Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прочтите! Вудвок М, Френсис Д. Раскрепощенный менеджер




Дерзакова Н.П., Ушаков К.М. Эффективность предполагает адекватность. О стилях профессионального поведения руководителя // Директор школы. – 1995. – № 2.

Вудвок М, Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. – М., 1991.

Ушаков К.М. Руководитель и ближний круг. – М., 2000.

Трейси Д. Менеджмент с точки зрения здравого смысла. –М., 1993.

Ван Хувейк Р. Присущий вам стиль руководства: Тест на гибкость и эффективность // Директор школы. 1994. – № 6.

Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера // Управленческая гуманиторология. – М., 1992.

Якокка Л. Карьера менеджера. – М., 1991.

 

С помощью приводимых ниже табл. 10 и 11 установите, являетесь ли вы сами или ваш руководитель преуспевающим менеджером. В матрице отражены восемь критериев, два из которых относятся к состоянию родительского «Я», четыре – к состоянию взрослого «Я», два – к состоянию детского «Я». Если вы считаете, что данное высказывание соответствует вашим взглядам, то отметьте его крестиком в столбце со знаком «+». Если нет, то ставьте крестик в столбце со знаком «‑». По значениям всех восьми критериев вы узнаете, в каком направлении должны работать над собой.

 

Таблица 10

 

 

 

Таблица 11

 

 

Для определения Р‑, В‑и Д‑состояний приводится личностная матрица Э. Берне (М.Биркенбиль. Молитвенник для шефа. – М., 1993. – С. 363–364) – см. табл. 11.

Известно, что все многочисленные ситуации взаимодействия осуществляются через четыре основных способа взаимовлияния людей:

убеждение – процесс логического обоснования своего суждения, требования, поступка;

подражание – воспроизведение личностью определенных внешних черт поведения, манер, действий;

внушение – психологическое воздействие на человека, рассчитанное на некритическое восприятие слов, выраженных в них мыслей и воли;

заражение – процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому.

«Среди всех средств воздействия одним из самых могучих является личный пример. Если начальник деятелен, мужественен, предан делу, ему подражают, и если он умеет вести дело, ему удается заставить сотрудников полюбить работу. Но и плохой пример заразителен…» (А Файоль).

В связи с этим неизбежно встает вопрос об управленческой этике, т. е. о нормах и принципах поведения руководителя и его взаимоотношений с подчиненными.

 

В чем состоит содержание и значение «управленческой этики»?

Уточните для себя понятия «профессиональный долг», «моральная ответственность».

Почему педагогу важно обладать «законом морали в себе» (И. Кант)?

 

В функционально‑ролевом взаимодействии руководитель организации, как правило, играет несколько ролей: презентабельная фигура, мотиватор, посредник, коммуникабельная личность, принимающий решения, распределитель ресурсов и т. п. В процессе управления руководитель интегрирует различные свои роли и создает свой образ.

 

Ответьте на следующие вопросы и определите свой образ как руководителя.

1. Где я получаю для себя информацию?

2. Какую информацию распространяю внутри своего организационного подразделения?

3. Полностью ли я использую получаемую информацию в своей деятельности?

4. Какого темпа изменений я могу требовать от своей организации?

5. Достаточно ли я информирован, чтобы иметь возможность оценивать предложения, исходящие от моих подчиненных?

6. Каким я вижу будущее направление деятельности моей организации?

7. Как реагируют подчиненные на стиль моего руководства?

8. Какие внешние связи я поддерживаю?

9. Осуществляю ли распределение своего рабочего времени или же реагирую всегда только на требования и нужды момента?

10. Взваливаю ли на себя слишком много работы?

11. Не действую ли слишком поверхностно?

12. Не чрезмерно ли направлена моя активность на сиюминутные, лежащие на поверхности проблемы?

13. Использую ли различные средства в своей деятельности в равной мере?

14. Как сочетаю личные права и обязанности?

Удальцова Н.В. Социология управления. – М.; Новосибирск, 2000. – С. 141–142.

 

Американский психолог Эверетт Л. Шострем утверждает, что современный человек, независимо от рода своей деятельности, – самоуверенный манипулятор: «В каждом из нас живет манипулятор, который бесконечно применяет всяческие фальшивые трюки с тем, чтобы добиться для себя того или иного блага.

Трагедия нашей жизни в том, что современный человек в результате своего бесконечного манипулирования потерял всяческую возможность выражать себя прямо и творчески, низвел себя до уровня озабоченного автомата, который все свое время тратит на то, чтобы удержать прошлое и застраховать будущее. Да, он чаще говорит о своих чувствах, но редко их испытывает, часто говорит о своих тревогах, но честно повернуться к ним лицом и избавиться от них не может»[12].

По мнению автора, можно вычленить восемь основных типов человека‑манипулятора: Диктатор (с разновидностями: настоятельница, начальник, Босс); Тряпка или жертва (мнительный, глупый, хамелеон, конформист, смущающийся, отступающий); Калькулятор – все контролирующий (делец, аферист, игрок, шантажист); Прилипала – преувеличивает свою зависимость (нытик, вечный ребенок, ипохондрик, иждивенец, беспомощный, человек с девизом: «Ах, жизнь не удалась, и поэтому…»); Славный парень – преувеличивает свою внимательность, заботливость, любовь (угодливый, моралист, добродетельный, человек организации); Судья (обличитель, обвинитель, собиратель улик, оценщик, мститель, заставляющий признать вину); Защитник (наседка, утешитель, помощник, самоотверженный).

 

Вы можете соотнести себя с одним (или несколькими) из названных типов манипуляторов? Это важно понимать и отвечать перед самим собой для того, чтобы «переделаться» в актуализатора – естественного человека с искренними чувствами, чистосердечностью, открытостью, способностью быть хозяином своей жизни, убежденного в своих силах. Понятно, что только такой человек может стать настоящим педагогом для детей.

Сколько надо сил, чтобы избавиться от своего манипулятивного начала, и как это сделать? (см.: Эверетт Л. Шострем)

 

Считается, что формальный лидер – это руководитель, а неформальный руководитель – это лидер. При всей очевидной игре слов в данном утверждении отражается реальная практика.

 

Определите понятия «руководитель» и «лидер».

Отметьте общее между этими феноменами.

Если вы руководитель учреждения, значит, автоматически становитесь и лидером?

 

Тест «Администратор или лидер»

(автор Е. Жариков)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 985; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.