Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура творческой лаборатории «Отечество» Лицей № 3, г. Оренбург




 

 

Функции творческой лаборатории «Отечество»:

– координация урочной и внеурочной деятельности по своему направлению (правовому и патриотическому);

– планирование работы по направлению;

– мониторинг – отслеживание конечного результата;

– осуществление связи с другими творческими лабораториями и внешкольными учреждениями.

В рамках творческой лаборатории успешно функционирует клуб «Патриот» как досуговое сообщество взрослых и детей, как особая организация их творческой деятельности и свободного общения, который собирается в первый вторник каждого месяца. В состав клуба входят актив творческой лаборатории, представители кружков, секций, а также все желающие, которые интересуются тематикой работы клуба.

Прочтите отрывок из повести Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома». Это очень умная и веселая книга, в которой встречается много эпизодов, раскрывающих непростые взаимоотношения между подростками, между школьниками, педагогами и родителями. Попытайтесь взглянуть на описываемые события через призму принципов педагогики дополнительного образования.

 

Наш вожатый Володя затеял устроить в школе вечер самодеятельности. Некоторые ребята решили выучить наизусть стихи и прочитать их на сцене. Другие решили показать на сцене физкультурные упражнения и сделать пирамиду. Гриша Васильев сказал, что будет играть на балалайке, а Павлик Козловский будет танцевать гопак. Но самую интересную вещь придумали Ваня Пахомов и Игорь Грачев. Они решили поставить отрывок «Бой Руслана с головой» из поэмы Пушкина «Руслан и Людмила».

…Нам с Шишкиным тоже захотелось участвовать в самодеятельности, но Ольга Николаевна не разрешила.

– Вам сначала надо исправить свои отметки, – сказала она, – а потом можно будет и на сцене играть.

И вот все ребята принялись разучивать свои роли и репетировать на сцене, а мы с Шишкиным толклись в зале и с завистью смотрели на всех.

… Однажды Шишкину в голову пришла очень хорошая мысль.

– Я, – говорит, – вчера читал «Руслана и Людмилу», там написано, что Руслан ездил на коне, а у нас он ходит по сцене пешком.

– Где же ты возьмешь коня? – говорю я. – Даже если бы и был конь, все равно его на сцену не втащишь.

– У меня есть замечательная идея, – говорит он, – мы с тобой будем представлять коня.

…Наконец наступил долгожданный день представления.

…Мы незаметно принесли лошадиную шкуру и спрятали позади сцены. Потом мы увидели Ваню Пахомова. Костя отозвал его в сторону и говорит:

– Слушай, Ваня, перед тем как выходить на сцену и драться с головой, ты зайди за кулисы. Там будет стоять приготовленная для тебя лошадь. Ты на эту лошадь садись и выезжай на сцену.

…И вот, когда публика начала собираться, мы незаметно пробрались за кулисы, приготовили лошадиную шкуру и стали ждать. Тут появился Ваня. На голове у него был блестящий шлем, сделанный из картона, в руках деревянное копье, выкрашенное серебряной краской. Ваня подошел к нам и говорит:

– Ну, где же ваша лошадь?

– Сейчас, – говорим мы.

Быстро влезли в лошадиную шкуру – и перед ним появился конь.

– Но! Поехали! – скомандовал Ваня, т. е. Руслан.

Мы с Шишкиным затопали прямо на сцену. Ребята встретили нас дружным смехом. Видно, наш конь понравился.

После представления к ребятам подошел вожатый.

– А, так это вы! – сказал Володя. – Кто вам разрешил здесь баловаться?

– Разве плохой конь получился? – удивился Шишкин.

– Коня‑то вы хорошо смастерили, – сказал Володя. – А сыграть как следует не смогли: на сцене серьезный разговор происходит, а конь стоит, ногами шаркает, то отставит ногу, то приставит. Где вы видали, чтоб лошади так делали?

– Ну, устанешь ведь спокойно на одном месте стоять, – говорю я. – И еще Ваня на мне верхом сидит. Знаете, какой он тяжелый. Где уж тут спокойно стоять!

– Надо было стоять, раз на сцену вышли. И еще, Руслан читает стихи: «О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями?» – и вдруг в публике смех. Я думаю, почему смеются? Что тут смешного? А оказывается, конь в это время ушами захлопал!

– Это я переиграл малость, – говорит Шишкин. – Слишком сильно за веревочку дергал.

– «Переиграл»! – передразнил его Володя. – Вот не лезьте в другой раз без спросу на сцену.

Мы очень опечалились и думали, что нам еще от Ольги Николаевны за это достанется, но Ольга Николаевна нам совсем ничего не сказала, и для меня это было почему‑то хуже, чем если бы она как следует пробрала нас за то, что мы не послушались ее.

Наверно, она решила, что мы с Шишкиным какие‑нибудь такие совсем неисправимые, что с нами даже разговаривать серьезно не стоит.

Носов Н. Витя Малеев в школе и дома. – М., 1983. – С. 610–615.

 

Правильно ли поступила учительница, запретив ребятам принимать участие в концерте из‑за плохих отметок?

Согласны ли вы с замечаниями, сделанными вожатым Володей об игре друзей?

Как бы поступили вы, если бы к вам в кружок или театральный коллектив захотели поступить такие же очень активные, но не самые послушные ребята? Какую работу или какие роли можно было бы поручить им? В чем заключаются таланты подобных ребят?

Возможно ли найти «золотую середину» между соблюдением права ребенка на участие в различных видах внеурочной деятельности в соответствии с его интересами и необходимостью осваивать содержание учебных дисциплин?

 

Познакомьтесь с различными определениями внеклассной, внеурочной работы, которые дают педагогические словари и энциклопедии, изданные в разные годы. Сравните и определите, в чем состоят принципиальные различия в трактовках (если они есть), и выявите то, что можно назвать «инвариантом».

 

Как вам кажется, есть ли в этих определениях отражение политической ситуации в стране?

Какой из вариантов лучше всего подходит нынешней школьной жизни?

Какое понятие, на ваш взгляд, следует сохранить – внеклассная или внеурочная работа? А может быть, в них заключено разное содержание?

Проанализировав изложенные ниже формулировки внеклассной и внеурочной работы, дайте свое определение этим понятиям.

 

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА – организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой во внеучебное время для расширения и углубления знаний, умений и навыков, развития самостоятельности, индивидуальных способностей и склонностей учащихся, а также удовлетворения их интересов и обеспечения разумного отдыха. В советской школе В. р., проводимая в разнообразных формах и охватывающая широкие круги уч‑ся, является важным средством коммунистического восп. школьников.

Составляя органическую часть жизни школы, В. р. помогает детям успешно учиться, вырабатывает у них навыки общественно полезного труда, сознательную дисциплину, коллективизм, развивает инициативу, способствует нравственному, умственному, физ. и эстетическому восп. школьников, удовлетворяет их культурные запросы и направляет их активность в русло полезной деятельности.

Организационные формы В. р. таковы: а) кружки ученические, б) политико‑массовая работа с учащимися (доклады, беседы, лекции, политические информации, читательские конференции, шк. праздники, встречи со знатными людьми, вечера и т. д.), в) индивидуальная работа уч‑ся (чтение книг, занятия техникой, искусством и т. п.) под руководством учителей и родителей. Руководство В. р. принадлежит учителям, опирающимся на помощь комсомольских, пионерских и ученических организаций и их инициативу.

В. р. ведется на основе самодеятельности и добровольности уч‑ся. При определении содержания и методов работы учитывается возраст, умственное и физ. развитие школьника. Предметные кружки непосредственно связаны с содержанием шк. программ, но не повторяют их, а расширяют и углубляют знания уч‑ся и вносят в работу иссл. элемент. Кружки юных техников и натуралистов содействуют политехн. образованию, приобщению уч‑ся к практической деятельности и развивают техн. мысль, смекалку. Работа в этих кружках носит преимущественно характер выполнения практических заданий, связанных с теорией. Политико‑массовая работа знакомит уч‑ся с жизнью, воспитывает научное мировоззрение, коммунистическую нравственность.

Педагогический словарь: В 2 т. – М., 1960. – Т. 1. – С. 167–168.

 

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА – составная часть учебно‑воспитательной работы школы, одна из форм организации досуга учащихся. Предоставляет широкие возможности для всестороннего развития уч‑ся и подготовки их к жизни. К В. р. относятся разнообразные воспитательно‑образовательные занятия с уч‑ся. Они организуются и проводятся во внеурочное время пионерской, комсомольской организациями и другими органами детского самоуправления при активной помощи и тактичном руководстве со стороны пед. коллектива, особенно классных руководителей, воспитателей и старших пионервожатых. Значительную помощь уч‑ся в организации В. р. оказывают дворцы и дома пионеров и школьников, станции юных техников, натуралистов, туристов и другие внешкольные учреждения.

По своему содержанию В. р. очень разнообразна: общественно‑политическая, образовательная, общественно полезная, физкультурно‑спортивная, занятия различными видами иск‑ва.

Осн. формы организации В. р.: массовая работа (работа в клубах школьных, вечера школьные, утренники, диспуты, конкурсы, викторины, экскурсии, организация выставок школьных и музеев школьных и т. д.), кружковая работа (занятия уч‑ся в технических, предметных и других кружках, спортивных секциях, ансамблях, оркестрах и т. д.), индивидуальные занятия (внеклассное чтение, коллекционирование, самостоятельные занятия техникой, музыкой, живописью, подготовка докладов и т. д.).

Между учебно‑воспитательной работой, проводимой на уроках, и В. р. существует тесная взаимосвязь: учебные занятия, развивая у уч‑ся интерес к знаниям, содействуют развертыванию В. р. и, наоборот, внеклассные занятия, позволяющие уч‑ся применять знания на практике, расширяющие и углубляющие эти знания, повышают успеваемость уч‑ся и их интерес к учению. Однако В. р. не должна дублировать уч. работу, иначе она превратится в обычные дополнительные занятия.

В отличие от уч. работы В. р. организуется только на добровольных началах. Ее содержание и формы определяются интересами и запросами уч‑ся и во многом зависят от местных условий. В. р. часто проводится с уч‑ся разного возраста, объединяет уч‑ся старших и младших классов и тем самым способствует сплочению общешкольного коллектива, развивает товарищескую взаимопомощь, укрепляет дружбу между уч‑ся.

В. р. эффективна только в том случае, если она проводится систематически, соответствует уровню развития уч‑ся и является массовой, если внеклассные занятия разнообразны и увлекательны.

Педагогическая энциклопедия: В 4 т. – М., 1964. – Т. 1. – С. 340–341.

 

ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА, внеклассная работа, составная часть уч. – воспитат. процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. В. р. в дорев. России проводилась уч. заведениями гл. обр. в виде занятий творчеством, организации тематич. вечеров и др. Большое развитие В. р. получила после Окт. революции, когда в школах начали активно создаваться разнообразные кружки, самодеят. коллективы, агитбригады. А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.Н. Сорока‑Росинский и др. педагоги рассматривали В. р. как неотъемлемую часть воспитания личности, основанного на принципах добровольности, активности и самодеятельности. С созданием в 20‑е гг. в СССР отрядов пионеров и ячеек комсомола В.р. чаще всего сливалась с работой этих орг‑ций.

До сер. 80‑х гг. В. р. контролировалась органами нар. образования, комитетами комсомола и советами пионерской организации. В. р. чаще всего велась пед. коллективом и узким активом учащихся под руководством организаторов внеклассной и внешкольной воспитат. работы. В этих условиях большинство школьников оказывалось в роли пассивных исполнителей и наблюдателей, предпочитая неформальное общение вне школы. Попытки отд. педагогов оживить В. р. не смогли изменить общего авторитарного стиля в ее организации.

Во 2‑й пол. 80‑х гг. в процессе гуманизации воспитания начался поиск новых подходов к В. р., ориентированной на личность школьника. Отмена обязат. мероприятий, программ и инструкций позволила шк. коллективам самостоятельно определять содержание и формы В. р. с учетом своей специфики и увлечений учащихся. Осн. задачами В. р. признаны создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, наличие реальных дел, доступных для детей и имеющих конкретный результат, внесение в нее романтики, фантазии, элементов игры, оптимистич. перспективы и приподнятости.

Направления, формы, методы В. р. практически совпадают с внешкольной работой. В школе предпочтение отдается общеобразоват. направлению, организации предметных кружков и научных обществ учащихся и т. п. Развиты худож. и техн. творчество учащихся, художественная самодеятельность, физкультура, детский и юношеский спорт, туризм и т. д. С учетом воспитат. значения производит. трудовой деятельности проводятся эксперименты по организации шк. кооперативов и др. трудовых объединений, работающих по заказам предприятий и учреждений.

В. р. помогает удовлетворять потребность детей и молодежи в неформальном общении в клубах и любительских объединениях, музеях, во время шк. вечеров, праздников, фестивалей и т. п. К специфич. форме. В. р. относится организация продленного дня. Во В. р. большое значение имеет самоуправление учащихся, к‑рое позволяет большинству школьников принять участие в организаторской деятельности, формирует личность гражданина. Успех В. р. зависит не только от активности учащихся, но и от пед. влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность.

Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993. – Т. 1. – С. 151–152.

 

«Учитель, стань человеком!» – воскликнул П.П. Блонский, размышляя еще в начале ХХ в. о том, какой должна быть школа. По его мнению, необходимо, чтобы педагог в школе чувствовал себя прежде всего личностью, достойной уважения. И только тогда он сможет найти общий язык с ребенком и правильно организовать процесс сотрудничества. И хотя его слова адресованы школьным учителям, однако они должны быть услышаны и сегодняшними педагогами дополнительного образования.

Прочтите предлагаемый отрывок из книги П.П. Блонского, написанной еще в 1917 г., и решите, можете ли вы разделить приведенные ниже мысли.

 

Любите не школу, а детей, приходящих в школу; любите не книги о действительности, а самую действительность; не жизнь суживайте до учения, но учение расширяйте до жизни! А самое главное: любите жизнь и как можно больше живите живою жизнью. В вашей идеальной школе учитель не будет скучать и томиться, ибо в ней он будет сам жить. Вместе с детьми он будет сам учиться, всматриваться в жизнь и разбираться в ней, и если он мало знает жизнь, тем интереснее ему будет узнавать ее. Вместе с детьми он будет путешествовать в новых для него странах; вместе с ними он втянется в новое общее дело. А нет у него настроения ни думать, ни мастерить вместе с детьми, он будет отдыхать за музыкой, книгой поэта, легендой или мечтой. В его учительской службе будет мало повторений, ибо творчеству учителя в новой школе, школе жизни, будет много места.

Да, мы много говорим о жизни в творчестве детей, но пора заговорить уже и о жизни и творчестве учителя. Школа должна дать место жизни учителя, иначе она не будет иметь учителей – живых людей. Школа должна дать возможность учителю стать человеком для детей и жить в классе интенсивной человеческой жизнью. В школе должно быть возможно больше простора для личного творчества учителя: точно регламентированная программа, учебник и вопросо‑ответная форма обучения обезличивают учителя. Превратим же уроки в совместную жизнь учителя с детьми, пусть урок будет или совместной работой над новой задачей, или задушевной общей беседой, пусть учитель не скрывает от детей своего сердца, в котором дети увидят не только учительскую раздражительность и сухость, пусть наша новая школа мысли, человечности и поэзии для ребенка будет школой, полной человеческой жизни и живого культурного творчества и для учителя.

Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы: Избр. педагогические и психологические соч.: В 2 т. – М., 1979. – Т. 1. – С. 39–41.

 

В своей книге «Осколки зеркала» Марина Тарковская, сестра выдающегося кинорежиссера Андрея Тарковского, тонко передает атмосферу школьной жизни 50‑х годов.

Познакомьтесь с жизнью ее воспитанников и подумайте, в чем разница педагогических подходов при создании театральных постановок в мужской и женской школах. С учащимися какой из этих двух школ вы захотели бы поработать в качестве руководителя театрального коллектива?

 

Мы с Андреем учились в разных школах, он в знаменитой на все Замоскворечье 554‑й, в Стремянном переулке.

Как говорится, каков поп, таков и приход. Директор школы № 554 не был твердых правил и любил выпить, поэтому успеваемость и дисциплина в школе хромали.

Во время большой перемены школа являла собой подобие ада. Из дверей уборных вырывались клубы табачного дыма… В этом ядовитом тумане носились ученики, сметая всех, кто попадался на их пути…

…Наша женская школа № 559 была совсем другой, недаром она называлась у районных мальчишек «монастырем святой Ксении». Это нашу директоршу звали Ксения Николаевна, и она действительно превратила вверенную ей школу в нечто вроде монастыря. Тумбочки для цветов были покрыты белыми салфетками, на уроках была тишина, а на переменках мы чинно прохаживались по коридору под надзором дежурной учительницы.

Но роднила обе наши школы любовь к театральному искусству. И в той и в другой были драматические кружки, только мужские роли у нас приходилось играть девчонкам, а в Андреевой – женские исполнялись мальчишками. Вот такое неудобство породило раздельное обучение.

Примой нашего драмкружка была, конечно, Галька Иванова, блондинка с бледным широким лицом, вдоль которого свисали две тонких косички. Галька играла все главные роли – она была Гердой в «Снежной королеве» и Зоей в пьесе Маргариты Алигер.

…Кончилась первая четверть, и было объявлено, что на Седьмое ноября в нашей школе будет вечер с художественной самодеятельностью. Об этом вечере узнали ребята из 554‑й школы, и Андрей сказал, что они покажут у нас свою пьесу. Я ждала этого вечера с особыми чувствами.

Зал был полон, учителя во главе с директоршей сидели в первом ряду. Завуч в отглаженной гимнастерке поздравил всех с праздником и сообщил об «итогах первой четверти». Потом началась самодеятельность. Читали стихи о Великом Октябре и танцевали бессмертный матросский танец «Яблочко». Девочка‑узбечка, жившая в узбекском представительстве на Полянке, сыграла на пианино «Похороны куклы». Наконец объявили «Зою». Зал, негромко гудевший во время «Похорон», затих.

Галька Иванова прошла к середине сцены и устроилась, полулежа, на полу. Сидящие в задних рядах вытягивали шеи, чтобы лучше видеть. Некоторое время она лежала молча, входя в образ, потом приподнялась, как бы очнувшись, протянула руку, показывая в дальний угол зала, и проговорила: «Кто это там стоит у окна?» Все зрители повернулись к дальнему окну. Раздался смех, потому что там на подоконнике сидела наша одноклассница, хулиганка и двоечница Валька Сидоркина.

Но Галька, не обращая внимания на смех, как настоящая актриса, продолжала: «Ах, это вы, Иосиф Виссарионович!» Смех умолк. Теперь все очень серьезно смотрели на сцену. «Простите, я не могу встать, у меня болят ноги, но я сидя выслушаю Ваш приказ»…

Гальке долго хлопали, и она, откланявшись, довольная, пробежала на место, которое мы уважительно держали ей в зале.

И вот объявили, что выступит драмкружок из 554‑й школы. Я была счастлива – сейчас все увидят моего брата. Андрей был объектом моей гордости и давал мне некоторое превосходство над одноклассницами – только у меня одной в классе был старший брат.

Вот и он – в длинном бабушкином платье времен нэпа, в черной шляпе из японской рисовой соломки со страусовым пером. Нарумяненный, с накрашенными губами, Андрей изображал неверную графиню, которая, проводив мужа на охоту, принимала кавалера.

Друг Андрея, Слава Петров, играл глуповатого увальня‑графа, который с криком «Графина!» в неурочный час вваливался на сцену. Изменница‑графиня, то и дело поддергивая сползающий бюст, прятала любовника, а граф бегал за ней со шпагой в руке.

Зал хохотал – пьеска была хоть и глуповатой, но веселой и не похожей на то, к чему все привыкли. И ребята играли смешно, особенно Андрей с кокетливыми ужимками и подушкой вместо бюста.

Но вдруг я увидела лицо нашей директорши. Оно было застывшим, как маска. Директорша не смеялась. Перестала смеяться и я. Ну все. Теперь начнутся разборки – кто придумал эту пьесу, кто разрешил выступать? Андрею попадет, еще из школы выгонят, если дело дойдет до роно.

Но Ксения Николаевна, видимо, не захотела выносить сор из избы. Репрессий не последовало. Только наша историчка, узнав, что это мой брат «блистал» на вечере, сказала: «Ну и ну» – и покачала головой. Но глаза у нее смеялись.

Тарковская МА. Осколки зеркала. – М., 1999. – С. 72–74.

 

Всмотритесь в портреты педагогов, которые с большой любовью и уважением создал известный артист и режиссер В.Б. Смехов. Они все разные: учитель‑художник и учитель‑педант, учитель, умеющий быть другом, но не допускающий панибратства.

 

Подумайте, чей стиль педагогической деятельности вам ближе, кому хотелось бы подражать?

Кто из них в большей степени соответствует требованиям педагога дополнительного образования?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.