Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 14. Международное космическое право




Задачи

Специальные термины

Регулярные воздушные полеты, нерегулярные воздушные полеты, «права и свободы воздуха», эксплуатант воздушного судна.

1. Изучите ст. 5 и 6 Конвенции о международной гражданской авиа­ции 1944 г.

Статья 5. Право нерегулярных полетов

Каждое Договаривающееся государство соглашается, что все воз­душные суда других Договаривающихся государств, не являющиеся воздушными судами, занятыми в регулярных международных воздуш­ных сообщениях, имеют право, при условии соблюдения положений настоящей Конвенции, осуществлять полеты на его территорию или транзитные беспосадочные полеты через его территорию и совершать посадки с некоммерческими целями без необходимости получения предварительного разрешения и при условии, что государство, над тер­риторией которого осуществляется полет, имеет право требовать со­вершения посадки. Тем не менее каждое Договаривающееся государст­во сохраняет за собой право по соображениям безопасности полетов требовать от воздушных судов, которые намереваются следовать над районами, являющимися недоступными или не имеющими надлежа­щих аэронавигационных средств, следовать по предписанным маршру­там или получать специальное разрешение на такие нолеты.

Статья 6. Регулярные воздушные сообщения

Никакие регулярные международные воздушные сообщения не мо­гут осуществляться над территорией или на территорию Договариваю­щегося государства, кроме как по специальному разрешению или с иной санкции этого государства и в соответствии с условиями такого разрешения или санкции.

Под действие какой статьи подходят следующие случаи:

а) Три самолета перевозят болельщиков футбольного матча между Россией и Белоруссией из Москвы в Минск.

б) Пять самолетов перевозят участников промышленной выставки из Москвы в Ганновер.

в) Самолет еженедельно в течение лета совершает полет из Новоси­бирска в Мехико и обратно с целью обслуживания туристических групп.

г) Самолет-малютка совершает рейсы в целях обслуживания состо­ятельных людей.

При решении задачи учтите, что в 1952 г. Совет ИКАО дал следую­щее определение регулярных полетов: Регулярный рейс — серия поле­тов, обладающая следующими характеристиками:

полеты носят интернациональный характер;

услуги перевозчика носят открытый публичный характер;

полет осуществляется между двумя одними и теми же пунктами:

полет осуществляется в соответствии с публикуемым расписанием;

или же настолько регулярно или часто, что проведение этих поле­тов обладает признанной систематичностью.

2. Выделяются следующие основные коммерческие «свободы воз­духа».

1. Право на транзитный беспосадочный полет через территорию иностранного государства.

2. Право на транзитный полет через территорию иностранного го­сударства с посадкой на его территории.

3. Право высаживать на иностранной территории пассажиров, вы­гружать грузы и почту, взятые на территории государства, которому принадлежит воздушное судно.

4. Право принимать на иностранной территории пассажиров, грузы и почту, направляющихся па территорию государства, которому при­надлежит воздушное судно.

5. Право принимать на иностранной территории пассажиров, грузы и почту, направляющихся на территорию любого третьего государства и право высаживать пассажиров и выгружать грузы и почту, следую­щие с территории любого третьего государства.

Почему по поводу предоставления этих свобод до сих пор не заклю­чен многосторонний международный договор, а регулирование осуще­ствляется главным образом на двусторонней основе? В использовании каких свобод наиболее заинтересованы развитые государства? Разви­вающиеся государства?

Вы являетесь представителем российского авиапредприятия (г. Новосибирск). В получении какой из свобод вы в наибольшей сте­пени заинтересованы?

3. У гражданки государства А, находящейся па борту воздушного судна государства В, во время полета над территорией государства С родился ребенок.

Гражданство какого государства должен получить ребенок с учетом следующих обстоятельств:

Законодательство о гражданстве государства А построено на основе принципа «права крови», государств В и С — на основе принципа «пра­ва почвы»? Можно ли рассматривать воздушное судно в качестве части территории государства? В случае если на борту воздушного судна будет совершено правонарушение, какое государство вправе осуществ­лять юрисдикцию над правонарушителем?

4. Статья7 Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздуш­ных судов 1970 г. гласит:

Договаривающееся государство, на территории которого оказыва­ется предполагаемый преступник, если оно не выдает его, обязано без каких-либо исключений и независимо от того, совершено ли преступ­ление на его территории, передать дело своим компетентным органам для целей уголовного преследования. Эти органы принимают реше­ние таким же образом, как и в случае любого обычного преступления серьезного характера, в соответствии с законодательством этого госу­дарства.

Обязана ли Россия вернуть Северной Корее политического заклю­ченного, который захватил самолет и прилетел в Россию с целью избе­жать смертной казни за высказывания, осуждающие политику северо­корейского режима?

Если данное дело будет рассматриваться российским судом, может ли он расценивать политические мотивы деяния как смягчающее об­стоятельство и назначить наказание ниже минимального?

5. В декабре 1988 г., самолёт американской воздушной компании «ПанАм» разбился над Локерби в Шотландии, что повлекло гибель 270 человек. Причиной катастрофы была бомба, находящаяся на бор­ту самолета. Американские и английские власти подозревали, что вина за этот террористический акт лежит на двух ливийских гражда­нах и поэтому потребовали у ливийских властей выдачи террористов, в чем им было отказано. Параллельно французские власти представи­ли подобное требование вследствие катастрофы в идентичных обстоя­тельствах в сентябре 1989 г. самолета компании «Юта» над Нигером, повлекшего гибель 170 пассажиров. Французским властям было так­же отказано.

В январе 1992 г. Совет Безопасности ООН в резолюции № 731 осу­дил эти террористические акты, выразил осуждение ливийскому пра­вительству и потребовал от ливийских властей немедленного предо­ставления полного и ясного ответа на запросы США, Великобритании и Франции «с целью обеспечения полного уничтожения международ­ного терроризма».

В начале марта 1992 г. Ливия обратилась в Международный Суд ООН с жалобой на эти государства. Ливия утверждала, что она выпол­нила все свои обязанности, вытекающие из Монреальской конвенции о борьбе с незаконными актами направленными против безопасности гражданской авиации 1971 г. и что как раз США и Великобритания не соблюдают положения Конвенции, относящиеся к процедуре урегули­рования споров (это действительно имело место). Кроме того, правите­льства этих государств обвинялись в нарушении суверенитета Ливии в связи с их требованиями выдачи ливийских граждан. Ливийское пра­вительство просило Суд указать обеспечительные меры, запрещающие этим двум государствам предпринимать какие-то действия с целью принудить Ливию выдать своих граждан.

31 марта 1992 г. Совет Безопасности ООН, учитывая упорный от­каз Ливии, решил применить положения гл. 7 Устава ООН (где гово­рится о принудительных мерах), считая, что «нежелание со стороны ливийского правительства показать посредством конкретных дейст­вий свое осуждение терроризма, представляет угрозу международному миру и безопасности».

Резолюция № 748 установила в отношении Ливии эмбарго на по­ставки оружия и воздушные сообщения, а также уменьшение важности дипломатических миссий.

Оцените позиции:

США и Великобритании;

Ливии;

Совета Безопасности ООН.

В конечном итоге ради снятия экономических санкций Ливия по­шла на выдачу своих граждан (пилотов), которые были осуждены.

6. В октябре 1985 г. четыре палестинских террориста, принадлежа­щие к одной из фракций Организации освобождения Палестины (ООП), захватили итальянское судно «Акилле Лауро». Около 450 пас­сажиров и членов экипажа были взяты в качестве заложников. Хладно­кровно убив американского пассажира еврейского происхождения, террористы сдались египетским властям, которые позволили им под­няться на борт египетского самолета, отлетающего в Тунис, где нахо­дится штаб ООП. Однако во время полета над международными вода­ми Средиземного моря этот лайнер был перехвачен американским во­енным самолетом и, с разрешения итальянского правительства, при­землился на итальянской территории. Итальянские власти задержали четырех террористов, которые впоследствии были осуждены.

Как можно расценить действия Египта, США, Италии с точки зре­ния их соответствия международному праву? Какие правовые основа­ния могут приводиться в оправдание действий США?

 

 

1. Понятие, источники, субъекты международного космического права

2. Правовой статус космического пространства и небесных тел

3. Правовой статус космонавтов

4. Ответственность в международном космическом праве

 

Рекомендуемая литература

Борьба СССР за мирное использование космоса. 1957-1985. Документы и материалы в 2 т. М., 1985.

Василевская Э.Г. Правовой статус природных ресурсов Луны и планет. М., 1978.

Верещетин В. С. Международное сотрудничество в космосе: правовые вопросы. М., 1977.

Верещетин B.C. Правовые проблемы полета человека в космос. М., 1986. Жуков Г.П. Космос и мир. М, 1985.

Жуков Г.П. К истории советской доктрины международного космического права. М., 1990.

Каменецкая Е.П. Космос и международные организации: международно-правовые проблемы. М., 1980.

Колосов Ю.М., Сшашевский С.Т. Борьба за мирный космос: Правовые вопросы. М., 1984.

Копылов М.Н., Постышев В.М. Международное космическое право и развивающиеся страны. М„ 1990.

Международное космическое право. М., 1999.

Международное космическое право / Под ред. А.С. Пирадова. М., 1985.

Новое в космическом праве (на пути к международному частному космическому праву) / Под ред. B.C. Верещетина. М., 1990. Нозари Ф. Космическое право. М., 1979.

Постышев В.М. Освоение космоса и развивающиеся страны (международно-правовые проблемы). М., 1990.

Правовые проблемы полетов человека в космос / Под ред. B.C. Верещетина. М., 1986.

РудевА.И. Международно-правовой статус космических станций. М., 1982. Словарь международного космического права. М., 1992.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1747; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.