Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перевод выполнен по изданию: Titi Livi ab urbe condita libri. Pars VI. Lipsiae, 1882. 10 страница




 

[1038] 16. Т.е. не думая о том, что в любом случае ему грозит смерть.

 

[1039] 17. Ср.: Вергилий. Энеида, X, 501: «Ум не знает людской себе грядущую участь».

 

[1040] 18. Следующий далее текст (5–8) в рукописной традиции не вполне исправен, и в разных изданиях передается по‑разному (неодинаков и принимаемый издателями порядок фраз). Перевод следует изданию Б.О. Фостера, который принимает здесь редакцию Конвея.

 

[1041] 19. Т.е. занимающими место перед «пилом» («отделением» триариев).

 

[1042] 20. Словом «вексилла» (знамя) обозначалось и стоящее под этим знаменем подразделение.

 

21‑22 21‑22. Вместе со знаменосцами, правда, получается 189 человек, но, может быть, три знаменосца трех вексилл числятся вне ряда?

 

[1043] 23. Рорарии – молодые легковооруженные солдаты (набирались из пятого цензового класса). В бою играли роль застрельщиков.

 

[1044] 24. Акцензы – воины, набиравшиеся из граждан, по цензу не достигших пятого класса. Вооруженные лишь пращами, они тоже должны были беспокоить неприятеля перед началом битвы.

 

[1045] 25. Река в Кампании.

 

[1046] 26. По словам Цицерона, гаруспики «внимательнейшим образом разглядывают головку печени, а если ее совсем не обнаружат, то прискорбнее этого, считают они, ничего быть не может» (О предвидении, II, 32, пер. М.И. Рижского). Отсутствие этой самой «головки» (или «верхнего отростка») в печени жертвенного животного оповещало Цезаря о близкой гибели (Там же, I, 119). Повреждение важной части внутренностей было таким же предвестьем.

 

[1047] 27. Видимо, существовало обыкновение, чтобы жрец‑понтифик сопровождал войско для выполнения важных обрядов.

 

[1048] 28. См.: примеч. 64 к кн. I.

 

[1049] 29. Беллона – богиня войны, ее кровопролитий и ужасов. Для более раннего времени не упоминается.

 

[1050] 30. Такой способ носить тогу (обычный при совершении некоторых обрядов) обеспечивал большую свободу движений.

 

[1051] 31. «Обрекший себя... и т.д.» – qui sese devoverit Vulcano arma vovere volet... Текст построен на аллитерациях vo–Vu–Ve и, возможно, восходит к древней ритуальной формуле.

 

[1052] 32. О Латинских торжествах см.: примеч. 36 к кн. V.

 

[1053] 33. Статус, полученный этими всадниками, не вполне ясен. Возможно, они уже не рассматривались как граждане Капуи. Доска в их честь была прибита в храме Кастора (и Поллукса) в Риме, а Диоскуры была покровителями римских всадников (см.: примеч. 52 и 96 к кн. II).

 

[1054] 34. Так же, как и всадникам в Риме, им выплачивались деньги на прокорм казенного коня. Денарий – серебряная монета (ее начали чеканить гораздо позднее – с 268 г. до н.э.), номинально (по смыслу слова) – 10 ассов, но при пересчете с серебра на медь считался за 16 ассов.

 

[1055] 35. В Лации, точнее не идентифицируется.

 

[1056] 36. См.: II, 1, 8; примеч. 4 к кн. II.

 

[1057] 37. См.: VII, 11, 13 и далее.

 

[1058] 38. Ср.: Фест, 418L.: «Стура – это река на Лаврентской равнине – некоторые называют ее Астурой».

 

[1059] 39. Этот факт отмечен в триумфальных фастах под 415 г. от основания Города.

 

[1060] 40. Видимо, с правом голосования, т.е. полные гражданские права.

 

[1061] 41. В Ланувии находилось почитаемое в Италии святилище Юноны Спасительницы. Отныне оно принадлежало и римлянам. На него распространилась компетенция римских понтификов (см.: примеч. 75 к кн. I), а римские консулы ежегодно совершали в Ланувии жертвоприношение. Считалась богиней‑воительницей и защитницей, хотя сохраняла древнейшие черты богини плодородия. Ср.: Проперций, IV, 8, 2–14: «Некий старинный дракон охраняет издревле Ланувий, / Стоит пойти посмотреть зрелище редкое здесь: / Спуск там таится крутой в заветную темную пропасть / Дева нисходит туда (бойся подобных путей!) / В праздник голодной змеи, когда требуя яств ежегодных, / С грозным шипеньем она вьется по недрам земли. / Девы бледнеют, когда их спускают для жертвы священной, / И наудачу суют руку в змеиную пасть. / Жадно хватает змея принесенные девою яства, / Даже корзины дрожат в нежных девичьих руках. Если невинны они, обнимают родителей снова, / А земледельцы кричат: „Год урожайный идет!“ (пер. Л. Остроумова). Подробнее этот же ритуал описывается у Клавдия Элиана (О природе животных, XI, 16).

 

[1062] 42. См.: VI, 26, 8.

 

[1063] 43. См.: VI, 12, 6; 17, 7.

 

[1064] 44. Тибуртинцы сражались на стороне галлов в 361 и 360 гг. до н.э., пренестинцы, возможно, в 358 г. (ср.: VII, 12, 8).

 

[1065] 45. Речь идет о межплеменных браках.

 

[1066] 46. Название «Ростры», встречавшееся у Ливия и раньше, для тех времен анахронистично (см.: примеч. 114 к кн. II).

 

[1067] 47. В 340 г. до н.э.

 

[1068] 48. В отличие от Свессы Помеции (Пометийской).

 

[1069] 49. Отпущенных нельзя было бы пытать при следствии.

 

[1070] 50. Подробно о казни весталки см.: Плутарх. Нума, 10; Плиний Младший. Письма, IV, 11, 4–10.

 

[1071] 51. Это был третий триумф Корва (ср.: VII, 27, 8; 38, 3).

 

[1072] 52. См. также: Веллей Патеркул, I, 14, 3. К этому же (334 до н.э.) году он относит и дарование «гражданства без права голоса» кампанцам (по Ливию, оно приходится на 338 г. до н.э. – ср. выше: гл. 14, 10) и части самнитов.

 

[1073] 53. Т.е. предполагаемой ошибки.

 

[1074] 54. Т.е. самниты и луканцы. Пест (Пестум) – город на западном побережье Лукании.

 

[1075] 55. Мецийская триба, вероятно, получила имя от Меция, который был расположен близ Ланувия и упоминался у Ливия (VI, 2, 8), а Скаптийская – от города Скаптия, находившегося между Тибуром и Тускулом. Таким образом, число триб было доведено до 29.

 

[1076] 56. Ливий нигде не упоминает о «вбитии гвоздя» во время сецессий, вообще же об этом обряде см.: VII, 3, 3–8 и примеч. 18 к кн. VII.

 

[1077] 57. О Клавдии Квадригарии см.: примеч. 121 к кн. VI. Ливий сравнительно часто ссылается на этого автора.

 

[1078] 58. Загородки (carceres), как пишет Варрон (О латинском языке, V, 153), сооружались для того, чтобы кони не выбегали на арену до подачи магистратом условного знака.

 

[1079] 59. Т.е. 1 июля.

 

[1080] 60. О Семоне Санке (Санге) см.: примеч. 79 к кн. I. Имущество предателя было посвящено ему как богу верности.

 

[1081] 61. См. выше: VIII, 14, 6.

 

[1082] 62. Ср.: Валерий Максим, VIII, 1, 7.

 

[1083] 63. Ливий неточен, Неаполь существовал и тогда. Палеполь («Старый город») и Неаполь («Новый город»), основанные куманскими (см.: примеч. 28 к кн. II) греками, были сначала как бы сдвоенным городом. Со временем название «Палеполь» совершенно вышло из употребления.

 

[1084] 64. Острова в Тирренском море напротив Неаполя.

 

[1085] 65. См.: I, 32, 5–14.

 

[1086] 66. Типичный для древнего Рима взгляд на греков.

 

[1087] 67. Здесь, возможно, лакуна в тексте.

 

[1088] 68. Это первый в римской истории случай пребывания консула у власти по истечении годичного срока его полномочий. Правда, в 464 г. до н.э. Тит Квинкций, консул предыдущего года, был оставлен при войске и на следующий год в качестве проконсула (т.е. «вместо консула»). См.: III, 4, 10.

 

[1089] 69. По Фесту (474L.), для птицегаданий принято было подниматься после полуночи, чтобы ничто их не прерывало. «Тишиной» и называлось «отсутствие всякого огреха в ауспициях».

 

[1090] 70. Интеррекс, как известно, назначался на срок до пяти дней.

 

[1091] 71. Александрия была основана пятью годами раньше (в 331 г. до н.э.), примерно тогда же умер Александр Эпирский.

 

[1092] 72. Описание оракула при храме Зевса в Додоне (в Эпире) см.: Геродот, II, 52–55.

 

[1093] 73. Река Ахеронт, как сообщает Павсаний (V, 14, 2–3 и др.), действительно протекающая в Феспротиде (область в Юго‑Западном Эпире), отличается медленным течением, заболоченностью, зловонным запахом и, согласно религиозно‑мифологическим представлениям, связана с подземными реками.

 

[1094] 74. Молоссы – жители внутренних областей Эпира.

 

[1095] 75. По Страбону (VI, 254), у луканцев был демократический образ правления, но во время войны ими избирался царь.

 

[1096] 76. Таким образом, избегая, по совету оракула, Эпирских Пандосии и Ахеронта, Александр вдруг узнает, что находится рядом с одноименными городом и рекой в Южной Италии и что ему уже угрожает неправильно понятое им предсказание. Мотив опять‑таки фольклорный и, может быть, легенда порождена совпадением названий (она сохранилась у ряда авторов – см.: Юстин, XII, 2; Страбон, V, 256). Реплика воина, ругавшего реку, возможно, подсказана созвучием с греческим словом “achos” («боль»).

 

[1097] 77. Консенция (совр. Казенца) – город в Южной Италии, столица бруттиев. По рассказу Юстина (XII, 2), фурийцы, выкупив у луканцев тело Александра, предали его погребению (Метапонт и Фурии – греческие города на берегу Тарентского залива).

 

[1098] 78. См.: примеч. 27 к кн. V.

 

[1099] 79. В Палеполе и Неаполе.

 

[1100] 80. Дионисий Галикарнасский (XV, 11) пишет, что некогда палеполитанцы были друзьями и даже союзниками римлян, но затем за два поколения до описываемых событий попали под власть самнитов.

 

[1101] 81. Авл Геллий (VI, 11, 7) приводит фразу из Клавдия Квадригария: «Они убедили сделать это одного луканского юношу, который был весьма высокороден, но роскошью и распутством расточил огромные деньги». Не исключено, что из рассказа именно об этом случае.

 

[1102] 82. “clari magis... quam honesti” – реминисценция из Саллюстия (Югуртинская война, 8, 1).

 

[1103] 83. Может быть, сюда же относится еще один приведенный Авлом Геллием (II, 19, 7) отрывок из Квадригария (тоже из первой книги его «Анналов»): «Когда луканцы узнали о том, что им, оказывается, лгали...»

 

[1104] 84. У Валерия Максима (VI, 1, 9) эта история отнесена к более позднему времени (позже Кавдинского поражения 321 г. до н.э.). «Второе обретение свободы» заключалось в том, что, если в свое время была завоевана свобода народа от царской власти, то сейчас отмена долговой кабалы должна была обеспечить личную свободу любого простолюдина.

 

[1105] 85. Курия – здание для заседаний сената.

 

[1106] 86. Это известный закон Петелия и Папирия 326 г. до н.э.

 

[1107] 87. Вестины – племя воинственных горцев, обитавшее в Самнии южнее границы с Пиценом.

 

[1108] 88. Марсы, пелигны и марруцины, как и их соседи, вестины – апеннинские горцы. «Эти народности, правда, невелики, – пишет о них Страбон (V, 241), – но отличаются большой отвагой и нередко доказывали римлянам свою доблесть».

 

[1109] 89. Пословица – ср.: Теренций. Формион, 203.

 

[1110] 90. Он звался также Руллом (XXIV, 9, 8). Его внуком был Фабий Кунктатор, знаменитый противник Ганнибала.

 

[1111] 91. Малочисленные города вестинов известны лишь по единичным упоминаниям.

 

[1112] 92. Пулларий («цыплятник») смотрел в войске за священными курами. Если наблюденные им (по поведению кур) знамения были сомнительны, полководцу следовало возвратиться в Рим и повторить ауспиции на прежнем месте.

 

[1113] 93. Рассказ о Квинте Фабии напоминает историю Тита Манлия (см. выше: VIII, 7); это два примера с одинаковым нравоучением, но второй – с благополучным концом, которому Ливий отдает предпочтение (почему и разрабатывает этот рассказ более подробно).

 

[1114] 94. Это число, более, чем достаточное для триумфа (см.: примеч. 17 к кн. II).

 

[1115] 95. См. выше: примеч. 2.

 

[1116] 96. Фабию Пиктору (см.: примеч. 1 к кн. I).

 

[1117] 97. Т.е. Манлиев правеж, казнь сына‑ослушника. См.: VIII, 7, 22.

 

[1118] 98. Будучи начальником конницы и находясь в подчинении у диктатора, Фабий вряд ли имел право ауспиций. Риторическое ли это преувеличение, просто ли речевой штамп?

 

[1119] 99. См.: II, 1, 8.

 

[1120] 100. На сходке войско стояло, выстроенное по манипулам, как перед битвой (ср. выше: гл. 8).

 

[1121] 101. См.: примеч. 68 к кн. II.

 

[1122] 102. Марк Фабий Амбуст был консулом в 360, 356 и 354 гг. до н.э.

 

[1123] 103. Начальник конницы имел, вероятно, право созвать сенат. Ср.: XXIII, 25, 2.

 

[1124] 104. См.: I, 26, 8.

 

[1125] 105. Фабий поднялся на трибунал (см.: примеч. 68 к кн. II) как должностное лицо, а вниз был сведен как подчиненный диктатора и подсудимый.

 

[1126] 106. Ср.: III, 26–29.

 

[1127] 107. См. VI, 25, 5.

 

[1128] 108. См. примеч. 97.

 

[1129] 109. См II, 5, 5–8.

 

[1130] 110. Как уже воин не подчиняется приказу центуриона...» – это место из Ливия использует Тацит в «Истории» (I, 84).

 

[1131] 111. Просто отставить его от должности диктатор не мог (хотя сам его назначал). Сдавали должность они одновременно.

 

[1132] 112. См.: примеч. 51 к кн. II.

 

[1133] 113. Тускуланцы при внесении их в списки римских граждан включались в Папириеву трибу, где их стало так много, что от них зависело мнение трибы при голосовании (см.: Валерий Максим, IX, 10, 1).

 

[1134] 114. Не более последних двух лет.

 

[1135] 115. Впервые заключен был в 353 г. до н.э. (см.: VII, 19, 4). О его продлении см.: VIII, 2, 4 (341 г. до н.э.); о нарушении: VIII, 23, 1–9.

 

[1136] 116. Римляне не принимали возмещения, так как хотели не возврата к прежним условиям договора, а новых условий, более жестких.

 

[1137] 117. О римских (Великих) играх см.: примеч. 119 к кн. I. Идея избрать диктатора только для того, чтобы он подал знак выпускать четверни на играх (это была обязанность должностного лица), такого же рода, как и избрание диктатора для вбития гвоздя (см.: примеч. 18 к кн. VII), тем более, что игры тоже имели сакральное значение.

 

[1138] 118. Ср.: Цицерон. Брут, 62: «Из‑за этих похвальных слов даже наша история полна ошибок, так как в них написано многое, чего и не было: и вымышленные триумфы, и многочисленные консульства, и даже мнимое родство: например, говорится о переходе предка из патрициев в плебеи, когда люди низкого происхождения производят себя от знатного рода, носящего то же имя» (пер. И.П. Стрельниковой). Возможно, Ливий и воспользовался здесь этим рассуждением Цицерона.

 

[1139] 119. Римские надгробия и изображения предков обычно снабжались надписями, демонстрирующими перечень должностей покойного – его карьеру (cursus honorum).

 

[1140] 1. Тринадцать лет назад (в 334 г. до н.э.) они занимали ту же должность.

 

[1141] 2. С ним, по словам Цицерона (О старости, 41), беседовал на философские темы известный философ‑пифагореец и математик Архит из Тарента, причем будто бы присутствовал и «афинянин Платон».

 

[1142] 3. См.: VIII, 37, 2.

 

[1143] 4. См.: VIII, 39, 12–15.

 

[1144] 5. Речь идет о том, кого предложить в третейские судьи.

 

[1145] 6. Ср.: Аристотель. Политика, 1333B 39–40: «О военных упражнениях граждан нужно заботиться не ради того, чтобы они поработили тех, кто этого не заслуживает, но для того, чтобы прежде всего они сами не попали в рабство к другим...» (пер. С.А. Жебелева).

 

[1146] 7. Луцерия – город в Северо‑Западной Апулии.

 

[1147] 8. Т.е. Адриатического.

 

[1148] 9. Здесь не упомянут период мира (341–328 гг. до н.э.).

 

[1149] 10. См.: примеч. 46 к кн. III.

 

[1150] 11. Консул 328/327 г. до н.э. (см.: VIII, 22, 8). Его потомки Носили прозвище «Кавдинский» (см.: XXVI, 48, 9; XXVII, 21, 9).

 

[1151] 12. В соответствующем месте (V, 48, 8) Ливий об этом предложении не упоминает.

 

[1152] 13. См.: VIII, 9, 4–12.

 

[1153] 14. Имеются в виду события 390 г. до н.э.

 

[1154] 15. Ср.: Платон. Законы, 741A: «Даже бог не в силах противиться необходимости» (ср.: Там же. 818e). Как греческая пословица это выражение встречается в сборнике Зенобия (I, 85).

 

[1155] 16. См.: кн. I, 24, 4–9; примеч. 85 к кн. I.

 

[1156] 17. См.: примеч. 121 к кн. VI.

 

[1157] 18. Вопрос о том, был ли Кавдинский мир скреплен «договором» (foedus) или «клятвенным обещанием» (sponsio), связан (как это видно из последующего изложения) с вопросом об ответственности римлян за расторжение этого мира.

 

[1158] 19. См.: I, 24, 8. Ср.: Цицерон. О нахождении, II, 91 (как раз о Кавдин‑ском договоре): «При заключении того договора, который некогда был заключен с самнитами, некий знатный юноша по повелению полководца принес в жертву свинью».

 

[1159] 20. И все‑таки Клавдий Квадригарий, тоже придерживавшийся версии о том, что договор был заключен, согласно Авлу Геллию (XVII, 2, 21), утверждал, что римляне оставили заложников.

 

[1160] 21. Собств. paludamentum – плащ полководца, украшенный пурпуром и золотом (см.: Исидор Севильский. Этимологии, XIX, 24).

 

[1161] 22. По рассказу Орозия (III, 15), римское войско ушло из Кавдинского ущелья «без оружия и даже без одежды, оставлено им было только самое дешевое тряпье, понемногу на каждого».

 

[1162] 23. Не столь патетически рассказывал об этом Аппиан, согласно которому (Самнитские войны, 4), Понтий дал римлянам сколько‑то вьючных животных и пищи, чтобы они могли добраться до Рима.

 

[1163] 24. Ср.: Вергилий. Энеида, XII, 831: «Гнева такие в груди у тебя вздымаются волны».

 

[1164] 25. См.: примеч. 6 к кн. III.

 

[1165] 26. Широкая пурпурная полоса на тунике была знаком сенаторского достоинства, золотое кольцо – сенаторского и всаднического. Все эти знаки были сняты по случаю траура.

 

[1166] 27. См.: II, 1, 8 и примеч. 4 к кн. II.

 

[1167] 28. Ср.: Цицерон. Об обязанностях, III, 109.

 

[1168] 29. По Цицерону (Об обязанностях, III, 109), трибуном вместе с Ливием был не Мелий, а Тиберий Нумиций.

 

[1169] 30. Ливий и Мелий, видимо, тоже поручители договора, затем избранные в народные трибуны.

 

[1170] 31. См.: примеч. 85 и 104 к кн. I.

 

32‑33 32‑33. С победой – в том случае, если бы римский народ отказался принять предложение выкупить свою армию, с миром – если бы он принял эти условия.

 

[1171] 34. Об этом же рассказывают Плутарх (Тиберий Гракх, 7) и Авл Геллий (XVII, 21, 36). Принятием постановления о выдаче консулов и военных трибунов, заключивших мир, сенат признал договор незаконным и таким образом расторг его.

 

[1172] 35. Ср.: VIII, 9, 4 и далее.

 

[1173] 36. Ср.: I, 24, 4 и далее.

 

[1174] 37. Постумий, раз его выдают самнитам, переходит в юрисдикцию самнитов и как представитель их общины, оскорбляя римского посла и фециала, вынуждает римлян на ответные действия.

 

[1175] 38. Имеется в виду бегство Клелии. См.: II, 13, 6–11.

 

[1176] 39. Ср.: V, 48–49.

 

[1177] 40. Здесь Ливий, устами врага римлян, указывает на одну из характерных черт римской дипломатии.

 

[1178] 41. Т.е. за самое важное, самое дорогое, за основы своего существования. Ср.: Цицерон. О природе богов, III, 94.

 

[1179] 42. Ср.: Плутарх. Пирр, 34, где рассказывается, как во время битвы с Пирром в Аргосе жительницы города с крыш глядели на бой и тоже помогали сражающимся. Это характерное для античных историков общее место в описании боя внутри города.

 

[1180] 43. Город был пощажен (см.: IX, 28).

 

[1181] 44. Ср.: III, 27, 8.

 

[1182] 45. Город в Апулии.

 

[1183] 46. Тарентинцы решили вмешаться в отношения между римлянами и самнитами, так как, побеждая самнитов, римляне приближались к Таренту. См. выше: IX, 27, 3.

 

[1184] 47. См.: примеч. 92 к кн. VIII.

 

[1185] 48. Так как решили, что консулы действительно будут обсуждать предложение тарентинцев, а сами самниты были готовы к союзу с Тарентом.

 

[1186] 49. У Квадригария (см.: Авл Геллий, II, 19, 8) излагается другая версия: «Когда об этом узнали близкие тех заложников, что переданы были Понтию, как мы показали выше, то их родители и родственники, распустив в знак скорби волосы, бросились на дорогу». На этом фрагмент обрывается. По смыслу можно лишь предположить, что Понтий угрожал казнью римским заложникам.

 

[1187] 50. Может быть, именно к Луцию Корнелию относится сохраненная Авлом Геллием (I, 25, 6) фраза Квадригария: «Гай Понтий Самнит попросил у римского диктатора шесть часов для передышки».

 

[1188] 51. См.: V, 49, 7.

 

[1189] 52. Какие‑то остатки от укреплений Френта или, как называет его Гораций (Оды, III, 4, 16), Форента сохранялись вплоть до сравнительно недавнего времени.

 

[1190] 53. «Курсор» означает «бегун», но это прозвище, как выясняется ниже (IX, 34, 20), носил еще его дед, так что оно было наследственным.

 

[1191] 54. Начальник вспомогательных пренестинских соединений в римском войске.

 

[1192] 55. Следующий далее текст (IX, 17, 3 – 19, 17), по справедливому мнению исследователей и комментаторов, представляет собой юношеское упражнение в декламации, носившее чисто риторический характер. Много лет спустя оно, видимо, без изменений, было включено Ливием в его труд. К прежней декламации было лишь прибавлено несколько вводных слов (17, 1–2). Примером подобной же декламации может служить юношеский трактат Плутарха «Об удаче и доблести Александра Великого» (Моралии, 326–345 A), где разрабатывается тот же самый вопрос: какая именно сила, доблесть или удача, вознесла Александра? Ливий утверждает, что римлян вскормила их доблесть, тогда как Александр прославился благодаря Фортуне; Плутарх же высказывает противоположную точку зрения: в еще одной декламации «Об удаче римлян» (Моралии, 316 C – 326 C) он доказывает. что римляне вышли на мировую арену «по благоволению Удачи», а в декламации, посвященной Александру, говорит, что тот добился славы лишь в упорной борьбе с противодействующей ему Фортуной. Не только Ливий включал свои юношеские декламации в позднейшие сочинения. Павсаний ввел в «Описание Эллады» (I, 25; VII, 7; VIII, 49 и др.) свое риторическое рассуждение «О том, как Эллада потеряла свое величие».

 

[1193] 56. Ср.: Цезарь. Записки о Галльской войне, VI, 30, 2: «Счастье во всем играет большую роль, особенно же в делах войны».

 

[1194] 57. По Геродоту (I, 214), Кир царствовал 29 лет. Помпею, когда он погиб, было 58 лет; употребляя выражение longa vita («долгая жизнь»), Ливий говорит здесь прежде всего о том, что политическая карьера Помпея длилась более 40 лет.

 

[1195] 58. Т.е. Александра.

 

[1196] 59. Ливий имеет в виду оратора Кинея, учителя Демосфена, который, по словам Плутарха (Пирр. 19), побывав в Риме как посол Пирра, рассказывал потом, что «сенат показался ему собранием царей».

 

[1197] 60. Дарий III, разбитый Александром при Арбеле в 331 г. до н.э.

 

[1198] 61. См.: VIII, 24.

 

[1199] 62. Речь идет об усвоении Александром обычаев и нравов персидских царей (эта тема развивается Ливием дальше, в § 4).

 

[1200] 63. Имеются в виду казнь Филота Пармениона (330 г. до н.э.) и убийство Клита (328 г.), спасшего Александру жизнь в битве при Гранике (334 г.).

 

[1201] 64. Александр, как пишет Курций (VIII, 5, 5), утверждал, что он сын Зевса и требовал, чтобы в это верили.

 

[1202] 65. Некоторые комментаторы полагают, что этим историком был вольноотпущенник Фавста Суллы Тимаген из Александрии, который, по свидетельству Сенеки Старшего (Контроверсии, X, 5,22), был сначала приближен к Августу, потом, поссорившись в ним, сжег уже готовое сочинение о его времени, а затем занял резко антиримскую позицию (Сенека. Письма, 91, 13).

 

[1203] 66. Ораторы Демосфен и Ликург. Правда, Демосфен произносил свои филиппики за несколько лет до разрушения Фив Александром (335 г. до н.э.).

 

[1204] 67. Цитата из Гая Луцилия (около 168–102 гг. до н.э.), автора «Сатур», дошедших до нас в отрывках (613): «Часто римляне в сраженьях были побеждаемы, / Но ни разу – в целых войнах; ну, а это главное» (пер. М.Л. Гаспарова).

 

[1205] 68. Рим ко времени Александра просуществовал около 13 «поколений» (по 33 с половиной года), а царствование Александра продолжалось 13 лет.

 

[1206] 69. Ср.: Демосфен. Первая Олинфская речь, 4.

 

[1207] 70. Приблизительно 45 тыс. воинов

 

[1208] 71. Сариса – копье в 12 локтей (5–6 м) длиной (см.: Полибий, XVIII, 12).

 

[1209] 72. Об этом ироническом замечании Александра Эпирского рассказывают также Квинт Курций (VIII, 1, 37 со ссылкой на Клита) и Авл Геллий (XVII, 21, 23).

 

[1210] 73. С 264 по 241 г. до н.э.

 

[1211] 74. Полибий (III, 22) сообщает о договоре между этими двумя государствами, заключенном в первом году Республики (509 г. до н.э.), и даже приводит его текст в переводе на греческий. Ливий о нем не упоминает, первым в его изложении (VII, 27, 2) появляется договор Рима с Карфагеном о «дружбе и союзе», заключенный в 348 г. до н.э. Диодор Сицилийский (XVI, 69, 1) прямо называет его первым.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.193 сек.