Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Заратуштра




Дозороастрийский период

Зороастризм

 

Религия Ирана до реформы Заратуштры не поддается однозначному толкованию. В III тыс. до Р. Х. к востоку от Волги, в южнорусских степях, жил народ, который историки впоследствии назвали ли протоиндоиранцами. Народ этот, по всей вероятности, вел полукочевой образ жизни, имел небольшие поселения, пас скот. Он состоял из двух социальных групп: воинов-пастухов и жрецов (служителей культа).

Религия просто индоиранцев имела много общего с ведическим культом в Индии: например, жертвоприношение животных божеству по имени Геуш-Урван («Душа быка») или использование галлюпиногенного напитка хаома (санскр. сома). Божества разделялись на две категории: ахуры («владыки»: ср. санскр. асуры) и дэвы («боги»; санскр. дева), причем все они воспринимались в позитивном плане.

В период индоиранской общности, а также в дозороастрийскую эпоху, дэвы (санкср. дева) и ахуры (санскр. асуры) были божествами. В зороастризме они претерпевают эволюцию прямо противоположную той, что осуществилась в Индии: ахуры становятся богами.

У древних иранцев почитались бог Митра – олицетворение договора, Анахита – богиня воды и плодородия, Варуна – бог войны и побед и др. Уже тогда сложились религиозные обряды, связанные с культом и приготовлением жрецами хаомы1 для религиозных церемоний. Многие обряды, ритуалы и герои принадлежали еще эпохе «индоиранского единства», в которую жили протоиндоиранцы – предки иранских и индийских племен. Все указанное органично вошло в новую религию – зороастризм.

Эта религия соответствовала развитию общества, где доминировала военная аристократия со своими союзами, практикующими при посвящении свирепые обряды, кульминацией которых было состояние «бешенства» (айиша).

Как считают многие ученые, именно к III тыс. до н. э. в эпоху бронзового века, протоиндоиранцы разделились на два народа – индоариев и иранцев, отличающихся друг от друга по языку, хотя основным их занятием по-прежнему оставалось скотоводство и они торговали с оседлым населением, жившим к югу от них. Это было неспокойное время. Пастухам нередко приходилось становиться воинами. Их вожди возглавляли набеги и грабили другие племена, унося чужое добро, уводя стада и пленников.

О времени жизни Заратуштры сохранились разные данные: 1500–1000 гг. до Р. Х., по традиционной же пехлевийской хронологии, он жил «за 258 лет до Искандара (Александра Македонского)»: 7–8 в. до Р. Х.

Зороастр – реальное историческое лицо. Он происходил из небогатой семьи из рода Спитама, отца звали Пурушаспа, мать – Дугдова. Его собственное имя – Заратуштра – на древнем пехлевийском языке может означать «обладающий золотистым верблюдом» или «тот, кто ведёт верблюда». Надо отметить, что имя довольно обычное. Маловероятно, чтобы оно принадлежало мифологическому герою.

Зороастр (в России его имя традиционно произносится в греческом варианте) был профессиональным жрецом, имел жену и двух дочерей. На его родине проповедь зороастризма не нашла признания и даже преследовалась местным правителем Дурашравой, поэтому Зороастру пришлось бежать. В «Гатах» сохранилась молитва-сетование «Куда бежать?» – воспоминание об этом преследовании. Зороастр нашёл пристанище у правителя Виштаспы (где тот правил, до сих пор неизвестно), принявшего веру Зороастра и способствовавший ее распространению в Иране. По пехлевийскому сочинению «Датистан-и-Диник», пророк был убит Тур-и-Братарвахшем, врагом, преследовавшим его всю жизнь. Откровения Зороастра составили книгу Святых писаний, известную под названием «Авеста». Это не только свод священных текстов зороастрийского вероучения, но и главный источник сведений о личности самого Зороастра.

Зороастр «обрел» истинную веру в 30-летнем возрасте.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.