Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теогония, Космогония




Введение

Духовная культура Двуречья

Двуречье – территория между Тигром и Евфратом, которую называют еще Месопотамией или Междуречьем, сейчас – это территория современного Ирака. К середине четвертого тысячелетия до Р. Х. зарождение письменности ознаменовало конец первобытного общества. В ходе археологических раскопок Убейда и Урука были обнаружены расписные гончарные изделия, многочисленные статуэтки и строения, отличающиеся необыкновенной сложностью. Изначальный язык сохранился в некоторых топонимах южного региона, куда позднее пришли шумерийцы со своим собственным языком, а также с системой маркировки и подсчета скота, которая станет их первой письменностью. Аккадцы, говорившие на семитском языке, сохранили и переосмыслили традиции шумерийцев, в том числе и духовные. Этот процесс продолжался в течение нескольких веков, когда шли бесконечные войны между городами-государствами и в Междуречье со всех сторон вторгались новые враги. Начиная с XVIII в. до Р. Х. уже можно говорить о двух территориальных объединениях: Ассирия – на севере, Вавилон – на юге. В царских архивах ассиро-вавилонского периода мы находим мифы и эпические сказания, которые считались очень древними уже в ту эпоху, когда были записаны.

В самый ранний из известных нам периодов развития месопотамской религии божества воплощали собой силы природы. У каждого шумерского бога была своя территория. Земельные владения древних храмов являлись собственностью бога, живущие там люди – это его рабы, а жрецы – его слуги и управляющие. У рек и долин имелись свои божества, которые в ту эпоху были еще неразрывно связаны с природными явлениями. Среди богов, воздействующих на стихийные силы природы и одновременно проявляющих себя в них, были повелитель грозы Ишкур/Адад, оплодотворяющая финиковые пальмы Амаушумгальна и хранительница фруктового изобилия Инанна. Со временем божества приобретали человеческий облик и социальные функции. На вершине складывающегося пантеона стоял Ан-небо, отец всех богов, имя которого является одновременно символом неба и божества. Когда в Шумере начинается эпоха письменной истории, Ан уже представляет собой небесное бездеятельное божество (Деус оциозус – – праздный Бог ). Гораздо более активную роль предводителя богов играл Энлиль, чей главный храм находился в религиозном центре Ниппуре. Почти все боги в конце концов обзавелись супругами, однако Великой Богиней Месопотамии оставалась Инанна – аккадцы отождествили ее с Иштар (далее второе имя в скобках будет аккадскиим). Она занимала очень важное место во многих мифах, ее планетой была Венера; в сферу ее влияния входили плодородие, любовь и война. Отцом ее был лунный бог Нанна (Син), а братом – солнечный бог Уту (Шамаш). Энки (Эйа) является хитроумным богом ирригационных каналов: благодаря ему люди освоили сложную технику и спаслись от великого потопа, призванного погубить их. Думузи (Таммуз) – это бог плодородия, который обеспечивал рост животных и растений. В различных мифах он исполняет трагическую роль бога, умирающего молодым. Нергал в результате брачного союза стал богом подземного царства.

Во все эпохи функции богов были довольно расплывчаты. Они легко заимствовали отдельные черты друг у друга. Даже в период развитого антропоморфизма (наделение божеств человеческими качествами) боги продолжали одухотворять природу. Перед названием реки обычно ставили знак, символизирующий божество. У людей часто имелись собственные боги-покровители; их изображения сохранились на личных цилиндрических печатях.

Первым, кто использовал божественную иконографию, был Нарам-Син (ок. 2254-2218 до н.э.), внук великого аккадского царя и завоевателя Саргона. На стеле Нарам-Син изображен с рогами, которые являлись принадлежностью божества, и его фигура на поле битвы возвышается над всеми воинами. Цари приписывали себе божественное происхождение, а иногда и достоинство, что мы увидим далее в эпосе о Гильгамеше. Более поздние свидетельства показывают, что перед большими походами цари прибегали к гаданию, полагаясь на расположение определенных богов, заинтересованных в их успехе. Возвышение священного города Вавилона означало и возвышение его бога: так, в вавилонской поэме Энума Элиш Мардук становится главой пантеона, вытеснив Энлиля. В ассирийской версии Ашшур заменяет Мардука.

Энума Элиш («Когда вверху») (поэма названа по первым строкам текста) – вавилонская поэма о сотворении мира, тесно связана с празднованием нового года, который справляли каждую весну в городе Вавилоне. В поэме Мардук прославляется как величайший из богов; это указывает на то, что поэма скорее всего была создана в XII в.: именно в это время Вавилон вернул себе статую Мардука и политическое главенство этого города воспринималось как мифологический триумф его бога.

Поэма состоит из семи таблиц. Рассмотрим отрывки текста поэмы.

Когда вверху небо названо не было,

Суша внизу не имела названия.

Апсу первородный, всё сотворивший,

И матерь Тиамат, что всё породила,

Воды свои воедино мешали...

Тогда в недрах зародились боги...

Итак, в начале мира был хаос солёных (Тиамат) и пресных (Апсу) вод, в котором зародились боги. Явились Лахму и Лахаму (быть может, «грязь» и «илистые отмели»). За первой парой богов следует вторая – Аншар (Небесный круг) и Кишар (Земной круг). Потом бог Апсу сотворил Энки (Эа).

Толпой собираются сородичи-боги,

Тревожат Тиамат, снуют, суетятся,

Чрево Тиамат они колеблют

Буйным гамом в верхних покоях,

В Апсу не утихает их гомон.

Разбуженный шумом Апсу по подсказке советника Мумму решает уничтожить богов, но всеведущий Эа находит выход.

Заклинание святое сотворил премудро,

Повторил громозвучно, отправил в Воды.

Излилась дремота, сном окружила –

Апсу усыпил он сном излиянным.

Цепененье охватило советника Мумму.

Эа убил Апсу, пленил Мумму и сотворил себе покои, названные «Апсу».

Там с Дамкиной, с супругой, возлёг Эа в величье,

В покое судеб и предначертаний Бог зачал мудрейшего из мудрых,

В «Апсу» зарожден был Мардук...

Он ростом велик, среди всех превосходен,

Немыслимо облик его совершенен –

Трудно понять, невозможно представить:

Четыре глаза, четыре уха!

Уста раскроет – из уст его пламя!

Овдовевшая Тиамат решает отомстить богам. Она создает полчище чудовищ, во главе которых ставит Кингу и вручает ему «таблицы судеб». Вид и мощь воинства Тиамат наводят страх на богов. Только юный Мардук дерзает выступить против них, но ставит перед старейшими богами свои условия:

Если я мстителем за вас стану,

Чтоб Тиамат осилить и спасти ваши жизни, –

Соберите Совет, возвысьте мой жребий...

Моё слово, как ваше, да решает судьбы!

Неизменным да будет всё то, что создам я!

Боги согласны на всё.

Дали жезл ему, трон и царское платье,

Оружье победное, что врагов поражает...

Друг на друга пошли Тиамат и Мардук...

Ринулись в битву, сошлись в сраженье...

Пасть Тиамат раскрыла – поглотить его хочет,

Он вогнал в неё Вихрь – сомкнуть губы она не может... Её тело раздулось, её пасть раскрылась.

Он пустил стрелу и рассек ей чрево,

Он нутро ей взрезал, завладел её сердцем...

Увидев гибель Тиамат, её воинство обратилось в бегство, но Мардук пленил их, а Кингу убил и забрал «таблицы судеб», «что достались тому не по праву». Затем Мардук возвращается к поверженной Тиамат.

Рассек её тушу, хитроумное создал.

Разрубил пополам её, словно ракушку.

Взял половину – покрыл ею небо.

Сделал запоры, поставил стражей –

Пусть следят, чтобы не просочились воды...

Размеры «Апсу» измерил Владыка,

Отраженье его – Эшарру создал,

Эшарру, кумирню, что поставил на небе.

Он устроил стоянки богам великим.

Звёзды планеты, подобья богов, он сделал.

Он год разделил – начертил рисунок:

Двенадцать месяцев звёздных расставил он по три...

С обеих небесных сторон открыл он ворота...

Дал сияние Месяцу – хранителю ночи!..

Он поставил главу Тиамат, гору на ней он насыпал...

Тигр и Евфрат пропустил он сквозь её очи...

Так создавал он небо и землю...

Затем он назначил свои ритуалы, установил свои обряды... И наконец, Мардук вместе с Эа творит человека: Кровь соберу я, скреплю костями.

Создам существо, назову человеком.

Воистину, я сотворю человеков,

Пусть служат богам, чтоб те отдохнули.

На крови Кингу «людей сотворил он...Дал им бремя божье, богам же – отдых». Кончается эпос рассказом о сотворении храма Эсагила и Вавилона (буквальный перевод названия этого города – «врата бога»). Так представляли происхождение мира вавилоняне в конце II – I тыс. до н. э. Картина творения не очень полная, о многом эпос умалчивает, но других, более подробных текстов, нет.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 788; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.