Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теогония и Космогония




Прежде всего был Хаос. Из него возникла Земля (Гея) и Любовь – Эрос. За ними явился Уран – Небо, Горы, Море, Океан и, наконец, циклопы с одним глазом посредине лба и гиганты, каждый из которых имел по сто рук и пятьдесят голов, и много других богов, родившихся частью прямо из Земли, частью от ее брака с Ураном. В этих представлениях не все так произвольно. Идея о рождении всего из Хаоса обща всем космогониям. Этот Хаос, нечто безвидное и бездонное, мы встречаем и у индусов, и у евреев, и у древних египтян.

Первичное появление над Хаосом Эроса как некоторого духа, формирующего Хаос, знает также индусская космогония. Появление из Хаоса Эфира, Земли, небесной тверди, гор и вод опять-таки имеет многочисленные аналогии у других народов.

Уран боялся своих детей как соперников и поэтому погружал их обратно в лоно их матери Земли, но та подучила одного из сыновей, Кроноса, оскопить отца. Из крови Урана родились Эринии, Гиганты и нимфы, а из отрезанных детородных органов и пены, образовавшейся при падении их в море, родилась Афродита:

Пена явилась вокруг божественных членов, и дева

Вышла из пены, свой путь направляя к Кифере прекрасной,

К Кипру оттуда приплыла и вышла на берег богиня.

Травы под нежною ножкой ее зацветали тотчас же

И Афродитою пеннорожденной, прекрасновенчанной

Назвали боги ее бессмертные, также и люди.

Кронос и его супруга Рея родили Гестию – богиню домашнего очага, Деметру – богиню плодородия, Геру, Зевса, Посейдона и Андонея. Кронос боясь за себя, истреблял своих детей, глотая их, когда они рождались. Но Рея спасла младшего сына Зевса, утаив его в пещере на острове Крите. Выросши, Зевс сверг отца, освободив предварительно своих братьев и сестер. После ожесточенной борьбы с титанами Зевс восторжествовал с помощью Циклопов и Сторуких; титаны были заключены в преисподнюю, и наступило царство нового поколения – олимпийцев. Светлые, человечные, прекрасные боги взяли верх в греческом сознании над темными стихийными богами древности, богами «крови и семени».

Дети Реи начали с того, что поделили между собой мир по жребию. Вот как говорит об этом Посейдон у Гомера:

Трое нас братьев Кронидов родились от Геи богини:

Я и Зевс, и Аид, кто царит над тенями умерших.

Нас – трое; все поделив, получили мы каждый удел свой,

Жребий бросив. И мне для обители вечной досталось

Море седое, Аиду – жилице кромешного мрака,

Зевсу – пространное небо среди облаков эфира.

Первенствующее место на Олимпе занял отец богов и людей –Зевс, бог неба, света, разума. От Зевса исходит день и свет. Он – всевидящий наблюдатель: злодей сквернит святое око Зевса. Он – покровитель городской общины: его попечению вверяет себя странник и во имя его он требует гостеприимства. Он – наблюдатель правосудия, спаситель и очиститель, он посылает счастье и богатство, его волей царствуют цари.

Почти все аристократические царские роды вели свое происхождение от Зевса через какого-либо полубога, сына Зевса и смертной. Многиe боги, принятые впоследствии в греческий пантеон, узакониваются тем, что начинают считаться детьми Зевса.

Официальная супруга Зевса, вытеснившая его старинных супруг Гею и Диону, является – Гера. Брак их является идеальным браком для людей и чтится особыми празднествами. В то же время сама Гера считается подательницей супружеского счастья и радостей материнства. Больше всего почитали ее в Apгосе, на о. Самосе и в Коринфе. Она изображалась иногда с коровьей головой, что указывало на ее связь с древними восточными богами-матерями и кормилицами, а гранатовое яблоко в ее руке квалифицирует ее как богиню плодородия.

Но эти последние черты не суть специально принадлежащие Гере. Преимущественными носительницами этих черт являются две древние богини Деметра и Персефона, из которых первая – богиня земледелия по преимуществу, подарившая людям семена злаков, а Персефона – богиня, производящая вообще всякую растительность.

Старший брат Зевса, Посейдон – бог моря по преимуществу, в пресных водах не имеет силы. Кроме того, он создатель коня, и поэтому другая его функция – покровительство коням, конским ристалиям и т. д. Его характерные черты: разум, как у Зевса, гнев и ярость. Он имеет власть и в подземном царстве, и в качестве подземного, «хтонического бога», он принимает в жертву черных быков. Надо отметить, что он не играл значительной роли в духовной жизни греков.

Его брат, владыка подземного царства Аид (Гадес, Андоней) фигура еще менее ясная. С одной стороны, он сливается с Кроносом, свергнутым в Тартар с другой с древними богами смерти Танатосом и Мелеагром.

Афина-Паллада, рожденная из головы Зевса, более, чем какие-либо другие боги, сбросила с себя свойства природного порядка и является богиней с чертами нравственного и общественного характера. Впрочем, есть возможность установить ее природное происхождение из богини оливкового дерева, которое она подарила афинянам, сохранив за собой эпитет этого дерева – неистощимая. Она является защитницей города и его акрополя. В качестве таковой она изображается в шлеме со щитом и копьем. Обычная эмблема ее – сова и голова Медузы-Горгоны. Защищая город извне, она руководит его внутренней жизнью, подавая мудрые советы управителям города и вообще людям, обращающимся к ней за советами; в этом смысле она – покровительница всех мудрых, рассудительных людей, наук и искусств, в том числе и женских рукоделий.

Славить Афину-Палладу, оплот городов, начинаю

Страшную. Любит она, как Арес, военное дело:

Яростный воинов крик, городов разрушенье и войны.

Ею хранится народ, на сраженье ль идет иль с сраженья.

Славься, богиня! Пошли благоденствие нам и удачу!

Аполлон является одним из наиболее значительных греческих божеств по разносторонности своих функций и по распространенности его культа. Эсхил называет Аполлона новым богом. Нам трудно точно установить его происхождение. Известно, что первоначально он был богом стад и пастбищ и постепенно приобрел свои позднейшие свойства, сделавшие его совершенно особым явлением на Олимпе. Аполлон так же, как Афина, по-видимому, свободен от слабостей других богов. Мы не видим, чтобы он принимал пищу, спал, уставал или подвергался какому-нибудь насилию, или участвовал в ссорах богов, которые так любит описывать Илиада. Когда Лето собирается родить Аполлона, Делос боится дать ей убежище, потому что говорят, что Феб-Аполлон будет силен и будет царствовать над богами и людьми.

Таким образом, в культе Аполлона мы видим как бы неудовлетворенность Зевсом и слишком слабыми богами Олимпа.

Перейдем к описанию функций этого бога. Самое древнее его значение – это покровительство пастушескому быту; является изобретателем пчеловодства, а как Аполлон-Мелеат, является богом яблоневых садов. Затем он является изобретателем лиры и покровителем поэзии и музыки. Мантика, священное гадание, также связывается с именем Аполлона. В позднее время Аполлон сближается с Затросом, Пакеоном и Асклепием и становится богом очищающим и исцеляющим. Кроме этих черт положительного и благодетельного характера, Аполлон сохранил древние черты бога-солнца с характером иссушающего, губительного зноя, мечущего беспощадные солнечные стрелы в людей и животных. Он же рисуется иногда посылающим в наказание людям губительные болезни.

Сестра Аполлона Артемида с одной стороны является богиней лесов и диких зверей, дикой охотницей, покровительницей животной плодовитости. Ее не боится лань, а в Аттике девушки пляшут в честь ее нарядившись в медвежьи шкуры. С другой стороны, она лунная богиня и строгая девственница, и в этом отношении она соединяется с древней богиней луны – Селеной. Она, как это ни странно для девственницы, называется помощницей при родах и приближается к восточным богиням Матерям. Артемида Эфесская изображалась с множеством грудей и фигурами животных знаменуя этим свое слияние с Астартой и Кибелой. Также она часто смешивается с Гекатой, подземной богиней колдовства, излюбленной богиней ведьм.

О богине Афродите большинство утверждает, что образ ее создан при сильном участии восточных влияний. Ее пафосский и саламинский образы тождественны с финикийской Астартой, равно как и Афродита Киферейская, на юге Пелопонесса, куда она легко могла быть занесена финикийскими купцами. Статуэтки нагой богини, которые встречаются на Кипре и изображают Афродиту, сильно разнятся от обычных греческих изображений богов. Но, констатируя факт смешения Астарты и Афродиты, мы должны установить и то, что эти богини во многом разнятся. О ее происхождении было сказано выше. Итак, греческая богиня является покровительницей любви и плодородия. «Весною, – поется о ней в гимне, – она идет через лес к любимому ею человеку, и где она является, там ласкаясь, следуют за нею дикие звери и изъявляют свою покорность сладкому влечению». Сообразно с этим культ ее был освящением телесного соединения, жрицами ее были гетеры-гифродулы, продававшие свою любовь желающим.

Ни один бог не носить таких явных следов чужестранного происхождения, как Дионис. Культ Диониса проник в Грецию из Фракии. У фракийцев, северных соседей греков «совершались в честь его празднества на высоких горах поздно ночью. Раздавалась шумная музыка: дребезжащий звук медных бубнов глухой гром и среди них приводящие в безумие звуки низкотонных флейт. О самом культе поговорим позже. Сейчас лишь отметим, что греческое творчество узаконило Диониса, дав ему в отцы Зевса (мать Семела); несмотря на то, что культ Диониса был по своему характеру чем-то совершенно новым в Греции, он быстро завоевал себе поклонников, как бог вина и веселья, и стал рядом с Аполлоном, включив в свою свиту Пана и фавнов и, получив в супруги Ариадну, которая является одним из аспектов Афродиты.

Этим богом мы и закончим круг греческих богов. Приступая к их общей характеристике, мы естественно задаем вопрос какие свойства сделали олимпийцев божественными в сознании греков; что было для них признаком бога? И, отвечая на этот вопрос, мы констатируем что резкой границы между богом и людьми греки не делали. Богатый культ героев и полубогов вполне утверждает нас в этой мысли. Боги охотно и легко спускались к смертным жили с ними, веселились, Ели я вступали в брак с дочерьми человеческими. Со своей стороны людям не было запрета на небесное, и они всходили на Олимп так же, как боги нисходили к ним.

Не только древние герои – Менелай, Агамемнон, Одиссей стали божествами и имели свои культы. Целый ряд исторических личностей, полководцев философов удостоился обожествления. Ликург чтился в Лакони, Мильтиад в Херсонесе, Лисандр на Самосе. Культ Пифогора был очень распространен перед Р. Хр.; Платон был признан сыном Аполлона и вместе с Сократом и Аристотелем был предметом посмертного поклонения, а Эмпедокл еще при жизни считался богом. К лику богов причислялись также поэты, победители на олимпийских играх и множество иных людей, получивших божественное достоинство за свои таланты, красоту, силу или иные добродетели.

Таким образом богом делалось лицо достигшие божественных размеров за человеческие свойства. Поэтому боги характеризуются красотой, силой, ведением и одно только свойство качественно отделяет их от людей – их бессмертие. Боги Греции – человекобоги, и религия греков – чистейший антропоморфизм.

С людьми они разделяют и людские слабости. Они нуждаются в пище и питье, нектаре; в мифах они часто обнаруживают ограниченность своего ведения, их можно обманывать; они подвержены насилию, ранам и даже увечьям, как Гефест, которого Зевс, схватив за ноги, сбросил с Олимпа.

Люди, по Гомеру,

...похожи на слабые листья:

Ныне цветут они силой, питаясь плодами земными,

Завтра лежат бездыханны.

Но не таковы ли и олимпийкие боги? Ведь поколение их – третье поколение богов. Прежние боги – Уран, Кронос – были побеждены и свергнуты, и олимпийцы тем более должны бояться за свою власть, так как они – младшие боги, не изначальные, не вечные в прошлом и следовательно ограниченные в будущем. И олимпийцы чувствуют свою ограниченность, в клятвах они обращаются к древним богам – Урану (Небо), Гее (Земля), Стикс. Все они признают над собой власть судьбы, против которой не решается идти даже сам Зевс.

Даже тогда, когда дело идет о смерти сына, Сарпедона, Зевс не смеет идти против судьбы:

...Подчинился отец и людей, и бессмертных

Капли кровавой росы той порою он пролил на землю,

Сына почтив дорогого, которого должен был скоро

В Tpoе убить плодоносной Патрокл, вдали от отчизны.

Греческую духовную традицию можно характеризовать тремя чертами:

1. Представление богов как человекоподобных существ

2. Утверждение красоты, как главного атрибута божества.

3. Слабость нравственного момента.

Духовная практика диктуется тем пониманием сущности богов которое существует у данного народа, и в этом понимании главное – как мыслит поклонник отношение бога к себе и свое положение в отношении к сверхъестественному миру. Как же решал себе эти вопросы грек?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 929; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.