Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины глобального кризиса цивилизации 2 страница




Информационному обществу нужен человек, способный адаптироваться к быстро меняющимся требованиям жизни, поэтому необходим навык учиться непрерывно. Отсюда универсализация, гуманизация, гибкость, информированность — требования к образованию. В развитых странах расходы на образование растут постоянно. Образцовым учебным заведением стал университет — центр научно-производственного комплекса.

Критерием «качества жизни» становится и «качество человека», что определяет и перемены в роли спорта, медицины, искусства; затраты на «индустрию здоровья» составляют уже сегодня 20% национального дохода развитых стран: профилактика, ранняя диагностика, отказ от грубого и запоздалого «ремонта» человека. Начался моральный террор против курильщиков, материальное и моральное стимулирование здорового образа жизни. Создается новый имидж нового человека.

Но становится очевиден кризис семьи как прежней «ячейки общества»: резко упало число «нуклеарных» семей (мать, отец, ребенок), в США их осталось около 14% от общего количества семей. Растет число одиноких, они составляют 25% работоспособного населения. Разводятся 70% вступивших в брак. Одна треть детей в США, например, воспитывается одинокими родителями (чаще отцом), одна четвертая часть семей — бездетны. Индивид, а не семья выступает в роли «социальной единицы» — приоритетными стали права «свободной личности». Появились «заменители» семьи: группы, кружки по интересам, клубы знакомств и т.д.

Самоорганизация, самоуправление растут и совершенствуются, по существу, люди идут к постполитической структуре общества. Этот переход тормозится «постсоветским» миром, переполненным оружием и конфликтами, отсюда — нужность миротворческих сил под эгидой ООН.

Мучительный путь от национальной политики к глобальному сотрудничеству через общий рынок, глобальные системы транспорта и информации, общие энергетические системы, преодоление глобальных проблем и катастроф делают безальтернативным переход к планетарному сотрудничеству.

Р.Ф.Абдеев считает, что по мере развития и углубления познания обнаруживается необходимость постижения системно-динамического характера складывающейся картины мира. Материалистическая диалектика, теория отражения, современный уровень естественно-научных знаний служат теоретико-методологической предпосылкой для построения логически стройной, единой, развивающейся картины мира на базе информации.

Никакая социальная жизнь невозможна без информации, без общения и коммуникаций Информация выступает в качестве двигателя общественного и технического прогресса, а также в качестве узлового пункта познания, выявляя всеобщие и конкретные, многогранные связи с действительностью как отражение этой действительности. Существуя независимо от познающего субъекта, информация проявляется в процессе познания.

Человек является высшим творением природы. Выдающийся шведский естествоиспытатель К.Линней, систематизируя растения и животных, поместил человека как бы на вершине пирамиды, дав ему название homo sapiens — человек разумный, подчеркнув разум как основную особенность этого вида. С тех пор прошло более двух столетий, за это время биологические науки накопили много новых данных. Если Линнею было известно 4208 видов животных, то теперь их описано более 1 миллиона. Значительно усложнилась их классификация, но па первом месте по-прежнему находится человек разумный.

Информационная картина мира особенно наглядно подтверждает последовательное развитие всей материи как преемственное накопление информации, разнообразия. Причем разные формы движения соотносятся друг с другом не только по степени иерархического усложнения, но и по порядку генетического порождения одних форм другими. «Это последовательное движение материи, — писал П.К.Анохин, — коренным образом повлияло на всю эволюцию приспособительных форм живых организмов».

Непрерывно и поступательно развивалась и наука, обогащая человечество материально и нравственно. Взрыв научной мысли в XX в. был подготовлен, как утверждал В. И. Вернадский, всем прошлым биосферы и имел глубочайшие корни в ее строении. Картина Вселенной, основанная на известных физикалистском и мас-сэнергстическом представлениях, здесь заменяется более общим параметром — уровнем организации. Именно возрастание уровня организации на базе накопления информации, разнообразия свидетельствует о направленности развития от низшего к высшему: мировой процесс самоорганизации имеет явно выраженную «стрелу времени».

Таким образом, информационная картина мира — не что иное, как развитие объективного мира, как единый закономерный процесс зарождения и расцвета жизни и разума, необходимо «проходящий» всю последовательность ступеней (форм) материи, включая неорганическую природу, флору, фауну (представленные огромным множеством видов) и, наконец, Человека и человеческое общество.

Информационная картина мира обращена и в будущее, указывая перспективу дальнейшего развития материи через общение с внеземными цивилизациями. Достижения науки и техники XX в. (например, в области ракетно-космической техники, радиосвязи, ЭВМ) являются предпосылкой для реализации такого общения. Оно откроет новые перспективы для дальнейшего познания материи.

Благодаря успехам космонавтики научный эксперимент уже вышел в космос, что способствует преодолению естественнонаучного геоцентризма и выявлению закономерностей, не тождественных земным. Стала принципиально возможной и преобразующая деятельность людей вне Земли.

Если на Земле жизнь развернула несметное многообразие форм, как бы стремясь найти все более совершенные, то логично предположить, что при наличии описанных нами выше условий она дала в масштабах Галактики бесчисленные побеги, стремящиеся вверх, к разуму. Однако мы не имеем сигналов от предполагаемых разумов во Вселенной. В худшем случае, если человечество действительно одиноко в космосе, это неизмеримо повышает, с одной стороны, ответственность человека за сохранение живой природы и условий жизни на Земле, а с другой - значение исторической миссии Человека: перед человечеством встают колоссальные космические задачи - перенести искру жизни, достижения нашей цивилизации на другие небесные тела, оживить и очеловечить весь беспредельный мир.

«Понимание этой задачи может наполнить радостью и гордостью сердца и умы, стать источником вдохновения и оптимизма», - пишет Ю. Мельвиль. Но успешно решить эту задачу сможет только «обобществившееся человечество», освободившееся от бремени бессмысленных затрат на гонку вооружений, от угрозы ядерной катастрофы, способной уничтожить все живое, погасить, быть может, единственную искорку жизни во Вселенной.

А.Д.Сахаров глубоко понимал и боролся за сохранение живой природы и условий жизни на Земле. Еще в застойные годы он писал: «Человечество оказалось в XX в. в беспрецедентной ситуации реальной опасности самоуничтожения. Результатом большой термоядерной войны может быть лишь гибель цивилизации, смерть и страдания миллиардов людей, социальная и биологическая деградация оставшихся в живых и их потомков. Не исключена гибель всего живого на поверхности суши.

Не менее грозной является многоликая экологическая опасность - прогрессирующее отравление среды обитания средствами интенсификации сельскохозяйственного производства и отходами химических, энергетических, металлургических производств, транспорта и быта, уничтожение лесов, истощение природных ресурсов, необратимое нарушение равновесия в живой и неживой природе н - как апогей всего - нарушение генофонда человека и Других живых существ. Мы, возможно, уже вступили на путь, ведущий к экологической гибели...»

Грядущая информационная цивилизация должна стать и экологической, причем именно на основе массовой информатизации возможно решение экологических проблем. «Без создания баз данных и знаний экологической информации, - утверждает А. Д. Урсул, - без полного развития экологической гласности нельзя будет перейти к планетарному управлению экоразвитием... Близкая угроза экокатастрофы с особой остротой ставит вопрос об ускорении информатизации общества».

Единственным путем кардинального и окончательного устранения термоядерной и экологической гибели человечества А.Д. Сахаров считал «глубокое встречное движение мировых систем капитализма и социализма». Позже он приветствовал нашу перестройку как «часть общемирового процесса конвергенции, жизненно необходимой для социалистических стран и для всего мира».

Новое мышление во внешней политике, идеологический плюрализм вместо конфронтации, окончание холодной войны и сокращение вооружений - это обозначившиеся реальные шаги к новому мировому порядку на путях взаимного сотрудничества и интеграции всех стран - шаги, рождающие надежду на победу разума и объединение человечества ради спасения жизни на Земле.

В этом плане рассмотренная выше информационная картина мира, отражающая ход и результат миллиардов лет эволюции на нашей планете, имеет не только мировоззренческое значение. Она, на наш взгляд, несет большой идеологический и нравственный заряд, призывающий всех людей Земли к сохранению мира и жизни на нашей планете - колыбели Вселенной.

Основоположник клеточной теории Р.Вихров писал, что всякое живое тело представляет устройство, подобное общественному организму. Эту же идею высказал А.А.Малиновский: «Создавая известную иерархию связей, общество по сложности и типу организации приближается к наиболее высокоразвитым организмам» [5]. Поэтому человек в ответе не только за собственное выживание, но и за сохранение всего многообразия жизни (кому бы она ни принадлежала — рыбам, птицам, насекомым, растениям), которая и есть высшая ценность. Но единственное живое существо на земном шаре, наделенное даром слова, — Человек. Он, обладающий речью и сознанием, — единственная надежда всей жизни на Земле, отмечает Д.С.Лихачев. Становится предельно ясной недопустимость атавистических социальных институтов, бессмысленных и варварских войн, самоубийственного разрушения окружающей среды и необходимость борьбы за сокращение вооружений, ликвидацию химического и бактериологического оружия.

Вывод об уникальности разумной жизни на Земле имеет исключительно большое значение и для философии. В частности, диалектический возврат к весьма своеобразному варианту геоцентрической (И.С.Шкловский уточняет — «антропоцентрической») концепции по-новому ставит старую проблему о месте Человека во Вселенной.

Для того чтобы обеспечить всему населению планеты уровень жизни, сравнимый с американским 1980 г., человечеству понадобилось бы в 250 раз больше олова, в 75 раз — железа, в 100 раз — меди, в 200 раз больше свинца, чем производится сейчас. У планеты их нет. Поэтому XXI век — это мир новых технологий, новых материалов: новая керамика, матричные композиционные материалы на основе керамики, тонкие алмазные пленки, биоматериалы, сверхлегкие сплавы и т.д. Сенсорные технологии, биотехнологии, сверхпроводимость, технология цифровой обработки изображений — все это решительно меняет производство. А перспективы освоения новых технологий в 2000 году захватывающи. Агентство экономического развития Японии опубликовало свои прогнозы. Фрагмент их приведен в таблице.

Перспективы освоения новых технологий

(прогноз Агентства экономического планирования Японии)

 

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НАЧАЛО ШИРОКОГО ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВА-НИЯ (ГОД) ОЖИДАЕМЫЙ РАЗМЕР РЫНКА (В ТРЛН ЙЕН)
Информатика и электроника Биосенсоры. Система автоматического перевода 2000 2020 2,0 1,0
Новые материалы Стеклообразные материалы. Комплексные соединения на основе керамики с улучшенными свойствами 2010 2050 1.0 0,1
Науки о жизни Средства для лечения рака. Искусственные органы 2030 2030 0,4 0,4
Энергетика Топливные элементы. Реакторы-размножители на быстрых нейтронах 2015 2025 0,2 0,6
Автоматизация промышленного производства Работы с искусственным интеллектом. Суперультраточные обрабатывающие машины 2010 2020 0,05 0,015
Связь Видеофон. Телевидение высокой четкости 1994 1995 0,01 3,0
Транспорт и дорожное движение Малые реактивные самолеты с вертикальным взлетом и посадкой. Сверхпроводящий линейный двигатель 2000 2010 0,1 1,0
Технологии, максимизирующие полезное использование Земли Аквафермы   0,02
Защита окружающей среды Глубокие подземные железные дороги и автомагистрали. Методы выделения и переработки фреонов; методы каталитической иммобилизации СО2 1995 2010 0,23 0,1 0,3

В ходе протекающих в России социально-экономических реформ, кроме традиционных для любой реформируемой страны проблем социального и экономического преобразования, все большее внимание привлекают вопросы оценки перспектив вхождения России в новую фазу мирового развития, ее роли и места в формировании нового этапа глобального исторического процесса. Чаще всего при этом говорят о переходе мировой цивилизации в фазу постиндустриального развития, а формирующийся при этом тип общества в связи с доминирующим в нем технологическим укладом называют информационным обществом.

Для развития любого человеческого общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и информационные ресурсы. Более того, информация и ее высшая форма — знания — являются решающим фактором, определяющим развитие технологии и инструментальных ресурсов в целом. Без них использование материальных и энергетических ресурсов для поддержания жизнедеятельности и развития общества невозможно. Основной проблемой стала проблема выбора пути информатизации.

Конкретный путь конкретной страны к информационному обществу будет базироваться на той совокупности накопленного потенциала, который был приобретен в ходе культурно-исторического развития нынешнего столетия.

Локомотивом отечественной науки, считает В.И.Скрыпник, должно стать выделение информационно-аналитической инфраструктуры в отдельный самостоятельный блок наряду с наукой (см. схему) 17], с чем можно согласиться.

Представление информационно-аналитической инфраструктуры в виде отдельного блока (блок №1) отвечает двум основным моментам:

—во-первых, качественно новой роли информации в современном и будущем мире, превращению информации в важнейший стратегический ресурс, по оценкам многих экспертов, во много раз более мощный, чем традиционные виды вооружений, и сравнимый по значению с собственно научной сферой, занятой исследованиями и разработками;

—во-вторых, необходимости интегрированной структуры информационной сферы, предоставляющей возможности централизованного управления научной деятельностью и распределения средств, а также контроля за ее финансированием.

Самостоятельность и важность информационного блока отражена и в названии курирующего министерства — Министерства науки, технологий и информации.

Финансирование научной и информационной деятельности должно производиться как отдельными строками государственного бюджета, так и из пользовательских средств, большую долю которых будет составлять частный капитал. Мобильные и малоинерционные рыночные структуры на основе результатов деятельности блоков 1 и 2 осуществляют внедрение достижений науки и новейших технологий в различные отрасли экономики страны.

При этом российская наука даст колоссальный толчок при формировании национального рынка товаров и услуг на новом информационном поле России. Российская наука обеспечит информационную поддержку обществу и власти на этом тяжелом этапе нашей истории, сформирует новое информационное пространство социально-экономической системы России.

К перспективным направлениям научных исследований следует отнести задачи освоения громадного наследия советской науки 60 — 80-х годов, когда в СССР были накоплены колоссальные научно-технические заделы, не востребованные в силу тяжелого финансового положения российской науки 90-х годов. Этот ценнейший ресурс и может служить определенной информационной базой.

Необходимо объединить весь интеллектуальный потенциал России и начать движение в правильном направлении. Россия имеет все предпосылки войти в новую цивилизацию третьего тысячелетия как великая держава. В истории цивилизаций есть три «пика» расцвета культуры: Древняя Греция, эпоха Возрождения и Россия XIX века, давшая миру целую плеяду ученых, композиторов, философов, Поэтов, художников, писателей. У талантливого русского народа есть огромный потенциал, он вселяет надежду и чувство оптимизма.

Литература

АбдеевР.Ф. Философия информационной цивилизации. — М., 1994.

Моисеева Л-А. Нововведения в период перехода к рынку: проблемы и решения. — Владивосток, 1998.

Урсул А.Д. На пути к информационно-экологическому обществу //Философские науки. 1991, №5.

Цыганков А.П., Цыганков П.А. Плюрализм или обособление цивилизаций? Тезис Хантингтона о будущем мировой политики и восприятии российского внешнеполитического сообщества //Вол росы философии, 1998, №2.

Вопросы для обсуждения

1. Как вам представляется информационная картина мира?

Как вы понимаете возможности России для достойного вхождения в цивилизацию XXI века?

Приложение

Вводные лекции

Лекция 1

1. Февр Л. Бои за историю. — М., 1991. С.239.

2. Golbach P.H.de. Systeme social. Vol. 1, ch. 14, p. 171.

3. Философский словарь. /Под. ред. И.Т.Фролова. Пятое издание. — М., С.535.

4. Цит. по: см. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. — М.: Интерпракс. 1994.

5. Тойнби А. Постижение истории. — М., 1991.

6. Семенникова Л.А. Россия в мировом сообществе цивилизаций. — М.: Интерпракс, 1994. С. 37.

7. Шпенглер Освальд. Причинность и судьба. Закат Европы — Петербург: Академия, 1923.

8. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. — М., 1991. С.85.

9. Гречко П.К. Концептуальные модели истории. — М., 1995. С.26-27.

 

10. Платон. Собр. соч. в 4-х т. — М., 1994.

11. Аристотель. Сочинение в 4-х томах. — М., 1976—1984. Т.1. С.315.

12. Там же. Т.4. С.412.

13. См. подробнее: Гречко П.К. Концептуальные модели истории. - М., 1995.

14. См. подробнее: Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. — Л., 1940. С.115—118.

15. Н.Я. Данилевский родился 28 ноября 1822 г. в с. Оберец, что на Орловщине. Родители его сделали все, чтобы дать сыну наилучшее образование: частный пансион в Москве, знаменитый Царскосельский лицей, физико-математический факультет Петербургского университета. В 1849 г. Данилевский защитил магистерскую диссертацию по кафедре ботаники. Привлекался к аресту по делу Петрашевского. За участие в экспедициях по Волге, Каспийскому и Белому морям и на Ледовитом океане был награжден золотой медалью Русского географического общества. Главные работы «Россия и Европа»(1869) и «Дарвинизм» в 2-х томах. Умер в Тифлисе в 1885 г.

16. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. — М., 1991. С.52.

17. Там же. С.91.

18. Там же. С.97.

19. Правильнее: Теодорих — вождь германского племени остготов. В 493 г. завоевал Италию, создав на Апеннинском полуострове свое королевство со столицей в Равенне.

20. См.: Данилевский Н.Я. Россия и Европа. — М., 1991. С. 114 — 125.

21. С 1904 до 1910 г. О.Шпенглер — учитель истории и математики, затем получает наследство и больше не преподает. Спустя некоторое время он выпустил книгу «Закат Европы»(1918), которая и сделала его знаменитостью.

22.Шпенглер О. Закат Европы. - М., 1993. С.З.

23. Там же. С. 3-4.

24.Там же. С.166.

25.Там же. С.973.

26.Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. — М., 1994. С.61.

27.Там же. С. 123-125, 379.

28.Тойнби А. Постижение истории. — М., 1991. С.214.

29. Гречко П.К. Концептуальные модели истории. — М., 1995.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 278; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.