Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перевод выполнен по изданию: Titi Livi ab urbe condita libri. Pars VI. Lipsiae, 1882. 8 страница




 

[737] 75. «Земляки», – точнее, «трибулы» (члены той же трибы). О клиентах см.: примеч. 41 к кн. II.

 

[738] 76. В разных источниках эта цифра колеблется в пределах от 10 до 500 тыс. ассов.

 

[739] 77. Лукумон – собств. не имя, а этрусское слово, обозначавшее правителя города (недаром ниже говорится о его «большой власти»).

 

[740] 78. Этот рассказ (встречаемый еще у Катона – фрагм. 36 Р., ср.: Юстин, 43, 3, 4), видимо, возник под влиянием эллинистической литературы. Ее же канонам, уже утвердившимся и в римской литературе, следует Ливий, предваряя рассказ о военных действиях этно‑географическими экскурсами (XXXIII, 7–1; XXXIV, 1–35, 3).

 

[741] 79. Таким образом, следуя хронологии Ливия, первый переход галлов в Северную Италию нужно было бы отнести ко времени около 600 г. до н.э. Археологически подтверждена только миграция галлов (кельтов) в Италию после 400 г. до н.э., связанная с событиями, о которых и идет речь в V книге.

 

[742] 80. Названия Тускского, или Тирренского, («нижнего») моря происходят от италийского и греческого наименований этрусков, Адриатического («верхнего») – от названия Адрии (или Атрии), города, основанного, вероятно, в VI в. до н.э. близ устья реки Пад (см.: примеч. 82). Некоторые авторы (см.: Юстин, XX, 1, 9) называют Адрию греческой колонией; по археологическим данным, она была смешанным греко‑этрусским поселением.

 

[743] 81. См.прим.40 к кн. I.

 

[744] 82. Пад (греч. Эридан, ныне – По) – река, пересекающая Северную Италию с запада на восток.

 

[745] 83. Версию Ливия о прибытии венетов в Италию см.: I, 1, 2–3. Этноним венеты (энеты, венеды) известен в разных областях Европы. От североиталийских венетов сохранилось небольшое количество коротких надписей. Язык их италийский, но некоторые детали могут указывать на какие‑то связи с балтийскими языками (венедов Северной Европы принято считать славянами).

 

[746] 84. Вопрос об этнической принадлежности ретов не решен однозначно. Язык их, видимо, был прединдоевропейским. Он, вероятно, подвергся некоторому влиянию этрусского (реты пользовались североэтрусским письмом), что и дало античным авторам повод считать этот язык искаженным этрусским.

 

[747] 85. Сообщение Ливия о миграции галльских племен и о ее причинах основано на греческой литературной традиции (причем достаточно поздней, II–I вв. до н.э.) этнографических описаний.

 

[748] 86. Ср.: Цезарь. Записки о Галльской войне, I, 1, 1: «Галлия вся разделена на три части, из которых одну населяют белги, другую аквитаны, третью те, что на своем языке называются кельтами, а на нашем галлами». Эти последние занимали территорию между Сеной, Луарой и Рейном. Из всех античных авторов лишь Цезарь и Ливий не отождествляют вполне понятий «галлы» и «кельты», у других (ср. например: Павсаний. Описание Эллады, I, 4, 1; Страбон. IV, 189) оба названия определяют одну и ту же этническую общность.

 

[749] 87. Другие авторы (Плутарх. Камилл, 15; Цезарь. Записки о Галльской войне, VI, 24, 1; Аппиан. Кельтские войны, 2, 2) считают причиной переселения неплодородность галльских земель.

 

[750] 88. Герцинские горы (или Герцинский лес) – горные цепи, расположенные на территории Южной Германии и Чехии. В античных описаниях местоположения и протяженности этого массива есть некоторые расхождения.

 

[751] 89. Ливий перечисляет здесь семь основных галльских племен.

 

[752] 90. Трикастины – галльское племя, обитавшее на территории современного Прованса (в низовьях Роны).

 

[753] 91. Здесь, вероятно, подразумевается переход через Альпы, совершенный Геркулесом после того, как он угнал быков Гериона (десятый подвиг). Ср. также позднее сказание о том, как Геракл‑Геркулес во время войны с Герионом стал отцом Галата, который и дал свое имя галатам‑галлам (см. Диодор Сицилийский, V, 24; ср.: Тацит. История, 42). Такие сказания обязаны своим возникновением определенной тенденции в греко‑римской мифографии, а именно: по мере расширения территорий, по тем или иным причинам представлявших интерес для греков или римлян, искусственно обогащались и представления о греческих и римских богах, в сферу «деятельности» которых включались новоосвоенные (или новообнаруженные) территории. Как правило, это сопровождалось «контаминацией» греко‑римских богов с местными божествами.

 

[754] 92. Саллювии – кельтско‑лигурийское племя, населявшее территорию между рекой Родан (совр. Рона) и Морскими Альпами.

 

[755] 93. Фокея – греческий (ионийский) город в Малой Азии. В 600 г. до н.э. фокейцы основали на лигурийском (см. примеч. 97) берегу колонию Массилию (совр. Марсель). Впоследствии Массилия превратилась в цветущий город, один из главных центров распространения эллинизма на Западе.

 

[756] 94. Это тот же путь, каким, согласно Ливию, шел Ганнибал (ср.: XXI, 38–39). Дурия и Тицин – притоки Пада.

 

[757] 95. Таким образом, по хронологии Ливия получается, что Медиолан был основан вскоре после 600 г. до н.э. В действительности г. Медиолан (совр. Милан) был основан инсубрами (одно из могущественнейших галльских племен; вопреки утверждению Ливия, инсубры не были родственны эдуям и составляли самостоятельное племенное образование) около 396 г. до н.э. на месте разрушенного ими этрусского города (который, в свою очередь, был построен этрусками не ранее 525 г. до н.э.). См.: Плиний. Естественная история. III, 3, 125.

 

[758] 96. См.: Полибий, II, 17 и Катулл, 67, 34. На территории, которая была захвачена галльским племенем ценоманов, находились города Бриксия и Верона, Кремона и Мантуя (см.: Страбон, V, 213).

 

[759] 97. Существует версия, определяющая либуев как коренное лигурийское население. Сами лигурийцы в классические времена населяли территорию между Приморскими Альпами и Апеннинами, от Массилии до Пизы. Язык этих древних племен, как считают сейчас, был прединдоевропейским.

 

[760] 98. Ср.: V, 34, 5, где сеноны названы в числе первых переселенцев. Противоречие объясняется, возможно, тем, что в источниках Ливия речь шла о двух волнах переселения сенонов, но, может быть, и просто неверным истолкованием текста греческого источника (ср.: Полибий, II, 17, 7). Наиболее ранние авторы, сообщающие о захвате Рима галлами: Феопомп (Плиний. Естественная история, III, 57); Гераклид (Плутарх. Камилл, 22; ср.: Полибий, II, 22, 4), говорят о галлах вообще, не уточняя названия племени. Более поздняя версия идентифицирует это племя с сенонами (см.: Диодор Сицилийский, XIV, 113, 3 сл.; Страбон V, 212; Аппиан. Кельтские войны, 11, 1). Утент (совр. Узо?) и Эзиз (совр. Эзина) – речки в Северной Италии.

 

[761] 99. Цизальпинская Галлия – территория Северной Италии между Апеннинами и Альпами, заселенная в V в. до н.э. кельтскими племенами (см выше: V, 34–35).

 

[762] 100. Версия об обращении жителей Клузия к Риму за помощью сомнительна. Ср. рассказ Диодора Сицилийского (XIV, 113, 3–7), где этот мотив отсутствует (ср. также: Дионисий Галикарнасский, XIII, 11–12).

 

[763] 101. Характерный риторический прием – ср.: Цицерон. Против Верреса, II, V, 6; 50; О консульских провинциях, 29; 31; 34.

 

[764] 102. По Дионисию Галикарнасскому (XIII, 12, (19)), были укомплектованы четыре легиона, а со вспомогательными частями римская армия (включая союзников) достигала 40 тыс. человек. Та же цифра у Плутарха (Камилл, 18, 5), который считает набранное войско численно достаточным, но необученным (большинство новобранцев впервые держало в руках оружие).

 

[765] 103. Имеется в виду Соляная дорога.

 

[766] 104. Ср. ниже: V, 39, 5. Черта, типичная для античных описаний галлов (и вообще варваров) – ср.: XXXVIII, 38, 17, 4; Полибий, II, 29, 5–6; Цезарь. Записки о Галльской войне, V, 37, 3.

 

[767] 105. Собств. «царек» (regulus) – так же он именуется и в V, 48, 8.

 

[768] 106. Битва при Аллии произошла 18 июля 390 г. до н.э. См.: VI, 1, 11. По Плутарху (Камилл, 19, 1), битва при Аллии произошла «после летнего солнцеворота, около полнолуния».

 

[769] 107. Аниен впадает в Тибр между Римом и Фиденами.

 

[770] 108. Ср. ниже: V, 40, 7. Вероятно, и здесь речь идет о фламине Квирина.

 

[771] 109. Ср. ниже: V, 45, 4; 54, 5, где для того же года (390 г. до н.э.) даются другие даты: 400 и 365 гг. от основания Города соответственно. Между тем, следуя хронологии самого Ливия (ср., например: IV, 7, 1), 390 г. до н.э. соответствует 364 г. от основания Города. Причины расхождения можно видеть в том, что здесь (V, 40, 1) и в V, 45, 4 даются округленные даты, а в V, 54, 5, где назван 365 г., возможно, отразились мистические представления о так называемом великом годе – периоде, число лет в котором равно числу дней в году (см.: Цензорин. О дне рождения, 19; ср. также: Августин. О граде Божием, XVIII, 54).

 

[772] 110. Собственно, речь идет о больших глиняных сосудах, какие употреблялись для хранения вина, масла и сыпучих продуктов.

 

[773] 111. Т.е. на курульных креслах (см. примеч. 39 к кн. I). Такое кресло – знак достоинства царей, а при Республике – должностных лиц, облеченных высшей властью.

 

[774] 112. На таких колесницах («тенсах») изображения богов перевозились во время игр из храмов в цирк.

 

[775] 113. Рассказ о гибели стариков‑сенаторов, возможно, восходящий к семейным преданиям рода Папириев, несмотря на сознательную оговорку Ливия («некоторые передают...»), несомненно отражает определенный ритуал добровольного принесения себя в жертву (ср.: VIII, 10, 11; XXVI, 10, 9; Цицерон. О природе богов, II, 10).

 

[776] 114. Собств. «в передней». Выше (41, 2): «в своих домах» (буквально даже: «в середине дома»).

 

[777] 115. «Черепаха» – здесь боевое построение, при котором воины держат щиты над головами, а стоящие в первом ряду – перед собой.

 

[778] 116. Т.е. между 6 и 9 часами вечера.

 

[779] 117. Видимо, речь идет о соляных разработках на правом берегу Тибра, близ Остии (см.: примеч. 111 к кн. I).

 

[780] 118. Т.е. облачившись в тогу таким образом, что руки оставались свободными. Такой вид облачения, заимствованный у жителей г. Габии (см.: примеч. 152 к кн. I), использовался при совершении определенных религиозных обрядов (см.: например: Вергилий. Энеида, VII, 612).

 

[781] 119. Легенда о Фабии Дорсуоне отражает действительно существовавшую ритуальную связь родов Фабиев с Квириналом.

 

[782] 120. Существует мнение о недостоверности всего рассказа о возвращении Камилла в Рим в качестве диктатора и о его роли в дальнейших событиях. Куриатский закон о власти – окончательное социально‑правовое утверждение полномочий должностного лица, облеченного властью. Принималось куриатными комициями (о них см. примеч. 129 к кн. IX).

 

[783] 121. О ней см.: I, 7, 8.

 

[784] 122. См. выше: V, 31, 2 и примеч. 68. Знаменитый рассказ о гусях, которые спасли Рим, возможно, позднейшего происхождения.

 

[785] 123. Это место (busta Gallica) находилось у подножия Капитолия (см.: XXII, 14, 11). Предложенное Ливием объяснение этого названия было не единственным у античных авторов (ср., например: Варрон. О латинском языке, V, 157).

 

[786] 124. По всей видимости, это этиологический миф, связанный с культом Юпитера Хлебника (см.: Валерий Максим, VII, 4, 3; Овидий. Фасты, VI, 350).

 

[787] 125. Диодор и Плутарх называют такую же сумму; Дионисий Галикарнасский – вдвое большую (25 талантов, т.е. 2 тыс. фунтов); Плиний (Естественная история, XXXIII, 14) сообщает, что 2 тыс. фунтов золота были найдены во время предпринятых в 52 г. до н.э. Помпеем раскопок под престолом в храме Юпитера Капитолийского.

 

[788] 126. Рассказ Ливия об изгнании галлов, особенно взятый в сравнении с другими источниками (ср.: Полибий, II, 18, 3; Диодор Сицилийский, XIV, 117, 7; Страбон, V, 220; Светоний. Тиберий, 3, 2), явно направлен на то, чтобы в меру возможности смягчить или затушевать понесенное римлянами унижение (выкуп) и подчеркнуть роль Камилла в спасении Города.

 

[789] 127. Возможно, что эти титулы приписаны Камиллу поздней обработкой предания (ср. примеч. 1 к кн. VI; уместно вспомнить также, что Гай Юлий Цезарь Октавиан принял титул «Август» в 27 г. до н.э., лишь после длительных колебаний предпочтя его титулу «Ромул»)

 

[790] 128. См.: примеч. 22 к кн. III.

 

[791] 129. Капитолийские игры устраивались не государством, а специальной коллегией «капитолийцев». Традиция о раннем происхождении этих игр устойчива, но не едина: некоторые источники (древние комментарии к Вергилию и др.) связывают их основание с Ромулом. Согласно этой версии, игры старше Капитолийского храма и сначала назывались Тарпейскими, а проводились при храме Юпитера Феретрия (см.: примеч. 47 к кн. I). Другие (Плутарх. Камилл, 5: Фест, 430 L.), как и Ливий, считают основателем игр Камилла, но связывают их с взятием Вей. Игры происходили 15 октября, включали в себя состязания в кулачном бою и в беге.

 

[792] 130. Ай Локутий («Говорящий Вещатель») – обожествленное олицетворение «голоса», прозвучавшего будто бы на этом месте и предупреждавшего о галльском нашествии (см. выше: V, 32, 6).

 

[793] 131. Ср. выше: V, 25, 9, а также: Диодор Сицилийский, XIV, 116, 8; Плутарх. Камилл, 8, 3–4.

 

[794] 132. Должностные лица и сенат давали «пир Юпитеру» 13 сентября в день освящения Капитолийского храма (таким образом, пир приходился на время Великих игр – см.: примеч. 119 к кн. I). В жертву приносилась белая телка. Пир «возглавляли» трое богов: Юпитер, чья статуя с накрашенным красной краской лицом располагалась на ложе (подушке), Юнона и Минерва, чьи изображения помещались на креслах. Перед ними ставились столы с едой и, видимо, звучала музыка. Впоследствии эту церемонию стали повторять 13 ноября во время Плебейских игр (см.: XXV, 2, 10).

 

[795] 133. Имеется в виду Палладий (см.: примеч. 72 к кн. I).

 

[796] 134. См.: примеч. 74 к кн. I.

 

[797] 135. О священнодействиях на Альбанской горе см. выше, примеч. 36. В Лавинии консулы, преторы и диктаторы по вступлении в должность совершали жертвоприношения Пенатам и Весте.

 

[798] 136. О померии (священной городской черте) см.: примеч. 138 к кн. I. Вне померия созывались центуриатные комиции.

 

[799] 137. Речь идет о «хижине Ромула» на Капитолии (см.: Витрувий, II, 1, 5). Была и вторая – на Палатине. Обе они поддерживались (даже если приходилось сгоревшую строить заново) в прежнем виде и во времена Ливия.

 

[800] 138. Ювента в Риме была богиней не просто юности, но «юношества» – младшего воинского возраста. Вступая в него (надевая «мужскую тогу»), молодой римлянин делал взнос в кассу Ювенты. Из текста Ливия следует, что и за святилищем Ювенты, как за святилищем Термина (ср.: I, 55, 4), было оставлено их прежнее место на территории будущего Капитолийского храма, так как птицы авгуров «не позволили» их передвигать. Действительно, Ювенту чтили в этом храме, в приделе Минервы (Дионисий Галикарнасский, III, 69, 5; Плиний. Естественная история, XXXV, 108).

 

[801] 1. Имеется в виду взятие Рима галлами (ср.: V, 51, 8 – «...в порабощении, поражении и выкупе...»), которое как бы завершило определенный круг римской истории; новый же начинается с повторного его основания на прежнем месте.

 

[802] 2. Мысль о Камилле как «втором основателе Города» настойчиво проводится в изложении Ливия (см. прежде всего: V, 49, 7).

 

[803] 3. Это был год (он закончился 30 июня 389 г. до н.э.), который начался при военных трибунах с консульской властью (см.: V, 36, 10–11), но затем – после взятия Рима галлами – был назначем диктатор – Марк Фурий Камилл (V, 46, 11). О военных трибунах с консульской властью см.: IV, 7, 1 и примеч. 18 к кн. IV.

 

[804] 4. Диктатор должен был слагать полномочия сразу по исполнении дела, ради которого он был избран, но Камилл был оставлен у власти до истечения срока должности военных трибунов, при которых город попал в руки галлов. Причиной продления полномочий Камилла Ливий называет просьбы сената в связи с борьбой вокруг проекта переселения римлян в Вейи (см.: V, 49, 8). Другой причиной могла быть невозможность возвращения власти военным трибунам, не сумевшим отстоять Рим.

 

[805] 5. О законах XII таблиц см.: III, 34, 1–7; 57, 10 и примеч. 103 к кн. III.

 

[806] 6. Законы, по преданию, изданные римскими царями, позднее (I в. до н.э.) были собраны в так называемый Папириев сборник, содержавший установления, относящиеся к сакральному праву или тесно с ним связанные. Раздел «царских законов» в современных собраниях источников по римскому праву (Fontes iuris Romani antiqui / Ed. С. G. Bruns. Ed. 7. Tubingae, 1909; Fontes Iuris Romani Anteiustiniani. Pars prima / Ed. S. Riccobono. Florentiae, 1941, p. 4–18) составлен из относящихся к этому предмету отрывков, сохранившихся у разных античных авторов, но восходящих, вероятно, к Папириеву сборнику.

 

[807] 7. Дебаты о том, что уставы понтификов должны быть опубликованы, продолжались еще долгое время (см.: X, 7).

 

[808] 8. По словам Авла Геллия (IV, 9, 5), «заповедными (dies religiosi) называются дни, отмеченные и обремененные скорбным знамением, в течение которых следует воздерживаться и от религиозных обрядов, и от каких бы то ни было новых предприятий». Уже Геллий предостерегал от того, чтобы путать эти дни с «неприсутственными» (dies nefasti) – о них см.: I, 19, 7.

 

[809] 9. Т.е. 18 июля.

 

[810] 10. О битве у Кремеры см.: II, 50, 5–11; о битве у Аллии: V, 37–38.

 

[811] 11. Авл Геллий (V, 17, 1–2) со ссылкой на Веррия Флакка рассказывает о поражении Сульпиция при Аллии и сообщает, что дни на другой день после календ, нон, ид называются «черными» (ater). См. также Макробий. Сатурналии, I, 16, 21–23.

 

[812] 12. См.: примеч. 66 к кн. IV; примеч. 40 к кн. I.

 

[813] 13. См.: II, 19–20; о неясности даты см.: II, 21, 3–4. По Э. Бикерману (Хронология древнего мира. М., 1975. С. 246), битва при Регилльском озере произошла около 496 г. до н.э.

 

[814] 14. О договорах 493 и 486 гг. до н.э. с этими народами см.: примеч. 76 к кн. II.

 

[815] 15. См.: примеч. 6 к кн. III.

 

[816] 16. Очевидно, Ливий считает началом войны с вольсками события 459 г. до н.э. (см. III, 22, 2). По поводу победы 389 г. над вольсками Диодор (XIV, 117, 3) замечает, что из‑за нее вольски, «которые до этого времени казались весьма сильными, стали самым слабым из всех племен, окружающих Рим».

 

[817] 17. Имеются в виду войны с эквами, вольсками и этрусками (ср.: Плутарх. Камилл, 36, 1).

 

[818] 18. «С торгов» – sub hasta («под копьем»). Буквальный смысл этого выражения (для римлянина привычного, как для нашего современника «с молотка») выразителен. Копье при торгах втыкалось в землю как «символ законной собственности, так как полагали, что самая бесспорная собственность это та, которую захватили у врага» (Гай. Институции, IV, 16. Пер. Ф. Дыдынского). Этот «символ собственности» широко использовался в римской юридической практике и не только применительно к военной добыче.

 

[819] 19. Ср.: V, 50, 6–7. См. также: примеч. 131 к кн. V.

 

[820] 20. В июле 83 г. до н.э.

 

[821] 21. О фалисках см.: примеч. 53 к кн. IV.

 

[822] 22. Ср.: V, 50, 8 и далее.

 

[823] 23. Эдилы ведали, в частности, строительством в Городе.

 

[824] 24. Храм Марса находился вне городских стен у Капенских ворот (в Сервиевой стене) на Марсовом склоне между первым и вторым милевыми камнями Аппиевой дороги. Посвящен был 1 июня, возможно, 388 г. до н.э.

 

[825] 25. В рукописной традиции здесь «избрал его диктатором», но издатели обычно принимают конъектуру Мадвига, опустившего это слово (ср. выше: VI, 5,6 и ниже: VI, 7,5).

 

[826] 26. «Слабосильные» (собств. causarii) – уволенные по инвалидности; «старики» – воины старших возрастов (45–60 лет).

 

[827] 27. После поражения вольсков в 389 г.

 

[828] 28. См. выше: VI, 4,1.

 

[829] 29. Речь идет о событиях 390 г.

 

[830] 30. См. выше: VI, 5,6.

 

[831] 31. См. выше: VI,6,14 и примеч. 26.

 

[832] 32. Т.е. Камилл.

 

[833] 33. Ср. выше: 9,3.

 

[834] 34. В этой связи можно вспомнить о Валерии Публиколе (II, 8, 1–3) и особенно о Спурии Кассии (II, 41, 1–3).

 

[835] 35. Собств. – fides (буквально «вера», «доверие») – понятие многозначное (нередко переводится как «кредит»).

 

[836] 36. Флагом, поднятым над консульской палаткой.

 

[837] 37. «...Если боги и их прорицатели что‑нибудь видят в будущем» – эта фраза лаконична и красива, но вряд ли уместна в устах Камилла. Размышления о том, ведомо ли будущее богам и есть ли польза от прорицаний, типична для эпохи самого Ливия, как это показывает поэзия Горация и Проперция.

 

38‑39 38‑39. Строго говоря, сенат лишь предлагал свои рекомендации по поводу начала войны, а последнее решение об этом принимало народное собрание (центуриатные комиции), которое «приказывало быть войне». – Ср. ниже: гл. 21, 3–5.

 

[838] 40. «Наложение руки» (см.: примеч. 77 к кн. III) как предъявление прав на власть над должником применялось обычно кредитором. Манлий здесь прибегает к нему, чтобы прервать власть кредитора, которому тут же при свидетелях выплачивает сумму долга, сам получая таким образом власть над должником.

 

[839] 41. Получив власть над должником, Манлий освободил его символическим актом погашения долга «при посредстве весов и меди» (удар куском меди о весы, обозначающий символическую уплату, был важным элементом ряда римских юридических процедур).

 

[840] 42. Собств. «пенаты».

 

[841] 43. Букв. «приговоренным и присужденным заимодавцу».

 

[842] 44. См.: примеч. 121 к кн. I.

 

[843] 45. Реминисценция из «Георгик» Вергилия (II, 507): «Прячет богатства ивой и сидит на закопанном злате».

 

[844] 46. См.: примеч. 100 к кн. III.

 

[845] 47. Ср.: примеч. 105 к кн. IV. Колония, видимо, была основана как латинская, но затем эти земли были включены в «римские» (ager Romanus).

 

[846] 48. См.: II, 41, 1–12.

 

[847] 49. См. IV, 13–16.

 

[848] 50. Ср.: Аристофан. Всадники, ст. 1127 сл. (впрочем, контекст здесь другой).

 

[849] 51. Ср.: Овидий. Скорбные элегии. I, 3, 1–2; «Только представлю себе той ночи печальнейший образ, / Той, что в граде была ночью последней моей» (пер. С.В. Шервинского). В оригинале у Ливия: “...noctis illius, quae... ultima... nomini Romano fuerit”; у Овидия – “illius... noctis... qua... supremum tempus in urbe fuit”.

 

[850] 52. Ср.: V, 47, 8.

 

[851] 53. Присвоив ему когномен Capitolinus (см.: V, 31, 2).

 

[852] 54. См.: IV, 14, 6.

 

[853] 55. «Доколе...» – Ливий использует знаменитое начало первой речи Цицерона против Катилины.

 

[854] 56. О клиентах см.: примеч. 41 к кн. II.

 

[855] 57. Речь идет о помощи, оказываемой плебеям народными трибунами.

 

[856] 58. По римскому праву, собственность (а равным образом и власть над женой) могла узакониваться давностью владения.

 

[857] 59. Имеются в виду народные трибуны.

 

[858] 60. Ср. также: VI, 14, 5: «...Манлия... отца римских плебеев». О взаимных обязанностях патрона и клиентов см.: примеч. 41 к кн. II.

 

[859] 61. «Уход» плебеев в дом Манлия сравнивается здесь с их уходом на Священную гору в 494 г. до н.э., но теперь средоточие опасности в сердце города (ср.: V, 47, 8).

 

[860] 62. См.: IV, 13, 14.

 

[861] 63. См.: примеч. 8 к кн. III.

 

[862] 64. Ср. также: Цицерон. О государстве, II, 49; Филиппики, II, 114; Валерий Максим, VI, 3, 1.

 

[863] 65. См.: III, 58, 1.

 

[864] 66. См. ниже: 10–11.

 

[865] 67. По рассказу Плиния Старшего (VII, 103), Манлий за 17 лет дважды получал вражеские доспехи, первый из всех, будучи всадником, он получил стенной венок, шесть гражданских, 37 даров, 23 раза был ранен. Авл Геллий (V, 6, 11, 12 и 16) сообщает, что «гражданским называется венок, который дает гражданин гражданину, которым он был спасен во время сражения... делается он из дубовых листьев», а «стенным» – венок (золотой), которым полководец награждал воина, взобравшегося первым на стену осажденного города.

 

[866] 68. Народное собрание названо здесь “concilium”, но это – нестрогое словоупотребление позднейшего времени. Из контекста видно, что речь здесь идет о тех же центуриатных комициях, что и выше в (20, 10), только перенесенных в другое место (тоже, разумеется, вне городской черты). Флументанские (собств. «Речные») ворота – те же, через которые выходили и к Марсову полю.

 

[867] 69. О суде дуумвиров см.: I, 26, 6; II, 41, 11.

 

[868] 70. Плутарх в биографии Камилла (гл. 36) почти дословно повторяет рассказ Ливия. Иная версия сохранилась у Авла Геллия (XVII, 21, 24), который сообщает, что в «Истории» Корнелия Непота было написано, будто Манлий, согласно древнему обычаю, был засечен до смерти.

 

[869] 71. См.: примеч. 25 к кн. IV. Двор (собств. officina – «мастерская») Монеты – монетный двор при храме (см.: Там же). О ее храме см. также: VII, 28, 4–6.

 

[870] 72. Ср.: Плутарх. Римские вопросы. 91 (Моралии 285).

 

[871] 73. Клавдий Квадригарий (цитируется у Авла Гелия – XVII, 2, 13) писал о Марке Манлии: «В равной мере выделялся он внешностью, делами, красноречием, достоинством, строгостью и доверием к людям... а происхождением... и мужеством он не уступал никому».

 

[872] 74. См.: примеч 39.

 

[873] 75. Т.е. совет старейшин в Велитрах.

 

[874] 76. См.: примеч. 4 к кн. III.

 

[875] 77. «Войны существуют для молодых» (iuvenibus bella data) и т.д. Речь Луция Фурия как по тематике, так и по использованной здесь лексике напоминает одну из Овидиевых «Любовных элегий» (I, 9). Сама мысль, скорее всего, общее место риторики.

 

[876] 78. Плутарх (Камилл, 37) утверждает, что в этот день Камилл был болен, не выходил из лагеря и даже находился в постели.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.183 сек.