Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психогенетические исследования зависимости-независимости 3 страница




В работе Л. Кардона и Д. Фулкера [228] были объединены данные, полученные при лонгитюдном прослеживании приемных и биоло-

гических сиблингов (по 100 человек) и при использовании метода близнецов (по 50 пар МЗ и ДЗ). Авторы исходили из иерархической модели интеллекта, предполагающей наличие нескольких уровней специфических, но коррелирующих между собой способностей, фор­мирующих, в конечном счете, общий интеллект — фактор «g». Соот­ветственно такому пониманию для выделения компонентов феноти-пической дисперсии они использовали и иерархическую генетико-математичсскуго модель,

В данных отчетливо прослеживаются некоторые тенденции. Во-первых, структура дисперсии всех способностей подвержена возрас­тным изменениям, — разным для разных признаков. Например, раз­личия по памяти в 3, 4 и 7 лет почти полностью определяются на­следственностью, в 9 лет — индивидуальной средой. Во-вторых, наиболее стабильно обнаруживается генетическая обусловленность опять-таки вербальных способностей: h2 изменяется от 0,46 до 0,74, в то время как в дисперсии других признаков он иногда опускается до нуля или незначительной величины, Наконец, в-третьих, в боль­шинстве случаев средовые воздействия относятся к индивидуальной среде (e2); большее влияние общей среды констатируется только триж­ды. Это — особенно ценный момент, так как примененный авторами вариант генетико-математического анализа позволил освободить этот коэффициент от обычно включенной в него ошибки измерения (см. гл. VIII).

Возрастная динамика генотип-средовых отношений в изменчиво­сти отдельных когнитивных характеристик в диапазоне 6-14 лет была показана Н.М. Зыряновой [35а]: оказалось, что невербальный интел­лект в большей мере определяется наследственностью, чем вербаль­ный, и самое большое значение h2 =0,84 констатируется в 7 лет. Оценки наследуемости вербального и общего интеллекта значительно ниже: 0,03—0,26 для первого и 0,26—0,52 — для второго (с максимумом в 10 лет).

В.Ф. Михеев [97] и И.С. Аверина [2] показали большую наслед­ственную обусловленность невербальной памяти по сравнению со сло­весно-логической. В первой из этих работ, проведенной на близнецах 10-20 лет (39 пар МЗ и 59 ДЗ), коэффицbенты Холзингера для невер­бальных стимулов трех модальностей (зрительные, тактильные, слу­ховые) были равны соответственно — 0,93, 0,69 и 0,86, для вербаль­ных зрительных и слуховых — 0,38 и 0,37.

В работе И.С. Авериной, правда, на небольших близнецовых груп­пах, обнаружен больший вклад генотипа в узнавании, чем в воспро­изведении. Интересно и показанное в ее работе снижение с возрастом генетического контроля в интегральной оценке мнемической функ­ции: он констатирован только у младших школьников; в среднем и старшем школьном возрасте изменчивость этого показателя форми­руется в основном под влиянием среды.

В. Д. Мозговой [97] исследовал устойчивость, переключение и распределение внимания у близнецов 10-11, 14-15 и 20-50 лет. Ока­залось, что в младшей возрастной группе генетическая обусловлен­ность обнаруживается во всех характеристиках внимания, в двух стар­ших — только в его устойчивости.

В целом в этой области пока можно лишь констатировать разную природу изменчивости и отдельных способностей, и даже их разных характеристик — во-первых, и возрастную динамику генотип-средо-вых соотношений — во-вторых; по-видимому, детальные исследова­ния конкретных психологических функций еще впереди.

Наконец, рассмотрим исследование когнитивных стилей — ин­дивидуальных особенностей переработки информации, которые, по-видимому, служат своеобразным связующим звеном между лич­ностными и когнитивными характеристиками в общей структуре ин­дивидуальности [165 и др.]. Наиболее изучена в психогенетике зави­симость-независимость от поля, т.е. когнитивный стиль, свидетель­ствующий о способности человека «преодолевать контекст» и, очевидно, являющийся одним из показателей психологической диф­ференцированное™ [см. 132]. Как показали многие исследования, он связан с самыми разными личностными особенностями: автономно­стью, критичностью, социальной независимостью и т.д. [165].

Суммарные данные по исследованиям этого стиля в психогенети­ке привели в своей работе Е.А. Григоренко и М. ЛаБуда [44] (табл. 9.8).

Таблица 9.8




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.