КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
K государственного режима 3 страница
Во-вторых, субъекты территориальной федерации конституционно лишены права прямого представительства в международных отношениях. В случае нарушения союзной конституции в этой сфере центральная власть имеет право применения принудительных мер к субъекту федерации (Индия). В ФРГ ведение внешних сношений с иностранными государствами принадлежит федерации, однако земли с согласия федеральных властей иногда могут заключать международные договоры. В-третьих, в территориальных федерациях конституционное законодательство не предусматривает, а иногда и запрещает односторонний выход из союза. Это положение вытекает из смысла конституций США, ФРГ, Бразилии и других стран. В-четвертых, управление вооруженными силами в территориальных федерациях непосредственно осуществляется союзными государственными органами. Главнокомандующим вооруженными силами является глава федерального государства. Субъектам федерации в мирное время запрещается содержать профессиональные вооруженные образования. Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством. Наряду с общими признаками, которые присущи любому союзному государству, они имеют ряд существенных особенностей. Эти особенности обусловлены многонациональным составом населения, которое более или менее компактно проживает на территории отдельных государств, образующих федерацию. Национальная федерация независимо от ее разновидностей характеризуется следующими основными признаками: 1. Субъектами такой федерации являются национальные госу
2. Национальная федерация строится на принципе добровольного Тамже. С. 192—194. нейших факторов осуществления нациями права на самоопределение Независимо от экономического потенциала, размера территории, чцс[ ленности населения все субъекты национальной федерации пользуются одинаковыми правами и обладают одинаковой возможностью влиять на решение задач общества и государства. 3. Национальная федерация обеспечивает государственный сувере- 4. Высшие государственные органы национальной федерации фо|
5. Важнейшей особенностью национальной федерации являете) Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований. Общенациональная государственная власть осуществляет лишь координацию интересов субъектов феде- ации, обеспечивая их наиболее оптимальную внутреннюю и внешнюю деятельность. Субъекты национальной федерации в сфере международ-J0JX. отношений могут устанавливать дипломатические отношения с адовым государством мирового сообщества, заключать политические, экономические и другие договоры. Национальный признак придает федерации такие особенности, которые объективно не могут быть присущи территориальному федеральному государственному устройству. В этой связи важно различать союзное государство, складывающееся в условиях территориальной федерации, и союз государств, которые объединяются по национальному признаку. Союзное государство является федерацией, основанной на договорной территориальной основе, а союз государств — это федеральное объединение национальных государств, которые обладают как государственным, так и национальным суверенитетом.
Россия имеет уникальное государственное устройство, где органически сочетаются признаки и территориальной, и национальной федерации. В соответствии с Конституцией Российская Федерация «состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов.Российской Федерации» (ст. 5, п. 1). «Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации» (ст. 5, п. 3). Многообразие субъектов подобного федеративного государства требует многоаспектной политики парламента, правительства, высших судебных органов, других федеральных ведомств и учреждений: необходимо всесторонне учитывать специфические интересы всех субъектов федерации, умело интегрировать общие и индивидуальные вопросы государственно-правового строительства страны. От этого зависит эффективность и гармония экономической, социальной, духовной, религиозной, национальной жизни федерации в целом. Специфика территориально-национальной федерации состоит в том, что такое государство должно не только интегрировать, но и дифференцировать интересы всех ее субъектов, как национальных, так и территориальных1. Конфедерация — это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. При конфедеративном устройстве государства (члены конфедерации) со- 1 Более углубленное теоретическое исследование этой чрезвычайно важной проблемы жизни многонационального общества — конкретная задача науки конституционного (государственного) права. храняют свои суверенные права как во внутренних, так и во в делах. В отличие от федеративного государственного устройства дерация характеризуется следующими чертами:
Во-первых, конфедерация не имеет своих общих законода, тельных, исполнительных и судебных органов, характерных для федера. ции. Конфедеративные органы, состоящие из представителей суверен, ных государств, решают проблемы экономического, оборонного со-трудничества (ради чего и создается конфедеративное государство). Во-вторых, конфедеративное устройство не имеет единой ар. мии, единой системы налогов и единого государственного бюджета. Од. нако эти вопросы могут координироваться по согласию членов конфедерации. Например, могут выделяться средства из общеконфедерально-го бюджета на укрепление обороноспособности отдельных стран, входящих в конфедерацию, или оказание им необходимой экономической помощи. В-третьих, конфедерация сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе, хотя режим перемещения граждан одного государства на территорию другого государства значительно упрощен (без виз и других формальностей). В-четвертых, конфедеративные государственные органы могут договориться о единой денежной системе, единых таможенных правилах, а также единой межгосударственной кредитной политике на период существования данного государственного образования. Возможно функционирование и конфедеральных внешнеполитических, оборонных и других органов, которые занимаются координированием общих интересов объединенных государств в межгосударственных отношениях с мировым сообществом. В-пятых, конфедеративные государства недолговечны. Они ил распадаются по достижении общих целей, или превращаются в федера ции. История знает и те, и другие примеры: Германский союз (1815-1867 гг.), Швейцарский союз (1815—1848 гг.), Австро-Венгрия (1867-1918 гг.); и — классический пример — Соединенные Штаты Америка Из конфедерации, которая была законодательно утверждена в 1781 год (Статьями конфедерации), в 1787 году образовалась федерация, закреп ленная Конституцией США, действующей по настоящее время. Конфедеративное государственное устройство может служит! основой для образования суверенных унитарных или федеративны? государств. 3. Форма государственного режима представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Государственный режим — важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим — понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности него- дарственных политических организаций (партий, движений, клубов, Государственные режимы могут быть демократическими и анти-^ократическими (тоталитарными, авторитарными, расистскими). Поэтому основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти. Для рабовладельческих государств характерны и деспотия, и демократия; для феодализма — и неограниченная власть феодала, монарха, и народное собрание; для современного государства — и тоталитаризм, и правовая демократия. Идеальных демократических форм государственного режима в реальной действительности не существует. В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее можно выделить наиболее общие черты, присущие той или другой разновидности государственного режима. Антидемократические режимы характеризуются следующими признаками: Во-первых, главное, что определяет характер государственной власти, — это соотношение государства и личности. Если государство в лице его различных органов подавляет личность, ущемляет ее права, препятствует ее свободному развитию, то такой режим является антидемократическим. Во-вторых, антидемократический режим характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами общественной жизни: экономикой, политикой, идеологией, социальным, культурным и национальным строительством. В таком государстве устанавливается диктатура одной партии, которая фактически осуществляет все государственные функции, обладая полномочиями, не ограниченными никакими законами. В-третьих, антидемократическим режимам свойственно огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных, женских и творческих объединений, технических, спортивных и других обществ). В-четвертых, личность в антидемократическом государстве фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в конституционных актах. К инакомыслящим и прогрессивным силам применяются жесткие репрессивные меры. В-пятых, при антидемократических режимах реально действует примат государства над правом, что является следствием произвола, нарушений законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни. В-шестых, характерный признак антидемократического государства — всеохватывающая милитаризация общественной жизни, наличие огромного военно-бюрократического аппарата, воещ промышленного комплекса, довлеющего над мирной экономикой. В-седьмых, антидемократические режимы игнорируют инп ресы национальных государственных образований, особенно националы., меньшинств. В тоталитарном государстве члены национальной федео ции практически лишены самостоятельности в решении своих внутр, них дел, в осуществлении внешней политики, поскольку эти вопрсч находятся полностью в компетенции центральных властей. В-восьмых, антидемократическое государство во всех е(разновидностях не учитывает особенностей религиозных убеждений;„ селения. Оно полностью отрицает религиозное мировоззрение или от^< ет предпочтение одной из религий, запрещая и подавляя все неугоднь ему религиозные течения. Демократические режимы складываются в правовых государства: Они характеризуются такими методами осуществления государственно;! власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности фактическую защищенность ее законных прав и интересов. Конкрепк режим демократического государства выражается в следующем: , Во-первых, такой режим предоставляет свободу личности сфере экономической деятельности, которая составляет основу матер; ального благополучия общества. Во -вторых, реальная гарантированность личных прав и своб(гражданина, его возможность выражать собственное мнение о политго. государства, активно участвовать в различных культурных, научны профессиональных и других общественных организациях придают выа кую нравственность демократическому государству. В-третьих, демократический режим создает эффективные механизмы прямого воздействия населения страны на характер госудщ. ственной власти (через избирательную систему, контроль избирателе за деятельностью государственных органов). В-четвертых, в демократическом государстве личность за щищена от произвола, беззакония, так как ее права находятся под поста янной охраной органов правосудия. В-пятых,' демократический режим является следствием реально го разделения властей как в унитарных, так и в федеративных госу дарствах. В-шестых, демократическая власть в одинаковой мере учиты вает интересы большинства и меньшинства, индивидуальные и национальные особенности населения. Она также является препятствием бюрократическому произволу и нарушениям социально-экономических праи национальных меньшинств, которые не имеют своей самостоятельной государственности. В-седьмых, демократические методы государственного властвования позволяют преодолевать возникающие социальные противоре- 0 обеспечивают компромисс между государственными органами и ^а'ясданами, между различными социальными группами населения. В-восьмых, основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм. В условиях демократического режима действуют различные партии, другие общественные организации, объединения, самодеятельные коллективы, которые поддерживают политику государства, придают его деятельности плюралистический характер, учитывающий интересы всех индивидов и их общественных образований. В-девятых, демократический государственный режим базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития личности и общества, поэтому он обеспечивает стабильный правопорядок, низкий уровень преступности, способствует более спокойному разрешению конфликтов между государством и личностью, между рач-личными социальными и национальными группами люден. Таким образом, форма государства может быть понята только в единствёлтрех составляющих элементов: формы правления, формы государственного устройства и формы государственного режима. Изменения, происходящие в современном цивилизованном мире, безусловно, потребуют корректировки тех положений, которые изложены в данной главе учебника. ТИПЫ ГОСУДАРСТВ. КРИТЕРИИ ДЕЛЕНИЯ
ПОИЯТИ1 ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
Структура высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними Административно-территориальное и национальное строение государства, раскрывающее характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами власти форма Совокупность способов и методов осуществления политической власти государством Зак. 79 ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ МОНАРХИЯ РЕСПУБЛИКА
ДРЕВНЕВОСТОЧНАЯ Вавилон, Индия, Древний Египет АФИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ Афины V—IV вв. до н.).
РИМСКАЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННА Я Рим в I—Швв.н. ч. СРЕДНЕВЕКОВАЯ РАННЕФЕОДАЛЬНАЯ Древнерусское государств монархия Меровингов сословно- ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ Земский собор в России, парламент» Англии, кортесы в Испании АБСОЛЮТНАЯ Франция при Людовике XT ^ Россия гфи Петре I СОВРЕМЕННАЯ КОНСТИТУЦИОННАЯ Великобритания, РИМСКАЯ АРИСТОКРАТИЧЕСКАЯ Рим V- -IJ br. до н. э. СПАРТАНСКАЯ АРИСТОКР АТИЧЕСКАЯ Спарта V- -IV вв. до н.:». СРЕДНЕВЕКОВАЯ: ГОРОДА-РЕСПУБЛИКИ Венеция. Новгород, Союз Немецких торговых городов Татя СОВРЕМЕННАЯ ПАРЛАМЕНТАРНАЯ Авсгрия, Италия ПРЕЗИДЕНТСКАЯ США ФОРМЫ Т1РРИТОРИАЛЫЮГО УСТРОЙСТВА ГОСУДАРСТВА с> Одна система высших органов представительной, исполнительной и судебной власти cj> Одна конституция, одна система законодательства, одна финансовая, налоговая система, единые вооруженные силы Ф Составными частями государства на местах (области, воеводства, департаменты) являются местные (муниципальные) органы, не обладающие признаками суверенитета Две системы законодательной, исполнительной и судебной власти: федеральная, от каждого субъекта федерации Территория федерации состоит из территорий отдельных ее субъектов (штатов, республик, земель). В то же время территория всех субъектов составляет единую территорию страны Каждый гражданин федерации является одновременно гражданином всей страны Федерация имеет единые вооруженные силы, финансовую, налоговую, денежную системы Субъекты федерации имеют собственные войсковые формирования Основную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы
демократический тоталитарный
свобода личности в сфере экономической деятельности полный контроль государства над всеми сферами общественной жизни
гарантированность личных прав и свобод огосударствлен ие общественных организаций
наличие эффективного механизма прямого воздействия населения на характер государственной власти подавление личности, отсутствие реальных прав и свобод
защищенность личности от произвола и беззакония примат государства над правом
максимальный учет интересов меньшинства, индивидуальных особенностей населения диктатура одной политической партии
демократические методы государственного властвования, позволяющие преодолеть социальные противоречия в обществе всеохватывающая милитаризация общественной жизни
плюрализм во взаимодействии с другими элементами политической системы
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 674; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |