Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что делать с ребенком, который ничем всерьез не интересуется?




Как это можно позволять ленивому ребенку идти по легкому пути – делать то, что он хочет?

Если ребенку предоставлена абсолютная свобода, то скоро ли он поймет, что самодисциплина есть сущность жизни, и поймет ли он это вообще?

Что думают дети в вашей школе о кино?

Вы принимаете отстающих детей?

Многие дети отстают в школе, потому что школа для них слишком скучна. Это отставание просто означает, что у ребенка – бессознательный конфликт и больная совесть. Как может интересоваться он арифметикой или историей, если его бессознательно мучает проблема «плохой я или нет?»

Они смотрят разные фильмы. Цензуры у нас нет. В результате они приобретают способность судить о фильмах здраво.

Абсолютной свободы не существует. Никто не может быть свободен от общества, потому что необходимо уважать права других. Но всякий человек должен иметь личную свободу.

Было бы правильно сказать: никто не имеет права заставлять мальчика учить латынь, потому что учение – дело индивидуального выбора. Но если на уроках какой‑то парень валяет дурака, то его надо выгнать вон, потому что он нарушает свободу других.

Подлинная самодисциплина не предполагает подавления человека или навязывания ему чужих представлений, она учитывает права и счастье других и самым определенным образом приводит человека к стремлению жить в мире с окружающими, в чем‑то уступая их точке зрения.

Лени вообще не существует. Ленивый ребенок либо болен физически, либо не имеет интереса к тому, что, как полагают взрослые, он должен делать.

Ничего не делать. Такова жизнь. Вкусы ребенка всегда эклектичны. Он пробует все – так он учится. Мы никогда не считаем, что ребенок обязан непременно доделывать начатое. Если его интерес прошел, не следует заставлять его непременно доводить дело до конца.

Нилл А. Саммерхил – воспитание свободой. – М., 2000. – С. 256–264.

 

Главной ценностью воспитательной деятельности педагога дополнительного образования является РЕБЕНОК, его ЛИЧНОСТЬ и ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ.

 

Дайте определение этим понятиям.

Для педагога важно ориентироваться на какое‑то из них отдельно или только на их единство?

Продолжите предложение: «Если я, педагог, признаю, что главной ценностью моей профессиональной деятельности является ребенок, то это значит…»

 

Для чего человеку осознавать свое отличие от других (индивидуальность) – свою силу и свои слабости: физические, интеллектуальные, нравственные, творческие?

 

Подумайте и дайте свой комментарий словам Т. Вашингтона: «Вряд ли существует более действенный способ помочь человеку, нежели чем возложить на него ответственность, тем самым проявить доверие».

 

Прочтите внимательно изложенные ниже гуманистические принципы воспитания и попробуйте раскрыть их содержание своими словами.

 

– Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей.

– Самореализация педагога – в творческой самореализации ребенка.

– Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении.

– Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами.

– Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка.

– Дети – НОСИТЕЛИ грядущей культуры; соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения; воспитание – диалог культур.

– Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий.

– Доверяя – не проверяй!

– Признавай право на ошибку и не суди за нее.

– Умей признать свою ошибку.

– Защищая ребенка, учи его защищаться.

Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования. – М., 1995. – № 2.

 

В международной Конвенции о правах ребенка приводятся понятия «ребенок», «детство» и анализируются права детей.

Знаете ли вы этот документ?

Назовите основные права ребенка, имеющие принципиальное значение для педагогической деятельности.

Что вы могли бы отнести к числу наиболее серьезных нарушений прав ребенка?

 

Воспитательная деятельность педагога – это педагогическое творчество, а творчество всегда индивидуально. Если сто педагогов решат одновременно провести праздник и если они договорятся проводить его по единому сценарию, то все равно это будет сто разных праздников – в каждом скажется неповторимость его организатора.

И все же есть характеристики воспитательной деятельности, которые должны присутствовать в работе каждого педагога, потому что без этого их деятельность не будет успешной. Такие, не подлежащие пересмотру, не изменяющиеся, никогда не подводящие и гарантирующие от ошибок, т. е. те, которые обеспечивают успех, называются инвариантными характеристиками.

К таким истинным и неизменным характеристикам относятся: эмпатия, принятие, конгруэнтность педагога самому себе, креативность, суггестивность, способность к рефлексии.

Демакова И.Д. Воспитание в условиях гуманизации образования. – Ижевск, 1999. – С. 33.

 

Вы уже знаете, что такое эмпатия и способность к рефлексии. Обратите внимание на другие понятия – посмотрите их толкование в словаре и выпишите.

Владеете ли вы такими качествами и способностями?

 

И.П. Иванов, известный ученый, автор коммунарной методики, развил идеи А.С. Макаренко о воспитательных возможностях коллектива. Эти идеи представляют большой интерес для системы дополнительного образования детей. В одной из своих работ он систематизировал отношения всех участников воспитательного процесса, типы взаимоотношений педагога с детьми. При этом Иванов назвал объективными такие воспитательные отношения, которые характеризуют взаимодействие воспитателей и воспитанников, а субъективными – личностные отношения к себе (как к воспитателям и воспитанникам).

 

Рассмотрите их и подумайте над следующими вопросами:

Правомерно ли выделение двух типов воспитательного воздействия: товарищеского и эгоистично‑потребительского характера? Может быть, их спектр шире?

Согласны ли вы с тем, что автор называет авторитарным воспитательным воздействием открытую передачу готового опыта и организацию потребительской пассивной деятельности по усвоению этого опыта?

Среди типов объективных воспитательных отношений (см. табл. 2) называются, в частности, отношения чрезмерной опеки и свободного воспитания. Приведите примеры таких отношений, с которыми вы сталкивались.

Насколько полным, на ваш взгляд, является описание типов отношений воспитанников и воспитателей (см. табл. 3 «Субъективные воспитательные отношения»)? Может быть, вы можете что‑либо добавить или дать дополнительные пояснения?

Внимательно изучите табл. 4 «Виды ложного авторитета и ошибочных воспитательных воздействий». Охватывает ли она основные ошибки воспитателей при выстраивании отношений с воспитанниками? Приведите примеры действий педагогов, которые соответствуют тем или иным видам ложного авторитета.

 

Таблица 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 685; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.