Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ 4.Планирование карьеры




 

ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ

На развитие карьеры оказывают существенное влияние такие характеристики, как уровень интеллекта, специальные умения, знания, компетентность, информирован­ность, определенные черты личности и, конечно же, биографические характеристики и потребности человека.

Черты характера. Различные авторы по-разному представляют себе набор ка­честв, необходимых для успеха в жизни. Сравнивая и комбинируя их, можно перечис­лить следующие характерные черты преуспевающего человека:

· уверенность в себе;

· общительность;

  • способность к самоутверждению;

· уравновешенность;

· объективность.

Удачное сочетание этих черт может оказать положительное воздействие на профес­сионально-деловой успех.

Профессиональные склонности. Все виды профессиональной деятельности по содержанию труда, по отношению человека к объектам окружающего мира делятся на пять основных типов.

1) Профессии типа «человек — природа» связаны с участием человека в процессах,
протекающих в живой и неживой природе. Сюда можно отнести профессии, связанные с
изучением Земли (геолог, геофизик, океанолог, метеоролог и т.д.), ее растительного и
животного мира (ботаник, биолог, зоолог и т.д.), производством продукции животновод­ства и растениеводства (садовод, овцевод, агроном и т.д.).

2)В профессиях типа «человек — техника» не обойтись без использования разнооб­разных машин и механизмов, приборов и инструментов. Сюда относится великое мно­жество промышленных и строительных специальностей (сталевар, литейщик, токарь,
слесарь, швея, инженер и т.д.), а также вождение и обслуживание транспортных
средств.

3)К профессиям типа «человек — знаковая система» относятся разнообразные
формы деятельности, связанные с обработкой информации. Это работа с системами:
языковыми (библиограф, нотариус, лингвист, историк, философ и т.д.), абстрактно-
математическими (статистик, кассир, математик, экономист), графическими (чертежник,
конструктор, картограф и т.д.), с системами и средствами обработки знаков (програм­мист ЭВМ, оператор и т.д.).

4)Основное содержание профессий типа «человек — художественный образ» — ис­кусство, художественная культура. Сюда можно отнести изобразительное творчество
(архитектор, живописец, дизайнер и т.д.), художественную обработку материалов (фа-
вер, модельер, ювелир и т.д.), создание художественных зрелищ (композитор, дирижер,
балетмейстер, актер и т.д.).

5)Основным содержанием профессий «человек — человек» является общение.
Здесь необходимо поддерживать и устанавливать контакты с людьми. Сюда относятся
педагогические профессии (учитель, воспитатель, тренер и т.д.), область юстиции (ар­битр, юрисконсульт, милиционер, следователь и т.д.), культпросветработа (библиоте­карь, экскурсовод, корреспондент), сфера обслуживания (продавец, официант, парик­махер), сфера управленческой деятельности.

Способности и опыт. Человеку самому трудно определить свои способности. Лю­дям свойственно либо завышать их, либо (реже) занижать.

Способности человека определяются разнообразными факторами: наследственно­стью, воспитанием, состоянием здоровья, средой обитания и многим другим.

Более того, способности не остаются неизменными, их можно развивать, но можно и утратить. Способности и личностные качества трудно рассматривать в отрыве от их приложения. Например, способность оригинально мыслить необходима исследователю, может быть полезна руководителю, но совершенно излишня при работе на конвейере.

Каждому человеку необходимо планировать свое будущее, свою карьеру, основыва­ясь на своих потребностях и социально-экономических условиях. Так, Ф. Беттджер гово­рит: «Вы живете по плану, но если он плохо спланирован, то горе вам». Правильная самооценка своих навыков и деловых черт предполагает знание себя, своей силы, своих слабостей и недостатков. Только при этом условии можно правильно поставить цели карьеры.

Целью карьеры нельзя назвать область деятельности, определенную работу, долж­ность, место на служебной лестнице. Она имеет более глубокое содержание. Цели карьеры проявляются в причине, по которой человек хотел бы иметь эту конкретную ра­боту, занимать определенную ступеньку на иерархической лестнице должностей.

Управляя карьерой в процессе работы, необходимо:

• расширять свои знания, приобретать новые навыки;

• готовить себя, чтобы занять более высокооплачиваемую должность, которая вскоре
станет вакантной;

• познать и оценить других людей, важных для карьеры;

• помнить, что все в жизни меняется: вы, ваши знания и навыки, рынок, организация,
окружающая среда, и оценить эти изменения;

• учитывать, что ваши решения в области карьеры практически всегда являются ком­промиссом между желаниями и реальностью, между вашими интересами и интересами
организации.

 

САМОМАРКЕТИНГ

Делая карьеру в условиях рынка труда, каждый из нас выступает как создатель и продавец собственной рабочей силы. Добиться успеха можно, зная конъюнктуру рынка, и его законы.

Для достижения поставленных профессиональных целей необходимо проанализиро­вать реальность их достижения с помощью алгоритма, состоящего из следующих пяти шагов.

Шаг 1: поиск относящейся к делу информации.

Следует провести глубокий поиск всей имеющейся информации о различных про­фессиях и специальностях. Желательно найти профессионала, который помог бы сори­ентироваться в этом море информации.

Шаг 2: составление реального списка выбора.

Раздобыв необходимую информацию о различных карьерах, представляющих для вас интерес, вы обнаружите, что некоторые из них можно безболезненно исключить.

Шаг 3: приобретение необходимой квалификации и прохождение соответствующей подготовки.

Обладая несколькими рекомендательными письмами, вы еще не имеете никаких га­рантий. Они просто свидетельствуют о вашей компетенции, и не более того. Но хоро­шая квалификация сможет впрямую свидетельствовать в вашу пользу, особенно если это относится конкретно к данной должности или выполняемым обязанностям.

Шаг 4: приобретение соответствующего опыта.

Квалификация должна быть подкреплена практическим опытом, если вы хотите до­биться прогресса в карьере. В этом вам могут помочь специализированные курсы обучения. Некоторые из них имеют значительную практическую направленность, иногда даже с элементами «настоящей работы», другие же — чисто теоретический характер.

Шаг 5: начало вашей карьеры (или новой карьеры).

Здесь понадобится умение представить себя работодателям и клиентам, убедить их, что вы подходите для выполнения конкретной работы и собственно, понимаете то, что от вас требуется. Необходимо создать себе репутацию падежного, компетентного и внушающего доверие профессионала.

Трудно дать в полной мере достоверный и детальный прогноз изменения ситуации на рынке высококвалифицированного труда в России. Но, если исходить из того, что рыночные отношения будут развиваться, можно сделать ряд предположений.

1. Рыночной экономике необходима мощная банковско-финансовая инфраструктура.
Поэтому можно ожидать постоянную потребность в высококвалифицированных и хо­рошо оплачиваемых специалистах банковского дела, финансов, страхования, фондово­го рынка, бухгалтерского учета и налогообложения.

2. Дальнейшая интеграция России в мировой рынок будет поддерживать потребность
в специалистах по внешнеэкономической деятельности, а также во владеющих ино­странными языками специалистах для предприятий с участием иностранного капитала.
Кроме того, будут постоянно расширяться возможности для работы наших специали­стов за рубежом.

3. Страна уже перешла от экономики всеобщего дефицита к экономике, где сущест­вуют серьезные проблемы со сбытом продукции. Поэтому следует ожидать увеличения
потребностей в хороших специалистах по маркетингу и сбыту.

4. Формирование слоя «богатых» людей (10—15% населения) будет сопровождаться
развитием сферы услуг, предназначенных для удовлетворения их потребностей (меди­цинские услуги, образование, туризм). А это означает, что уже сейчас имеется некото­рое количество успешно работающих перспективных предприятий, особенно в области
добычи топлива, сырья, а также производства относительно простых продуктов на их
основе. Работники этих предприятии окажутся в наиболее выгодном положении.

5. И наконец, любой фирме всегда будет нужен хороший менеджер.

На протяжении всей управленческой жизни возникают ситуации, когда меняются ви­ды деятельности. Важно, чтобы новые виды деятельности в тот момент соответствова­ли личным потребностям человека. Работа, которая не позволяет реализовать свой по­тенциал, ослабляет человека независимо от возможностей нового поста.

Даже если человек хорошо знает рынок труда, ищет перспективные области приме­нения своего труда и узнает, что для его знании и умений работу найти трудно, так как очень много желающих работать в этой области, в результате возникает сильная конку­ренция. Обладая возможностью к самооценке и зная рынок труда, он может выбрать отрасль и регион, где хотел бы жить и работать. Правильная самооценка навыков и де­ловых черт предполагает знания себя, своей силы, слабостей и недостатков. Только при этом условии можно правильно поставить цели карьеры.

В качестве примера можно привести некоторые цели карьеры:

• заниматься видом деятельности или иметь должность, соответствующие самооцен­ке и поэтому доставляющие моральное удовлетворение;

• иметь работу или должность, которые носят творческий характер;

• работать по профессии или занимать должность, позволяющие достичь определен­ной степени независимости;

• иметь работу или должность, которые хорошо оплачиваются или позволяют одно­
временно получать большие побочные доходы;

• иметь работу или должность которые одновременно позволяют заниматься воспи­танием детей или домашним хозяйством.

Цели карьеры меняются с возрастом, а также по мере того, как меняемся мы сами, с ростом нашей квалификации и т.д. Формирование целей карьеры — это постоянный процесс.

 

ПОСТРОЕНИЕ УСПЕШНОЙ КАРЬЕРЫ

Одним из основных условий успешной карьеры является правильный выбор профессии. Выбор профессии — это задача, решение которой основывается не только на учете конъюнктуры рынка труда и ее отдельных изменений. Существует ряд факторов, зависящих от каждого человека конкретно. Поэтому при выборе профессии необходимо также:

• правильно определить свои профессиональные склонности;

• правильно оценить свои реальные способности, чтобы не ставить завышенных
или заниженных целей карьеры;

• учесть реальные возможности получения образования, переобучения и повы­шения квалификации.

Несколько советов для тех, кто хочет сделать успешную карьеру: 1. Если вы настроены на карьеру, вам нужно не просто хорошее, а престижное образование. Престижный вуз — отличный трамплин для карьеры.

2. Стоит ли получать образование за границей? Если вы собираетесь работать
за рубежом, то целесообразно там же и получить образование. В процессе учебы
вы заведете полезные знакомства, освоитесь в стране и т.д. Если вы собираетесь
работать в своей стране, то образование, полученное за границей, прекрасно до­
полнит, но ни в коем случае не заменит высшего образования, которое вы получи­
те в своем отечестве, поскольку специфика нашей экономики, финансов, культуры.
Настолько значительна, что никакое зарубежное учебное заведение не сможет
дать необходимых знаний.

3. Стоит ли рваться в платные вузы нового типа, обещающие сертификаты ме­ждународного образца, разнообразные льготы и т.д.? Необходимо проверить на­личие государственной лицензии на право ведения образовательной деятель­ности, поговорить с теми, кто уже учится.

4. Будьте внимательны и осторожны к разнообразным предложениям посредни­ческих услуг по получению образования и работы за границей. Присутствие слова
«университет» и «колледж» в названии предлагаемого вам учебного заведения
еще не значит, что его дипломы имеют ту же силу, что и дипломы о высшем обра­зовании.

5. Если вы работаете, старайтесь повышать свою квалификацию за счет орга­низации. Например, одна из крупных фирм, занимающаяся, в частности, развитием
сети предприятий общественного питания в Москве, набрала на конкурсной основе
перспективную молодежь, среди которой оказались выпускники и старшекурсники
экономических вузов. Для них была создана возможность в процессе работы изу­чать все тонкости этого бизнеса, совершенствовать английский язык и учиться во­ждению автомобиля.

6. Если вы по тем или иным причинам не можете рассчитывать, что ваша орга­низация обеспечит вам подобное обучение, весьма разумным будет вложение
своих собственных средств для получения таких профессиональных навыков, ко­торые, безусловно, полезны и необходимы каждому, кто решил создать успешную
карьеру. Сюда относятся умение обращаться с компьютером, свободное владение
иностранным языком, наличие водительских прав и навыки вождения автомобиля,
а также приобретение юридических знаний.

Наряду с профессиональной карьерой следует выделить внутриорганизационную карьеру. Она охватывает последовательную смену стадий развития работника в рамках одной организации.

Внутриоргапизационная карьера реализуется в трех направлениях:

вертикальное — именно с этим направлением часто связывают само понятие
карьеры, так как в этом случае продвижение наиболее зримо. Под вертикальным
направлением карьеры понимается подъем на более высокую ступень структурной
иерархии;

горизонтальное — имеется в виду либо перемещение в другую функциональ­ную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на
ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной
структуре (например, выполнение роли руководителя временной целевой группы,
программы и т.п.);

центростремительное — данное направление наименее очевидно, хотя во
многих случаях является весьма привлекательным для сотрудников. Под центро­стремительной карьерой понимается движение к ядру, руководству организации.
Например, приглашение работника на недоступные ему ранее встречи, совещания
как формального, так и неформального характера, получение сотрудником доступа
к неформальным источникам информации, отдельные важные поручения руководства. Главной задачей планирования и реализации карьеры является обеспечение профессиональной и внутриорганизационной карьер.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 3464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.