Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Основные законы мышления




Вопросы для повторения

1. Что такое познание?

2. Охарактеризуйте чувственное познание и его формы.

3. Охарактеризуйте рациональное познание и его формы.

4. Перечислите основные формы мышления.

5. Что такое содержание и структура мысли?

6. Что такое истинность и правильность мыслительного процесса?


 

Окружающая действительность в своём существовании и развитии подчиняется определённым правилам и законам. Законы являются одной из форм теоретического освоения действительности. [7, с. 3]. Поэтому мышление, отражающее происходящее в действительности, также подчиняется определённым законам. Закон мышления (логический закон)это необходимая, существенная и устойчивая связь между мыслями [13, с. 269-272]. Законами мышления называются начала, которыми определяется логическая состоятельность каждого действия мышления, в какой бы оно форме не происходило[18, с. 19]. Различают основные и вспомогательные законы мышления.

Вспомогательные законы действуют только в одной из форм мышления (например, только в понятии), а потому определяют правильность только её построения. К вспомогательным законам мышления можно отнести, например, закон соотношения содержания и объёма понятия, закон распределённости терминов в простых суждениях, законы преобразования сложных суждений, законы построения умозаключений.

Основные законы действуют во всех формах мышления без исключения и определяют правильность мыслительного процесса в целом. К основным законам мышления относятся закон тождества, закон непротиворечия (закон противоречия), закон исключённого третьего и закон достаточного основания. [9, с. 289; 12, с. 16; 15, с. 235]. Законы тождества, непротивречия и исключённого третьего сформулированы древнегреческим философом Аристотелем, а закон достаточного основания – философом и математиком Г. Лейбницем [17, с. 370].

Первым в ряду логических законов является закон тождества, характеризующий определённость и недвусмысленность процесса мышления [6, с. 46]. Согласно закону тождества всякая мысль, используемая в рассуждении, должна быть тождественна самой себе. Говоря иначе, содержание мысли не должно меняться на протяжении всего процесса рассуждения. В традиционной логике закон тождества имеет вид: А есть А, в символической (математической) логике закон тождества выражается формулой: А→А или А≡А [9, с. 237; 13, с. 521; 15, с. 235].

Закон тождества действует во всех формах мышления, но в первую очередь проявляется в понятиях, так как неопределённость и двусмысленность содержания понятий может способствовать возникновению неопределённости суждений и, в конечном итоге, неправильному построению вывода умозаключений.

Применительно к понятиям закон тождества запрещает использовать в мыслительном процессе неопределённые, двусмысленные термины. Если этот запрет нарушается, то возникает логическая ошибка – " подмена понятия". В одних случаях эта ошибка возникает при попытке представить различные по смыслу понятия как тождественные, в других – близкие по смыслу понятия как различные. Например, понятия " планета Земля " и " третья планета Солнечной системы " не могут считаться тождественными, так как во втором понятии не указывается направление отсчёта – от Солнца или от планеты Нептун. Если отсчёт начинается от планеты Нептун, то третьей планетой Солнечной системы становится планета Сатурн. В таком случае, при попытке заменить одно понятие другим будет вестись речь о различных объектах, то есть совершается ошибка "подмена понятия".

Поскольку понятие является составным элементом суждения, а оно, в свою очередь, является составным элементом умозаключения, действие закона тождества распространяется и на эти формы мышления. Применительно к суждениям закон тождества запрещает использовать в мыслительном процессе неопределённые, двусмысленные высказывания. Если запрет нарушается, то возникает логическая ошибка – "подмена тезиса". В одних случаях подмена тезиса сопровождается частичным искажением смысла суждения, в других – полным отклонением от первоначальной тематики. К примеру, суждение "Профессор был недоволен аудиторией" может быть понято в двух различных смысловых значениях: в одном случае под понятием " аудитория " можно понимать помещение, в другом – обучающихся. Из-за неопределённости понятия " аудитория " неопределённым становится суждение в целом и возникает ошибка "подмена тезиса".

Применительно к умозаключениям закон тождества запрещает построение вывода на основе двусмысленных высказываний. Если запрет нарушается, то можно получить неправильный (двусмысленный) вывод. Например, из суждений "Все тигры полосатые животные" и "Это животное является полосатым" следуетвывод "Это животное – тигр". Поскольку второе суждение примера является неопределённым, в частности, не уточняется о каком животном идёт речь, вывод также получается неопределенным (двусмысленный).

С законом тождества взаимосвязаны закон непротиворечия (закон противоречия) и закон исключённого третьего, характеризующие непротиворечивость и последовательность мыслительного процесса [6, с. 43]. Логическое противоречие и непоследовательность возникают в тех случаях, когда в отношении одного и того же объекта, осуществляется попытка одновременного утверждения и отрицания одного и того же признака. Как следствие, возникают исключающие друг друга по смыслу суждения, считающиеся противоречащими друг другу, например: "Все люди являются млекопитающими" и "Некоторые люди не являются млекопитающими".

Согласно закону непротиворечия не могут быть одновременно истинными две противоречивые (противоположные) мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении [2, с. 143]. Представленные нами противоречивые суждения "Все люди являются млекопитающими" и "Некоторые люди не являются млекопитающими" не могут быть одновременно истинными, одно из них (первое суждение) истинно, а другое (второе суждение) ложно. В традиционной логике закон непротиворечия имеет вид: Неверно, что А и не-А, а. в символической (математической) логике закон непротиворечия выражается формулой: (А∩А) [13, с. 425].

Закон непротиворечия, также как и закон тождества, действует во всех формах мышления, но, в отличие от него, в первую очередь проявляется в суждениях. Применительно к суждениям закон непротиворечия запрещает использовать противоречивые высказывания в мыслительном процессе. Поскольку суждение состоит из взаимосвязанных понятий и, в свою очередь, входит в состав умозаключений, действие закона непротиворечия распространяется и на эти формы мышления.

Применительно к понятиям закон непротиворечия запрещает применение в мыслительном процессе противоречивых терминов. Понятия считаются противоречащими друг другу, во-первых, если признак объекта противоречит самому объекту, например "Солнечная ночь" или "Сухая вода"; во-вторых, если признак объекта одновременно утверждается и отрицается, например, "Добрый человек" и "Недобрый человек".

Применительно к умозаключениям закон непротиворечия запрещает строить вывод на основе противоречивых высказываний, так как в противном случае он будет ложным. Например, из противоречивых суждений "Этот человек является мужчиной" и "Этот человек является женщиной" может получиться только ложный вывод "Эта женщина является мужчиной".

Согласно закону исключённого третьего два противоречащих друг другу высказывания не могут быть одновременно ложными, одно из них ложно, другое истинно, а третьего варианта не дано [2, с. 145-146]. Так, суждения "Все люди являются млекопитающими" и "Некоторые люди не являются млекопитающими" не могут быть одновременно ложными, одно из них (первое суждение) истинно, а другое (второе суждение) ложно.

В традиционной логике закон исключённого третьего имеет вид: Или А или не-А, в символической (математической) математической логике закон исключённого третьего выражается формулой: АÚА [13, с. 184].

Дополняя закон непротиворечия, выдвигая к основным формам мышления аналогичные формальные требования, Закон исключённого третьего имеет одно существенное отличие. В традиционной логике принято различать противоречивые и противоположные суждения. Например, суждения "Все люди являются млекопитающими" и "Некоторые люди не являются млекопитающими" будут считаться противоречивыми, они не могут быть ни одновременно истинными, ни одновременно ложными. Суждения "Все люди являются мужчины" и "Ни один человек не является мужчиной", в свою очередь, будут считаться противоположными. Они не могут быть одновременно истинными, но могут быть одновременно ложными. Поэтому закон исключённого третьего, в отличие от закона непротиворечия, не действует в отношении противоположных суждений.

Закон достаточного основания характеризует достоверность и обоснованность процесса мышления. Согласно формулировке закона, всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана [13, с. 143]. Например, высказывание "Этот человек имеет юридическое образование" можно обосноватьвысказыванием "Этот человекадвокат". В традиционной логике закон достаточного основания имеет вид: Если есть B, то есть как его основание – A [13, с. 143]. В символической (математической) логике закон достаточного основания выражения не имеет.

Ко всем основным формам мышления закон достаточного основания предъявляет одинаковое требование: он запрещает необоснованное построение любой мыслительной формы и в первую очередь действует в умозаключениях. Например, из суждения "Число без остатка делится на девять" обоснованно выводится суждение "Число без остатка делится на три". Обратное построение заключения "Число без остатка делится на три". Следовательно, "Число без остатка делится на девять" необоснованно.

Поскольку умозаключение состоит из взаимосвязанных суждений и, в конечном итоге, из взаимосвязанных понятий, действие закона достаточного основания можно перенести и на эти формы мышления. Например, говорить о том, что "Все люди – мужчины", значит необоснованно утверждать в суждении признак – "мужчины" в отношении всего множества объектов – "люди". Аналогично,говорить о том, что объект следует обозначать понятием "человек" на основании двух признаков: быть живым существом и перемещаться на двух ногах, значит необоснованно формулировать понятие.

 

Задания и упражнения

Задание 1. Укажите, являются ли тождественными следующие понятия

1. Хохот, Смех;

2. Адвокат, Защитник;

3. Житель Москвы, Москвич;

4. Обвиняемый, Преступник;

5. Ложь, ошибка, заблуждение;

6. Молодой человек, Мужчина;

7. Олимпийский чемпион, Победитель;

8. Жираф, самое длинношее животное;

9. Студёный воздух; Леденящий воздух;

10. Квант, Наименьшая частица вещества;

11. Ядро, Спортивный снаряд для толкания;

12. Композитор, человек, сочинивший музыку;

13. Самая высокая горная вершина, гора Эверест;

14. Грубость, результат плохого самовоспитания;

15. Метеорит, Космическое тело, падающее на Землю;

16. Непомерные притязания, источник наших горестей;

17. Контратака, Ответные действия на атаку противника;

18. Спортсмен, Человек, ведущий здоровый образ жизни;

19. Равносторонний треугольник, Правильный треугольник;

20. Городской транспорт, связанный по "рукам" и "ногам", Трамвай.

 

Задание 2. Укажите, почему возникает ошибка "Подмена тезиса" в следующих суждениях

1. Он сел за книги.

2. А пьеса всё-таки пошла.

3. Магазин оказался пустым

4. Утром все получили новые наряды.

5. Он погнал лошадь под гору в карьер.

6. Она спрятала в карман записку от мужа.

7. Маршрутное такси следует через Алёшу.

8. По проводнику течёт электрический ток.

9. Генерал своим корпусом преградил ему дорогу.

10. Планировать приходилось в трудных условиях.

11. Подсудимый сказал: Дайте мне срок, и я исправлюсь.

12. Утром все спортсмены приступили к работе со снарядами.

13. В магазине продаётся мужская и женская обувь на любой вкус.

14. Новые аэропорты сокращают время пребывания человека на Земле.

15. Пчёлы сперва садятся, а потом берут "взятки", а люди сперва берут взятки, а потом садятся [6; 12; 25].

Задание 3. Укажите, будут ли противоречивыми следующие понятия

а) Горячий снег; б) Жаркая зима; в) Круглый квадрат; г) Бессодержательное мышление; д) Равносторонний прямоугольный треугольник; е) Добросовестный студент, мешающий проведению лекции; ж) Законопослушный преступник; з) Живой труп; д) Безответное оскорбление; и) Невиновное убийство; к) Недействующий закон; л) Незаконное бандформирование; м) Хладнокровный человек, находящийся в состоянии аффекта; н) Врач, нарушивший клятву Гиппократа; о) Вечный двигатель.

Задание 4. Выясните, могут ли быть одновременно истинными следующие суждения

1. Тише едешь – дальше будешь. Тише не едешь – дальше не будешь.

2. Любая пирамида имеет вершину. Не всякая пирамида имеет вершину.

3. Вечер прошёл весело и интересно. Вечер прошёл невесело и неинтересно.

4. Если ты не виновен, то тебе нечего бояться. Ты не виноват, но тебе есть чего бояться.

5. Всякое письмо как и разговор, требует искусства. Не всякое письмо требует искусства.

6. Все спортсмены этой команды – мастера спорта. Лишь некоторые спортсмены этой команды мастера спорта.

7. Некоторые адвокаты хорошо знают своих подзащитных. Некоторые адвокаты не знают своих подзащитных.

8. Он никогда не встречал этого человека и не знал его в лицо. Он встречался с этим человеком и знал его в лицо.

9. Всё, что он сказал – это ложь. Ничего из сказанного им не является ложью.

10. Каждый охотник знает, где сидит фазан. Не каждый охотник знает, где сидит фазан. [25, с. 91-92].

Задание 5. Выясните, могут ли быть одновременно ложными следующие пары суждений

1. Я ушёл не попрощавшись. Я ушёл молча.

2. Все имена пишутся с большой буквы. Ни одно имя не пишется с большой буквы.

3. Показания свидетеля не являются ложными. Показания свидетеля являются истинными.

4. Логика способствует развитию мышления и речи. Логика не способствует развитию мышления и речи.

5. Ни одно предложение в этом тексте не является истинным. Все предложения в этом тексте являются ложными.

6. Все мы родом из детства. Некоторые из нас никогда не были детьми.

7. Всё течёт, всё изменяется. Ничего не течёт, ничто не изменяется.

8. Если Москва – столица Франции, то Париж – столица России. Если Москва не является столицей Франции, то и Париж не является столицей России.

9. Я решаю логические задачи, следовательно, развиваю свой интеллект. Я не решаю логические задачи, значит, не развиваю свой интеллект.

11. Кратчайшее расстояние между двумя точками – это прямая. Прямая не всегда является кратчайшим расстоянием между двумя точками.

 

Задание 6. Приняв каждое из представленных в паре суждений за истинное, установите, является ли одно из суждений достаточным основанием для другого (и наоборот).

1. По проводнику идёт ток. Электрическая цепь замкнута.

2. Николай Р. Защищает обвиняемого. Николай Р. – адвокат.

3. Адрес на конверте указан точно. Письмо дойдёт до адресата.

4. У ребёнка высокая температура. Значит, ребёнок простудился.

5. Погода испортилась. Соревнования перенесут на другой день.

6. Известно, что из А следует В, а из В следует С. Значит, если А, то С.

7. Физика относится к естественнонаучным дисциплинам. Физика является основой естественнонаучной картины мира.

8. Алексеев хороший шахматист. Алексеев выиграет шахматный турнир.

9. Иванов не сдал вовремя все зачёты. Значит, Иванов не допущен к экзамену.

10. Треугольник АВС равен треугольнику АВD. Треугольник АВD и треугольник АВС имеют равные площади.

11. Эта книга весьма привлекательна. В этой книге интересные иллюстрации.

12. На месте преступления оказались следы этого человека. Этот человек виноват в совершении преступления.

13. Поезд вышел с московского вокзала и направился в сторону Владивостока. Следовательно, этот поезд следует во Владивосток.

14. Это геометрическое тело – куб. Следовательно, это геометрическое тело имеет 6 или 8 граней.

15. Человек является биосоциальным существом. Следовательно, человеку подвластна природная стихия.

 

Задание 7. Укажите, какой из основных логических законов нарушен в следующих примерах.

1. Я всегда и во всём лгу.

2. Наша теория истинна, потому что она верна.

3. Все люди братья. Следовательно, Иванов брат Петрова.

4. Я говорю о живом существе. Следовательно, я говорю о человеке.

5. Он является добрым человеком. Следовательно, он говорит правду.

6. Если Вам нужно срочно увеличить Вашу семью, наш фотограф сделает это моментально.

7. Наша версия замечательна тем, что позволяет одинаково обосновать как виновность Петрова, так и его невиновность.

8. Б. говорил, что когда к нему пришёл раненный П., он был дома. А согласно показаниям П., Б. тогда дома не было, он пришёл откуда-то позже.

9. Некто Адамс, шевелюра которого стала катастрофически редеть, написал в научно-исследовательский центр одной химической компании письмо с просьбой посоветовать ему, как сохранить волосы. Через некоторое время пришел ответ: Вы лучше сохраните волосы, если будете собирать их в полиэтиленовый мешок с кусочками нафталина. Мешок рекомендуется держать в темном, прохладном и не слишком сухом месте.

10. Взгляни-ка на дорогу! Кого ты там видишь? – Никого, – сказала Алиса. – Мне бы такое зрение! – заметил Король с завистью. – Увидеть Никого! Да еще на таком расстоянии! А я против солнца и настоящих-то людей с трудом различаю!




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 2292; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.084 сек.