Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип действия. Схема прибора приведена на рис 3.1




 

Схема прибора приведена на рис 3.1. Световой поток, исходящий из источника 1 с помощью коллимирующего объектива 2 превращается в параллельный пучок, который делителем 3 расщепляется на два – ОА и ОВ. Делитель представляет собой плоскопараллельную пластину, на заднюю часть которой (по отношению к источнику света), нанесено полупрозрачное покрытие. Половина потока распространяется в ветви ОА, строя с помощью микрообъектива 5 на предмете 7 изображение источника света, освещая тем самым те участки предмета, на которых фокусируются элементы тела накала источника. Затем, освещенный таким образом предмет, с помощью того же микрообъектива 5 и объектива 9 строит изображение предмета в плоскости полевой диафрагмы (ПД), где расположена шкала.

 
 

Второй пучок распространяется аналогично, но по ветви ОВ и освещает участок эталонного зеркала 8, наклоненного под малым углом к оптической оси, который можно изменять. Таким образом, оба пучка попадают в плоскость полевой диафрагмы, где одновременно строят как изображение предмета, так и наклоненного зеркала, образуя из этих изображений оптический виртуальный клин, в котором появляются полосы равной толщины, а на линии пересечения граней образуется ахроматическая полоса, поскольку в этом месте разность хода интерферирующих лучей равна нулю. Этот клин в свою очередь можно считать изображением еще двух клиньев: клина, одной гранью которого является поверхность объекта, а другой гранью – мнимое изображение эталонного зеркала в зеркале, коим является полупрозрачное покрытие делительного кубика (в точке А) и наоборот, когда действительной гранью является эталонное зеркало (в точке В, рис 3.1).

Принципиально, такой метод измерений не отличается от интерференционных измерений в обычном клине с той лишь разницей, что либо одна из граней клина (если его рассматривать между контролируемой поверхностью и мнимым изображением эталонного зеркала), либо обе грани являются виртуальными – т.е. изображениями. У такого клина, как это говорят в оптике, имеется засечка. (Рис 3.2). Это означает, что оптические поверхности как бы проходят сквозь друг друга. Ясно, что с материальными телами такого быть не может. Кроме того, этот клин расположен в плоскости полевой диафрагмы и не составляет проблем измерения его параметров. Обе ветви ОА и ОВ совместно с общим участком от делителя до ПД (рис. 3.1) представляют собой микроскопы с параллельным ходом лучей. Покажем это. Для этого рассмотрим оптическую систему, состоящую из двух линз (объективов) с различными фокусными расстояниями и расположенными на произвольном расстоянии друг от друга. Если поместить предмет в переднем фокусе первой линзы, то изображение сформируется в заднем фокусе второй линзы при любых взаимных положениях линз (рис.3.3). Из построения видно, что треугольники АОВ и А'О'В ' подобны, так как главные лучи ВО и В'О' параллельны, откуда следует выражение для линейного увеличения

  (3.1)


Эта величина может быть весьма значительной и достигать нескольких сотен крат. Подобные схемы микроскопов обладают рядом достоинств и используются в различных приборах и устройствах, например в МБС (микроскоп биологический стереоскопический), в офтальмологических щелевых лампах и многих других.

В случае использования немонохроматического источника света незаменимым элементом схемы становится компенсационная пластина 4. Ее роль легко понять из принципа «от противного». Допустим, что пластина 4 в схеме отсутствует. В этом случае геометрическая разность хода интерферирующих лучей, за вычетом расстояний, которые они проходят совместно, была бы . Однако, помимо воздуха, свет распространяется и в стекле делительной пластины, причем в плече ОА свет проходит в стекле в три раза большее расстояние, чем в плече ОВ (рис 3.4), благодаря нанесению на одну из сторон пластины полупрозрачного покрытия. В таком случае разность хода будет

(3.2)

Так как стекла обладают дисперсией , то разность хода в данном случае будет также функцией длины волны и ни при каких вариациях с длинами плеч ОА и ОВ она не будет равна нулю для всех длин волн. Полученный результат указывает на невозможность формирования в такой схеме условия возникновения ахроматической полосы – равенства нулю разности хода для всех длин волн. В свою очередь отсутствие такой полосы делает невозможным наблюдения всей интерференционной картины при немонохроматическом источнике света.

Теперь становится понятна роль компенсационной пластины, которая должна быть изготовлена из такого же материала, как и делительная пластина и совпадать с ней по всем размерам, т.е. быть полностью ей эквивалентной. Будучи внесенной в схему, она как раз и скомпенсирует двойной проход света в стекле в плече ОВ. Из сказанного также следует, что в случае использования монохроматического источника (лазера или даже осветителя со светофильтром) компенсационная пластина становится ненужной, и ее можно удалить из схемы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.