Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел




Тема 8. Психологическая характеристика

Задание 1. Диагностика эмоционального «выгорания» личности (В. В. Бойко)

Инструкция. Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального «выгорания».

Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности - пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.

Опросник Ответ
Да Нет
1.Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.    
2.Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.    
3.Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).    
4.Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).    
5.Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения - хорошего или плохого.    
6.От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.    
7.Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть одному, чтобы со мной никто не общался.    
8.Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).    
9.Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.    
10.Моя работа притупляет эмоции.    
11.Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.    
12.Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.    
13.Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.    
14.Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.    
15.Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.    
16.Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.    
17.Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.    
18.Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.    
19.Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.    
20.Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.    
21.Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.    
22.Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.    
23.Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.    
24.При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.    
25.Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.    
26.Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.    
27.Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.    
28.У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все как надо, не сократят ли и т. п..    
29.Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.    
30.В общении на работе я придерживаюсь принципа: «Не делай людям добра, не получишь зла».    
31.Я охотно рассказываю домашним о своей работе.    
32.Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).    
33.Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.    
34.Я очень переживаю за свою работу.    
35.Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.    
36.При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.    
37.У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.    
38.Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.    
39.В последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.    
40.Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.    
41.Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.    
42.Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на «хороших» и «плохих».    
43.Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.    
44.Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.    
45.Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.    
46.Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.    
47.На работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.    
48.После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.    
49.На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.    
50.Успехи в работе вдохновляют меня.    
51.Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).    
52.Я потерял покой из-за работы.    
53.На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов).    
54.Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.    
55.Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.    
56.Я часто работаю через силу.    
57.Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.    
58.В работе с людьми руководствуюсь принципом: «Не трать нервы, береги здоровье».    
59.Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.    
60.После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.    
61.Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.    
62.Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.    
63.Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.    
64.Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.    
65.Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.    
66.Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.    
67.Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.    
68.Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.    
69.Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.    
70.Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.    
71.Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.    
72.Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.    
73.Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.    
74.Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.    
75.Моя карьера сложилась удачно.    
76.Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.    
77.Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.    
78.Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.    
79.Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) на общении с домашними и друзьями.    
80.Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.    
81.Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.    
82.Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.    
83.Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала - обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.    
84.Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.    

 

Обработка и интерпретация результатов

Каждый вариант ответа предварительно оценен компетентными судьями тем или иным количеством баллов (указывается в ключе рядом с номером суждения в скобках). Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку (10 баллов) получил от судей признак, наиболее показательный для симптома.

В соответствии с ключом осуществляются следующие подсчеты:

1) определяется сумма баллов отдельно для каждого из 12 симптомов «выгорания»,

2) подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из трех фаз формирования «выгорания»,

3) находится итоговый показатель синдрома эмоционального «выгорания» - сумма показателей всех 12 симптомов.

 

НАПРЯЖЕНИЕ

1. Переживание психотравмирующих обстоятельств:

+1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61,(5), -73(5)

Ваш балл____________

2. Неудовлетворенность собой:

-2(3), +14(2), +26(2), -38(10), -50(5), +62(5), +74(5),

Ваш балл____________

3.«Загнанность клетку»:

+3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5)

Ваш балл____________

4.Тревога и депрессия:

+4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2}, +76(3)

Ваш балл____________

 

РЕЗИСТЕНЦИЯ

1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование:

+5(5); -17(3), +29(10), +41(2), +53{2), +65(3), +77(5)

Ваш балл____________

2. Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5)

Ваш балл____________

3. Расширение сферы экономии эмоции:

+7(2}, +19(10), -31(2), +43(5), +55(3), +67(3), -79{5)

Ваш балл____________

4.Редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +5б{3), +68(3), +80(10)

Ваш балл____________

 

ИСТОЩЕНИЕ

1. Эмоциональный дефицит:

+9(3), +21(2), +33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2)

Ваш балл____________

2.Эмоциональная отстраненность:

+10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5),+70(5), +82(10)

Ваш балл____________

3.Личностная отстраненность (деперсонализация); +11(5),+23(3),+35(3),+47(5), +5Э{5),+72(2),+83(10)

Ваш балл____________

4.Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5)

Ваш балл____________

 

Предложенная методика дает подробную картину синдрома эмоционального «выгорания». Прежде всего надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

9 и менее баллов - не сложившийся симптом,

10-15 баллов - складывающийся симптом,

16 и более - сложившийся.

Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального «выгорания».

Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания» Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.

Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса - осмысление показателей фаз развития стресса - напряжение, резистенция и истощение. В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, неправомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные - реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:

36 и менее баллов - фаза не сформировалась;

37-60 баллов - фаза в стадии формирования;

61 и более баллов - сформировавшаяся фаза.

Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Ответьте, исходя из полученных сведений, на следующие вопросы:

• какие симптомы доминируют;

• какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается истощение;

• объяснимо ли истощение (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами;

• какой симптом (какие симптомы) более всего отягощает эмоциональное состояние личности;

• в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;

• какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Будучи на практике в органах внутренних дел, обратите внимание на внешний вид и одежду следователей, их манеры, выражение лица, жесты и позы; первые фразы, создающие привлекательный образ сотрудника. Опишите наиболее привлекательный для Вас имидж, используя указанные критерии, расположив это в самой левой части листа. Влияет ли это, по вашему мнению, на эффективность выполняемых функциональных обязанностей и решение оперативно-служебных задач? Если да, то в средней части листа перечислите признаки имиджа сотрудник, снижающие эффективность следственных действий. В оставшейся правой части опишите то, каким Вы представляете свой внешний образ сотрудника. Сравните эти описания и сделайте вывод для себя как сотрудника. При этом учтите, что природа имиджа и самопрезентации заключается том, что они строятся на генетической способности человека к подражанию, актерству (игре), получению удовольствия от общения. Если сотрудник ставит перед собой осознанную цель – формирование позитивного имиджа, то благодаря волевым усилиям он может достигнуть этой цели. Чтобы быть обаятельным и привлекательным, необходима непрерывная работа над собой, несмотря на поражения, которые следует переносить достойно. Для этого нужно постараться разобраться в себе, определив свои сильные и слабые стороны. Для самопрезентации важно также помнить о своих достижениях и потенциальных способностях и возможностях, укреплять уверенность в собственных силах.

Наиболее привлекательный для Вас имидж Признаки имиджа сотрудник, снижающие эффективность следственных действий Свой внешний образ сотрудника
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Задание 3. При оформлении протоколов некоторые инспекторы ДПС ГИБДД, как правило, молча делают записи, не реагируют на объяснения граждан, по их лицам трудно понять, что они хотят, и вызывают тем самым возмущение по отношению к себе, действуя по принципу «инспектор всегда прав». Своим поведением провоцируют возможное написание жалоб.

Ø Используя профессиограмму сотрудника органов внутренних дел, докажите, что работа таких сотрудников малоэффективна.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ø Какой вид деятельности в профессиограмме таких сотрудников требует серьезного пересмотра и совершенствования?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ø Основываясь на «Административный регламент МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения» и психологические знания, разработайте рекомендации такому типу инспекторов ДПС, направленные на повышение эффективности данного вида деятельности.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание выполнил ______________________________________________________

Замечания преподавателя _______________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


Сводная таблица результатов

  Показатели Методики
1.ДДО Е.А. Климова 2.Опросник «Как я изучаю собеседника» 3.Определение уровня лидерского потенциала 4.Выявление степени внушаемости 5.Оценка способов реаг. в конфликте К.Н.Томаса 6.Определение уровня готовности к риску 7.Определение дестр.установок в отношениях (В. В.Бойко) 8.Опросник «Какой вы детектив?» 9.Диагностика эмоц. «выгорания» (В. В. Бойко)
1. Профессиональная группа                    
2. Средний балл                        
3. Уровень лидерского потенциала                  
4. Степень внушаемости                    
5. Преобладающий стиль                    
6. Уровень готовности к риску                  
7. Преобладающие установки                    
8. Уровень                      
9. Доминирующие симптомы                    

Зачастую, сознательно стремясь к достижению поставленной цели, мы бессознательно бываем не готовы к тому, чтобы ее достигнуть., оцените свою готовность к достижению цели по следующим компонентам (отвечая на поставленные вопросы):

 

Действительно ли для меня важно владеть психологическими навыками, необходимыми в деятельности сотрудника ОВД?      
Что произойдет, если эти навыки будут слабо развиты? Какие трудности это может вызвать у меня в учебной и профессиональной деятельности?      
Реальна ли их усовершенствовать для меня? У меня есть способности достичь этой цели?      
Что изменится во мне в лучшую сторону?      

 

Исходя из данных, полученных по результатам диагностики Ваших особенностей, напишите краткое обязательство добиться за ____месяцев выполнения цели.

Я обязуюсь________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пример: по результатам теста №3 был определен низкий уровень развития лидерских качеств. В связи с этим, я ставлю перед собой цель - повысить уровень своих лидерских качеств, что будет выражаться в конкретных действиях: целеустремленности, умении вовлечь других в общее дело, брать в свои руки управление в решении коллективных задач и т.д.

 

Проще всего достичь цель - разбить ее на мини-цели и реализовывать их поэтапно. Для этого составьте план самосовершенствования по предложенной таблице:

Для достижения моей цели мне нужно поставить следующие частные цели: Мероприятия (как выполнить) Время (когда) Контроль  
       
       
       
       
       
       

[1] См.: Столяренко А.М. Вводный обзор к разделу «Психологические технологии в правоохранительной деятельности» // Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. проф. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. С. 285.

[2] Психологияуправления персоналом: Пособие для специалистов, работающих с пер­соналом / Под. ред. А.В. Батаршева, А.О. Лукьянова. 2-е изд., испр. М., 2007. С. 426.

[3] См.: Аминов И.И. Юридическая психология: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: НИТИ-ДАНА, 2007. С. 52.

[4] Из Информации по аварийности в области с 1 по 10 января 2010 года // www.uvd.infoorel.ru (Сайт УГИБДД Орловской области).

[5] См.: Сорокотягина Д.А., Сорокотяги И.Н. Практикум по юридической психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. С. 96.

[6] См.: Кертэс И. Тактика и психологические основы допроса / Под общ. ред. проф. А.Л. Винберга. – М., 1965. С. 146.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.