Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перевод выполнен по изданию: Titi Livi ab urbe condita libri. Pars VI. Lipsiae, 1882. 12 страница




 

[1393] 93. Начиная с этого места, текст представляет собой слегка размытый сатурнийский стих: «Лань от волка в ужасе / слетела с косогора | И между двух по полю / ратей побежала... и т. д.». Видимо, Ливий близко передает какой‑то поэтический источник о войне с самнитами.

 

[1394] 94. Лань – священное животное греческой богини Артемиды, с которой отождествлялась римская Диана.

 

[1395] 95. Волк в Риме почитался как животное, посвященное Марсу (ср.: XXII, 1, 12; Вергилий. Энеида, IX, 566; Гораций. Оды, I, 17, 9 и др.). Согласно народным представлениям, под покровительством Марса находится каждый волк.

 

[1396] 96. Ср.: I, предисл., 7.

 

97‑98 97‑98. См.: VIII, 9.

 

[1397] 99. В оригинале использование аллитераций (которыми Ливий вообще пользуется мастерски) придает особую значительность словам консула.

 

[1398] 100. См.: примеч. 115 к кн. V.

 

[1399] 101. См.: VIII, 8, 6.

 

[1400] 102. Храм Юпитера Победителя, обещанный Квинтом Фабием Максимом Руллианом, был возведен на Палатине. См.: Овидий. Фасты, IV, 621 сл.

 

[1401] 103. См.: примеч. 2 к кн. VIII.

 

[1402] 104. См.: примеч. 17 к кн. II. Подобные песенки о Юлии Цезаре сохранил Светоний (Юлий, 49, 4; 51, 1).

 

[1403] 105. Разумеется, действовал Фабий Гургит не в качестве сына консула, а как должностное лицо – курульный эдил.

 

[1404] 106. Храм Венеры Милостивой рядом с Большим цирком, начатый постройкой в 295 г. до н.э., был первым храмом этой богини в Риме.

 

[1405] 107. Т.е. с 343 г. до н.э.

 

[1406] 108. Обращает на себя внимание необычное для римской прозы поэтичное описание тумана (ср.: Вергилий. Георгики, I, 441–447).

 

[1407] 109. Декуманские (задние) ворота звались так по расположенной поблизости стоянке десятой (decima) когорты легиона.

 

[1408] 110. Квесторий – здесь квесторский шатер, находился между преторием (консульским шатром) и декуманскими воротами.

 

[1409] 111. «Главный проход» – собственно «главная улица», проходившая поперек лагеря перед преторием.

 

[1410] 112. Храм Победы находился на Палатине. По‑видимому, и прежде на этом месте находилось древнее ее святилище.

 

[1411] 113. От десяти часов утра до двух часов пополудни.

 

[1412] 114. Видимо, самниты просто шли, снявшись с лагеря, и, как обычно, несли с собой колья (для сооружения нового лагеря).

 

[1413] 115. См.: примеч. 53 к кн. I.

 

[1414] 116. Поскольку с самнитами не было заключено соглашение об условиях сдачи, консул мог просто продать пленных в рабство и консулу незачем было прогонять пленных под ярмом, а тем более отпускать их.

 

[1415] 117. В 449 г. до н.э. См.: III, 63, 8.

 

[1416] 118. В 356 г. до н.э. См.: VII, 17, 9. «Нынешний цензор» – это один из цензоров 294 г. до н.э. Гай Марций Рутил, прозванный Цензорином, сын триумфатора 356 г. до н.э.

 

[1417] 119. Т.е. на постановление о триумфе.

 

[1418] 120. Речь идет о римских историках Клавдии Квадригарии и Фабии Пикторе (см. примеч. 1 к кн. I; 121 к кн. VI).

 

[1419] 121. О Ромуловом обете см.: I, 18, 6. Сервий в комментарии к «Энеиде» (III, 463) говорит, что места, выбранные авгурами для храмов, назывались «заклятыми» и были неприкосновенны. На таком месте и был на этот раз построен храм.

 

[1420] 122. В первый раз – обетом Ромула, а теперь – обетом Атилия.

 

[1421] 123. Как и в 309 г. до н.э. (см.: IX, 41, 1 и далее).

 

[1422] 124. См.: Фест, 102L.: «Легион у самнитов был назван „полотняным“, потому что самниты, подходя поодиночке к окруженному льняными полотнами алтарю, давали клятву, что не отступят перед римским воином»

 

[1423] 125. В 310 г. до н.э. См.: IX, 40, 2–17.

 

[1424] 126. См.: примеч. 92 к кн. VIII.

 

[1425] 127. «Клюют в три припрыжки» – условный перевод лат. “tripudium sollistimum” (букв.: полнейшее трехножье, трехшажье, а вообще – трехтактный военный танец), выражение из профессионального языка авгуров. Оно означало, что куры клюют жадно, зерно падает из клювов и подскакивает на земле. Усматривалось ли в движении птиц (либо движении зерен) какое‑то подобие священного танца, или буквальный смысл слов стерся (так, tripos – «треножник» может обозначать просто «предскааание»); все выражение в целом обозначает благоприятнейшее предзнаменование.

 

[1426] 128. Ср.: III, 20, 5. Традиция возлагать на новые учения вину за упадок благочестия сама была достаточно старой и даже не специфически римской.

 

129‑130 129‑130. См. выше: примеч. 124.

 

[1427] 131. Ср. также: Плиний. Естественная история, XIV, 91.

 

[1428] 132. Так называемыми армиллами. По разъяснению Феста (23L. – Сокращение Павла Диакона), эти браслеты, которые воины получали в награду от полководца, получили название от того, что в древности руку от плеча до кисти называли словом “armus”.

 

[1429] 133. На шлемы.

 

[1430] 134. См.: примеч. 67 к кн. VI. «Лагерным», по Геллию (V, 6, 17), называется золотой венок, жалуемый полководцем тому, кто, сражаясь, первым ворвался в лагерь врага.

 

[1431] 135. См.: IX, 40, 16.

 

[1432] 136. См.: примеч. 92 к кн. IV.

 

[1433] 137. Храм Квирина (см.: примеч. 62 к кн. I) был построен на Квиринале возле старинного святилища этого бога. Обет был дан Папирием‑отцом в 325 г. до н.э., а храм посвящен Папирием‑сыном 17 февраля 293 г. Тогда же, по Плинию (Естественная история, VII, 213), у храма были поставлены первые в Риме солнечные часы.

 

[1434] 138. За Тибром был храм или два храма Счастливого Случая, поставленные Сервием Туллием. Спурий Карвилий в 293 г. до н.э. поставил третий в честь победы над этрусками и самнитами.

 

[1435] 139. Об этом обычае говорит в одной из своих самых знаменитых од Гораций (I, 1, 5: «пальма победная»). О соответствующем греческом обычае см.: Павсаний. Описание Эллады, VIII, 48, 2: «...в правую руку победителю повсюду полагается вручать ветвь финиковой пальмы».

 

[1436] 140. Ср. выше: X, 23, 13 и примеч. 85.

 

[1437] 141. К Сивиллиным книгам.

 

[1438] 142. Эскулап – латинизированная форма имени греческого бога врачевания Асклепия, центром почитания которого был город Эпидавр. Храм Эскулапа в Риме был сооружен на Тибрском острове и посвящен 1 января 291 г. до н.э. Культ отправлялся по греческому образцу, жрецами были по преимуществу греки. Это было заметным новшеством в римской религиозной жизни, и храм стал очень популярен.

 

[1439] 1. Ливий здесь имеет в виду начало Фукидидовой «Истории»: «Фукидид афинянин написал историю войны между пелопоннесцами и афинянами ‹...› Приступил он к труду своему ‹...› в той уверенности, что война эта будет великая и самая достопримечательная из всех, какие были» (пер. Ф. Мищенко – С. Жебелева в переработке М. Гаспарова).

 

[1440] 2. Этой так называемой Второй Пунической войне 218–202 гг. до н.э. и посвящены все десять книг, составляющие настоящий том. Написание «пуническая» утвердилось в русской традиции, хотя «пунийская» (как писал, например, С. И. Ковалев) правильнее. Пунийцы (т.е. финикийцы) – карфагеняне (римляне пользовались обоими этими названиями). Карфаген (финикийск. Карт‑Хадашт – «Новый город») был основан в IX в. до н.э. (на небольшом полуострове северо‑восточнее совр. г. Туниса) переселенцами из Тира – одного из важнейших городов Финикии. Благодаря выгодному географическому положению стал важным торговым центром. Объединив вокруг себя финикийские города‑поселения Средиземноморья и подчинив себе обширные территории в Северной Африке, Южной Испании, Сицилии и Сардинии, стал центром сильной державы.

 

[1441] 3. 264–241 гг. до н.э. «Длилась она непрерывно двадцать четыре года, – писал о Первой Пунической войне Полибий, – и была продолжительнее, упорнее и важнее всех войн, какие известны нам в истории» (I, 63, 4 – пер. Ф. Мищенко). Ливий, широко использовавший сочинение Полибия, видимо, расходится с ним в оценке сравнительного значения Первой и Второй Пунических войн. Книги Ливия (XVI–XIX), повествовавшие о Первой, утрачены (см. их краткие изложения, так называемые периохи). Первая Пуническая война, положившая начало римским завоеваниям за пределами Апеннинского полуострова, явилась первым военным знакомством римлян и карфагенян, но вообще‑то история их отношений насчитывала к тому времени несколько веков (см.: VII, 27, 2; IX, 43, 26; периоха кн. XIII; Полибий, III, 22–27). Древними были и связи этрусков с Карфагеном, политические и культурные.

 

[1442] 4. Т.е. к римлянам. Вторая Пуническая война началась для них катастрофическими поражениями, поставившими было державу на край гибели.

 

[1443] 5. Гамилькар Барка («Молния» – погиб в 229 г. до н.э.) – карфагенский военачальник, которого Полибий (I, 64, 6) назвал «величайшим вождем того времени по уму и отваге». Выдвинулся в конце Первой Пунической войны: в 247 г. до н.э. он был послан в Сицилию (где сосредоточивались тогда все военные действия). Там, укрепившись в труднодоступной горной местности, долго и успешно противостоял римлянам, но исход войны решился на море. Гамилькару, получившему неограниченные полномочия, пришлось вести переговоры о мире. По заключении договора он сложил с себя власть.

 

[1444] 6. «Африканская война» началась сразу после Первой Пунической войны как мятеж солдат‑наемников, служивших в карфагенском войске. Эту пеструю массу «африканцев» (берберов, мавров и др.), испанцев (иберийцев, кельтиберов), галлов, италийцев и др., чьи далекие интересы не могли совпадать, сплачивало требование немедленной выплаты обещанного им жалованья за всю войну. Когда стало ясно, что восставшие в состоянии угрожать Карфагену (он был блокирован), к ним присоединились окрестные города африканцев и даже финикийских поселенцев (как Утика). Войсковой мятеж превратился в широкое восстание, подавление которого затянулось (см. примеч. 10). Гамилькар Барка вновь получил военную власть (а войско – возможность выбирать себе командующего). Римляне содействовали карфагенянам в их борьбе с восставшими и даже отказали жителям Утики, просившим принять их в союзники, но воспользовались обстановкой для захвата Сардинии и Корсики (238 г. до н.э. – Фест, 430L.). Подробный рассказ об Африканской войне см.: Полибий, I, 65–88.

 

[1445] 7. Испания – плодородная и богатая драгоценными и иными металлами страна, населенная различными народностями и племенами (в большинстве иберийского, кельтского и лигурийского происхождения), – уже с конца II тыс. до н.э. привлекала к себе внимание финикийцев, основывавших на южном ее побережье свои поселения. Важнейшим из них был город Гадес (ныне Кадикс) в устье Бетиса (ныне Гвадалквивир), видимо, на месте Тартесса, древнейшего из испанских государств. В борьбе с тартессцами и с греческими поселенцами финикийские города Испании около середины I тыс. до н.э. признали верховенство Карфагена. Таким образом, дальнейшая экспансия карфагенян в Испании была уже подготовлена.

 

[1446] 8. Полибий, III, 11, 7 (этому рассказу и следует здесь Ливий); Корнелий Непот. Ганнибал, 2, 1–6; Флор, I, 22 (II, 6), 2; Ливий, XXXV, 19.

 

[1447] 9. Первая Пуническая война и началась, и закончилась как война за господство над Сицилией (хотя в 256 г. до н.э. римлянам удалось было начать военные действия в Африке), как бы продолжавшей собой Южную Италию, уже покоренную к тому времени Римом, (см. периохи утраченных XI–XV книг Ливия). Для карфагенян Сицилия была старой сферой их интересов (ср.: IV, 298). Западная Сицилия к началу войны была уже в их руках. По мирному договору, заключенному самим Гамилькаром, Сицилия была уступлена Риму (хотя карфагеняне там не были разбиты, но лишь отрезаны римлянами от морских путей). Захват Сардинии (где к началу войны властвовали карфагеняне) и Корсики римлянами (см. примеч. 6), как и увеличение контрибуции с карфагенян, были закреплены дополнением к мирному договору.

 

[1448] 10. Т.е. 241–237 гг. до н.э. По Полибию (I, 88, 7), однако, – «почти три тода и четыре месяца». Отсюда – расхождения в датировках на страницах пособий и справочников.

 

[1449] 11. С 237 по 229 г. до н.э. Опираясь на свое войско, Гамилькар подчинил Карфагену воинственные племена Южной Испании по р. Бетис, а в 320 г. основал на юго‑восточном побережье город Белая Крепость (или «Белый мыс» – на месте совр. Аликанте) – главный опорный пункт его господства в Южной Испании. О замыслах Гамилькара см. также: Полибий, III, 9, 6–8.

 

[1450] 12. Ганнибалу было 17–18 лет в 229 г. до н.э., когда его отец погиб в войне с кельтиберским племенем оретанов (оретов, ориссов), которые обитали в верховьях и среднем течении Анаса (ныне р. Гвадиана) и на северном склоне Сьерра‑Морены.

 

[1451] 13. С 229 по 221 г. до н.э. «верховная власть» (собств.: imperium) Газдрубала – это власть командующего карфагенским войском в Испании (он избирался войском, полномочия его подлежали утверждению в Карфагене).

 

[1452] 14. Ср. ниже: гл. 3, 4. Корнелий Непот (Гамилькар, 3, 2) приписывает эту версию «злоречивым ненавистникам» Гамилькара.

 

[1453] 15. См. также: Полибий, II, 1, 9; Диодор, XXV, 10, 3 (он же сообщает и о том, что Газдрубал позднее взял в жены дочь одного из иберийских царьков. – Там же, 12); Корнелий Непот. Гамилькар, 3, 2.

 

[1454] 16. Т.е. политической группировки родственников (и приверженцев) Гамилькара Барки. Продолжая его политику, Газдрубал расширял сферу карфагенского влияния на юге Испании. В 221 г. он основал на месте иберийского города Массии (южнее Белой Крепости, потерявшей теперь свое значение) портовый город Новый Карфаген (ныне Картахена) – административный, военный и торговый центр пунийских владений в Испании.

 

[1455] 17. Упоминаемый здесь «союз» – это договор 241 г. о мире, дополнявшийся теперь новым условием. Это дополнительное соглашение, по Полибию (II, 13, 6; 22, 11), нужно было римлянам, занятым приготовлениями к войне с галлами в долине Пада (ныне р. По). См. ниже: примеч. 70.

 

[1456] 18. Сагунт (ныне Мурвиедро) – иберийский город (подробней см. ниже: гл. 7, 1–3) неподалеку от моря, севернее устья Сукрона (ныне р. Хукар) и южнее Ибера. Слова Ливия о «срединном» расположении Сагунта, видимо, были не очень понятны уже в древности (показательна ошибка Аппиапа, локализовавшего этот город «посередине между Пиренеями и рекой Ибером», т.е. к северу от Ибера. – Испанские войны, 7, 1–3). Б. О. Фостер, комментируя свой перевод, подчеркивает, что и римские, и карфагенские владения были еще далеки от Ибера. У Полибия (III, 13, 7) о договоренности римлян с Газдрубалом рассказано несколько по‑другому: они «устанавливали реку по имени Ибер пределом, за который не должны переступать карфагеняне с военными целями». С той или иной формулировкой этого договора уже в древности связывали вопрос об ответственности той или другой стороны за развязывание войны, что и отразилось на состоянии источников. О дискуссии в современной научной литературе см.: Кораблев И.Ш. Ганнибал. М., 1976. с. 55–59.

 

[1457] 19. Отсюда, видимо, начинается большая (до конца гл. 4) вставка, явно прерывающая (ср. гл. 5, 1) связное повествование. Согласно ей, молодой Ганнибал был вызван Газдрубалом в Испанию из Карфагена. Отсюда иногда заключают, что после гибели Гамилькара Ганнибал на несколько лет возвращался на родину. Однако ни один из древних авторов об этом не говорит, а сам Ливий в кн. XXX дважды повторяет, что Ганнибал, покинув Карфаген еще мальчиком, вернулся туда (в самом конце войны) лишь после 36‑летнего отсутствия. Что же касается предполагаемой вставки, то в ней, напротив того, не упоминается (ср.. особенно, гл. 3, 5) о пребывания мальчика‑Ганнибала в Испании при отце (ср.: Корнелий Непот. Ганнибал, 3, 1; Диодор, XXV, 10, 4; Аппиан. Война с Ганнибалом, 3, 8).

 

[1458] 20. Так Ливий, используя римскую политическую терминологию, называет карфагенский совет старейшин.

 

[1459] 21. Ганнон – карфагенский полководец и политический деятель, враг Гамилькара и Баркидов (см.: примеч. 16), – был противником расширения заморской державы и сторонником укрепления позиций Карфагена в Африке.

 

[1460] 22. В политическом словаре республиканского Рима (унаследованном ранней империей) слова «царь», «царская власть» были осудительными и обозначали власть, неограниченную и противную государственным установлениям. Ливий здесь заставляет карфагенянина рассуждать и ораторствовать на римский лад. Краткая «речь Ганнона» изобилует римскими риторическими штампами.

 

[1461] 23. Пунийское вероломство вошло в поговорку в Риме задолго до Ливия (ср.: Цицерон. Об обязанностях, I,38; Саллюстий. Югуртинская война, 108, 3).

 

[1462] 24. Опять применение римской терминологии к карфагенским делам. Территориально‑административное значение термин «провинция» получил довольно поздно. Здесь он употреблен в первоначальном значении: поручение, круг обязанностей, поле действий.

 

[1463] 25. Ср.: Полибий, III, 13, 4–7 (главный город олькадов он называет Алтеей). Считают, что олькады жили между Тагом (ныне р. Тахо) и Анасом (ныне Гвадиана).

 

[1464] 26. См.: примеч. 16. Ливий называет этот город просто «Карфагеном» (как и Карфаген в Африке).

 

[1465] 27. Ливий представляет себе карфагенскую армию по образцу римской.

 

[1466] 28. Вакцеи (ваккеи) – племя (кельтского происхождения, подвергшееся сильному влиянию иберийцев), обитавшие в долине Дурия (ныне р. Дуэро). Германдика, – видимо, совр. Саламанка; Арбокала – совр. Торо. Впоследствии вакцеи играли существенную роль в борьбе кельтиберских и лузитанских народов против римлян.

 

[1467] 29. Карпетаны – иберийское племя; главным городом их был Толет (ныне Толедо) на северном берегу Тага (р. Тахо). В битве при Таге вместе с карпетанами участвовали и другие племена (см.: гл. 5, 7; Полибий, III, 14, 3). После этой битвы вся территория к югу от Ибера, кроме Сагунта, оказалась под контролем Ганнибала.

 

[1468] 30. По мнению Б.О. Фостера, здесь речь идет не об известном иберийском племени Юго‑Западной Испании, а о другом – меньшем, – которое соседствовало с Сагунтом (ср.: XXIV, 52, 11). См. также: XXVIII, 39, 8, где оно называется турдулы; у Аппиана (Испанские войны, 10, 36–38) – торболеты.

 

[1469] 31. Это консулы 218 г. до н.э., но осада Сагунта началась в 219 г. до н.э. Ливий здесь следует источнику, «сжимавшему» в один год события вокруг Сагунта и начала войны с Ганнибалом (по предположению Фостера, Целию Антипатру). Ниже (гл. 15) Ливий сам выправляет свою хронологию.

 

[1470] 32. Видимо, в марте 219 г. до н.э.

 

[1471] 33. Название Сагунта понималось древними авторами как латинизированная форма греческого Zakynthos (Закинф – так назывался маленький остров близ западного побережья Пелопоннеса); они считали сагунтийцев потомками греческих поселенцев (ср.: Страбон, III, 159; Плиний. Естественная история, XVI, 2, 16). Современные исследователи относятся к этой версии по‑разному. В III в., во всяком случае, Сагунт был иберийским городом.

 

[1472] 34. Ардея – небольшой город под Римом неподалеку от моря. По Вергилию, была столицей Турна, царя рутулов, побежденного и убитого Энеем (см. также: Ливий, I, 2, 1–4); о войне Тарквиния Гордого с рутулами см.: I, 57, 1–3. В 442 г. Ардея стала колонией латинского права (см.: IV, 7, 4; 11, 1; см. также: III, 71–72). О дальнейшей судьбе города см.: Страбон, V, 3, 5.

 

[1473] 35. Передвижные укрытия, в которых подвешивались тараны.

 

[1474] 36. Этот страшный метательный снаряд описан Вергилием в Энеиде (IX, 705 сл.). Три фута – 90 см.

 

[1475] 37. Эта речь Ганнона содержит отсылку к его предыдущей речи (гл. 3, 3–6) и продолжает ту же риторическую линию, по существу, отстаивая римскую точку зрения. О стремлении к царской власти см.: примеч. 22.

 

[1476] 38. О карфагенянах, как «нарушителях договора» перед Первой Пунической войной, Ливий говорит ниже в § 8 (см. также примеч. 42).

 

[1477] 39. При Эгатских островах (у западного берега Сицилии) в 241 г. римляне разбили флот карфагенян, что и решило исход Первой Пунической войны. Оставляя (согласно заключенному после этой битвы мирному договору) крепость Эрик (на одноименной горе в Сицилии), Гамилькар вынужден был платить римлянам выкуп за каждого своего солдата.

 

[1478] 40. См. выше примеч. 3.

 

[1479] 41. Карфагеняне («эти люди» – сторонники Баркидов), конечно, не могли поминать римского бога Марса.

 

[1480] 42. Тарент – крупнейший из греческих городов Южной Италии. В 280 г. до н.э. пригласил для борьбы с римлянами эпирского (Эпир – западная область Северной Греции) царя Пирра. Воюя с ним, римляне заключили с карфагенянами договор о взаимопомощи (279 г. до н.э.), однако карфагеняне оказались не слишком верными союзниками, а после отплытия Пирра из Италии (в 272 г. до н.э.) даже попытались завладеть Тарентом (чтобы получить опорный пункт в Италии) и ввели флот в его гавань. Но командир эпирского гарнизона, оставленного Пирром в Таренте, сдал городскую крепость римлянам, чтобы спокойно увести своих солдат. Карфагенянам осталось уверять римлян, что ради них‑то и был приведен флот. Римляне, усвоив преподанный им урок, в свою очередь захватили при сходных обстоятельствах сицилийский город Мессану (Мессину), что и дало повод к проигранной карфагенянами Первой Пунической войне.

 

[1481] 43. Фурии (отождествлялись с греческими Эриниями) – божества мести.

 

[1482] 44. Называя себя старинными союзниками Рима (в противовес недавним – сагунтийцам), карфагеняне имеют в виду договор, заключенный, согласно традиции, в 509 г. до н.э. и возобновлявшийся несколько раз. В устах сторонников Ганнибала это, конечно, ирония.

 

[1483] 45. Катапультами называли орудия для метания стрел и копий, а баллистами – для метания камней.

 

[1484] 46. Об оретанах см.: примеч. 12; о карпетанах: примеч. 29.

 

[1485] 47. См.: примеч. 30.

 

[1486] 48. Союз гостеприимства между государством и отдельным лицом (чужеземцем) обеспечивал этому лицу дружеский прием, правовую защиту и помощь во всех делах на территории государства‑«гостеприимца», а сам он в своем отечестве должен был оказывать те же услуги гражданам этого государства и при случае представлять его интересы. (Союз гостеприимства мог заключаться и между двумя частными лицами, гражданами разных государств.) Отношения гостеприимства, как правило, были наследственными.

 

[1487] 49. Т.е. в совет города.

 

[1488] 50. Ганнибал, предлагая свои условия, говорил об одной одежде на человека. Алорк, по мнению Б. Фостера, свободно толкует это как один комплект одежды (т.е. нижнюю и верхнюю туники) на человека.

 

[1489] 51. Погибли, однако, не все сагунтийцы; ниже (XXIV, 42, 10) Ливий рассказывает, как римляне вернули город уцелевшим его обитателям.

 

[1490] 52. Консулы 218 г. – ср. выше 6, 3 и примеч. 31.

 

[1491] 53. Об этих битвах см. ниже (гл. 46 и 54–56). Тицин (ныне р. Тичино) – левый приток Пада, Требия – правый приток Пада.

 

[1492] 54. Консулы 217 г. до н.э.

 

[1493] 55. Приведем несколько дат, обосновываемых ясным изложением Полибия (III, 13; 17, 33): назначение Ганнибала командующим и поход против олькадов – 221 г. до н.э.; война с вакцеями и карпетанами – 220 г.; осада и падение Сагунта – 219 г. (консулы Марк Ливий Салинатор и Луций Эмилий Павел). Затем Ганнибал уводит войско на зимние квартиры, в Новый Карфаген, а после зимовки (т.е. в 218 г. до н.э.) идет на Италию.

 

[1494] 56. Эти войны, приходящиеся на промежуток между Первой и Второй Пуническими войнами и описывались в кн. XX (см. периоху). Сардиния и Корсика были захвачены в 238 г. до н.э.; война с истрами (жителями полуострова Истрии, на севере Адриатического моря) велась в 220 г.; с иллирийцами, населявшими северо‑восточные берега Адриатики, – в 229 и 219 гг.; с галлами, жившими на севере Апеннинского полуострова, – в 30‑х и 225–222 гг. до н.э.

 

[1495] 57. Это – интервал между двумя Пуническими войнами, хотя военные действия в Испании в 241 г. до н.э. еще не начались. Может быть, Ливий ведет счет лет службы войска, начиная с Африканской войны?

 

[1496] 58. Предвосхищение событий. Это произошло, видимо, весной 218 г.

 

[1497] 59. Шесть легионов – обычный состав римского войска в мирное время (через несколько лет их число возросло до 18, а потом и до 23). Легион насчитывал около 4 тыс. пехотинцев и 300 конников.

 

[1498] 60. Квинкверема – пятипалубное судно.

 

[1499] 61. Легкое судно (лат. celex, отсюда ит. «фелука»). Такого рода кораблями пользовались пираты (см.: XXXVII, 27, 4). По‑гречески такое судно, за его быстроходность, называлось keles – «скакун» (Геллий, X, 25, 5).

 

[1500] 62. Для объявления войны (как и для утверждения мирного договора) требовалось решение народного собрания.

 

[1501] 63. Марк Ливий и Луций Эмилий (ср. примеч. 167 к кн. XXII) были консулами в 219 г. до н.э., а значит, посольство было отправлено не раньше, чем начался год следующего консульства, т.е. после середины марта 218 г. до н.э. Марк Фабий – это, видимо, будущий знаменитый полководец (диктатор 217 г. до н.э., прозванный Кунктатором); Квинт Бебий Тамфил участвовал и в посольстве 219 г. до н.э. (ср.: гл. 6, 8; 9, 3–11, 2); Гай Лициний, – возможно, бывший консул 236 г. до н.э. (и значит, живой свидетель заключения мирного договора 241 г. до н.э.).

 

[1502] 64. 219 г. до н.э. (см. в предыд. примеч.).

 

[1503] 65. От римлян мирные переговоры 241 г. до н.э. вел и предварительный договор заключал Гай Лутаций Катул, победитель при Эгатских островах. Уступая Риму Сицилию, возвращая всех пленных без выкупа, соглашаясь на выплату контрибуции, Карфаген, тем не менее, сохранял не только независимость, но и положение главы державы. «Когда условия эти были доставлены в Рим, народ не принял их и отправил десять граждан в Сицилию для расследования дела» (Полибий, III, 63, 1). Однако и они оставили неизменным существо дела, ограничившись увеличением контрибуции и закреплением в договоре прав Рима на мелкие острова между Сицилией и Италией. Этот окончательный договор был заключен уже консулом 241 г. до н.э. Квинтом Лутацием Церконом, братом Лутация Катула.

 

[1504] 66. Видимо, глава посольства Квинт Фабий. (В некоторых источниках здесь назван, правда, Марк Фабий).

 

[1505] 67. Баргузии – племя, обитавшее к северу от Ибера, – собственно, еще не попали под власть карфагенян, но со страхом ожидали этого.

 

[1506] 68. Упоминаются только здесь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.129 сек.