Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система аналитических показателей




Для характеристики работы анализ объекта принято исполь­зовать систему показателей. Причем выделяют системы показа­телей: нормативные, плановые, учетные, аналитические.

Система планируемых показателей включает меньшее их число, чем система показателей учета, которая, в свою очередь, беднее системы аналитических показателей. Объясняется это следующим. С помощью показателей плана формируется модель функционирова­ния объекта, которая всегда уже, беднее, чем реальная действительность. В плане не учитываются прогулы, стихийные бедст­вия, непроизводительные выплаты и затраты. Реальная действи­тельность находит свое отражение в показателях учета.

Система аналитических показателей шире, чем система плани­руемых и учетных, т.к. она должна обеспечить отражение ре­зультатов хозяйствования и оценку уровня его эффективности по всем направлениям и многочисленным целям, причем как по системе в целом, так и по отдельным входящим в ее подсисте­мам. Поэтому система аналитических показателей включает как обобщающие показатели (результатные), так и частные (фактор­ные).

Под системой показателей подразумевается такое упорядочен­ное их множество, в котором каждый показатель дает качест­венную и количественную характеристику определенной стороны хозяйственной деятельности, взаимосвязан с другими показате­лями, но не дублирует их, обладает свойствами сводимости делимости (для детализации).

Количество показателей в системе может увеличиваться прак­тически безгранично путем их дифференциации или интеграции в зависимости от программы анализа, глубины изучения результа­тов хозяйственной деятельности и влияющих на них факторов.

Чтобы система аналитических показателей способствовала по­вышению эффективности хозяйствования, она должна быть наце­лена на выполнение задач отдельной обособленной системы в со­ответствии с общегосударственными интересами.

Аналитические показатели могут быть получены непосредст­венно из плановых, учетных отчетных источников информации, ли­бо в результате обработки имеющихся показателей. В содержании экономических показателей выражается сущность изучаемых вопросов, а путем числового представления дается конкретное измерение вопросов.

Аналитические показатели классифицируются следующим обра­зом:

I. По степени обобщения деятельности объекта

а) обобщающие б) частные.

Обобщающими показателями называются те, которые дают общую характеристику в целом по объекту, например, затраты на рубль продукции. К частным показателям относят те, которые характе­ризуют либо одну сторону хозяйствования, либо одно из струк­турных подразделений. Например, производственная себестоимость в цехе.

2. По содержанию

а) количественные, б) качественные.

Количественные отражают размерную величину хозяйственных процессов и количественные изменения, происходящие в них. Нап­ример, объем реализации продукции, численность персонала, ко­личество станков и т.д.

Качественные отражают существенные особенности хозяйствен­ных процессов, их экономическую эффективность и целесообраз­ность. Например, себестоимость единицы продукции, себестои­мость всей товарной продукции, уровень производительности тру­да, уровень рентабельности я т.д.

Количественные и качественные показатели изучаются во взаимосвязи. Например, при анализе себестоимости продукции изучают, каким образом на себестоимость сказалось увеличение или уменьшение объема выпуска.

3. По способу выражения

а) абсолютные, б) относительные.

Абсолютные показатели отражают величину хозяйственных про­цессов и их результаты, величину или объем ресурсов, величи­ну отдельных элементов или отдельных составных частей ресур­сов и т.п.

В зависимости от применяемых измерителей абсолютные пока­затели могут быть натуральными, трудовыми, стоимостными. Например, измерение объема продукции возможно в натуральных единицах (т, мэ,...), в трудовых единицах (н/час затрат), в денежных (тыс. руб.).

В зависимости от порядка исчисления абсолютные показатели могут быть интервальные, моментные, средние.

Интервальные характеризуют величину хозяйственных процес­сов или их результатов за определенный интервал времени. Нап­ример, выручка от реализации продукции за май 2004 года, валовая прибыль за 2 квартал 2005 года.

Моментные отражают величину хозяйственных ресурсов на оп­ределенную дату. Например, число рабочих в наиболее заполнен­ной смене на 29 декабря, наличие основных фондов предприятия на начало отчетного периода и на конец отчетного периода.

Среднехронологические отражают среднюю величину ресур­сов за определенный период времени. Например, среднесписоч­ная за год численность рабочих, среднегодовая стоимость ос­новных фондов, средние остатки оборотных средств.

Относительные показатели строятся как частное от деления двух взаимо­связанных абсолютных показателей. Они предназначены для ха­рактеристики степени выполнения плана, структуры изучаемых явлений, интенсивности их изменения во времени, для харак­теристики эффективности.

В зависимости от характера вводимых в расчет абсолютных показателей различают такие относительные показатели: коэф­фициенты, удельные показатели, структурные показатели.

Коэффициенты определяются как частное от деления двух абсолютных показателей одинакового измерения. Например, коэффициент фондоотдачи.

Удельные определяются как частное от деления двух абсо­лютных показателей различного измерения. Например, среднего­довая выработка на одного рабочего рассчитывается отношением выпушенной продукции к среднесписочной численности рабочих:

Структурные определяются как результат разделения общего на составные части. При построении структурных показателей часть относится к целому. Например:

где стоимость одного элемента затрат - заработная плата, амортизация и т.д.

4. По широте использования:

а) показатели, используемые при АХД всех отраслей (производительность труда, прибыль, рентабельность).

б) показатели, являющиеся специфическими для отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли (в металлургической промышленности – увеличение ме­талла из сырья в готовой продукции, влажность зерна, жирность молока).

5. По характеру использования;

а) показатели-характеристики хозяйственных процессов.
Отвечают на вопрос: «каково строение хозяйственных процессов, в какой степени выполнено плановое задание, какова динамика процессов, какие достигнуты результаты?»

б) показатели-факторы, которые оказали влияние на дос­тигнутые результаты. Здесь аналитические показатели отражают условия и причины, в результате которых произошли изменения в хозяйственных процессах.

В зависимости от задачи исследования один и тот же пока­затель может выступать и характеристикой и фактором. Напри­мер, для определения выпуска продукции за счет трудовых ре­сурсов составляют формулу:

ВП = Ч Х W год,

где W - выработка годовая, выступает как фактор, а если определять причины, оказывающие влияние на производительность труда на основе алгоритма

W год = Д*П * W час.,

то в данном случаи Wгод – это изучаемая характеристика

6. По стадиям жизненного цикла: предпроизводственная (проектирование, подготовка производства), производственная, снабженческо-сбытовая, эксплуатационная, утилизационная. Например, соотношение отдельных функций, установление их стои­мости, определение рациональности производства на месте или импорта и т.д.)

7. По отношению к деятельности аналогичного объекта:

а) зависящие, субъективные; б) независящие, объективные. К независящим от деятельности объекта показателям можно отнести стихийные бедствия, повышение тарифов на коммунальные услуги, транспорт и т.д.

8. По роли в управлении – оценочные, образующие.

К оценочным относят те, на основании которых дают оценку эффективности хозяйствования (рентабельность, фондоотдача, производительность труда и т.д.).

Образующие – это те, которые являются основой для исчисления налогов, отчислений (фонд оплаты труда, объем реализа­ции, прибыль, стоимость имущества и т.д.).

9.По направлению влияния – положительные, отрицательные.

К положительным относят те, увеличение которых свидетель­ствует о положительной оценке работы объекта (например, увеличивается при­быль, растет объем реализации).

К отрицательным показателям относят те, увеличение которых свидетельствует об отрицательной работе объекта. Напри­мер, увеличивается себестоимость, растут коммерческие расходы и т.д.

Таблица3.3.1

Классификация аналитических показателей.

Признак классификации Виды аналитических показателей
Степень обобщения Обобщающие Частные
Содержание Количественные Качественные
Способ выражения Абсолютные     Относительные   Измеритель Натуральные стоимостные трудовые
  Время измерения   Моментные Интервальные Средние
Коэффициенты Удельные структурные
Широта использования Общие Специфические
Характер использования Характеристики Факторы
Стадии воспроизводства Предпроизводственные Производственные Эксплуатационные Утилизационные
Отношение к деятельности объекта Зависящие, субъективные Независящие, объективные
Роль в управлении Оценочные Образующие
Направления влияния Положительные Отрицательные
Цель применения Оценка эффекта Оценка эффективности

 

Приведенная классификация аналитических показателей поз­воляет сделать следующие выводы:

- для объективной оценки работы нельзя использовать один или несколько из них, нужно использовать систему показателей;

- один и тот же показатель зависимости от задачи иссле­дования может быть отнесен к различным и количественным частным, и положительным, общим и т.д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1155; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.