Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перевод выполнен по изданию: Titi Livi ab urbe condita libri. Pars VI. Lipsiae, 1882. 32 страница




 

[4456] 84. В греческих полисах римлян поддерживали аристократические круги (ср.: XXXIV, 51,6; XXXV, 34,3).

 

[4457] 85. Квинт Фабий Лабеон был «в тех краях» в 199 г. до н.э. претором (командуя флотом у берегов Фракии) и в 198 г. до н.э. пропретором. О его распоряжении Филиппу насчет границ Ливий не упоминает. Сэйдж сомневается в праве Фабия Лабеона на такие действия.

 

[4458] 86. Возможно, речь здесь идет о перемирии 197 г. до н.э., но об отпадении городов выше не упоминалось.

 

[4459] 87. Выше об этом не упоминалось.

 

[4460] 88. Ср. выше, гл. 27,5.

 

[4461] 89. Об Апулии как о стране отгонного скотоводства см.: Варрон. Сельское хозяйство, II, 2,9 сл.; о рабах‑пастухах, самостоятельных и вооруженных, см.: Варрон. II, 10.

 

[4462] 90. Собств. по «бесшумному сигналу», подававшемуся не голосом или трубой, а посредством дощечки с написанным на ней приказанием, передававшейся по легиону. Ср.: VII, 35; IX, 32,4; таким же способом передавались легионерам (еще засветло) ночной пароль и отзыв (см.: Полибий, VI, 34,6 сл.).

 

[4463] 91. Воинские награды в виде металлических блях с рельефными изображениями, прикреплявшиеся к панцирю или к конской сбруе.

 

[4464] 92. Ингавны – лигурийское племя, обитавшее к юго‑западу от Генуи. Их городом был морской порт Альбингаун (совр. Альбенга) недалеко от совр. Савоны. Ср.: Страбон, IV, 201. Об апуанах см. выше, гл. 2, 5 и примеч. 7.

 

[4465] 93. Согласно закону народных трибунов Гая Лициния и Луция Секстия 367 г. до н.э. См.: VI, 35,5; 42,9.

 

[4466] 94. Ведь проводить выборы должен был Семпроний (ср. §5). Трибунал – возвышение, с которого председательствующий магистрат вел собрание или вершил суд.

 

[4467] 95. Выше (ср. гл. 24–29) Ливий не сообщал о посещении Пелопоннеса посольством во главе с Квинтом Цецилием Метеллом; здесь он ведет свой рассказ, следуя Полибию. Ср.: Полибий, XXII, 15 (XXIII, 11).

 

[4468] 96. Проданные в рабство были рабами, освобожденными Набисом и «приписанными» (по выражению ахейцев) к лакедемонянам (см.: XXXVIII, 34,2–7).

 

[4469] 97. Не ясно, был ли этот закон одним из пунктов договора между Ахейским союзом и Римом или же собственным постановлением ахейского собрания. Ср.: XXXI, 25,9.

 

[4470] 98. Ср.: Полибий, XXII, 17.

 

[4471] 99. Речь идет о посольстве Аппия Клавдия (см. там же, § 8 сл.).

 

[4472] 100. Возможно, это были бастарны (ср.: XL, 5,10), обитавшие вдоль нижнего течения Истра (Дуная).

 

[4473] 101. Отец историка Полибия. Ср.: XXXV, 29,2.

 

[4474] 102. Они ушли в изгнание при Набисе.

 

[4475] 103. Ср.: XXXVIII, 33.

 

[4476] 104. Возможно, имеется в виду посольство, о котором говорилось выше (гл. 33,7). Ливий, однако, не отмечал, что в него входил и Ликорт, не упоминал и о споре послов со спартанцами. Ликорт был в Риме также в 189 г. до н.э. См.: XXXVIII, 32,5–10.

 

[4477] 105. Ср. выше, гл. 33,5–7, а также Полибий, XXII, 13.

 

[4478] 106. См.: XXXVIII, 30–31.

 

[4479] 107. Ликорт упускает из виду, что 63 спартанца были преданы смерти после некоего судебного разбирательства явно перед ахейцами (XXXVIII, 33,11), а на Лакедемонских изгнанников можно было возложить отвественность лишь за гибель 17 убитых при беспорядках.

 

[4480] 108. Плутарх приписывает Ликургу слова: «...нельзя считать город неукрепленным, если его оборона зиждется на мужах, а не на кирпичах» (Изречения спартанцев, 53. Ликург, 28 (пер. М.Н. Ботвинника); Жизнеописания, Ликург, 19).

 

[4481] 109. Ср.: XXXVIII, 34,9 и примеч. 87 к кн. XXXVIII, а также XXXIV, 38,2. Откуда цифра 100 лет, неясно.

 

[4482] 110. Пример Капуи уже использовался греческими противниками Рима (ср.: XXXI, 29,11).

 

[4483] 111. Преторы учли опыт Луция Манлия Ацидина (претора 188 г. до н.э., оставшегося в 187–185 гг. до н.э. в Испании с проконсульскими полномочиями) и постарались не дать сенату возможности оставить их без триумфов (ср. выше, гл. 29,4–5).

 

[4484] 112. Право запрета, которым располагали трибуны.

 

[4485] 113. От белого (candidus) цвета тоги соискателя и произошло слово «кандидат».

 

[4486] 114. Ср.: VII, 42,2 (но в эдильскую должность Фульвий Флакк еще не вступил).

 

[4487] 115. Ср.: XXXII, 7,11 и примеч. 31 к кн. XXXII.

 

[4488] 116. К такому совмещению должностей не раз прибегали в годы Второй Пунической войны (ср.: XXIV, 44,2; XXV, 3,2; XXVII, 36,11).

 

[4489] 117. Публий Сципион – это Назика; Луций – Сципион Азиатский, тщетно боровшийся за реабилитацию.

 

[4490] 118. По Плутарху (Катон Старший, 15), ему приходилось защищаться перед судом чуть ли не 50 раз (по подсчетам – 44). Фрагменты обвинительных речей самого Катона сохранены, в частности, Авлом Геллием.

 

[4491] 119. В 149 г. до н.э. (см.: Цицерон. Об ораторе, I,227; Брут, 89 сл.). Обвинителем Гальбы в суде был Луций Скрибоний.

 

[4492] 120. Ср.: XXXVII, 57,12; примеч. 131 к кн. XXXVII.

 

[4493] 121. Ср. выше, гл. 29,8 сл. и примеч. 89. Здесь, видимо, повторение.

 

[4494] 122. Свессетаны – иберийское племя, обитавшее в Северо‑Восточной Испании между Ибером и Пиренеями.

 

[4495] 123. Был консулом в 192 г. до н.э. Брат знаменитого Тита Квинкция Фламинина.

 

[4496] 124. Исследователи насчитывают около 25 «цензорских» речей, но не все они направлены против отдельных лиц.

 

[4497] 125. Версия Антиата приглажена – в ней убраны шокирующие подробности, оскорблявшие достоинство консульской власти: убийство перебежчика (замененного в этой версии осужденным преступником) в угоду мальчишке‑любовнику (замененному «известной распутницей»). Версии Антиата следуют также Цицерон (О старости, 42) и Валерий Максим (II, 9,3). Плутарх рассказывает эту историю дважды (Катон Старший, 17; Фламинин, 18). Он знает Катонову версию (по Ливию), но все‑таки отдает предпочтение риторизованной.

 

[4498] 126. Ливий, следуя самому Катону, считает нужным дать и другую версию, чтобы оценка поступка подходила к обеим.

 

[4499] 127. Такая судебная процедура (своего рода пари перед судом) называлась спонсией. Деньги, потерянные проигравшей стороной, шли выигравшей.

 

[4500] 128. Преставление о всадниках как сословии, противопоставляемом сенаторам, – более позднее. (Впрочем, и тогда молодые нобили до зачисления в сенат считались всадниками.)

 

[4501] 129. Имущественная (цензовая) перепись составлялась для исчисления суммы налогов с каждого. Повышенный налог был тройным (при десятикратной оценке самих предметов роскоши). Сэйдж считает это «почти конфискационной» мерой и реваншем Катона за поражение в борьбе против отмены Оппиева закона (ср.: XXXIV, 1–8).

 

[4502] 130. Включение частных домов в систему городского водоснабжения производилось в Риме по особому разрешению, которое рассматривалось как привилегия и не передавалось по наследству.

 

[4503] 131. Нептуновы воды – источник близ Таррацины (город в Лации, ранее – Анксур, на Аппиевой дороге примерно в 75 км от Рима); Формии располагались на той же дороге (еще в 35–40 км).

 

[4504] 132. Базилика – здание, служившее у римлян для судебных заседаний и торговых сделок. Порциева базилика находилась между Комицием и северной оконечностью Капитолия. Тюрьма, упоминающаяся здесь, – это Лавтумии (тюремные каменоломни). См. примеч. 81 к кн. XXXII.

 

[4505] 133. Ср.: Веллей Патеркул, I,15,2. Обе колонии были гражданскими. Что касается обоих Фульвиев, то у них, по‑видимому, перепутаны личные (первые) имена.

 

[4506] 134. См.: XXXI, 50,7 и примеч. 170 к кн. XXXI.

 

[4507] 135. Ср. выше, гл. 22,6 сл.

 

[4508] 136. Ранее думали, что в этом предсказании речь идет о вражеских палатках (т.е. военном лагере врагов) на форуме.

 

[4509] 137. Близ храма Согласия в северо‑западном углу форума.

 

[4510] 138. Ср.: Полибий, XXIII, (XXIV), I и далее. Видимо, Полибий относит этот эпизод ко времени после отбытия консула.

 

[4511] 139. См. выше, гл. 35,2–3. Деметрию было тогда около 25 лет.

 

[4512] 140. Ср.: XXXV, 40,1.

 

[4513] 141. Корона – город на западном берегу Мессенского залива (совр. г. Петалиди), древнее название перешло на другой город того же побережья. После 184 г. до н.э. – в Ахейском союзе.

 

[4514] 142. Курия, сенат – римские термины, как обычно, употребляемые Ливием взамен греческих.

 

[4515] 143. Это возвращает Ливия к вопросу о годе смерти Сципиона. Ср. выше: XXXVIII, 56,1 и далее, а также гл. 52.

 

[4516] 144. Ср.: Корнелий Непот. Ганнибал, 10,1–12,2.

 

[4517] 145. Корнелий Непот (Ганнибал, 13) пишет, что карфагенский полководец погиб на 70‑м году жизни, и называет три различные датировки (по консульским годам), приходящиеся на 183 г. до н.э. (Аттик), 182 г. до н.э. (Полибий) и 181 г. до н.э. (неведомый нам Сульпиций Блифон).

 

[4518] 146. Рутилий Руф (консул 105 г. до н.э.) принадлежал к кругу Сципиона Эмилиана Африканского младшего (приемного сына Публия Сципиона Африканского). Юрист и историк, без сомнения, хорошо знакомый с материалами и воспоминаниями о нем. Сочинения Рутилия не сохранились. Полибий, по‑видимому, относил смерть Сципиона к 182 г. до н.э. (как и смерть Ганнибала).

 

[4519] 147. Валерий Антиат относил смерть Публия Сципиона к событиям 187 г. до н.э. См.: XXXVIII, 53,8; Авл Геллий, VI (VII), 19,8.

 

[4520] 148. См.: XXXVIII, 28,2 и примеч. 67 к кн. XXXVIII. Об избрании принцепсом сената Луция Валерия Флакка выше не говорилось.

 

[4521] 149. Т.е., по мысли Ливия, новый принцепс сената (которым стал один из цензоров 184 г. до н.э.) мог быть выбран, только если Публий Сципион умер до цензуры Катона и Флакка.

 

[4522] 150. Ср.: XXXVIII, 56,6: имя Невия содержалось лишь в заголовке (но не в тексте) Сципионовой речи, а заголовок писался на ярлычке, прикрепленном к концу палочки, на которую наматывался свиток с текстом.

 

[4523] 151. Т.е. 10 декабря и 15 марта. Первая дата – день вступления в должность народных трибунов, вторая – консулов и других магистратов, в их числе цензоров. Но если Невий действительно вступил в должность трибуна в конце 185 г. до н.э. и был обвинителем Сципиона, то невозможна датировка его смерти 187 г. до н.э. и – более того – рушится вся конструкция Валерия Антиата, лежащая в основе изложения последних глав кн. XXVIII.

 

[4524] 152. Т.е., по логике Ливия, Публий Сципион умер между 10 декабря 185 г. до н.э. (начало трибуната Марка Невия) и 15 марта 184 г. до н.э. (начало цензорства Луция Валерия Флакка и Марка Порция Катона). См. также выше, примеч. 149. Однако цензоры пребывали в должности полтора года, и, значит, время цензорства Катона и Флакка – с 15 марта 184 г. до н.э. до середины сентября 183 г. до н.э. При этом составление списка сенаторов могло относиться к концу этого срока, и датой смерти Сципиона вполне мог быть 183 г. до н.э. Так или иначе, у современных историков остается вопрос почему Ливий в двух разных книгах следует двум разным версиям? Хронологический экскурс данной главы не позволяет объяснять это «некритичностью» и т.п. (ср.: XXXVIII, 56,8: «Пришлось бы сочинить совершенно другой рассказ...» и т.д.). Значит, надо искать объяснения в том, что Ливий хотел показать расхождение мнений и версий по всей широте. Вспомним, сколь охотно он делал это и в других случаях.

 

[4525] 153. Ср. выше, гл. 48,6.

 

[4526] 154. Ср.: XL, 9,2; Плутарх. Эмилий Павел, 8.

 

[4527] 155. Ливий (ср. выше, гл. 47, 3–11) дает понять, а Полибий (XXIII, 3) прямо пишет, что сенат, поощряя тщеславие Деметрия, оказал ему другую услугу.

 

[4528] 156. Возможно, имеется в виду посольство Квинта Марция. См. гл. 48,5.

 

[4529] 157. Одрисы – сильный союз фракийских племен, обитавших в нижнем течении Гебра (Марица) и по его притокам. Бессы – многочисленное фракийское племя, обитавшее в среднем и частично верхнем течении Гебра, а также некоторых горных местностях Родоп и Хема. Главным центром их племени было селение Бессапам (совр. Синтово) в 22 км от Филиппополя (совр. Пловдив). Дентелеты – племена западной Фракии, обитавшие в верхнем течении Стримона.

 

[4530] 158. См. примеч. 43 к кн. XXXIII.

 

[4531] 159. Ср. выше, гл. 22,6; 45,6–7.

 

[4532] 160. Истрия – полуостров на северо‑востоке Адриатического моря (точнее, его западная часть, населенная иллирийцами – южнее совр. Триеста).

 

[4533] 161. Место сомнительно: «не дал согласия» – конъектура Новака, принятая в изданиях Вайсенборна и Сэйджа. В рукописях и старом издании Вайсенборна отрицания нет. Ср. ниже, гл. 56,3.

 

[4534] 162. Сатурния – городок в Этрурии (юго‑западнее Рузелл, северо‑восточнее Козы). О калетранских землях других упоминаний нет. Новая колония была одной из гражданских, выведенных после Ганнибаловой войны.

 

[4535] 163. Авсетаны – народность в Северо‑Восточной Испании (нынешней Каталонии). Их главным городом была Авса (совр. Вик).

 

[4536] 164. По обычно принимаемой хронологии (ср. выше, примеч. 145), в 183 г. до н.э.

 

[4537] 1. Ср.: Парилии (Палилии) – праздник богини Палес, покровительницы лугов, стад, пастухов. Справлялся 21 апреля (в годовщину основания Рима). См.: Овидий. Фасты, IV, 721 и далее.

 

[4538] 2. Храмы этих богинь находились на Авентине возле Большого цирка.

 

[4539] 3. Кайета – гавань Формий (в 7–8 км от них). Под Реатой разводили знаменитых в Италии ослов и мулов.

 

[4540] 4. Фарнак – царь Понта (185–170). В 183 г. до н.э. захватил Синопу (совр. Синоп) – важнейший торговый город на северном (черноморском) побережье Малой Азии, состоявший в союзе с Эвменом. Подробно см.: Страбон, XII, 545 сл.

 

[4541] 5. См.: XXXIX, 48, 5.

 

[4542] 6. Фраза принадлежит Полибию (XXIII, 10, 4 – ср. след. примеч.). О Пеонии см. примеч. 43 к кн. XXXIII.

 

[4543] 7. Полибий (чьему изложению следует, повествуя о Филиппе, Ливий) влагает в уста царю стих поэта Стасина: безумен‑де тот, «кто, убивши отца, оставляет в живых сыновей»,– и строит рассказ как трагическую трилогию – «три драмы», объединенные темой мести судьбы. Поведение Филиппа он объясняет подсказкой преследующих его Эринний, говорит о тенях загубленных, мучающих царя; наконец сближает между собой «трагедии, мифы, историю» (Полибий, XXIII, 10–11, 1). Все это было достаточно близко Ливию, (ср.: I, 46, 3 (о трагедии римского царского дома); примеч. 141 к кн. I).

 

[4544] 8. Сэйдж склонен толковать это место как указание на происхождение Порида из той самой Энеи, куда он отправился из Фессалоник (см. след. примеч.), но, скорей, речь здесь идет о том, что он был знатным человеком в фессалийском племени энианов (энианцев – см.: XXVIII, 5, 15 и примеч. 29 к кн. XXVIII), а созвучие названий случайно.

 

[4545] 9. О Фессалонике см. примеч. 44 к кн. XXXIII. Энея – небольшой портовый город южней Фессалоники – на западном берегу полуострова Халкидики близ Энеева мыса.

 

[4546] 10. Данное место Ливия, видимо, единственное свидетельство об этом ежегодном священнодействии и связанном с ним предании.

 

[4547] 11. Рассказ Полибия об этом эпизоде не сохранился.

 

[4548] 12. Ср.: XXXIX, 47–48, 1; примеч. 155 к кн. XXXIX.

 

[4549] 13. Бастарны – германское (или кельтское?) племя, обитавшее в начале II в. до н.э. по Днестру, Пруту, Бугу – до устья Дуная. Филипп в это время всячески побуждал их переселиться к северным границам его царства.

 

[4550] 14. Речь идет о палках, применявшихся для фехтовальных и гладиаторских упражнений.

 

[4551] 15. Ср.: Полибий, XXIII, 11.

 

[4552] 16. Ср.: XLV, 19, 10.

 

[4553] 17. Трагическая ирония – предсказание Персея сбылось, только сам он (а не Деметрий) погубил брата и поторопил смерть отца (ср. ниже, гл. 24 и 56).

 

[4554] 18. Ср.: XXIX, 47, 11.

 

[4555] 19. Ливий выше не упоминал об этом письме, хотя у Полибия оно цитируется (Полибий, XXIII, 3, 8). У Ливия же пересказано лишь аналогичное письмо к царю от сената. См.: XXXIX, 47, 9–11; Полибий, XXXIII, 2, 9–10.

 

[4556] 20. Трудно сомневаться в том, что образцом для этой пары речей Ливию служили соответствующие речи у Полибия, который обещал читателю подробный рассказ о «третьей драме» – с царскими сыновьями (ср.: Полибий, XXIII, 3, 10; 10, 12). К сожалению, этот рассказ не сохранился и нет возможности сравнить разработку речей и трактовку образов у двух авторов.

 

[4557] 21. Чего именно хотели лигурийцы от римлян (и от Марцелла), остается не вполне ясным.

 

[4558] 22. Публий Манлий в прошлую свою претуру был послан в Ближнюю Испанию помощником консула, но, видимо, по его распоряжению, действовал и в Дальней. См.: XXXIII, 43, 5; 8; XXXIV, 17, 1, а также примеч. 47–49 к кн. XXXIV.

 

[4559] 23. См. выше, гл. 2, 5.

 

[4560] 24. См.: XXXIV, 62, 1–15.

 

[4561] 25. Рассмотрение этого спора затянулось надолго (ср. ниже, гл. 34, 14; XLI, 22, 1–3; XLII, 23–24 и далее), пока он не перерос в конфликт, приведший к Третьей Пунической войне 149–146 гг. до н.э. (см.: Периохи, 48).

 

[4562] 26. Согласно Капитолийским фастам, Публий Корнелий Цетег.

 

[4563] 27. Это «корабельные дуумвиры», учрежденные в 411 г. до н.э. постановлением народного собрания. См.: IX, 30, 4.

 

[4564] 28. Отпущенники, не имевшие права службы в легионах могли служить во флоте.

 

[4565] 29. Т.е. от мыса Сорренто возле Неаполя до совр. Марселя и от того же мыса до совр. Бари на Адриатическом побережье.

 

[4566] 30. О храме Согласия на Вулкановом поле см.: IX, 46, 6 сл.; примеч. 163, 164 к кн. IX.

 

[4567] 31. В оригинале нет указания на храм, где дрогнули копья. Видимо, речь идет о копьях, хранившихся в святилище Марса в Царском доме вместе со священными щитами – анцилиями.

 

[4568] 32. О ее культе в Ланувии см. примеч. 60 к кн. XXXI.

 

[4569] 33. Ср. ниже, гл. 34, 12–13. Илийцы – древний народ Сардинии, ушедший под нажимом карфагенян в горы внутренней части острова (см. также ниже, примеч. 68).

 

[4570] 34. Ср.: XXXIX, 41, 6 (об аналогичном расследовании в другом месте).

 

[4571] 35. Предыдущий закон о «домогательстве» кандидатов на должности был принят в 358 г. до н.э. (VII, 15, 12 сл.). Повод к принятию нового мог быть дан хотя бы ходом консульских выборов на 184 г. до н.э. (XXXIX, 32, 5–12).

 

[4572] 36. Антигон – видимо, полководец Александра Македонского и далекий предшественник царя Филиппа.

 

[4573] 37. Хребет Гем (Хем, болг. Стара Планина, тур. Балкан) с продолжающими его горами Северной Македонии и Иллирии составлял единую цепь от Адриатического до Черного моря, почему, видимо, и думали, будто с него оба этих моря видны. Страбон (VII, 313), опровергая это утверждение, приписывал его Полибию (источнику Ливия!).

 

[4574] 38. Эта звезда (лат. «каникула») появлялась на небосводе в середине июля (Плиний. Естественная история, II, 123).

 

[4575] 39. См. примеч. 157 к кн. XXXIX.

 

[4576] 40. Меды – фракийское племя, обитавшее в среднем течении Стримона (совр. Струма); ближайшие соседи Македонии. Петра – здесь: город медов.

 

[4577] 41. Ср.: XXXIX, 48, 1, а также гл. 11, 1–4 и примеч. 19.

 

[4578] 42. Перекличка с защитительной речью Деметрия (ср. выше, гл. 12, 17).

 

[4579] 43. См.: XXXIX, 55, 5 (а также 22, 6 и 45, 6). Аквилея строилась в Венетии у северных берегов Адриатического моря на границе с истрийцами.

 

[4580] 44. Речь идет о наборе т.н. городских (резервных) легионов (ср. ниже, гл. 28, 9). Квинт Фабий, упомянутый здесь, это Квинт Фабий Максим, претор 181 г. до н.э., по делам с иноземцами (не путать с Квинтом Фабием Бутионом, упомянутым в § 2, претором в Галлии!).

 

[4581] 45. См. примеч. 95 к кн. XXXI.

 

[4582] 46. Римский лагерь был строго прямоугольным, через его середину проходили две пересекавшиеся под прямым углом главные улицы, ведшие к четырем воротам (в каждой стене).

 

[4583] 47. См. примеч. 2 к кн. XXXIII.

 

[4584] 48. О правом крыле ср. примеч. 45; Квинт Фульвий Флакк: (двоюродный брат своего тезки, воевавшего в это время в Испании – ср. выше, гл. 1, 2, и ниже, гл. 30 сл.) – бывший претор 187 г. до н.э. (в Сардинии).

 

[4585] 49. В предвидении хлопот о триумфе (ср.: XXXVIII, 50, 3).

 

[4586] 50. Грависки были гражданской колонией. Это был маленький приморский городок близ Тарквиний. Ср. также: Веллей Патеркул, I, 15, 2.

 

[4587] 51. Нума считался основоположником понтификального права. См.: I, 20, 5–7.

 

[4588] 52. Наука мудрости – философия (Ливий здесь не захотел воспользоваться этим греческим словом). «Новонайденные» книги Нумы современные исследователи считают подделкой, связывая ее с идеологической борьбой того времени.

 

[4589] 53. Ливий (вслед за Цицероном) отвергает эту версию как невозможную хронологически (ср.: I, 18, 2–4 и примеч. 65 к кн. I). Тем не менее представление о Нуме как об ученике этого греческого философа оставалось по‑прежнему общим местом (ср.: Овидий. Письма с Понта, III, 3, 43–46). Неожиданный поворот получает полемика о Нуме и Пифагоре у Плутарха (Нума, 1).

 

[4590] 54. Государственные писцы составляли высший слой прислужников при должностных лицах – вспомогательный аппарат, занятый делопроизводством, ведением расчетных книг, хранением архивов, секретарской работой. Набираемые и оплачиваемые государством, они подразделялись на декурии. Высший разряд среди них составляли квесторские писцы, ведшие дела и книги казны, затем шли писцы курульных эдилов, народных трибунов, плебейских эдилов и др. Опытные, сведущие в праве, они были весьма влиятельны. Сложив с себя обязанности, писец мог даже принимать государственные должности (ср.: IX, 46, 1–2). Бывшим писцом был и претор 173 г. до н.э. Гай Цицерий (Валерий Максим, III, 5, 1; IV, 5, 3). В нашем случае совпадение родового имени претора и писца может говорить о происхождении писца из отпущенников семейства преторов.

 

[4591] 55. Например, обратиться за помощью к народным трибунам, если он сочтет, что его права нарушаются.

 

[4592] 56. Хозяин – здесь: dominus, «господин», т.е. собственник земли, а значит, и выкопанного («клада»). Терминология, оговорки, оценка – все свидетельствует о чрезвычайной юридической щепетильности.

 

[4593] 57. Участие в сожжении книг служителей при жертвоприношениях придает этому действию некий сакральный характер.

 

[4594] 58. Таков был конец дела, наведшего претора на мысли о «подрыве основ богопочитания». Создается впечатление, что ни претор, ни сенат не хотели в него углубляться и торопились. Сэйдж находит странным, что не стали даже запрашивать понтификов. Видимо, остерегающее (во всех отношениях) дело о Вакханалиях сыграло здесь свою роль. Другие независимые от Ливия рассказы об этом эпизоде известны в обрывках и из вторых рук. См.: Плиний. Естественная история, XIII, 84–87 (ссылки на Кассия Гемину, Пизона и Антиата); Плутарх. Нума, 22 (ссылка на Антиата); Августин. О граде Божием, VII, 34.

 

[4595] 59. Здесь Ливий возвращается к рассказу, прерванному в гл. 16, 11. Квинт Фульвий Флакк, о котором идет тут речь,– это претор 182 г. до н.э. (см. выше, гл. 1, 2). После претуры он оставался наместником Ближней Испании.

 

[4596] 60. Турма – небольшой конный отряд (30 всадников).

 

[4597] 61. См. примеч. 11 к кн. XXXI.

 

[4598] 62. Эбура – город племени карпетанов (совр. Монтальба) на Таге (совр. р. Тахо). Карпетаны обитали в Центральной Испании (их главным городом был Толет – совр. Толедо). Контребия – город‑убежище кельтиберского племени лусонов (юго‑западнее Сарагосы).

 

[4599] 63. Необычно большие даже для колоний латинского права, численность колонистов и размеры наделов объясняют стратегическим значением Аквилеи.

 

[4600] 64. Об их назначении см.: XXXIX, 55, 6.

 

[4601] 65. О культе Венеры Эрицинской в Риме см.: XXII, 10, 9; XXIII, 30, 13; примеч. 63 к кн. XXII. Об обете Луция Порция Старшего выше не упоминалось, но в 184 г. до н.э. он был в Лигурии (XXXIX, 38, 1). Дуумвиры для посвящения храма назначались в случае смерти давшего обет.

 

[4602] 66. Т.е. в 191 г. до н.э. (XXXVI, 15–19). Об обете Мания Глабриона и сенатском постановлении выше не сообщалось; Благочестие – здесь: обожествленное понятие долга перед богами, отечеством, родителями. Упоминаемая статуя, согласно Валерию Максиму (II, 5, 1) была конной. Сам храм, по легенде, поставлен был на месте дома некоей женщины, которая спасла жизнь своей осужденной на голодную смерть матери, накормив ее грудью (см.: Фест, p. 228 L.; Плиний. Естественная история, VII, 121).

 

[4603] 67. Ср.: XLII, 7, 2. Диодор Сицилийский (V, 13, 4) пишет о воске как об одном из богатств острова.

 

[4604] 68. Об илийцах см. выше, гл. 19, 6 и примеч. 33.

 

[4605] 69. Согласно кн. XXX, 37, 6, карфагеняне давали всего сотню заложников. Согласно кн. XXXII, 2, 3, 100 заложников были возвращены, а других обещано было вернуть в будущем.

 

[4606] 70. См. выше, гл. 17, 2 сл.

 

[4607] 71. Т.е. позаботиться о вооружении и снабжении подчиненных самим консулам войск, предназначенных для Лигурии.

 

[4608] 72. См.: XXXIX, 8, 1 (186 г. до н.э.).

 

[4609] 73. Ср. выше, гл. 19, 3.

 

[4610] 74. Здоровье (Салюта) – здесь: соответствует греч. Гигии, дочери Асклепия (Эскулап у римлян).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.