Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Остров неопытных физиков 4 страница




- Первая.

- Значит, я ее и нажал, когда исчезло трение! Дальше что?

Витька прочел следующую надпись:

- "Время необратимо. Всегда причина предшествует следствию". Так. Эту кнопку я нажал, когда надо было остановить поезд. Тогда все стало происходить наоборот: от конца к началу.

Яшка Букин сплюнул в сторону.

- Ну и чепуха получается с этой физикой! Ни черта не поймешь! Давай, Витька, смотри, что там еще есть.

Витька стал читать надписи подряд, одну за другой:

- "Скорость звука в воздухе равна 330 м/сек". "Вода имеет плотность 1,000 при +4° С".

- Подумаешь, ничего особенного, - сказал Серега.

Витька продолжал:

- "Скорость света в вакууме есть предельная скорость распространения сигналов: _с = 2,99792 10^10 см/сек_".

- Так, эта кнопка сейчас нажата. Дальше.

- "Период суточного вращения Земли 23 часа 56 минут 4 секунды".

- Почему это физики всегда самые простые вещи затуманивают? - Яшка не любил физику и относился к ней с предубеждением. - Ведь можно было сказать просто, по-человечески: сутки равны 24 часам, а они разводят канитель "период суточного вращения...". Скукота одна!

- Вот сейчас тебе будет "просто" и ясно: "Если на тело не действуют силы, то оно сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения".

- Так ведь это закон Ньютона! Это мы проходили. Это просто.

- Все просто, когда знаешь.

- "Полная энергия всех тел, участвующих в процессе, остается неизменной". Закон сохранения энергии.

- Подумать только! От каждого из этих законов может выйти такая же чепуха, какая была с трением, когда его отменили.

- Чепуха была потому, что ты без толку нажал кнопку, ничего не разобрав. А если действовать обдуманно, то может получиться очень здорово. Теперь мне все ясно: каждая кнопка соответствует одному закону физики. Когда кнопка нажата этот закон отменяется. Далее: мы хотим узнать, где он отменяется...

- Мы и так знаем, - сказал Букин.

- Яшка, не перебивай! Дай послушать умного человека, а то мы люди темные, физики не знаем, - съязвил Алек.

- Если мы хотим узнать, - невозмутимо продолжал Витька, - где сейчас действует отмена физического закона, то мы смотрим на карту и видим это место на пересечении визирных линий. Если, наконец, мы сами хотим перенестись вместе с этим прибором в какое-либо другое место, то мы нажимаем белую клавишу, производим установку соответствующего места по карте, нажимаем кнопку, и...

-...и прибор переносится в новое место, а мы остаемся здесь! - Яшка Букин сделал выразительный жест.

Алек хихикнул.

- Почему - остаемся здесь?! - возмутился Витька.

- А откуда же твой прибор знает, кого надо взять с собой? Или мы должны держаться за него ручками?

- Зачем - держаться?! Наверное, он имеет определенный радиус действия. Тогда все, что находится в этом радиусе, перенесется в новое место.

- Ну, это еще неизвестно.

- Давай попробуем!

- Яшка, не спорь! Витька правильно говорит. Конечно так и должно быть! Серега все это время молчал, внимательно разглядывая прибор, и только сейчас вступил в спор

- А ты откуда знаешь?

- Я? Да так... На основании общих соображений.

- Если бы да кабы?..

- Ну да, вроде этого. Я рассуждаю так: если прибор сделан, то он сделан с определенной целью. То, что он действует, мы уже убедились. Если тут есть глобус, карта и кнопка с надписью "Переключение места", значит, это сделано для того, чтобы можно было перенестись в то место, которое установлено на карте. Это же очень просто. Теперь вопрос: что перенесется? Только сам прибор, как говорит Яшка, или все то, что попадает в зону его действия? Конечно, же то, что находится вокруг прибора. Иначе, какой же смысл вдруг отправлять куда-то один прибор? Как его потом получишь обратно?

Тут вмешался Алек:

- Почему ты не думаешь, что если нажать эту красную кнопку, то и мы и прибор останемся на месте, а только его действие распространится на ту область, которая установлена на карте?

Алек выглядел победителем.

Витька сосредоточенно уставился на прибор и что-то соображал.

- Нет, Алек, ты неправ. Так не должно быть.

- Почему?

- Я тебе не могу определенно сказать почему, но мне кажется, что это не так.

- Нет, а ты все-таки скажи: почему ты так думаешь?

- Хорошо, я тебе скажу. Если бы этот прибор был рассчитан на такое действие в другом месте, на очень большой дистанции, то было бы какое-нибудь приспособление для того, чтобы контролировать его действие на месте. Иначе, как же им пользоваться? Просто включить и ничего не знать о том, что из этого получилось? В радиотехнике такие устройства называются обратной связью. Без этого не бывает дистанционного управления. А здесь, в этом приборе, ничего такого нет. Значит, он рассчитан на непосредственное наблюдение за своим действием. Следовательно, если прибор переключить на другой пункт, то там окажется и сам прибор и тот, кто следит за его работой.

- Видал? Вот это логика! Я и сам так же думал, только я не умею так ловко говорить, как Витька! - Серега от радостного возбуждения даже вскочил на ноги.

- Как же нет обратной связи? А карта? - возразил Алек.

- Так ведь она мелкая!

- Ну и что? Все равно видно!

- Ничего там не видно! Ты сам посмотри - карта, и все. Никаких деталей.

- А ты, что же, хотел бы муравья видеть?

- Не муравья, а все-таки достаточно крупно, чтобы судить о действии прибора. А кроме того, самое главное, в инструкции было написано: "Для того чтобы самому перенестись в любую точку земного шара, надо нажать красную клавишу..."

Здесь Витька не соврал. Вранье он считал принципиально несовместимым с достоинством пионера и вообще советского человека и потому никогда не врал. Если он сослался на инструкцию, то он не соврал, а только допустил некоторую неточность - пропустил всего лишь одно-два слова: "вероятно" или "я предполагаю". На самом деле он не успел прочесть это в инструкции, но был уверен, что там должно быть записано что-то в этом роде. А главное, ему просто очень хотелось, чтобы все было именно так. Это бывает со всеми, кто склонен желаемое принимать за действительное.

- Ну ладно, философы, - вмешался в спор Яшка, - вы лучше скажите: что мы дальше будем делать с этой штукой.

Яшка пренебрежительно постучал по крышке трансформатора сухой травинкой, которую вертел в руках.

- Как - что? Сейчас будем испытывать трансформатор. Перенесемся куда-нибудь.

- Я считаю, для начала надо перенестись в Москву! - сказал Алек.

- Ну да, в Москву и так, поездом можно. Нет, Алек, уж если переноситься, так подальше - на Ангару... Или, еще лучше, в Крым, к морю!

Яшка среди ребят считался лучшим пловцом, и он уже предвкушал возможность совершенно бесконтрольного купания в Черном море.

- В Москву нельзя, - подумав, сказал Витька. - Разве там можно испытывать такой прибор? Сразу авария случится или в милицию попадем.

- Витька, а ты уверен, что этот трансформатор на весь земной шар действует? - спросил Серега.

- А кто его знает... Должен бы действовать, раз глобус установлен.

- Тогда у меня есть предложение... - Серега даже захлебнулся от волнения. - Есть предложение. Поехали на... "Кон-Тики"!

- Что-о?

- Я говорю: поехали на "Кон-Тики"!

- Ты что, с ума сошел, что ли?.. Алек, пощупай у него пульс!

- Ничего я с ума не сходил, а я вам вполне серьезно говорю. Если привалила такая удача, что нам достался этот прибор, то мы будем последние дураки и ничтожества, если не сумеем как следует им воспользоваться. Я знаю, Алек сейчас начнет ныть: "Надо в Москву вернуться, надо спросить у бабушки, у тети, у дяди, надо с кем-нибудь посоветоваться"... Это все, я вам скажу, чепуха! Наша задача сейчас вполне определенная: нам надо его и-зу-чать! Нужно как следует изучить этот прибор и проверить все его возможности. Такое, как с нами, бывает раз в жизни. Я вот уже почти четырнадцать лет живу на свете, а о таком не слыхал. А на "Кон-Тики" иначе, как с таким прибором, и вообще никогда не попадешь.

- Можно не на "Кон-Тики", а на "Витязе" вокруг света поехать, это еще интереснее, - сказал Алек.

- На "Витязе" плавают большие, а мы еще школьники.

- Подумаешь - большие! У моей сестры знакомый студент на "Витязе" плавает.

- Так я и говорю: студент, а не школьник.

- А я считаю, - серьезно сказал Витька, - что надо наш трансформатор применить как-то с пользой для дела. Для всех людей вообще, а не только для нас одних.

- А как же иначе! И я про то же самое говорю. Только я говорю, что, прежде чем извлечь пользу из этого трансформатора, нужно сперва самим во всем разобраться, все изучить как следует. А для того чтобы не натворить беды, необходимо уехать на необитаемый остров и там делать опыты. А на необитаемый остров лучше всего ехать на плоту "Кон-Тики"... Между прочим, что касается пользы от этого прибора, я хочу сказать, от изменения физических законов, то это еще большой вопрос - может ли он принести пользу. Пока получается один вред. То поезда чуть не столкнулись, то автомобиль не может ехать, то время идет задом наперед. Какая от всего этого польза?

- Насчет того, чтобы сперва все исследовать, я согласен, - заявил Витька. - И, пожалуй, на необитаемом острове это делать удобнее. Только ты про какой "Кон-Тики" толкуешь? Это плот, на котором шведы через Тихий океан плыли?

- Не шведы, а норвежцы. Там только один швед был, а остальные норвежцы. Они построили плот из бальсовых бревен...

- Да ты не рассказывай, читали... знаем...

- Ну вот, этот плот сейчас в Осло, в музее. Я в кино видел. Целую картину. Называется "Берген - Осло". Снимал какой-то Гасюк, наш кинооператор. Я даже фамилию запомнил, очень редкая...

- Подумаешь, у нас на Украине Гасюков сколько хочешь.

- Не перебивай, Яшка! Ну вот, плот висит в музее, в таком маленьком домике, и там, на плоту, все сохранено, как было во время плавания, все-все: и парус, и радиоприемник, и постели, и даже консервы - полный запас! Прямо садись и плыви!

- Да как ты поплывешь? Ведь ты говоришь: плот на берегу, в музее?

- Очень просто. Мы сейчас настроим наш трансформатор на Осло. Перенесемся туда, пройдем в музей, сядем на плот и... включим трансформатор, перенесемся в Тихий океан! Прямо к острову Пасхи!..

- Вот это здорово! - сказал Яшка Букин. - Вот это идея, это я понимаю! Молодец Серега!

- Я не согласен, - сказал Алек.

- Что, опять бабушка не пустит?

- При чем здесь бабушка! Дело не в бабушке, а вообще...

- Боишься?

- Ничего я не боюсь, а так... вообще...

- Да ты скажи толком, что - вообще?

- Вообще... плавать я не умею!

- Ну, велика беда, научишься! Хочешь, я тебя быстро научу? В море плавать легко! А потом имей в виду: в океане дело такое - если с плота упал, тут уж всё. Точка. Умеешь или не умеешь плавать, все равно акулы сожрут!

- Вот я и не хочу поэтому. А кроме того, в самом деле, как же быть с бабушкой? Она у меня знаешь какая? Если я пропаду в Тихом океане, она всю московскую милицию на ноги поставит. Она не успокоится, пока не сыщет...

Ребята недолюбливали Алекину бабушку, которая до прошлого года преподавала в их школе английский, но напоминание о родителях несколько охладило пыл будущих путешественников. Каждый невольно задумался о том, что будет дома, если они не вернутся к вечеру.

- Стойте, ребята! Все в порядке. Есть идея...

Витька выдержал многозначительную паузу, для того чтобы придать больше веса своим словам.

- Серега, ты когда сегодня выехал со станции Петрушкино?

- В час тридцать.

- А приехал обратно?

- Приехал... Ой, Витька, молодец! Вот это да!

- Поняли, ребята? Мы поплывем на "Кон-Тики", а потом, когда надоест, пустим время обратным ходом и вернемся сюда же, на это самое место и в этот самый день и час. Ясно? Вопросы есть?

- Есть.

- Что у тебя, Букин?

- Где обедать будем? Я есть хочу.

- Обедать будем на плоту. Все?

- Все! Настраивай трансформатор!

Витька установил трансформатор прямо на земле рядом с молоденькой рябиной близ дороги. Ребята расположились вокруг.

- Ну как? Начинать?

- Давай!

- Ребята, садитесь ближе, теснее!.. Еще теснее... А то смотри, Букин, одна нога здесь останется!

- А я все-таки сомневаюсь, - сказал Алек. - Как бы чего не вышло.

- Брось нудить, Алек! Садись ближе!

Ребята уселись вокруг трансформатора. Витька еще раз осмотрел прибор, потом решительно нажал белую клавишу.

На панели загорелась зеленая лампочка.

- Видите, ребята? Прибор реагирует.

- Витька, а ты уверен, что все правильно разобрал?

- А то как же! Тут ничего сложного нет.

Витька начал устанавливать долготу и широту. Он крутил обе ручки одновременно, и глобус медленно поворачивался слева направо и сверху вниз. Витька навел перекрестие точно на то место, где, по его мнению, должен был находиться город Осло, и подправил четкость на экране детальной карты.

Там была сперва сплошная муть, потом постепенно проступили какие-то неясные очертания.

- Витька, что это?

- Не пойму.

- А ты прибавь четкость. У нас дома с телевизором тоже так бывает - сперва муть, а потом поправишь четкость, и хорошо видно.

- Уже все. До отказа.

- Тогда контраст!

Витька покрутил рукоятку регулировки контраста.

На экране появилась серая рябь, и только в одном краю были заметны темные контуры.

- Витька, так это же море! Вон корабль идет!

В самом деле, на общем сером фоне можно было различить узенькую стрелку корабля, видимого сверху.

Витька немного повернул ручку долготы - и море сразу сменилось скалистым берегом.

- А где же город?

- Надо еще крутить, пока не увидим.

Он снова повернул рукоятку, и на экране панорамой прошел лесистый склон горы, дорога, потом снова появился залив и, наконец, берег с разбросанными на нем домиками.

- Это, наверное, еще не сам город, а окраина. Надо посмотреть дальше.

Дальше опять пошло то же самое - скалы, заливы и покрытые лесом горы.

- Слушай, Витька, ты найди железную дорогу и по ней уже веди указателем.

Железная дорога нашлась не сразу. С непривычки было трудно разглядеть узенькую полоску, извивающуюся по склонам горы, вдоль самого берега залива. Поймав дорогу в центр перекрестия, Витька стал осторожно следовать за ее изгибами. Скоро появились отдельные домики, потом целые поселки, улицы и, наконец, начался настоящий город.

- Так, нашли. Теперь показывай, Серега, где твой музей.

- А ты думаешь, я знаю? Я же его только три раза в кино видел, да и то, знаешь, как там показывают - раз-раз и нету. Давай где-нибудь приземлимся, а там уже пойдем искать. Если я музей увижу не сверху, а как в кино было снято, я сразу узнаю!

- Куда же садиться? Не на крыши же!

- Зачем - на крыши! Ты выбери место поудобнее, там и сядем.

Витька еще немного покрутил рукоятки настройки. На экране медленно проплывали здания с черепичными крышами, переплетение узких улиц, на которых даже можно было разглядеть крошечные автомобильчики.

- Гляди, Витька, вот подходящее место! - сказал Алек. - Подвинь еще немножко...

На экране проплыло большое здание, окруженное парком. Витька остановил перекрестие на маленькой полянке.

- Ну, вот здесь, я думаю, хорошо будет... Жать?

- Жми! - хором ответили ребята.

Витька уселся поудобнее, замотал покрепче ремень трансформатора вокруг левой руки, зажмурился и... нажал клавишу.

Москвичи и "москвичи"

В темноте раздался плач ребенка.

Витька открыл глаза.

Прямо перед ним, шагах в двадцати, стояла молодая женщина и покачивала коляску, в которой плакал ребенок.

Витька огляделся по сторонам. Он сидел на залитой солнцем лужайке. В левой руке у него был кибернетический трансформатор. Остальные ребята сидели рядом так же, как и раньше, и бессмысленно таращили глаза.

Витька посмотрел наверх. Над ним было такое же точно голубое небо, как и несколько секунд назад. Рядом стояла рябина, под которой они уселись, когда собрались испытывать трансформатор.

Витька отметил про себя, что рябина стала как будто ниже - ее верхушка была начисто срезана. Витька потрогал траву. Трава была самая обыкновенная. На лужайке росли мелкие ромашки.

- Здорово! - сказал Яшка. - Я даже ничего и не почувствовал, только в глазах потемнело. Это что же, мы уже в Норвегии?

- Должно быть...

По лужайке пробежал маленький мальчик в голубеньком костюмчике. Он закричал:

- Мама! Мама!

- Какая же это Норвегия, когда он по-русски говорит? - недоверчиво спросил Яшка.

Мальчик подбежал к матери и стал что-то быстро лопотать, поглядывая на ребят, но слов нельзя было разобрать. Женщина посмотрела внимательно и удивленно, встретилась взглядом с Витькой, потом быстро развернула коляску и, ведя за руку голубого мальчика, пошла прочь.

- Наверное, нас испугалась, - сказал Яшка. - Ну, что будем делать?

- Пойдем искать "Кон-Тики"!

- Витька, а ты уверен, что мы действительно в Осло? - спросил Яшка. - Мне что-то не верится. Уж очень все обыкновенное - и трава и деревья совсем такие же, как на Гоголевском бульваре в Москве! И говорят они по-русски... Что-то не похоже на Норвегию.

- А ты был в Норвегии?

- Я-то не был, но все-таки за границей все должно быть заграничное, а тут все совсем обыкновенное, никакой разницы. Наверное, мы перенеслись не в Осло, а куда-нибудь поближе, в Кунцево или Сокольники...

Витька поднялся:

- Пошли, ребята! Нечего тут сидеть. Посмотрим, какие это Сокольники!

Он решительно перекинул через плечо ремень трансформатора и двинулся в ту сторону, куда пошла женщина с детьми.

За деревьями оказалась посыпанная песком дорожка, точно такая же, как в любом из московских парков. Витька посмотрел налево и увидел удаляющуюся женщину с коляской. Направо шли две старушки в старомодных шляпках.

- Пошли направо, - сказал подошедший Алек. - Эта мамаша мне что-то не нравится, как бы она не нажаловалась!

- А за что жаловаться? Разве мы что-нибудь плохое сделали?

- Не плохое, а все-таки... Вдруг появились неизвестно откуда, еще начнет спрашивать: кто такие, зачем да почему? Что ты ответишь?

- Так и отвечу. Все, как было.

- Так тебе и поверили! Такого на свете не бывает!

- Значит, бывает, раз мы здесь.

- Все равно, пошли лучше направо, - сказал Яшка.

- Направо так направо!

Ребята двинулись по дорожке. Впереди шел Витька с трансформатором через плечо, за ним Серега с Яшкой и последним Алек.

Поравнявшись со старушками, Витька хотел прислушаться к их разговору, чтобы узнать, на каком языке они говорят, но старушки замолчали и подозрительно посмотрели на ребят.

Витька с независимым видом прошел мимо.

На этой боковой аллейке, кроме ребят и старушек, никого не было.

Впереди, за поворотом, слышался неясный шум и вдруг резко ударила барабанная дробь.

"Пионерский отряд идет, - подумал Витька. - Может быть, и в самом деле мы вовсе не в Осло, а где-нибудь под Москвой?"

Ребята ускорили шаг. За поворотом тропинка вливалась в широкую аллею, на которой было много народу - взрослые и дети, молодые и старые, мужчины и женщины.

И сразу ребята поняли, что они не дома. Со всех сторон слышалась незнакомая речь. Все были одеты, хотя и совсем просто, но не так, как в Москве. Все было какое-то незнакомое, чужое.

Впереди, по середине аллеи, под барабанную дробь маршировал отряд солдат. Они были одеты в странную форму: черные мундиры, черные брюки навыпуск, черные фетровые шляпы с большими меховыми кистями, которые свисали набок. Солдаты четко печатали шаг и больше всего были похожи на сказочных гвардейцев, которых рисуют в детских книжках.

Ребята растерянно смотрели на проходящих. Только сейчас каждый из них начал сознавать всю нелепость и необычность их приключения. Когда они строили планы поездки на "Кон-Тики", все казалось им таким простым: перенесемся в Осло, сядем на "Кон-Тики", перенесемся в Тихий океан, а там посмотрим. Сейчас, почувствовав себя в чужом городе, в чужой стране, ребята несколько оробели и вся их затея представилась им несколько в ином свете.

- Ну, чего стоять-то? Пошли спросим! - сказал Яшка.

- А как ты спросишь? На каком языке?

- Так и спрошу. По-русски. "Кон-Тики, Тор Хейердал". Это все знают!

Яшка пошел вперед, присматриваясь и выбирая, у кого бы спросить дорогу.

Людей было много, но, после того как прошли солдаты, все заспешили по своим делам и никто не обращал на ребят внимания.

Набравшись смелости, Яшка остановил двух молодых людей, похожих на студентов:

- Скажите, пожалуйста...

Когда хотел, Яшка мог быть таким вежливым, какими бывают мальчики только в книгах. Но он редко хотел.

Студенты сразу остановились и что-то ответили, но Яшка не понял.

- Скажите, пожалуйста, как нам пройти к музею "Кон-Тики", где Тор Хейердал и его товарищи?

Студенты переглянулись, пожали плечами и опять заговорили оба сразу, но все непонятно.

- "Кон-Тики", Тор Хейердал, - опять повторил Яшка.

Студенты приветливо улыбались, пожимали плечами и что-то говорили, но Яшка ничего не мог понять.

- Тор Хейердал, "Кон-Тики"! Не понимаете?.. Ну и плохо, если не понимаете! - Яшка рассердился, и всю его вежливость как ветром сдуло.

- Ладно, ребята, эти не понимают, других найдем! Выйдем на настоящую улицу, посмотрим, что там делается, не пропадем!

Студенты с виноватым видом вежливо попрощались и пошли своей дорогой. Ребята дошли до конца аллеи и остановились на шумном перекрестке.

Улицы были совсем непохожи на наши, хотя вдоль них так же стояли дома, пестрели вывески магазинов, по гладкому асфальту катили машины, по тротуарам шли прохожие - это все было такое же, как и в Москве, и все-таки совсем другое. Автомобили - сплошь иностранные. Ни одной знакомой марки. Особенно много было маленьких горбатых машин, похожих на жуков. Витька припомнил, что он видел такие машины в Москве, но не знал, как они называются. Дома были тоже не такие, как московские. Прежде всего обращали на себя внимание высокие черепичные крыши. Да и весь облик города был какой-то незнакомый. Магазинов много, но все маленькие. У каждого магазина своя вывеска, непохожая на другие, все очень яркие и все написаны латинскими буквами. Пожалуй, меньше всего отличались от москвичей прохожие, но и они были совсем другими, если присмотреться внимательнее.

Ребята стояли на краю тротуара и с интересом разглядывали все это незнакомое разнообразие.

- Ребята! Ура! "Москвич"! - вдруг закричал Яшка во весь голос, пугая прохожих.

- Ты чего орешь? Какой "Москвич"?

- Вон "Москвич" стоит, на той стороне! Честное слово, наш "Москвич"!

На другой стороне улицы у тротуара остановился самый обыкновенный "Москвич" кремового цвета.

Увидев "Москвича", ребята обрадовались ему, как родному, и кинулись перебегать улицу. Движение было не очень сильное, но все же улица была полна машин. Яшка и Витька успели проскочить перед самыми колесами большого желтого автобуса и остановились, пережидая, когда можно будет двигаться дальше. Автобус скрипнул тормозами и проехал мимо, но все другие машины, шедшие в обе стороны, как по команде остановились. Витька и Яшка, не понимая, что случилось, растерянно стояли на улице. Алек и Серега, не решаясь перебегать, стояли сзади. Все движение застопорилось.

Из ближней машины - маленького открытого автомобиля - высунулся водитель и что-то сказал, обращаясь к ребятам. Витька не понял и хотел переспросить.

Сидевшая за рулем другой машины пожилая женщина жестами приглашала ребят переходить. Одна из машин нетерпеливо тронулась и остановилась. Сзади подпирали другие. Прохожие на улице останавливались, заинтересованные происшествием.

- Пошли, ребята, это они нам дорогу уступают! - сказал Яшка и важно, не торопясь пошел через улицу.

Алек, Серега и Витька побежали за ним.

Машины тронулись. Кто-то, смеясь, помахал рукой.

- Ну, где "Москвич"? - спросил Алек.

- Вон стоит...

Неподалеку стоял кремовый "Москвич".

Из подъезда дома вышел пожилой мужчина с портфелем, открыл дверцу машины, сел за руль и сразу поехал, раньше чем ребята успели до него добежать.

- Ну вот... упустили!.. Это все ты, Алек, не мог сразу перебежать улицу!

- Почему я? Ты сам чуть не час на улице простоял.

- Да-а, жаль, что упустили. Мы бы у него узнали...

- Интересно, что бы ты узнал у "Москвича". Он что же по-русски говорит?

- А может быть, там наши, советские ехали.

- Ну да, советские. Видал, кто ехал? Типичный иностранец. И номер на машине не наш. Я заметил.

Ребята шли по улице, разглядывая дома, витрины, прохожих и автомобили. Каждый втайне надеялся опять встретить кремового "Москвича". Все же это была какая-то связь с Родиной.

Когда пришлось опять переходить улицу на перекрестке, ребята уже не стали первыми соваться, а подождали, пока начнут переходить другие и вместе со всеми чинно перешли на противоположную сторону. Они шли просто "куда глаза глядят", забыв на время и о "Кон-Тики", и о Тихом океане, и о кибернетическом трансформаторе. Все было таким необычным и интересным: то проедет автомобиль самой последней марки, такой обтекаемый, как самолет, то, наоборот, какой-нибудь допотопный рыдван с высоким кузовом и большими колесами, то пройдут моряки или солдаты в незнакомой форме, но уже не такой парадной, как у тех, которые шли в парке под барабан. То встретится женщина, ведущая на поводках двух ребят, совсем как домашних собачек...

Витька застрял у витрины радиомагазина. Там были выставлены радиоприемники, магнитофоны, проигрыватели, телевизоры и всякая радиолюбительская мелочь.

- Хороши приемнички! - сказал Алек.

- Подумаешь, ничего особенного. То же самое, что у нас. Только лампы другие, не наша цоколевка.

На следующей витрине была выставлена жилая комната. За стеклом стоял диван с очень красивой обивкой вишневого цвета, такие же кресла, шкафы, стулья. В кресле сидела девушка-манекен с золотым лицом и мочальными волосами. На ней было платье, подобранное по цвету к обивке мебели. В общем получалось довольно красиво, но непонятно было, почему волосы сделаны из мочала.

Дальше один за другим пошли магазины со всякими носильными вещами: костюмами, кофточками, башмаками, шляпами, опять кофточками, опять башмаками. Это все было неинтересно. "Как в Мосторге", - сказал Серега.

Зато у спортивного магазина, где были выставлены рыболовные снасти, ребята остановились надолго. Спиннинги, катушки, блесны, удилища, разборная лодка были такими заманчивыми, что ребята никак не могли от них оторваться.

Скоро улица кончилась, и ребята вышли на небольшой сквер. Здесь, прямо на траве, стояли удобные кресла, в которых сидели разные люди. Кто читал газету, кто занимался рукоделием, а кто просто сидел, ничего не делая. Одна женщина кормила орешками ручную белку. Белка брала орешки передними лапками прямо из рук и деловито их разгрызала. Серега, любитель всякой живности, порылся в карманах, но не нашел ничего, чем бы можно было подманить белку.

- Ребята, давайте посидим, - сказал Алек. - Я устал, нога болят.

Все ребята устали и рады были бы посидеть, но рядом не было свободных кресел.

- Вон там есть свободные! - воскликнул Яшка и вместе с Алеком направился туда, где стояли в ряд пустые кресла.

Серега и Витька ждали, посматривая то на белку, то на ребят, отправившихся добывать кресла. Издали они видели, как Яшка поднял сразу два кресла, но его остановил какой-то старичок. Они о чем-то спорили. Яшка что-то доказывал, а старичок возражал. Наконец он просто вырвал у Яшки кресла и поставил их на место. Яшка и Алек вернулись к ребятам.

- Ну что? - спросил Витька.

- Не дает. За них, оказывается, платить надо. Тоже мне порядочек - человек не может бесплатно на сквере посидеть!

- Не может быть! - возмутился Серега.

- А я тебе говорю - может! Он нам показывал монету, только я не понял сколько.

- Это ж капитализм! - сказал Алек. - Здесь даже свежий воздух продается за деньги!

Ребята, недовольные и расстроенные, пошли дальше. Скоро они очутились на просторной площади перед большим зданием странной архитектуры. Оно было сложено из темно-красного блестящего кирпича. По бокам высились две башни этажей в двадцать. Средняя часть фасада несколько отступала вглубь, и там был высокий портал с большими дверями. Над порталом висел красный флаг с синим крестом. К порталу вела широкая красивая лестница.

- Должно быть, какое-то учреждение.

- Конечно, раз флаг висит.

Ребята прошлись перед зданием и завернули за угол.

И сразу перед ними открылась панорама порта. Вдали синели холмистые берега залива и покрытые лесом острова. Яхты с белыми парусами, казалось, неподвижно застыли на воде. Ближе, у самого берега, был сплошной лес мачт. Суда стояли у причалов, тянувшихся вдоль всей набережной. Большие черные лесовозы, танкеры, просто грузовые пароходы, красивые белые пассажирские лайнеры и даже один военный корабль на рейде.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.114 сек.