходе этого участка ему. Опекун Аврелии был против составления такого завещания.

Будет ли данное завещание по гражданскому праву действительным?

9. Римский гражданин Павел пришел по своим делам в кожевенную мастерскую. Ему пришлось долго ожидать хозяина и, будучи человеком вспыльчивым и нетерпеливым, Павел устроил в мастерской скандал. В результате возникшей драки он убил раба хозяина мастерской. Владелец раба обратился с иском в суд.

Каким будет решение суда?

10. Октавий и Нумерий были друзьями с детства. Со временем Нумерий стал уважаемым состоятельным человеком, а Октавий не смог составить состояния, но получил известность как поэт. Однажды между ними произошла ссора. Нумерий, желая досадить Октавию, объявил о продаже имущества Октавия как своего должника, хотя тот ему был ничего не должен. Рассерженный Октавий опубликовал книжку своих стихов, в которых обесславил Нумерия.

Как можно квалифицировать по римскому гражданскому праву поведение Нумерия и Октавия?

 

 

Контрольные вопросы

1. Какие источники римского частного права рассматриваются в Институциях Гая?

2. Какую роль в развитии римского права имело преторское право?

3. Каково значение деятельности римских юристов в формировании системы римского частного права?

4. Что являлось основным источником права в период римской республики?

5. Дайте характеристику системе римского частного права по Гаю.

6. Каковы особенности правового статуса рабов в Древнем Риме?

7. Кто такие вольноотпущенники и перегрины в Древнем Риме?

8. Какие способы приобретения римского гражданства вольноотпущенниками, перегринами и рабами называет Гай?

9. Охарактеризуйте институт пекулия.

10. Какие основные группы лиц чужого права выделяются Гаем?

11. Назовите три степени умаления правоспособности римского гражданина.

12. Каковы условия признания законом отцовской власти на детей?

13. В чем находит выражение отцовская власть?

14. Каковы условия и способы освобождения детей от отцовской власти?

15. В чем заключались особенности браков «cum manu» и «sine manu»?

16. Какие способы установления мужа над женой рассматривает Гай?

17. Каковы особенности правового положения женщины в римском обществе?

18. Какие классификации вещей приводит Гай в Институциях?

19. Дайте характеристику правомерного и неправомерного или порочного владения по Гаю.

20. В чем заключается понятие добросовестного владения?

21. В чем заключаются особенности владения посредством третьих лиц?

22. Охарактеризуйте, описанные Гаем способы интердиктной преторской зашиты.

23. Какие способы приобретения права собственности рассматривает Гай в институциях? Охарактеризуйте особенности приобретения права собственности по давности владения.

24. Какие виды завещаний описываются Гаем в Институциях? Охарактеризуйте их.

25. Какие черты наследственного права свидетельствовали о постепенном освобождении от доминирования патриархальной системы родства?

26. Какие виды обязательств из договора рассматривает Гай? Дайте им характеристику.

27. Каковы особенности договоров из деликтов?

28. Проанализируйте определения личного и вещного исков.

29. Дайте характеристику частям преторской исковой формулы: демонстрации, интенции, адъюдикации, кондемнации.

30. Какие стадии включал легисакционный процесс, их особенности?

1. В республиканском Риме законом считались (-лось):

а) эдикты консула;

б) эдикты претора;

в) постановления сената;

г) постановление народного собрания.

2. Древнейшей формой судебного процесса в Древнем Риме был:

а) суд претора;

б) легисакционный;

в) формулярный;

г) экстраординарный.

3. В Древнем Риме колонами называли:

а) иностранцев;

б) отпущенных на волю рабов;

в) жителей колоний;

г) арендаторов, лишенных права покидать землю.

4. К юридическим источникам римского частного права не относятся:

а) обычаи предков;

б) иск;

в) эдикт магистрата;

г) постановления Сената.

5. Конституция в системе источников римского права – это:

а) инструкция;

б) общее название постановлений императора;

в) один из видов законодательной деятельности Сената;

г) основной закон Рима.

6. Основные виды императорских конституций:

а) мандат;

б) рескрипт;

в) эдикт;

г) новелла.

7. Декрет как вид императорской конституции содержал:

а) решение императора по спорным делам;

б) общее распоряжение народу;

в) инструкции чиновникам;

г) правовые установления.

8. Содержание полной правоспособности физических лиц в Риме включало:

а) статус гражданства;

б) статус свободы;

в) личный статус;

г) семейный статус.

9. Наименьшее умаление правоспособности влекло:

а) усыновление;

б) пленение;

в) обращение в рабство;

г) утрата гражданства.

10. Правовое положение раба заключалось прежде всего в том, что - это:

а) лицо, не имеющее статуса свободы;

б) вещь;

в) лицо «чужого права»;

г) лицо, не имеющее право наследования.

11. Манумиссия – это:

а) свобода;

б) особая миссия manus – мужней власти;

в) добровольное освобождение из рабства;

г) ограничение правоспособности.

12. По римскому частному праву имущество жены поступало в полную собственность мужа:

а) только в браке sine manu;

б) только в браке cum manu;

в) всегда;

г) никогда; муж мог лишь управлять имуществом жены.

13. По римскому частному праву в отношении детей:

а) власть имел только отец – paterfamilias;

б) власть имела только мать;

в) родители имели равные права;

г) дети были самостоятельны.

14. Освобождение от отцовской власти с согласия подвластного по воле paterfamilias:

а) виндикация;

б) манумиссия;

в) эманципация;

г) сентенция.

15. Res mancipi (манципируемыми вещами) по римскому частному праву являлись:

а) земля;

б) рабы;

в) скот;

г) дорога.

16. Недвижимым имуществом в Древнем Риме признавались:

а) стены Рима;

б) все неманципируемые вещи;

в) только земля;

г) все манципируемые вещи.

17. Залог в римском частном праве рассматривался как:

а) право пользоваться чужой землей и плодами;

б) право обратить взыскание в случае невыполнения обязательства на заранее определенную вещь;

в) право проживания в жилом помещении;

г) право одного лица в некоторых случаях пользоваться вещью, принадлежащему другому лицу.

18. Негаторным являлся иск:

а) об истребовании своей индивидуально-определенной вещи из чужого незаконного владения;

б) об устранении помех к использованию своего права собственности, не связанных с владением;

в) о восстановлении владения;

г) об удержании владения.

 

(2 часа)

 

1. Общая характеристика Салической правды.

2. Правовой статус основных категорий населения.

3. Правовое регулирование имущественных отношений:

· Право собственности

· Обязательства

· Наследование

4. Брак и семья у франков.

5. Преступления и наказания. Суд и процесс.

 

 

Цель семинарского занятия

Целью семинарского занятия является изучение Салической правды (начало VI в.), источника права Франкского государства. Салическая правда относится к числу так называемых «варварских правд». Она обладает характерными признаками этой категории правовых документов: казуистичностью изложения, высокой степенью формализма, связью с религией, ритуалом.

Одной из целей создания по инициативе Хлодвига Салической правды являлось придание легитимности правлению франков в провинции бывшей Римской империи. По сравнению с другими варварскими правдами Салическая правда дошла до нас в многочисленных списках и редакциях. Это свидетельствует о том, что Салической правде придавалось огромное значение во Франкском государстве.

Изучение Салической правды поможет студентам глубже понять особенности возникновения и развития государства франков, вступившего в эпоху феодализма в процессе разложения первобытнообщинного строя и миновавшего стадию рабовладения.

Литература




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1851; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.