Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ведийский период




РОДИНА ИНДУИЗМА

Хотя у индоевропейцев никогда не было общего языка, они, по всей видимости, происходят из одного региона, который археологи часто идентифицировали с нижним бассейном Волги, откуда эти воинственные, полукочевые, патриархальные племена распространялись несколькими волнами, начиная с середины пятого тысячелетия до н.э. Для них характерна культура холмов или курганов. Около 3000 г. до н.э. вторая волна курганов образовала еще один центр распространения, почти совпадающий с тем ареалом, который большинство лингвистов именуют «родиной индоевропейцев».

Северная часть бассейна Инда – место первоначального расселения ариев в Индии – отделена от бассейна Ганга пустыней Раджастхан и невысокими холмами. Эти земли арии освоили примерно к V в. до н.э.

Часть долины реки Ганга, примерно до современного города Патна, включая междуречье Ганга и Джамны, стала сердцем Индии. Здесь, по представлениям древних индийцев, находилась Арьяварта – «Страна ариев». Именно в ней разворачивались битвы божеств и героев, о которых рассказывают мифы и легенды, сохранившие память о реальных сражениях. Таким образом, Арьяварта – это древняя территория расселения ведийских ариев в Индии, которая занимала Индо-Гангскую низменность. Она была полностью обжита ариями к концу классического периода, то есть примерно к VI в. н.э.

Именно здесь, в Арьяварте, сложился индуизм, как, впрочем, и другие индийские духовные традиции – джайнизм и буддизм.

К югу от Арьяварты простиралась чуждая ариям страна. Она называлась Дакшинапатха (современное Деканское плоскогорье), и населяли её неарийские племена, в том числе – дравиды, потомки жителей Мохенджо-Даро и Хараппы. Ко времени арийского вторжения эта культура пережила свой расцвет (примерно 2700–2100 г.г. до Р.Х.) и клонилась к упадку.

 

Примерно с середины II тыс. до Р. Х. через горные перевалы на северо-западе Индостана стали проникать воинственные кочевые племена. Они называли себя ариями. Их язык, на котором слагались древнейшие священные предания – веды, – позже стал называться ведийским санскритом.

Их вторжению предшествовала длительная история переселения народов, говоривших на индоевропейских языках. Причина, вынудившая их покинуть свою древнейшую прародину, остаётся пока до конца не выясненной.

На захваченных землях они смешивались с местным населением, в результате чего менялись уклад жизни, язык и духовная традиция.

Вместе с ариями в Индию пришли иные верования. Чужеземцы принесли с собой древних божеств, которым они поклонялись задолго до вторжения в Индию и за много тысяч километров от неё во время своих странствий.

Они совершали сложный ритуал жертвоприношения – яджну – и приносили щедрые дары своим божествам, главным образом жареное говяжье мясо и пьянящий напиток – сому.

Гимны и молитвы, которые арии возносили божествам, составили огромное собрание священных преданий. Они называются ведами, «священным знанием» (слово «веда» родственно русскому слову «ведать», то есть «знать»). Веды открывают традицию шрути (буквально – «слышание»), то есть откровение, знание, открытое божествами для посвященных, мудрецов, провидцев-риши.

Веды образовали ядро священного канона. Его создание заняло более тысячи лет, примерно с 1600–1500 г.г. до Р.Х.

В ведах запечатлены все знания ариев того времени о самих себе и об окружающем мире. Известны четыре веды: Ригведа (веда гимнов), Самаведа (веда напевов, священных мелодий), Яджурведа (веда жертвенных формул) и Атхарваведа (веда магических заклинаний). Они были связаны с ритуалом жертвоприношения и потому соотносились с деятельностью основных классов жрецов.

Жрец, называвшийся хотар, ведал декламацией гимнов Ригведы: произнося их, он приглашал божеств принять жертву. Удгатар был знатоком мелодий, сопровождавших гимны, и, таким образом, знатоком Самаведы. Адхварью совершал необходимые ритуальные действия и шептал при этом жертвенные формулы Яджурведы. Атхарваведа была позже включена в канон и позже других получила титул «четвёртой веды», поскольку была связана не с жертвоприношениями, а с домашними ритуалами.

Четыре ведических жреца в сопровождении помощников обязаны скрупулезно и безошибочно исполнять обряд, начинающийся с церемонии возжигания трех огней на алтаре, символизирующем космос, и завершающийся жертвоприношением (яджна). Кроме этого обряда существует множество других храмовых и семейных приношений и ритуалов.

В течение многих веков веды передавались изустно от поколения к поколению и хранились в жреческих родах. Жрецы разработали сложную систему заучивания и проверки текстов, которая исключала малейшие погрешности. Тексты вед хранились в устной традиции даже тогда, когда в Индии распространилось письмо.

К традиции шрути принадлежат помимо самих вед другие тексты, непосредственно опирающиеся на них и развивающие отдельные их стороны. К каждой веде примыкают брахманы – тексты, содержащие комментарии жрецов-брахманов к ведийским ритуалам.

араньяки – тексты, адресованные лесным отшельникам. упанишады – тексты этического, философского и ритуального характера. Упанишады завершили ведийскую традицию. Они так и называются – веданта, что значит «конец вед».

Веды и примыкающий к ним свод священных текстов не отошли в прошлое вместе со временем, их породившим, и не утратили своего значения. Они и сейчас играют большую роль в духовной жизни Индии и сохраняют силу священного авторитета.

Ведийские боги и мифы, соприкоснувшись на индийской земле с местными божествами, стали меняться под их влиянием и в свою очередь воздействовать на них. Некоторые из старых арийских божеств давно сошли со сцены, другие обрели новую жизнь в индуизме. Пёстрая толпа божеств и полубожеств (как местных, так и пришлых) стала разрастаться и образовала в дальнейшем многочисленный индуистский пантеон.

Сильно изменился и характер жертвоприношения, но всё же ведийский ритуал с неукоснительным соблюдением всех предписанных в древности процедур можно встретить и сегодня: его сохраняют неизменным наиболее ортодоксальные брахманы, свято чтущие древние традиции. Многие древние обряды и обычаи пережили тысячелетия и сквозь их толщу «проросли» в современном индуизме.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 758; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.