Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности русской философской мысли




Неотомизм

Развивает основные идеи Фомы Аквинского (1224-1274). Одной из важнейших является идея гормонии разума и веры. Современная версия томизма (официальный язык христианства католического вероисповидания - латинский, а греческое имя Фома переводится как Томас). Напомним, что его учение представляет собой христианскую адаптацию философии Аристотеля. Бог воспринимается как первопричина, вещи — как соединение материи и формы, процессы — как переход потенции в актуальность.

Классики «Нового томизма».: Жак Маритен (1882-1973), ЭтьенЖильсон (1884-1978), Мартин Грабман (1875-1949). Бытие для неотомиста не однозначно, а аналогично, т.е. относится к 2-м различным реальностям: посюсторонней и потусторонней – трансцендентальной (благо, красота, истина, единое). В бытии различают актуальное и потенциальное бытие. Актуально то, что существует; потенциально то, что не существует, но действительно может стать. Всякое бытие кроме бога состоит из акта и потенции. Их взаимное отношение в конкретном сотворенном бытии заключается в том, что потенция есть определяемая основа, а акт - ее определение. Переход от потенции к акту называют становлением. Существут 4-и причины (фактора) бытия:

1) материал (то, из чего что-то состоит и делается);

2) форма («определение материала»);

3) действующая причина;

4) цель.

Все существующее можно расположить иерархически в зависимости от степени актуальности, т.е. «полноты бытия»:

1 стадия - низшая из всех форм - это форма

неживой природы

2 форма - форма растений;

3 форма - животных;

4 форма - духовная (душа);

5-я - высшую степень бытия образует дух (Святой Дух).

В теории познания существует 2 уровня: сравнение (наука + органы чувств + обычаи) и божественное откровение (священное писание + таинство + чудеса). На втором уровне человек познает не по аналогии, а непосредственно (откровение). В рамках этики выделяют благо троякого рода: 1) безусловное благо; 2) приятное благо; 3) полезное благо. Причем полезное благо есть функция безусловного блага.

Самостоятельное творчество в области философии начинается в России во второй половине XVIII в. До XVIII в философские запросы находили свое разрешение в религиозном мировоззрении. Поэтому эта философия рассматривается в разделе «Современные направления философии».

Первым русским философским произведением считается «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона. Который был первым киевским митрополитом из русских (с1051-1054). До него на эту должность назначались греки.

XVIII в – век европейского Просвещения – оказал влияние на русское мировосприятие. Михаил Васильевич Ломоносов (1711—1765) – ученый энциклопедист. Его интересовали как естественнонаучные проблемы, так и гуманитарные науки, в частности, филология.

Ломоносов развивал идеи «корпускулярной физики», говорил, что тела состоят из мельчайших частиц - атомов, образующих корпускулы (молекулы). В этом усматривал детерминизм процессов в природе. Первостепенное значение придавал опыту как критерию истины любых логически выстроенных с помощью анализа и синтеза теорий.

В философских взглядах Петра Яковлевича Чаадаева (1794—1856) присутствовал дуализм. Материальный мир он представлял состоящим из частиц и считал, что для его описания необходима логика. В мире же духовности господствует откровение. Пространство и время понимались Чаадаевым в духе распространенного в то время механицизма. Человека Чаадаев рассматривал как единство физического и духовного, совокупность необходимости и свободы.

Учение славянофилов – закономерный этап в развитии того философского умонастроения, которое появилось в России уже в XVIII в., а в следующем столетии стало альтернативой широкому распространению в обществе рационалистических теорий, прежде всего идей французского Просвещения.

Славянофилы А.С.Хомяков (1804-1860), И.В.Киреевский (1806-1856), К.С.Аксаков (1817-1860) и др. стремились обосновать необходимость особого (по сравнению с западноевропейским) пути развития России. Основой общественной жизни считается ментальность и определяющая его народная религия. Истинной религией является православие.

ЗападникиА.И.Герцен (1812-1870), В.Г.Белинский (1811-1848), Н.Г.Чернышевский(1828-1889) и др. выступали за ликвидацию феодально-крепостнических отношений и развитие России по «западному»,т.е.буржуазному пути.

В последней трети XIX – начале XXв формируется народничество. Одним из теоретических источников явился марксизм. Началом идеологии стали работы П.Л.Лаврова (1823-1900) и Н.К.Михайловского (1842-1904). Так, общественный прогресс, с их точки зрения, не некий общий принцип, а «развитие личности» и «воплощение в общественных формах истины и справедливости».

Крупным теоретиком народничества был сторонник анархо-коммунизма П.А.Кропоткин (1842-1921). Свою цель он видел в замене насильственных, централизованных форм общежития.

Лев Николаевич Толстой (1828-1910)В своей философии Толстой признает ценность моральной составляющей религии, но отрицает все богословские ее аспекты («истинная религия»). Цель познания видит в поиске человеком смысла жизни, чем и занимается в первую очередь любая религия. Отрицает любую власть, считает, что необходимо упразднение государства. Поскольку отрицает любые насильственные способы борьбы («непротивление злу насилием»), то считает возможным избавиться от государства путем отказа каждого от выполнения им общественных и государственных обязанностей.

Владимир Сергеевич Соловьёв (1853—1900). Он критиковал существующую до него философию за отвлеченность и не принимал таких крайних ее проявлений как эмпиризм и рационализм. Выдвигал идею положительного всеединства, в главе которого стоит Бог. Благо он видел как проявление воли, истину как проявление разума, красоту как проявление чувства. Весь материальный мир философ видел подконтрольным Ему, человек же в его философии выступал связующим звеном между Богом и природой, Им созданной, но не совершенной. До совершенства (вплоть до одухотворения) должен довести ее человек, в этом смысл его жизни (движение к Абсолюту). Поскольку человек занимает промежуточное положение между Богом и природой, его нравственная активность проявляется в любви к другому человеку, к природе и к Богу.

Рассматривая вопросы «общества и человека», он говорит, что личность и общество в целом суть одно и то же, отличие лишь в масштабе. Видит в духовности стержень существования стабильного общества. Юридические законы этого обеспечить не в состоянии, они способны ограничить лишь самые явные проявления зла, в то время как для существования общества необходимо постоянное проявление со стороны всех его членов добра. Философия как особый вид духовной деятельности и система знаний связана с общественно-исторической практикой людей, будучи ориентированной, на решение определенных социальных задач, стремится дать целостное представление о мире, о материальных и идеальных процессах, об их взаимодействии, о познании и преобразовании действительности в ходе практической деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.