Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индуизм. В Ригведе приводится легенда о возникновении мира




ВОЗНИКНОВЕНИЕ МИРА (космогония)

В Ригведе приводится легенда о возникновении мира. Она называется «Гимн Пуруше».

 

Вот Пуруша тысяченогий

тысячеглав тысячеглазый

землю кругом плотно облегший

возвышался на десять пальцев.

Вот Пуруша он Мирозданье

он над бывшим и над грядущим

он владычит и над бессмертьем

ибо растет жертвой питаясь.

Сам великий сам необъятный

Пуруша себя необъятней

он в живущих только на четверть

три четвёртых в небе бессмертно.

Боги ткали жертводаянье

принесён был Пуруша в жертву

маслом жертвенным весна стала

лето костром жертвою осень.

На соломе жертвокроплёной

стал Пуруша перворождённый

сам он жертва стал первожертвой

жертвой божеств садхья и риши.

Сам он жертва стал расчленённый

стал горячим жертвенным маслом

сам из масла сделал живущих

в небесах, в лесах и в селеньях...

А когда Пурушу разъяли

на сколько частей разделили

рот и руки как нарекали

называли бедра и ноги.

Нарекли его рот брахманом

его руки стали раджанья

его бедра назвали вайшья

его ноги родили шудру.

Дух его луной обернулся

солнце оком его сияет

губы стали Агни да Индрой

обратилось ветром дыханье.

Воздух пуп его земля ноги

из главы же небо явилось

ухо стало странами света

так божествами был мир устроен.

Древнеиндийскому взгляду на мир издавна была свойственна идея троичности божественных сил. Стоит вспомнить хотя бы прото-Шиву с его тремя ликами или три основные группы индийских божеств и объединение главных из них по трое, как, например, Агни, Индра и Сурья.

В индуизме эта идея воплотилась в Тримурти – «тройственном образе». В Тримурти слились три бога, которые стали главными в индуизме: Брахма, Вишну и Шива. Все они являлись проявлением единой божественной сути, но за каждым закреплялась определённая «сфера деятельности». Брахма был создателем мира, Вишну – его хранителем, а Шива – разрушителем, но он же восстанавливал его заново.

Все три бога нередко изображались вместе: они или стояли рядом, или их тела словно вырастали одно из другого.

Если в ведийской традиции главным и единственным был тот бог, к которому древний индиец обращался в данный момент в ритуале, то в индуизме положение стало иным: выделился «главный» бог, которого индуист почитал всю жизнь.

Если в ведийской мифологии три сферы мироздания и все предметы и явления видимого мира распределялись между тремя группами божеств, то в индуизме каждый из великих божеств отвечал за всю вселенную, либо сотворяя, либо сохраняя, либо разрушая её.

Позднее, к концу второй половины I тыс. до Р.Х., Брахма ещё дальше отступил на задний план. Вишну и Шива оттеснили его, став главными божествами в индуизме. В Индии сохранился лишь один храм, посвященный Брахме. Он находится в Пушкаре, в штате Раджастхан. Изображения Брахмы встречаются в храмах других божеств, но самостоятельного его культа практически не существует. Такое соотношение почитателя божеств отражено в споре Вишну и Брахмы:

«Однажды Вишну с Брахмой поспорили о том, кто из них могущественнее. Чтобы разрешить их спор и открыть истину, явился Шива в виде огромного огненного столба. Столб этот выглядел как огонь, пожирающий мир при его гибели, и сверкал посреди огненных венков; был он без начала, без середины и без конца. Брахма сказал Вишну:

„Ты иди вверх, а я пойду вниз, чтобы найти его коней».

Превратился Вишну в огромного вепря и тысячу лет рыл землю, но так и не дошёл до основания столба.

А Брахма стал белоснежным лебедем с горящими глазами, быстрым, словно мысль, стремительным, словно ветер.

Тысячу лет он летел вверх, но так и не долетел до вершины огненного столба.

Когда они вернулись обратно, Шива поведал им правду.

С тех пор поклоняются ему во всех трёх мирах».

(Огненный столб, ни конца, ни начала которого так и не смогли достичь Вишну и Брахма, был лингамом, фаллосом Шивы).

Упомянутые боги оказались в центре почитания: на них сосредоточилась вся сила проявления мистического чувства верующих. Проявления эти могли принимать самые разнообразные формы и варианты.

Шиваизм, вишнуизм и шактизм (почитание женской творческой энергии (шакти), воплощённой в образе божественной супруги – спутницы бога (чаще Шивы)) не были противоречащими или враждебными друг другу направлениями. Не отрицали они и существование других божеств и направлений.

Индуистский пантеон по-прежнему оставался пёстрым и многочисленным, и по-прежнему сохранялось множество способов почитания этих божеств. И боги, и их почитатели мирно сосуществовали друг с другом. Индуизм – очень терпимая религия, но лишь в том, что касается вероучения; в вопросах касты и других общественных установлений ему отнюдь не свойственна какая-либо терпимость.

Почти всё, что было связано с божествами как с главными обектами культа, осталось прежним. Мифологические образы Шивы и Вишну выросли из вед, упанишад, эпоса. Но теперь главным источником представлений о богах становятся пураны. Именно они послужили мифологической основой и вишнуизма, и шиваизма. На средние века приходится расцвет индуизма как пуранической религии, открытой и понятной широким слоям населения. В вишнуизме очень распространено поклонение аватарам Вишну (земным воплощениям Вишну), самые известные из которых Рама и Кришна, но индуистский универсализм не оставляет вниманием и самого Будду. Вишнуисты считают его одним из воплощений Вишну, который явился для того, чтобы не оставить беспризорными бунтарей от разума и, создав для них учение, включил их в традицию индуизма. Всего десять аватар Вишну – все они являлись защитниками мира.

Первые четыре аватары Вишну принадлежали животному миру. Во время Всемирного потопа он принял облик матсьи – рыбы – и спас от гибели Ману, который стал потом прародителем человечества. Кроме него рыба спасла от потопа семерых великих мудрецов-риши и священные тексты вед. Во второй раз Бог сошел на землю в облике курмы – черепахи. Во время потопа были утеряны многие сокровища, в том числе и напиток бессмертия – амрита. Он был нужен богам, чтобы сохранять вечную молодость, и Вишну помог его вернуть. В третий раз Вишну пришлось спуститься на землю в облике вепря.

Демон Хираньякша добился того, что его не мог одолеть ни бог, ни человек, ни зверь. Но, перечисляя животных в заклинании, он забыл упомянуть вепря. Обретя силу, он стал притеснять богов и людей. Тогда гигантский вепрь-Вишну разодрал страшными клыками брюхо заносчивому демону. И в четвертый раз Вишну снова пришлось иметь дело с демоном. Демон добился у Брахмы обещания, что никто не сможет его победить: ни бог, ни человек, ни зверь, что убить его нельзя ни днем, ни ночью, ни в доме, ни снаружи. Обеспечив себе безопасность, он стал преследовать богов и людей. Не ушел от преследования даже его собственный сын Прахлада – верный почитатель Вишну. Он воззвал к любимому божеству. И вот на закате (то есть ни днем, ни ночью) из колонны на пороге дома (то есть ни в доме, и не вне его) вышло невиданное существо – нарасимха, получеловек-полулев, и разорвало надменного демона-царя. В пятый раз Вишну родился в облике карлика Ваманы, когда власть над небом, землей и подземельем захватил демон Бали. Вишну-Вамана отправился к бали за милостыней, но от всего отказывался, только попросил немного земли: столько, сколько он сможет отмерить тремя шагами. Согласился Бали, а Вамана стал огромным великаном. Сделал он первый шаг, сделал второй – и покрыл и землю, и небо, и пространство между ними. От третьего шага воздержался: стало ему жалко Бали, и оставил он ему подземный мир. В шестой раз принял Вишну облик человека по имени Парашурама (рама с топором). По приказу своего отца и духовного наставника он без колебаний обезглавил собственную мать, заподозренную в греховных помыслах. Но главным его деянием было убийство тысячерукого царя Картавирьи, который захватил власть над миром и жестоко притеснял брахманов.

Однако чаще всего Вишну почитают в обликах Рамы и Кришны. Рама – царевич Айодхьи, вместе со своим братом и женой Ситой вел отшельническую жизнь в лесу, где уничтожил многих демонов. Один демон решил отомстить ему и похитил Ситу. Долго искал Рама Ситу, бродя вместе с братом по свету. Наконец нашел ее во дворце демона. После долгой кровопролитной битвы Рама победил демона и освободил Ситу.

Но, пожалуй, самое значительное и почитаемое воплощение Вишну – Кришна. В Матхуре правил злой и жестокий царь Канса. Его двоюродная сестра Деваки была матерью Кришны, и было Кансе пророчество, что суждено ему умереть от руки восьмого сына Деваки, и вознамерился он уничтожить всех ее детей. Кришну же спас его отец и отдал на воспитание пастуху. Возмужавший Кришна вступил в борьбу с царем Канса, убил его и овладел царством Матхура. И еще не раз побеждал он злых царей и демонов Индии. Девятой аватарой Вишну стал Будда, воплотившийся якобы затем, чтобы разубедить врагов богов – асуров – в святости вед и тем лишить их силы. Последняя аватара Камка – защитник на белом коне, которому в конце мира еще предстоит придти.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 1464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.