Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вайшешика




НьЯЯ

ЙОГА

САНКХЬЯ

Одна из наиболее сложных и глубоких систем – санкхья («число», «размышление») – была весьма популярна в древности. Она сконцентрировала в себе большинство проблем индуистской философии. Её основателем считается легендарный Капила (примерно VII в. до Р.Х.). Трактаты самых древних авторов до наших дней не дошли. Первый известный текст классической санкхьи – «Санкхья-карика» Ишваракришны (примерно III в.???? Р.Х.).

Согласно учению санкхьи, существуют два самостоятельных начала: пракрити – единая, вечная и изменчивая природа и пуруша – множество индивидуальных духов. В своём непроявленном виде пракрити находится в равновесии трёх составляющих её сил – гун. Первая гуна – саттва – создаёт равновесие, покой и гармонию; вторая – раджас – возбуждение, страсти и активность; третья – тамас – инертность, тупость и равнодушие. Все три гуны существуют всегда вместе, комбинируются в разных сочетаниях и порождают всё разнообразие видимого мира. В начале каждого мирового периода равновесие этих сил нарушается, пракрити разворачивается, и возникают 25 элементов, или типов, сущего (таттв), начиная от интеллекта и чувства индивидуальности и кончая физическими элементами (воздух, огонь, вода, земля, эфир).

Пуруша – бессмертное одухотворяющее начало – отличается от тела, мысли, наших органов чувств и ощущений. Он понимается как бездействующий зритель всех процессов, происходящих в мире. Но в каждой конкретной жизни он вовлекается в круговорот сансары, и происходит смешение интеллекта и духа. Осознать их реальную несвязанность можно с помощью глубокого размышления и внутреннего сосредоточения.

Цель санкхьи – освободить дух человека от пут незнания и невежества, усмирить страсти, очистить тело и мысли упражнениями и постичь истину.

 

Теоретическим фундаментом йоги – даршаны, опирающейся на исходный текст «Йога-сутры» Патанджали, а также на комментарии к нему, – является санкхья. Согласно йоге, к познанию истины можно прийти лишь с помощью сложной психофизиологической техники. Йога как метод совершенствования предполагает прекращение психических процессов, причём психика понимается как нечто материальное, природное. Йога ведёт к преодолению всего преходящего. Для этого предлагается восьмеричный путь, то есть путь, состоящий из восьми стадий: яма – воздержание от насилия, лжи, от причинения вреда всему живому, от вражды и ненависти, от стяжательства, суесловия, порочных связей с недостойными людьми; нияма – выполнение предписаний по очищению тела и мысли, чтение священных книг, постоянные размышления о божественном; асана – овладение правильными позами для сосредоточения; пранаяма – управление дыханием; пратьяхара – отвлечение органов чувств от их обектов; дхарана – удержание внимания и сосредоточение сознания; дхяна – медитация и самадхи – высшее из возможных состояние сознания. В результате восьмизвенной йоги дух отделяется от пракрити и достигает окончательного освобождения.

 

Конечной целью человеческой жизни в ньяе, как и в других даршанах, провозглашается мокша (освобождение от сансары – колеса перерождений), но при этом подчёркивается важность умозрения для познания истинной реальности. Условия и методы истинного познания определяются с помощью логики и её законов. Ньяя признаёт четыре вида простых самостоятельных источников познания: восприятие; вывод, основанный на восприятии; уподобление (то есть установление связи слова с увиденным впервые предметом); словесное свидетельство. Недостоверное познание опирается на память, сомнение, ошибку и предположение.

Ньяя поделила сферы своих интересов с вайшешикой, выбрав для себя прежде всего правила, методы мышления и формулирование результатов его деятельности, то есть диспут. Исходным текстом древней школы была «Ньяя-сутра» Акшапады Готамы.

Детально классифицировав источники достоверного познания, ньяя разработала учение о восприятии, сверхчувственном и обычном, и логическую теорию вывода.

Развитие старой ньяи завершил Удаяна (1050–1100). Новый этап начался с трактата Гангеши «Таттвачинтамани» (XIII в.). С этого времени школа стала называться навья-ньяя («новая ньяя»).

 

Главная задача вайшешики – создание учения о бытии. Опираясь на древние эпические космологические тексты, вайшешика размышляет о бытии как таковом, анализирует его состав и выделяет основную сущность и классы. В бытии выделяется шесть видов: вещности, их качества, их движение, общее и особенное и внутренняя присущность. Даршана подробно анализирует каждый вид.

Некоторые учёные считают ньяю ветвью вайшешики, которая отделилась от неё во II в. и стала существовать самостоятельно как школа для изучения правил и методов ведения диспутов. Ньяя и вайшешика действительно очень близкие даршаны. Основополагающим трактатом вайшешики являются древние «Вайшешика-сутры» Канады, но они имеют меньшее значение по сравнению с комментарием Прашастапады (IV–V вв.), который затмевает авторитет Канады.

Общая философская направленность ньяи и вайшешики, сходство в логике и теории познания послужили предпосылками для слияния двух школ в одну, получившую название «ньяя-вайшешика». С V по XII в. ньяя-вайшешика возглавляла напряжённую философскую борьбу индуистской философии с буддизмом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 618; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.